Интеллект и биологическая адаптация




Всякое психологическое объяснение рано или поздно завер­шается тем, что опирается на биологию или логику (или на социо­логию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой)...

Двойственная природа интеллекта, одновременно логическая и биологическая, - вот из чего нам следует исходить...

Всякое поведение, идет ли речь о действии, развертывающем­ся во вне, или об интериоризованном действии в мышлении, вы­ступает как адаптация, или, лучше сказать, как реадаптация. Инди­вид действует только в том случае, если он испытывает потреб­ность в действии, т. е. если на короткое время произошло наруше­ние равновесия между средой и организмом, и тогда действие на­правлено на то, чтобы вновь установить это равновесие, или, точ­нее, на то, чтобы реадаптировать организм. Таким образом, «поведение» есть особый случай обмена (взаимодействия) между внешним миром и субъектом. Но в противоположность физиологи­ческим обменам, носящим материальный характер и предпола­гающим внутреннее изменение тел, «поведения», изучаемые пси­хологией, носят функциональный характер и реализуются на больших расстояниях - в пространстве (восприятие и т. д.) и во времени (память и т. д.), а также по весьма сложным траекториям (с изгибами, отклонениями и т. д.).

Гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения - вот что такое интеллект, являющийся по своему суще­ству системой наиболее жизненных и активных операций Будучи самой совершенной из психических адаптации/интеллект служит, так сказать, наиболее необходимым и эффективным орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействи­ях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отноше­ний. Однако, с другой стороны, этот же способ рассуждения за­прещает нам ограничить интеллект его исходной точкой: интеллект для нас есть определенный конечный пункт, а в своих истоках он неотделим от сенсомоторной адаптации в целом, так же как за ее пределами - от самых низших форм биологической адаптации.

...подход, при котором упор делается на взаимодействие орга­низма и среды, приводит к операциональной теории интеллекта. Согласно этой точке зрения, интеллектуальные операции, высшей формой которых являются логика и математика, выступают как ре­альные действия в двояком смысле: как результат действий субъ­екта самого по себе и как результат возможного опыта, возникаю­щего из взаимодействия с окружающей действительностью. И тогда основная проблема сводится к тому, чтобы понять, каким обра­зом, начиная с материального действия, происходит выработка этих операций и посредством каких законов равновесия регулиру­ется их эволюция. Операции, таким образом, выступают обяза­тельно сгруппированными в целостные системы.. эти системы отнюдь не являются неподвижными и данными изначально. Напро­тив, они мобильны, обратимы и определяются как таковые только в конце процесса своего создания. Этот одновременно индивиду­альный и социальный генетический процесс и определяет характер таких операциональных систем...

Мы утверждаем, что в развитии существуют четыре основных периода. Первый период - сенсомоторный - продолжается до по­явления речи. Это, как мы его называем, период «сенсомоторного интеллекта» - вид интеллекта, который приводит в итоге к появле­нию таких новообразований, как организация пространственных отношений, организация предметов и понятие их инвариантности, организация причинных связей и ряд других.

После сенсомоторного периода, приблизительно в возрасте двух лет, наступает другой период, начинающийся с появления символической, или семиотической, функции. Он называется пе­риодом «дооперационального мышления», поскольку теперь ребе­нок уже способен к репрезентативному мышлению с помощью сим­волической функции. Между тем на этой стадии ребенок все еще не может выполнять операции тем способом, который, с моей точ­ки зрения, обозначается этим термином. Согласно моей термино­логии, «операциями» называются интериоризированные действия, которые обратимы, т. е. могут выполняться в противоположных направлениях. В итоге они скоординированы в общие структуры и эти структуры образуют источник чувства внутренней необходимо­сти.

третий важный период начинается приблизительно в возрасте 7-8 лет и характеризуется зарождением операций. Вначале эти операции конкретны, т. е. они выполняются непосредственно на предметах в ходе действия с этими предметами. Например, ребенок может провести классификацию конкретных предметов, упоря­дочить их или же установить соответствие между ними, провести на них числовые операции, измерить их по протяженности. При­мерно до 11-12 лет операции ребенка остаются конкретными. Приблизительно с этого возраста начинается четвертый из основ­ных периодов. Его можно охарактеризовать как период формаль­ных, или пропозициональных, операций. Это означает, что опера­ции теперь выполняются не только в отношении конкретных пред­метов, но уже распространяются на гипотезы и суждения, которые ребенок может использовать в качестве абстрактных гипотез и из которых он может вывести следствия формальным или логическим путем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: