НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




Лекция 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

Регулируя общественные отношения, возникающие в связи с упла­той налогов, законодательство не только устанавливает конкретные права и обязанности участников этих отношений, но и различные меры государ­ственного принуждения или юридической ответственности в случае неис­полнения ими своих обязанностей.

За нарушение налогового законодательства предусмотрены следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дис­циплинарная, финансовая (налоговая). Условием привлечения к ответственности по налоговому законода­тельству является совершение налогового правонарушения. Однако, само по себе нарушение налогового законодательства еще не является основанием для привлечения лица к юридической ответствен­ности. Только установление в поведении лица всех признаков наказуемого деяния и всех предусмотренных законом элементов состава налогового правонарушения позволяет привлечь данное лицо к налоговой ответствен­ности.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением при­знается виновно совершенное противоправное (в нарушении законодатель­ства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогопла­тельщика, налогового агента и иных лиц, за которое налоговым кодексом установлена ответственность.

В целях защиты финансовых интересов государства в случаях особо злостного нарушения налогового законодательства ответственность уста­навливается уголовным кодексом.

К налоговым относится правонарушения, касающиеся непосредст­венно налоговой системы, поэтому только налоговое правонарушение яв­ляется основанием привлечения к налоговой ответственности. Налоговое правонарушение характеризуется следующими признака­ми:

1. Налоговое правонарушение - это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства. В норме права закреплена модель правонарушения и совершенное дея­ние должно соответствовать ей.

Противоправность состоит, таким образом, в нарушении действую­щих норм налогового законодательства. Деяния хотя и причиняющие ущерб финансовым интересам государства, но не нарушающее нормы на­логового законодательства, не могут быть признаны противоправными. Деяния, влекущие нарушения норм, содержащихся в подзаконных актах, хо­тя и являются противоправными, но не могут служить основанием для привлечения к налоговой ответственности.

Выражаться налоговое правонарушение может в форме действия или бездействия.

2. Налоговое правонарушение - это виновное деяние, т.е. это
действие или бездействие совершается правонарушителем соз­-
нательно. Вина - это психическое отношение лица к содеян­
ному, а также к его последствиям. Признаком вины правона-­
рушителя является умышленный характер его деяния, либо
проявления им неосторожности. При привлечении нарушителя к
ответственности необходимо установить не только сам факт
налогового правонарушения, но и степень вины налогопла-­
тельщика.

3. Налоговое правонарушение - вредное деяние. Вредность того
или иного деяния определяется интересами государства и об­
щества. Налоговое правонарушение причиняет вред финансо­
вым интересам государства, поскольку налоги являются ос­
новным способом получения налогов в бюджеты всех уров­
ней.

4. Для налогового правонарушение необходима причинная связь
между противоправным действием и наступлением вредных
последствий. Вредные последствия должны быть результатом
тех совершенных правонарушителем деяний, которые указаны в законе
как противоправные. В противном случае, если такой связи
нет, применение каких либо мер налоговой ответственности
не допускается.

5. Налоговое правонарушение - наказуемое деяние, т.е. это дея­ния, за которое к правонарушителю применятся налоговые
санкции. Если за совершение каких-либо противоправных
деяний наложение финансовых санкций законом не предусмотрено, привлечение нарушителя к ответственности недопустимо.

Применение налоговых санкций за совершение налогового правона­рушения называется налоговой ответственностью. Принципы или общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового право­нарушения предусмотрено ст. 108 НК РФ.

В ней определено, что:

§ никто не может быть привлечен к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения иначе, как по основания и в
порядке, которые предусмотрены кодексом;

§ никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответст­венности за совершение одного и того же правонарушения;

§ предусмотренная налоговым кодексом ответственность за дея­ния, совершенное физическим лицом наступает в том случае, если это деяние не содержит признаков состава преступления предусмотренного уголовным законодательством-РФ;

§ привлечения организации к ответственности за совершение
налогового правонарушения не освобождает ее должностных
лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к администра­тивной, уголовной или иной ответственности, предусмотрен­ной законами РФ;

§ привлечение налогоплательщика или налогового агента к от­ветственности за совершение налогового правонарушения не
освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся
суммы налога и пенни;

§ одним из важнейших принципов привлечения к налоговой от­ветственности является презумпция невиновности.

Лицо считается невиновным в нарушении налогового правонаруше­ния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке или установленно вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою неви­новность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по дока­зыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правона­рушения и виновности лица в его свершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответ­ственности, толкуются в пользу этого лица.

Налоговые санкции в соответствии с требованиями Налогового ко­декса РФ должны применяться с учетом личности нарушителя, его вины, обстоятельств смягчающих и отягощающих ответственность, размера причиненного вреда. Специфическим обстоятельствам исключающим на­логовую ответственность является выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым или другим уполномоченным органом, или должностными лицами в пре­делах их компетенции. В месте с тем, совершение налогового правонару­шения вследствие счетной или иной ошибки, неверного юридического толкования, сбоя в компьютерных программах и других подобных обстоя­тельствах не освобождает от налоговой ответственности.

Налоговый Кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня об­стоятельств, смягчающих ответственность.

В ст. 112 НК РФ указано, что судом признаются таковыми: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных об­стоятельств и совершение правонарушения под влиянием угрозы или при­нуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Кроме того, законом предусмотрено, что судом могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства. К иным могут быть отнесены незначительность вредных последствий правонарушений, добровольность уплаты недоимки, болезнь налогоплательщика, бюджетное не­дофинансирование и другое.

Отягощающими могут признаваться лишь те обстоятельства, кото­рые перечислены в законе. К ним относятся: совершение налогового пра­вонарушение лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогич­ное правонарушения, т. е. рецидив. Лицо, с которого взыскано налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с мо­мента вступления в силу решения суда или налогового органа о ее приме­нении. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа должен быть уменьшен не менее, чем в 2 раза, а при наличии отя­гчающего обстоятельства, наоборот, размер штрафа увеличивается на 100%.

В соответствии со ст. 113 НК РФ нарушитель налогового законода­тельства не может быть привлечен к налоговой ответственности, если к моменту внесения решения о наложении взыскания истек срок давности привлечения к ответственности - он равен 3 годам. Исчисляется он со дня совершения налогового правонарушения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Кроме давности привлечения к ответственности, законом установлен срок давности взыскания налоговых санкций. - он равен 6 меся­цам. Это срок, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций. Он исчисляется со дня об­наружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекательным и продлению не подлежит,

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Этому предшествует производство по делу о налоговом правонарушении, которое состоит из нескольких этапов.

Налоговое правонарушение обнаруженное при проведении проверок в ходе налогового контроля, отражаются в акте. При этом правонаруши­телю предоставляется право представить свои объяснения по поводу до­пущенных нарушений, а также возражения по акту.

В установленный законом срок (14 дней) руководитель налогового органа должен рассмотреть акт, а также документы и материалы представ­ленные правонарушителем и принять одно из решений:

§ о привлечении лица к налоговой ответственности;

§ об отказе в привлечении лица к налоговой ответственности;

§ о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В случае решения о привлечения к налоговой ответственности налоговой орган должен предложить правонарушителю добровольно уплатить сумму штрафа. В случае отказа добровольно уплатить сумму штрафа или пропуска срока уплаты, указанного в требовании, налоговый орган обращается суд с ис­ковым заявлением о взыскании с нарушителя налоговой санкции. Исковое заявление подается налоговым органом:

§ в арбитражный суд при взыскании санкции с организации или ин­дивидуального предпринимателя (такие дела рассматриваются в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством);

§ в суд общей юрисдикции, если взыскание производиться с физиче­ского лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем -
рассматриваются эти дела по правилам гражданского судопроизвод­ства.

Налоговая ответственность - это реакция государства на совершен­ное налоговое правонарушения. Она всегда носит имущественный харак­тер. Налоговые санкции применяются всегда в виде денежных взысканий (штрафов).

Обязательным условием применения санкций является наличие состава правонарушения, которое определятся как совокупность установ­ленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяния как определенное налоговое правонарушение.

Состав правонарушения показывает, из каких структурных элемен­тов оно состоит и как эти элементы взаимосвязаны друг с другом. В его состав входят следующие элементы: объект правонарушения, субъект пра­вонарушения, объективная и субъективная стороны.

Объектом налогового правонарушения являются общественные от­ношения, на которые посягает налоговое правонарушение - это финансо­вые интересы государства, направленные на формирование доходной час­ти бюджетов всех уровней и внебюджетные фонды. К ним относится об­щественные отношения, связанные с учетом налогоплательщиков и прове­дением налоговых проверок, а также общественное отношение, обеспечи­вающее уплату налога.

Объективная сторона - это признаки противоправного деяния, характери­стика его внешних проявлений. К ним относятся время, место, способ, об­становка, повторность, размеры, характер вредных последствий и т.д.

Субъектом налогового правонарушения является лицо, совершившее налоговое правонарушение и способное нести за него ответственность. Для физических лиц она наступает с 16-летнего возраста, для юридических - при наличии статуса юридического лица.

Субъектами налоговых правонарушения являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, свидетели, эксперты и др. Субъективная сторона правонарушения включает в себя характеристику вины (умысел или неосторожность), мотивы и цели правонарушения.

Все составы или виды налоговых правонарушений перечислены в налого­вом и уголовном кодексе. Так, нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 НК РФ срока подачи заявления о постановки на учет в нало­говом органе влечет в соответствии со ст. 116 НК РФ взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., а при нарушении срока более чем на 90 дней - в разме­ре 10 тыс. руб.

Нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым Ко­дексом (ст.23 НК РФ) срока представления в налоговый орган информации об откры­тии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет в соответствии со ст. 118 НК РФ взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Особенные злостные правонарушения законом отнесены к уголов­ным преступлениям. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответ­ственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц и организаций (соответственно ст. 198,199 УК РФ), за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удер­жанию, перечислению налогов и сборов - ст. 199' УК РФ и др.

Санкции за уголовные преступления в области налоговых правоот­ношений носят не только денежный характер, но и предусматривают дру­гие меры ответственности в зависимости от тяжести содеянного и насту­пивших в последствии, вплоть до применения такой санкции как лишение свободы.

 


Лекция 13. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕН-

НЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

 

Мобилизация денежных средств государством и муниципальными образованиями в свои бюджетные и внебюджетные фонды осуществляется для того, чтобы их использовать для решения своих же задач и функций. Затраты государства (муниципальных образований) на обеспечение жизнедеятельности общества – это и есть государственные (муниципальные) расходы.

Эти расходы представляют собой урегулированные правовыми нормами расходы государства и муниципальных образований, возникающие в процессе их функционирования, направляемые на развитие производства, социально-экономические и культурные потребности, оборону и государственное управление.

Государственные расходы, в которые входят федеральные расходы, расходы субъектов федерации, и муниципальные расходы в своей совокупности образуют систему государственных (муниципальных) расходов. Перечень государственных расходов определяется Бюджетной классификацией РФ на основе действующего законодательства. Бюджетная классификация устанавливает строгий перечень этих расходов по трем структурам:

§ функциональной;

§ ведомственной;

§ экономической.

Поскольку главное назначение всей финансовой системы и государственных (муниципальных) расходов в том числе, состоит в обеспечении выполнения функций, возложенных на органы власти, то к расходам по функциональному признаку можно отнести расходы на:

§ государственное и муниципальное управление;

§ национальную оборону;

§ правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

§ осуществление международной деятельности;

§ поддержку отраслей сферы материального производства;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ содержание учреждений социальной сферы и социальную защиту населения;

§ охрану окружающей природной среды и природных ресурсов;

§ обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти

§ прочие расходы.

Ведомственная классификация расходов представляет собой группировку расходов путем распределения средств по всем федеральным министерствам и ведомствам, возглавляемым руководителями, главными распорядителями средств федерального бюджета. Данная классификация должна полностью совпадать с разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации федерального бюджета.

Экономическая структура предполагает разделение расходов на капитальные и текущие. Текущие расходы – это часть расходов государства, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Это повседневные, ежегодно возобновляющиеся расходы государства.

Капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая:

§ статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица;

§ средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

§ расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

§ расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное (муниципальное) имущество;

§ другие расходы, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия его формирования определяются федеральным законом. В соответствии с действующим бюджетным законодательством, формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности финансовых затрат, на оказании государственных услуг. Эти нормативы устанавливаются Правительством РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Все расходы государства и муниципальных образований финансируются за счет доходов, концентрируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Следовательно, государственные и муниципальные расходы тесно связаны с государственными (муниципальными) доходами. Объем расходов зависит от объема доходов.

Основным способом производства государственных (муниципальных) расходов является финансирование.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах в распоряжение предприятий, учреждений и организаций для осуществления их уставной деятельности. В качестве источников финансирования используются средства:

§ государственных и муниципальных бюджетов;

§ государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

§ средства отраслей народного хозяйства (централизованные фонды министерств, ведомств), собственные финансовые ресурсы предприятий, организаций.

В настоящее время появились новые организационно-правовые формы финансирования – это финансирование объектов (программ) на конкурсной основе и выделение грантов – единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований (обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и др.), как правило, тоже в порядке конкурса.

Финансирование осуществляется на основе определенных принципов. К ним относятся:

§ принцип федерализма – его основу составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами федерации, поскольку именно разграничение компетенции определяет объем ответственности каждого уровня власти и объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета;

§ принцип целевого направления средств; например, капитальные вложения, зарплата и т.д.;

§ принцип безвозвратности расходования государственных и муниципальных ресурсов; он означает, что средства, направленные на финансирования государственных потребностей, не подлежит возмещению. Из этого принципа статьями 76, 77, 133 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающими выделение бюджетных кредитов юридическими лицами, а также другим уровням бюджетной системы, установлены исключения;

§ принцип режима экономии, предусматривающий систему форм и методов снижения затрат при достижении запланированного результата;

§ принцип бюджетного контроля в ходе осуществления бюджетных расходов;

§ принцип законности осуществления государственных и муниципальных бюджетных расходов. Он означает, что расходы должны производиться на основе действующего законодательства и в определенный период времени.

В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

§ Ассигнования на содержания бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства на оплату труда работников, уплату единого социального налога, трансферты населению, командировочные и иные компенсационные выплаты работникам, оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным (муниципальным) контрактам: оплату товаров, работ, услуг в соответствии с учрежденными сметами без заключения государственных (муниципальных) контрактов. Этот перечень расходов для бюджетных учреждений является исчерпывающим. Расходование бюджетных средств на иные цели бюджетными учреждениями не допускается.

§ Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным (муниципальным) контрактам или в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных и муниципальных контрактов. Государственный (муниципальный) контракт (договор), заключается уполномоченным на это органом от имени государства или муниципального образования в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Указанные контракты размещаются на конкурсной основе. Государственный (муниципальный) заказ представляет собой совокупность заключенных государственных (муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

§ Трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.

§ Бюджетных кредитов юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей. Бюджетный кредит – это предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной или возмездной основе. Бюджетные кредиты предоставляются как государственным (муниципальным), так и негосударственным (немуниципальным) предприятиям. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты, условия, порядок и лимиты их предоставления, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

§ Субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам. Они выделяются в случаях, предусмотренных целевыми программами, законами о бюджетах на условиях и в порядке, определенных правилами соответствующих органов управления (например, жилищные субсидии военнослужащим).

§ Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц. Финансирование бюджетных инвестиций осуществляется при включении их в целевые программы соответствующих органов власти.

§ В формах бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам. Подобные фонды расходов бюджетов предусмотрены ст.133 Бюджетного кодекса РФ.

§ В формах кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований, а также кредитов иностранным государствам.

§ В форме средств на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных (муниципальных) гарантий.

Бюджетное законодательство предусматривает на случай чрезвычайных ситуаций создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в региональных и местных бюджетах устанавливается при утверждении соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. проведение аварийно-воспитательных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в истекшем финансовом году. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Если принимается правовой акт, предусматривающий увеличение бюджетного финансирования или введение новых бюджетных расходов, то такой акт должен предусматривать источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов.

При определении источников финансирования новых бюджетных расходов исключается увеличение дефицитов бюджетов.

Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. В случае принятия бюджета с дефицитом утверждаются источники его финансирования. Бюджетный кодекс регулирует императивно предельный размер дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы:

§ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в финансовом году;

§ размер дефицита регионального бюджета не может превышать 15% объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета;

§ размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

При принятии закона о бюджете на очередной финансовый год утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Такие источники делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам.

В качестве внешних источников выступают государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг; кредиты иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.


Лекция 14. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫВАЛЮТНОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Валютные отношения в любом государстве и в РФ в том числе, регулируются с учетом экономических задач государства. Валютное регулирование является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства, поскольку с его помощью государство может добиваться устойчивости и стабильности национальной валюты, что позволяет решать задачи государства в сфере экономики и политики. На реализацию этих задач направлено установление определенного валютного режима.

Существуют три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, режим валютного государственного регулирования, режим свободно конвертируемой валюты.

В РФ установлен режим валютного государственного регулирования, правовой основой которого является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Тип валютного режима, установленный в государстве, определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности их должностных лиц, права и обязанности физических и юридических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Поскольку общественные отношения в области валютного регулирования регламентируются правовыми нормами валютного законодательства, то такие отношения являются правоотношениями. Валютные правоотношения можно определить как общественные отношения, возникшие в процессе осуществления валютных операций, проведения валютного контроля и регламентирования валютного обращения, урегулированные кроме Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» нормами ряда отраслей права, в т.ч. финансового, гражданского, уголовного.

Структуру валютного правоотношения, как и любого другого правоотношения, составляют три элемента: субъект, объект и содержание. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» делит субъектов валютных правоотношений на две категории: резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся:

А) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в т.ч. временно находящиеся за ее пределами;

Б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

В) предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

Г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

Д) филиалы и представительства за пределами РФ названных ранее юридических лиц, а также предприятий и организаций, таковыми не являющимися.

В соответствии с Законом нерезиденты – это:

А) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в т.ч. временно находящиеся в РФ;

Б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

В) предприятия и организации не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

Г) Находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

Д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов- юридических лиц и предприятий, не являющихся юридическими лицами.

Деление субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов обусловлено разным объемом предоставленных им прав и обязанностей по совершению различных валютных операций и сделок. Объектами валютных правоотношений являются:

§ валюта РФ;

§ ценные бумаги в валюте РФ;

§ иностранная валюта;

§ валютные ценности.

Понятие «валюта РФ» включает в себя:

§ находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центробанка РФ и монеты;

§ средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях РФ;

§ средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и Центробанком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Понятие «ценные бумаги в валюте РФ» означает платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях.

Иностранная валюта – это:

§ денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении являющихся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

§ средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Валютные ценности – это ценности, в отношении которых валютным законодательством установлен особый ограниченный режим обращения на территории страны.

Действующее законодательство к валютным ценностям относит:

§ иностранную валюту;

§ ценные бумаги в иностранной валюте;

§ драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

§ природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.

Валютные операции – это в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из нее валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно подразделить на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям действующее законодательство относит:

§ переводы в РФ и из нее иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

§ получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

§ переводы в РФ и обратно процентов, дивидендов и иных доходов по доходам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

§ переводы неторгового характера в РФ и обратно, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:

§ прямые инветиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

§ портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

§ предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг);

§ предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

§ все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без ограничений. Валютные операции, связанные с движением капитала, могут проводиться в порядке, установленном Центробанком РФ. Согласно Закону РФ «О банках и банковской деятельности» для осуществления банковских валютных операции кредитные организации должны получить в ЦБ РФ специальные лицензии.

В России функционирует рынок благородных металлов и природных драгоценных камней. Уполномоченные банки на основе специальных лицензий, полученных от ЦБ РФ, покупают и продают драгоценные металлы и драгоценные природные камни, в том числе физическим лицам, привлекают их во вклады, предоставляют и получают кредиты в рублях и иностранной валюте под залог этих ценносте<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: