Особенности ценообразования на кредитном рынке.




Денежные средства в виде денег приобретаются не навсегда, а на определенное время. Например, приобретение денег в кредит. При этом денежные средства не изнашиваются в прямом смысле слова, хотя и могут терять ценность в связи с инфляцией. Лицо, продающее денежные средства в кредит, теряет упущенную выгоду, т.е. возможность использовать деньги по другому назначению. Заемщик должен возместить кредитору эту упущенную выгоду. Кроме возмещения упущенной выгоды, продавец кредита должен получить прибыль.

Ценообразование в рыночной экономике тесно связано с кредитной системой. Взаимосвязь цены и кредита прослеживается через механизм кредитования. Объемы кредитных вложений напрямую связаны с уровнем цен. Изменение цен оказывает влияние на ресурсы и объем кредита. Рост цен способствует увеличению кредитных ресурсов, а их снижение - уменьшению.

Существует несколько видов кредита: банковский, коммерческий, потребительский, государственный, ипотечный.

Ценой кредита является норма процента или процентная ставка (ссудный процент, ссудная ставка). Процентная ставка представляет собой долю, часть стоимости, процент от номинальной цены кредитных денежных средств, который должен выплачивать заемщик кредитору, чтобы получить право пользования денежным средством. Процент за кредит, реализующий один из принципов кредита - его платность, представляет собой специфическую цену за использование заемных средств. В данной цене учитываются затраты, связанные с реализацией конкретной услуги, спрос и предложение, качественные параметры по предоставлению кредита. Процентная ставка непостоянна и колеблется во времени. Поэтому за установленную норму процента принимают ее среднее значение за тот или иной период времени.

Предметом торга на рынке купли - продажи кредитных денежных средств выступает именно процентная ставка платы за кредит, которая в условиях свободного ценообразования устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения. При изменении условий на рынке происходит смещение кривых спроса и предложения и, в результате, процентная ставка меняется. Например, при увеличении налогов на банковские кредитные операции, предложение уменьшается и кредиты предлагаются по более высоким ценам. Если спрос на кредитные деньги снижается, например, в результате спада деловой активности, то кредитные деньги дешевеют.

Процентные ставки являются не только результатом свободного рыночного торга, а могут назначаться государственными органами или монополистами. Так, Центробанк устанавливает процентную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам, фактически директивным образом, не учитывая спрос коммерческих банков на деньги.

Размеры устанавливаемых банком процентных ставок зависят от:

- уровня инфляции;

- инвестиционного риска;

- потребности госсектора в заемных средствах;

- спроса на ссуды;

- обменного курса валют.

Влияние инфляционного роста цен выражается в увеличении доли краткосрочных ссуд. Кроме того, банки стремятся предоставлять ссуды в твердой иностранной валюте.

С целью сокращения общего объема денежных сумм, находящихся в обращении, проводят политику кредитной рестрикции. Она направлена на сокращение объемов выдаваемых кредитов.

Сократить объемы выдаваемых кредитов можно за счет повышения процентных ставок. Если кредит окажется слишком дорогим, то заемщик, решившись его взять, будет стремиться использовать его по назначению. Кроме того, он в максимальной степени использует свои внутренние резервы, чтобы не пользоваться дорогостоящим кредитом. Заемщики, работающие с повышенным уровнем риска, также перестают претендовать на дорогой кредит. В итоге затраты на выпускаемую продукцию и цены в известной степени оказываются под контролем и более или менее стабилизируются.

Однако кредитная рестрикция не дает возможности использовать временно свободные средства и оперативно направлять их на развитие производства. Поэтому такая политика, с одной стороны, ведет к снижению инфляционных процессов, но, с другой стороны, тормозит развитие производства.

 


Лекция 9. Цены и финансово-кредитные отношения, ценообразование и система налогообложения

Цель лекции: рассмотреть взаимосвязь цен и финансово-кредитных отношений, ценообразования и системы налогообложения.

План лекции:

1. Ценообразование и система страхования.

2. Ценовая дискриминация и ее виды.

3. Опыт регулирования цен и ценообразования за рубежом.

 

Рекомендуемая литература: 1-5.

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ

 

Страховой рынок - это особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода ценообразования, реализуемая в тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.

Участники страхового рынка:

• страховщики (продавцы) - страховые компании, специализированные организации;

• страхователи (покупатели) - физические и юридические лица;

• страховые агенты и страховые брокеры (посредники) - они выступают между продавцами и покупателями и своими услугами содействуют заключению договора страхования.

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Она имеет:

• потребительную стоимость - обеспечение страховой защиты, при наступлении страхового события страховщик выплачивает страхователю страховое возмещение;

• стоимость - затраты труда, которые находят денежное выражение в цене страховой услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: