В) прикладные разработки




А) фундаментальное научное знание

Б) специальное или конкретное научное знание

в) прикладные разработки

В сфере естественно-научного изучения человека особо следует выделить физическую и медицинскую антропологию, включая физиологию, анатомию и эмбриологию, а также этологию, антропогеографию и экологию. Область социально-научного познания человека представлена прежде всего такими науками, как археология, этнология, социальная и культурная антропология, социология, психология, социобиология, социальная и психологическая лингвистика, социальная демография и статистика.

социальная антропология, использующая в процессе своего становления и развития данные этнографических, социологических и других социальных исследований, выступает тем не менее самостоятельной областью социально-научного знания. На это указывают многие исследователи, придерживающиеся самых разных научных ориентаций. Главным же аргументом в пользу научной автономии этой дисциплины следует считать признание ее вклада в разработку теоретических моделей социальной организации разных типов общества, в исследование тех форм социального взаимодействия людей (например, систем родства в первобытных обществах), которые оказались по тем или иным причинам вне поля зрения и сферы интересов представителей других социальных наук.

К фундаментальному уровню современной социальной и культурной антропологии принято относить такие теоретико-методологические ориентации и подходы, как эволюционистское направление с включением в него элементов диффузионизма, системно-функциональный подход, в т.ч. пост-функционализм, структуралистский подход, психологическую антропологию, объединяющую различные психологические течения, "понимающую" или феноменологическую антропологию, включающую интеракционизм, "антропологию повседневности", "этнометодологию", постмодернизм и некоторые другие.

Чтобы понять, в чем состоят особенности социально-антропологического взгляда на человека и его жизнь в обществе, необходимо более четко обозначить признаки, характеризующие рассматриваемую область знания и определить структуру этой науки.

 

№4 Человек в системе социальных и культурных связей.

Общество на хоть какой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей.

Входе своей деятельности чел выступает как разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти оношения, в свою очередь являются ее необходимой общественной формой.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи возникающие в процессе деятельности между большими соц группами, а так же внутри них. Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных отношений, поэтому важной проблемой соц философии оказываются классификации всей совокупности общественных отношений.

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивидум, а как представитель социальной группы либо общности, т.е. В системе его социальных связей.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое многомерное целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Элементами социальных систем являются люди. Вхождение человека в общество происходит через разнообразные социальные сообщества: группы, институты, организации и системы принятых в обществе норм и ценностей (культуру). Вследствие этого человек вовлечена в многих социальных систем, каждая из которых оказывает на нее системообразующий влияние. Она становится не только элементом социальной системы, а системой, имеющей сложную структуру. Любые социальные образования невозможно представить без человека, его активной творческой деятельности, одним из последствий которой и являются социальные сообщества. Ведь человек как существо социальное на основе социальных связей и взаимодействия творит группы, коллективы, объединения, а впоследствии и сообщества. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо -и микросреды, делает их полем собственной творческой активности и центром развертывания внутренних потенций.

В социологии личность рассматривается не как продукт природы, а прежде всего как совокупность общественных отношений, продукт общества.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в сущ и разв об-ва играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется в сфере определенной материальной и духовной культуры.

В самом широком смысле культуру можно понимать как систему отношений между человеком и миром. Культура является сложной самоорганизующейся системой, развитие которой обусловлено разнообразием видов человеческой деятельности.

Другими словами, для культуры как системы характерно наличие материальных и духовных ценностей, упорядоченных относительно определенного идеала. Культура служит как трансляции социального опыта, так и социализации личности, благодаря которой у каждого индивидуума формируется картина мира, объединяющая все известные человеку ценности, смыслы, идеи, понятия в единую систему, имеющую как общие черты для данной общности людей (нации, субкультуры), так и индивидуальные особенности.

 

 

№5 Теоретические предпосылки формирования и развития Соц -культ антропол.

Культурная антропология- занимается изучением поведения чел и результатов его деятельности. Культурная антропология-сравнительное исследование культурных общностей или обществ.

Теоретическая антропология представляет собой обширную область социально-научного знания, основание которой составляет идея, что культура порождается и воспроизводится человеком в результате активной адаптации в динамическом природном и искусственном окружении.

Основной целью этой области познания принято считать выявление сходств и различий между культурами с помощью сравнительного анализа и объяснение их причин и последствий.

Понятие «культурная антропология» используется главным образом в США; эта

же область в Великобритании (а иногда и в США) обозначается как социальная антропология, а в Германии и Франции - как этнология.

Понятие «этнология» имеет примордиалистские коннотации, указание на общность происхождения отдельных групп людей, понятие «культурная (социальная) антропология» указывает на социальную организацию людей, объединенных социальными взаимодействиями и символической коммуникацией.

Культурная Антропология область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. и связывалась с задачей полного понимания человека и его истории.

В истории становления антропологии как области научного познания общества и культуры обычно выделяются следующие периоды: 1)этнографический (1800-1860); 2)эволюционистский(1860-1895), 3)исторический(1895 - 1925). В это время происходило накопление знаний,

формирование представлений о предмете и границах культурной (социальной)

антропологии, этнологии (вначале - этнографии), кристаллизация исходных оснований и категорий.

Новые стимулы развития социальная и культурная антропология получила после Второй мировой войны.

С самого начала культурная антропология была ориентирована на научное исследование, в том числе сравнительное, рас, культур, языков, на выявление происхождения, распространения и модификации отдельных элементов культуры, на определение форм культурной динамики в локальных и глобальных масштабах.

Культурная антропология началась как эволюционистская наука.

Понятие эволюции стало ее центром, обеспечив основной принцип, вокруг которого стало возможным организовать и синтезировать значительные объемы исторических и этнографических данных. Основоположники культурной антропологии Л. Морган и Э. Тайлор и их по- следователи пытались выстроить естественную историю культуры на закономерной основе и выделить этапы культурного развития.

Следует подчеркнуть, что именно эволюционизм положил начало культурной (социальной) антропологии (этнологии) как самостоятельной науки. Как крупномасштабное концептуальное течение, он не был однородным, но состоял из целого ряда более или менее самостоятельных направлений теоретизирования.

 

№6Основные школы, концепции и парадигмы в социальной антропологии.

Научные парадигмы являются моделями объяснения и интерпретации поведения изучаемого объекта: природного, социального, психологического или культурного явления.

В социальной (культурной) антропологии применяются, как показывает анализ литературы, следующие парадигмы:

1)диалектическая парадигма. Диалектика перехода культуры из одной формы в другую посредством активности человека (группы) ясно обнаруживает и объясняет оппозиционность подсистем культуры (семиотического космоса культуры и природного космоса, обладающего самостоятельным бытием).

2) структурно-функциональная парадигма, позволяющая понять и объяснить порождение и функционирование форм и структур социального взаимодействия.

3) структуралистская парадигма, которая помогает исследовать символическую организацию культуры, т.е. трансформацию стимулов во внутренние концепты, а последние в знаки и значения. Структуралистская парадигма объяснения культуры позволяет утверждать, что опыт лишь тогда переходит в область культуры, когда он осмыслен, обозначен, представлен и нормирован в семиотическом поле (системе данной культуры).

Все эти парадигмы выполняют функции моделей восприятия и объяснения явлений культуры в контексте социальной жизни.

В процессе развития этнологии (культурной и социальной антропологии) и смежных с нею дисциплин возникали различные направления и концепции, некоторые из них к настоящему моменту полностью потеряли своё влияние в науке, другие, наоборот, и сегодня являются актуальными. Концепции некоторых школ и направлений не противоречили друг другу, а рассматривали различные аспекты существования, развития, возникновения этносов, другие же, наоборот, являлись несовместимыми.

Появление новых школ и направлений определяется главных образом:
- научными открытиями и методологическими установками, доминирующими в период возникновения тех или иных школ и направлений, а значит и разными взглядами на закономерности развития этносов, культур;
- разностью задач, которые ставятся обществом и властью перед учёными-этнологами;
- разными определениями объекта и предмета этнологии (этнографии, культурной (социальной) антропологии);

Основные школы и направления в этнологии:

1)эволюционизм

2)диффузионизм;

3)расово-антропологическая школа (или антропосоциология);

4)социологическая школа;

5)функционализм;

6)американская школа исторической этнологии;

7)этнопсихологическая школа;

8)структурализм;

9)культурный релятивизм;

10)неоэволюционизм;

11)марксистское направление (советская школа этнографии)

12)школа социальной биологии;

13)постмодернистская критика;

14)остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антропология);

 

№7Биосоциокультурная сущность чел: основные направления исследования.

Человек – биосоциокультурное существо, представляющее собой единство биологических и социальных качеств.

Культурное развитие и деятельность, обращенная к сохранению самого социального существования, - историческая и реальная основа необратимости человеческого как развивающегося в живой природе.

Каждый человек – это биологический неповторимы организм. Биологическая природа- эта та единственная реальная основа на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный человек, индивид существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Рождается человек только как животный вид Homo sapiens ему только предстоит стать человеком.

Описание социальной природы человека нужно начать с общества.

Общество- это объединения людей для совместного производства распределения и потребления материального и духовного благ, для воспроизводства род своего и своего образа жизни. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретение чел элементов общественной жизни называется социализацией. Только в обществе и от общества чел приобретает свою общественную природу. Так же огромную роль на чел в его формировании как биосоциокультурного существа влияет культура. Только через культуру человек усваивает язык, обычаи, традиции, религии, обогащает свой духовный мир.

Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствует превращению, его в человека биологического индивида в личность. То есть человек является Биосоциокультурным существом.

 

 

№8 Этнография, этнология, антропология: эволюция познания.

Эволюция познания - это расширение информационного слоя знаний, предназначенных частному индивиду, постоянное приобретение новых знаний. Каждая частица знаний есть приобретённый элемент качества. Познание нового – это приобретение новых качеств, дающих личности мощность, потенцию, интеллект и вечность.
В одном мире эволюция познания ограничена его пределами, так как для каждого мира определён свой объём информации, соответствующий его уровню развития. Перевод индивида из одного мира в другой при достижении им определённой степени познания способствует продвижению его по эволюционным ступеням и расширяет познание мира. Эволюция бесконечна.

В современной науки выделяет основные варианты систематизации антропологических дисциплин к ним относятся: Этнографию, этнологию, социальную антропологию.

Этнография - общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-историч отношения. Этнография ставит и решает как познавательные, так и практические проблемы этнических аспектов перестройки быта, современных этнических процессов, формирования новых наций, борьбы с пережитками и т. д.

Этнология - наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Этнология наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях.

Из этих систематизаций вытекает трактовка Антропологии когда в нее включается гуманитарные и социальные науки, кроме того термины этнография (появился в Германии в 19 в), а этнология (введен во Франции использовали для обозначения наука в чел и его культуре).

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека.

Этнологиянаука о народах») тесно связана с понятиями этнография («описание народов»). По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научная дисциплина с конца XVIII векаи может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов.

 

№9Социальная дифференциация современного общества: антрополог подходы.

Все наше человечество существует и развивается в соответствии с законом социальной дифференциации, т. е. постепенным увеличением количества и качества различных социальных общностей: классов, сословий, каст, групп, профессий, специальностей, партий и т. д

Разделение общества на группы занимающие разное социальное положение в обществе, называют социальным неравенством или дифференциацией.

Дифференциация - это деление общества на общности, фрагментация человеческой жизнедеятельности на множество относительно ограниченных культурных пространств, конкретных функций и социальных занятий. Другими словами, социальная дифференциация - это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда.

Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения.

Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

Причины социальной дифференциации общества в разных социологических перспективах также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

Еще в древние времена люди обнаружили, что разделение функций и труда повышает эффективность общества. Именно по этому абсолютно во всех обществах существует разделение статусов и ролей. Все члены общества распределяются внутри социальной структуры таким образом, что все различные статусы заполняются и выполняются все соответствующие им роли. В разные исторические промежутки времени существовали и разные критерии различия индивидов. Первоначально это были антропологические и демографические различия. Общество делилось по признакам пола, возраста, расы, этноса и т. д. Позже появились различия социального характера, т. е. деление общества на классы, касты, сословия, по принадлежности к той или иной профессии и т. д.

Антропологический подход:

Данный фактор подразумевает формирование рас, а в их границах - этносов, наций, национальностей, народов. Группы, на которые делится общество, объединяются по естественным признакам.

С дифференциацией социальной структуры в современной России произошла и ценностная переориентация различных слоев и всего общества в целом.

Все это не могло не отразится на изменении социальных ценностей и формировании новых личностных ценностных ориентаций, что особенно проявляется в мировоззрении молодежи как социальной группы с еще не устоявшейся системой ценностей. Анализ ценностной ориентации молодежи является приоритетной задачей современной науки, так как по системе ценностей можно судить о культуре, гуманистическом потенциале, перспективах развития общества, о том какие проблемы ожидаются.

 

 

№10 Современные модели социкультурного развития человечества.

Социокультурный подход к проблеме глобализации особенно продуктивен и операционален по своим аналитическим возможностям. Его преимущество определяется тем, что он базируется на принципе диалога-- между народами и нациями, культурами и цивилизациями, между прошлым и современностью, настоящим и будущим. Социокультурный подход помогает выработать методику анализа моделей социокультурных движений.

Современная наука выделяет несколько актуальных моментов своего исследования. Ее интересуют вопросы структурной типологии исторического процесса, особенности динамики социокультурного развития.

С древнейших времен человек задумывался об изменениях, происходящих в обществе и культуре. Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др.

Культурная модель выявляет тип взаимодействия между культурными группами, существующими в социокультурном пространстве. Культурная модель – это определенный проект культурного развития, абстракция, в «чистом» виде не встречающаяся. Ее реализация зависит от множества факторов, существующих в конкретных обществах.

Циклическая модель- согласно ей, общество в целом, либо его отдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) якобы движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию и последующими новыми циклами возрождения и упадка.

Эволюционная модель- эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические и культурные) и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как дифференциация и усложнение первоначальной, синкретичной формы.

Синергетическая модель- согласно синергетическим идеям культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы. Открытость системы означает наличие в ней источников (входов) и стоков (выходов), обмена веществом и энергией с окружающей средой. Среда выступает носителем различных форм будущей организации, сферой поливариантных путей развития.

В современном мире можно выявить три основные культурные модели: монокультурную, поликультурную и мультикультурную, все остальное представляется различными формами обозначенных моделей.
Монолинейная модель основывается на существовании определенных норм и принципов, пользующихся всеобщим признанием во всех без исключения социальных системах. Из этого выводится теоретическая возможность единого исторического пути для всех обществ. Недостатком данной модели является признание доминирующего типа культуры, как единственно законного.
Поликультурная модель – результат длительного исторического процесса сосуществования, интеграции и дифференциации, где различные культуры естественным образом притираются друг к другу, «признают» друг друга, учатся сосуществовать. Все это идет изнутри, в результате объективных культурных процессов.

- поликультурную, которая представляет гармоническое сочетание национальной и мировой культур на уровне понимания как их неразрывной связи, принятия культурных универсалий, так и самобытности. Здесь предлагаются разнообразные социокультурные практики в масштабах национальных и региональных культур, в основе которых лежат интеграционные процессы.

Мультикультурная – модель, навязанная обществу извне, продукт искусственного построения, политических решений, некий конструкт, который общество целенаправленно примеряет на себя. Здесь доминирует внешний – субъективный фактор.

 

 

№11 Культура как основа формир соц-ых иснст. Особ-сти их разв в соврем об-ве.

Понятие «культура» является центральным в социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII веке благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И.Г. Гердер, Ш. Монтескье.

Социальные институты - это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Социальные институты, как важнейшие элементы структуры общества всегда опираются на определенные культурные значения, ценности и нормы.

В начале 20 века Т. Веблен определил социальный институт как совокупностьобщественных обычаев и социальных норм, в которых воплощены образ мысли иобраз жизни людей и которые передаются из поколения в поколение. Многиесовременные социологи трактуют социальный институт как сложную конфигурацию обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов, и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. Поэтому можно считать что именно культура формирует социальные институты.Социальный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе,постоянно находятся в изменении и самообновлении. Социальные институты имеют 4 основных сферы общества:1)Политическая сфера общества2)Экономическая сфера общества3)Социальная сфера общества4)Духовная сфера.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

 

 

№12 Институт религии: особенности, влияние, современные тенденции.

Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

Социальные институты являются важнейшим фактором общественной жизни. Религия является одним из самых древних социальных институтов.

Религию можно охарактеризовать как социальный институт, так как специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Социологи относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии. Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.

Как всякий социальный институт религия существует для выполн определенных функций, в частности, для удовлетворения социально-психологических потребностей индивидов.

признаками религии являются:

1. Обязательное наличие группы верующих

2. Религии присуще наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы.

3. Религия как всякий социальный институт имеет свои особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий.

4. Религия опирается на определенную систему институциональных норм, систему верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы.

5. Религия имеет особую совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам.

6. Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести.

Большинство религий предписывает верующим систему заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести.

Библия — важный историко-культурный документ, включающий реальные события и большое количество мифов.

Коран — главная священная книга мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Так же существует 3 ведущих мировых религий: Буддизм, Христианство, Ислам

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Религия как социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

 

 

№13 Институт семьи и родства: Эволюция формирования.

Институт семьи представляет собой самый древний и самый устойчивый институт общества, призванный осуществлять целый набор функций, связанных с насущными потребностями людей. В обществе на ранних стадиях своего развития институт семьи был единственным и самодостаточным социальным институтом. Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Семья это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми. Родство (родственные узы) — это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, бабушки, дедушки). Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В данном случае она определяется как группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности. В каждом обществе институт семьи отличается своеобразием правил, норм, семейных устоев, обычаев. При этом в каждом обществе обычно полагают, что их набор семейных норм и правил является самым лучшим и самым удобным. В современном обществе принята форма семьи, которая называется нуклеарной семьей. Основу нуклеарной семьи составляет пара людей, связанных между собой брачными отношениями.

Функции семьи:

1) функция сексуального регулирования, призвав ная упорядочивать естественные сексуальные потребности людей. Эта функция касается прежде всего до брачных отношений членов общества, а также проблем верности супругов;

2) репродуктивная функция, составляющая одну из основных задач современного общества, которая заключается в рождении детей, продолжении рода;

3) функция социализации, заключающаяся в то что семья представляет собой главное условие человеческой социализации. Именно воспитание в семье закладывает основы любой человеческой личности;

4) функция эмоционального удовлетворения, состоящая в предоставлении индивиду возможности интимного межличностного общения. Благодаря своей структуре и качествам семья предоставляет индивидам уникальную возможность получить эмоциональную удовлетворенность в общении с близкими людьми;

5) статусная функция, позволяющая индивиду помощью семьи определить свое место в обществе, ходе первичной социализации в семье он может получить знания и навыки в отношении своих будущих ролевых требований и обязанностей;

6) защитная функция, призванная осуществлять защиту детей от неблагоприятных условий внешнего окружения;

7) экономическая функция, заключающаяся в том что семья предоставляет экономические возможности для своих членов, которые оказывают обязательную помощь и поддержку семье в случае экономически затруднений.

Институт семьи регулирует отношения между родителями и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: