МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




 

I. Морфологический разбор подчеркнутых словоформ производить по схеме морфологического разбора соответствующей части речи, строго соблюдая порядок разбора.

1. Имя существительное: сущ., нач. форма (И.п., ед.ч.), нариц./собств., конкр./абстракт./веществ./собират.; категория одуш./неодуш.: одуш./неодуш./вне кат.одуш./неодуш.; категория рода (вне кат. рода, если сущ. pluralia tantum), тип склонения (вне типов скл. для существительных pl.t.), категория числа: ед./мн., ед. sing.t., мн. pl.t.; категория падежа (отмечать вариантное окончание, если оно есть в анализируемой словоформе), синтаксическая функция в предложении.

2. Имя прилагательное: прилаг., нач. форма (и.п., ед.ч., муж.р.), качеств./относит./притяжат. (отмечать переход одного ЛГ разряда в другой), тип склонения и вариант у адъективного склонения; если прилагательное качественное, то: в полной/краткой форме или в сравнит./превосходной степени, простая или аналитическая форма; категории числа, рода (только в ед. числе), падежа (ее нет в краткой форме; категорий рода, числа и падежа не имеет простая форма сравнит. степени), синтаксич. функция в предложении; если прилагательное относительное или притяжательное, то: категории числа, рода, падежа, синтакс. функция в предложении.

3. Имя числительное: числ., количеств./собират./порядковое/дробное, если количественное, то: собственно количеств./неопределенно-количеств.; непроизводное/производное: суффиксальное, сложное/составное; склонение, категории числа, рода (есть/нет), падежа, тип связи с существ. (управл., согласов.), синтакс. роль в предлож.; если собирательное, то: производное: суффиксальное, категорий числа, рода нет, падеж, тип связи с существ., синтакс. функция; если порядковое, то: порядковое (или относительное) прилагательное, по морфологич. структуре: производное: суффиксальное/с нулевой суффиксацией/составное; склонение, категории числа, рода, падежа, синтаксич. роль в предложении.

4. Местоимение.

1) Местоимение-существительное (личные, возвратное, вопросит. КТО? ЧТО? Относительные КТО, ЧТО и образованные от них неопределенные и отрицательные: КТО-ТО, ЧТО-ТО, НИКТО, НИЧТО и др.).

Схема разбора: мест., нач.форма (именит. падеж), семантич.разряд, мест.-сущ., категории: одуш./неодуш., числа (если есть), рода (если есть), падежа, особенности склонения, синтаксич. функция.

2) Местоимения-прилагательные (указат., притяжат., определит., вопросит. и относит.: КАКОЙ (?), ЧЕЙ (?), КОТОРЫЙ (?), неопределенные и отрицательные (КАКОЙ-ТО (-НИБУДЬ, -ЛИБО), КОЕ-КАКОЙ; НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОТОРЫЙ).

Схема разбора: мест., нач. форма (им.п. ед.ч. муж.р, например, ТОТ, ВЕСЬ, ВСЯКИЙ), семант. разряд, мест.-прилаг.(грамматич. разряд), тип склонения (адъективное, субстантивно-адъективное), категории числа, рода, падежа, синт.функция в предложении

3) Местоимения-числительные (вопросит. СКОЛЬКО? указат.: СТОЛЬКО, СТОЛЬКО-ТО; неопределенные: НЕСКОЛЬКО, СКОЛЬКО-НИБУДЬ; отрицательное НЕСКОЛЬКО).

Схема разбора: мест./числит., нач. форма (Им.п.), семант.разряд местоим., мест.-числит., склонение, употребление с существ.(конкр., абстракт. и т.д.), категория падежа, категорий рода и числа нет, тип синтаксической связи с существ., синтаксич.функция в предложении.

5. Глагол: глаг., нач. форма (инфинитив), вид (сов./несов.), характеристика глагола по виду: парный (написать соответствующий парный глагол в форме инфинитива), одновидовой, двувидовой; возвратный/невозвратный, переходный/непереходный, залог (действ./страдат.), основы (основу инфинитива выделить в нач. форме; вторую основу вычленяем из формы наст. или будущ. времени (гл.сов.в.) 3 л. мн.ч.), продукт. класс глагола/непродукт. глагол, спряжение (1-ое, 2-е, разноспрягаемый гл., архаическое спряжение) [если дан глагол в форме инфинитива, то далее морф. разбор не продолжается, указывается синтакс. функция инфинитива в предложении]; наклонение (изъявит./повелит./сослагательное), время (наст., прош., будущее – простая или составная форма.), число, лицо (в наст./буд. изъявит н. и в повелит. наклон.), род (в прош.вр.изъявит.накл. и сослагат. накл.), синтаксическая функция в предложении.

6. Причастие – неспрягаемая форма глагола:

Схема разбора: прич., неспр.ф. глагола (назвать инфинитив), нач. форма (им.п.ед.ч.муж.р. – как у прилагательных); признаки глагола в причастии: вид (сов./несов.), возвр./невозвр., переход./непереход., залог (действ./страдат.), время (наст./прошедшее); признаки прилагат.: склонение (адъективное: твердый/мягкий вариант), полная/краткая форма (только у страдат. причастий), категории числа, рода и падежа (краткая форма страдат.причастия категории падежа не имеет), синтаксич. функция в предложении.

7. Деепричастие – неспрягаемая форма глагола.

Схема разбора: дееприч. глагола (назвать инфинитив, вид, возр./невозвр., переход./непереходн., залог (действительный), неизменяемая форма, т.е. словоизменительных категорий нет.

8. Наречие: нар., нач.форма, семантический разряд (определит., группа по семантике/обстоятельственное, группа по значению), непроизводное/производное (отметить способ словообразования), словоизменительных категорий нет, синтаксическая функция в предложении. Определительное качественное наречие (ВЫСОКО, ТИХО, БЫСТРО) может быть в форме сравнит. степени (ВЫШЕ, ТИШЕ, БЫСТЕЕ). Об этом следует сказать в разборе: группа по значению, в какой-форме наречие: в простой форме сравнит.степени (БЫСТРЕЕ) или в аналитической форме сравнительной степени (БОЛЕЕ БЫСТРО) и далее по схеме.

9. Слова категории состояния (СКС):

Схема разбора: СКС; нач.форма, если слово в сравнит.степени (напр., стало еще ХОЛОДНЕЕ; ХОЛОДНЕЕ – СКС, н.ф. ХОЛОДНО); разряд по значению, наличие/отсутствие степеней сравнения, грамматических категорий (неизменяемость), синтаксическая функция в предложении.

II. Задания, в которых требуется выписать имена существительные и определить их падеж, а затем назвать приемы определения падежа, следует выполнять по образцу:

- В МОР ЯХ: Предл.п., определяем по уникальному окончанию -АХ во мн.числе;

- К НЕНАСТЬЮ: Дат.п., определяем по предлогу К и падежному вопросу К ЧЕМУ?

- ВЛАГ У (земля еще держала влагу): Вин.п., определяем по окончанию –У, оно является уникальным в Вин.п. для существительных ж. и м.р. I склонения.

- РОВН ЫМ ШУМ ОМ: Твор.п., определяем по уникал. окончан. –ОМ (II склонение) и дополнительно – по окончанию прилагательного –ЫМ.

 

III. В некоторых вариантах есть задание, в котором требуется выписать из текста не более 10 существительных разных лексико-грамматических разрядов, прокомментировать свой выбор.

Образцы записи:

ТЕЛЕФОН – конкр. сущ., телефон ы - мн.ч., 2 телефона.

ЖАДНОСТЬ – отвлеч. сущ., нет формы мн.ч., не употр. с колич. числит., обозначает опредмеченное свойство, есть суффикс – ОСТЬ.

ПЫЛЬ – веществ. сущ., нет формы мн.ч., не употребл. с колич.числит., но употребл. с неопред.-колич. словами МНОГО, МАЛО.

Другой вариант выполнения: объединить существительные одного ЛГр в одну группу и охарактеризовать их сразу. Например:

Существительные: ЖУРНАЛ, СТРАНИЦА, НЕДЕЛИ, ОСКОЛОК, ТРАВЫ, КЛЕТОЧКИ – конкретные, так как обозначают считаемые предметы, изменяются по числам и употребляются с количественными числительными.

 

IV. Обратите внимание на задание по местоимению. Следует помнить, что начальная форма у разных семантических разрядов местоимений определяется по-разному.

Так, нач.формой для личного местоимения «МЕНЯ» является «Я», а для словоформы «НАС» - н.ф. «МЫ», так как местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН,ОНА, ОНО, ОНИ представляют собой разные самостоятельные лексемы. Это местоимения-существительные.

Местоимение «СЕБЯ». Нач.ф., т.е. Им.п. не имеет. Условно форма род.п. принимается за начальную.

Местоимения-прилагательные, как и собственно прилагательные, имеют начальную форму в Им.п. ед.ч. муж.р. (МОЙ, НАШ, СВОЙ, ТОТ, ТАКОЙ, ВЕСЬ, КАЖДЫЙ, САМЫЙ, ЛЮБОЙ, САМ, КОТОРЫЙ, КАКОЙ, ЧЕЙ и др.).

Приемы определения падежа те же, что и у существительных.

 

V. Обратить внимание на задание, в котором требуется образовать причастие от названных глаголов. Прежде чем написать причастия от глагола, надо их спрогнозировать. Рассуждаем так:

ПРИНИМАТЬ – глагол несов.в., переходный (ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ). Если глагол несов.в., то образуются причастия наст. и прошедш. времени. Если глагол переходный, то образуются причастия действит. и страдат. залога. Казалось бы, можно образовать 4 формы: действ. прич. наст.вр (ДН), действ.прич.прош.врем. (ДП), страд.прич.наст.вр (СН), страд.прич.прош.вр (СП). В реальности образуются 3 формы причастия: ДН, ДП, СН, а СП не образуется, так как глагол несов.в.. Причастия прош.времени образуются от основы инфинитива, причастия наст.времени образ. от основы наст.времени. Образуем причастия:

ПРИНИМА-ТЬ ПРИНИМАj - УТ

ПРИНИМА-ВШ-ИЙ (ДП) ПРИНИМАj – УЩ– ИЙ (ДН)

ПРИНИМАj – ЭМ –ЫЙ (СН)

 

Приведенное рассуждение не требуется переписывать в тетрадь. Есть короткая запись прогнозирования причастий:

НАНЕСТИ (визит) – гл.сов.в., переходн.: ДП, СП, форм наст.времени не образуются, т.к. гл. сов.в.

НАНЕС-ТИ

НАНЕС-Ш-ИЙ (ДП)

НАНЕС-ЕНН-ЫЙ (СН).

 

ВОЗВРАЩАТЬСЯ – гл. несов., неперех.: ДН, ДП, страдат. причастия не образуются, т.к. глагол неперех., возвратный.

ВОЗВРАЩА-ТЬ-СЯ ВОЗВРАЩАj-УТ-СЯ

ВОЗВРАЩА-ВШ-ИЙСЯ (ДП) ВОЗВРАЩАj-УЩ-ИЙСЯ (ДН)

 

Прогнозировать причастия надо обязательно, чтобы избежать ошибок. Так, от глагола ПОСЕЩАТЬ, наряду с верными формами ДН, ДП, СН, приводилась форма СП «ПОСЕЩЕННЫЙ», однако прич. «ПОСЕЩЕННЫЙ» сов.в. и образовано от глагола ПОСЕТИТЬ (сов.в.), парного к «ПОСЕЩАТЬ» (несов.в.).

Или: РАССТА ТЬ СЯ – гл.сов.в., неперех., возвр.: ДП.

РАССТА ВШ ИЙСЯ

 

Других форм причастий не образуется, а встречающаяся форма РАССТАЮЩИЙСЯ (ДН) образуется от глагола РАССТАВАТЬСЯ, парного по виду (несов.в.), основа наст.времени которого РАССТАj-УТ-СЯ (суф. –ВА утрачивается), отсюда ДН: РАССТАj-ЮЩ-ИЙСЯ.

 

VI. Часто допускаются ошибки в определении спряжения глагола. Надо помнить, что личные окончания глаголов бывают ударными и безударными. Если окончания ударные, то спряжение определяется по окончанию:

/ / / /

ГОВОРИТ (II спр.), ЖИВЕШЬ (I спр.), СТОИШЬ (II спр.), ПОЙМУТ (I

 

/ /

спр.), УБЕДИМСЯ (II спр.), МОЛЧИТЕ (II спр.).

 

Если личные окончания безударные, то спряжение определяется по суффиксу, стоящему перед –ТЬ в инфинитиве. Надо выучить правила и исключения из них.

Примеры:

/

ПОСМОТР ИТ – II спр., инфинитив ПОСМОТР ЕТЬ, входит в состав глаголов-исключений.

/

СЧИТА ЕТ – I спр., инф. СЧИТ АТЬ.

/

ЗАДЕРЖ ИШЬ СЯ – II спр., инф. ЗАДЕРЖ АТЬ СЯ, исключение.

/

ОТДАД УТ – гл. сов.в., особый по спряжению, сопоставим с ф.ед.ч.: отда м, отда шь, отда ст. В них нерегулярные, нестандартные окончания для современного русского языка. Это глагол архаического спряжения. Не смешивать с глаголом ДАВАТЬ (ОТДАВАТЬ, ПРИДАВАТЬ и т.д.), в котором личные окончания стандартные, ударные: даю, даешь, дает и т.д., глагол I спряжения.

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Современный русский язык: Учебное пособие для пединст.: в 3-х частях. – Ч.2. – Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М., 1972.

3. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М., 1989.

4. Русская грамматика. – М., 1980. – Т.1.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. – Л., 1976.
  2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – Л., 1971.
  3. Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка: грамматика и варианты. – М., 1980.
  4. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. – М., 1981.
  5. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1981. – 1997.

 

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

 

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.
  2. Ефремова Т.В., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.
  3. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М., 1977.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1975.
  5. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык. – 1994.
  6. Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы: Толково-грамматический словарь. – М., 1989.

 

Контрольная работа

 

ВАРИАНТ 1.

 

Врач долго смотрел снимки, потом исследовал его и, хорошо намыливая руки под краном, не оборачиваясь, сказал: "Ничем, к сожалению, обрадовать вас не могу. Потребуется операция." И сел записывать в историю болезни. Показалось Николаю Ивановичу, врач не владел голосом и лицом.

После раздевания и одевания в присутствии медсестры он чувствовал себя раздавленным. Молодыми, бывало, в госпитале, во время войны, они не столько сами стеснялись, сколько шуточками смущали сестер. Пожиломустыдно.

Он присел на стул, ждал, смотрел, как врач со строгим лицом, исключающимнеуместные вопросы, пишет и пишет что-то. Хотелось спросить: доктор, это – рак? Но не скажет, соврет. А уж на это человек должен иметь право: знать, сколько ему осталось, и оставшейся жизнью распорядится по своему разумению. Диагноз себе он поставил заранее, был, как ему казалось, готов ко всему и спокоен, но когда сестра выписала направление на анализы и подвинула бланки, Николай Иванович зачем-то достал шариковую ручку, надел очки и начал было (расписываться) внизу, как на денежном документе. Значит, напуган, нервничает. А всегда считал, что самое страшное в его жизни случилось, (бояться) ему нечего.

Он вышел на улицу. Нет, в мире ничего не (переменилось). Это он другими глазами видит сейчас все вокруг, а люди так же спешат. И на него, наверное, кто-то (смотрел) вот так в свой час, да он тогда не чувствовал, не понимал: самого еще не (постигло).

(Г.Бакланов. Свет вечерний).

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Из первого абзаца выписать имена существительные, определить их падежи. Назвать приемы определения падежа в каждом конкретном случае.

3. Выписать из текста одно качественное прилагательное и доказать, что оно качественное.

4. Из последнего абзаца выписать все местоимения в данной форме, указать начальную форму и определить их семантический разряд и разряд по формальной классификации, определить падеж местоимения.

5. От подчеркнутых волнистой линией глаголов (первый абзац) образовать причастия и деепричастия.

6. Выписать из текста все наречия и охарактеризовать их по принадлежности к семантическим разрядам, указать способ образования наречия, если оно производное.

7. Определить спряжение глаголов, выделенных скобками. Указать способ определения спряжения.

ВАРИАНТ 2.

 

Стало известно, что в двухместном боксе напротив выписывают больного. И сразу их палата на восемь коек зашевелилась, заволновалась, тайно друг от друга бегали звонить куда-то, шептались с родственниками, возникли взаимные подозрения. Не впервые видел Николай Иванович, как, по сути дела, немного нужно, чтобы разделить людей. Надо только, чтобы чего-то не хватало на всех, и сразу проступает кто – кто. В войну дело шло о жизни, в мирное время – о ерунде сущей в сравнении с жизнью, но сражались за нее, забыв все.

Сам он не суетился зря: свято место пусто не бывает, кому-то оно уже назначено, а его немногих знакомств на это не хватит. Да и противно совести толкаться, заскакивать раньше других, перед тем же Глебом Сергеевичем совестно.

Глеб Сергеевич, считавшийся ветераном отделения (его так и представляли на обходах: "Это наш ветеран"), тоже ни в чем не изменил привычек и порядка своего дня. В обычный час принес из холодильника еду, сидя на заправленной койке, ел из чашки клюквенный кисель, всыпав туда сухарики, ел потому только, что надо: для него прием пищи мало уже чем отличался от приема лекарств, вкус во рту, говорил он, все той же медной ложки. Он не хуже врачей знал про свою болезнь и, кажется, имел мужество не обманываться.

А с другой койки безответный Солдатов, лежа поверх одеяла в толстых, овечьей шерсти деревенских носках – у него и в тепле зябли ноги, смотрел – на все волнения, беготню и суету будто глазами слушал; большие от худобы глаза на сером лице. Его готовили к операции, но все никак не могли поднять гемоглобин. "Ты встань, встань, пройдись, – приказывала громогласная его жена, принося передачу. – Лежать будешь – вовсе кровь застынет." Он покорно вставал, шаркал тапочками в ее присутствии, пока она здесь, а уходила, опять ложился, серый, слабый, уже и желтизна в лице проступала.

(Г.Бакланов. Свет вечерний).

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Из второго абзаца выписать все местоимения в данной форме, указать начальную форму, определить разряд в соответствии с семантической и грамматической классификацией и падеж местоимения.

3. Выписать из всего текста не более десяти существительных, относящихся к разным лексико-грамматическим разрядам, указать, по каким признакам определяется принадлежность к данному разряду. Показать на примере 2-х существительных отнесенность их к одушевленным/неодушевленным.

4. Из последнего абзаца выписать имена прилагательные и образовать от них, где это возможно, краткую форму муж.р, ед.ч., простые формы сравнительной степени и превосходной степени. Если такие формы не образуются, объяснить причину их отсутствия.

5. От подчеркнутых волнистой линией глаголов образовать причастия и деепричастия.

6. Выписать из текста не более 10 наречий, определить их семантический разряд; указать способ образования наречия, если оно производное.

7. К какой части речи относится слово "известно" в 1-ом предложении 1-го абзаца. Доказать.

 

ВАРИАНТ 3.

 

В послевоенной жизни, особенно когда много лет минуло, Николаю Ивановичу не раз говорили: "У тебя была броня, и ты не воспользовался? Но почему?" И еще так говорили: "Тыл во время войны - это тот же передний край". Но и тогда и теперь он знал: если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы, ничего бы не было. И многих из тех, кто так разумно спрашивает теперь, тоже не было бы на свете. Но не объяснишь, если уже объяснять надо.

Таня с детьми оставалась в тылу, думать не думалось, что и сюда война докатится. Если и боялась Таня, так только за него. Но он все же забежал к Федоровскому взять с него слово. Тот быстро рос перед войной, особенно поднялся в последние четыре предвоенных года. Уже и машина ждала его у подъезда, а тогда это многое значило. И секретарша не пропустила бы к нему так просто, но, на счастье, они сошлись в коридоре, вместе зашли в кабинет. "Я тебя не понимаю, – с долей официального недовольства в голосе, как полагалось в официальном месте, говорил Федоровский, заведя его к себе, но не садясь, не давая примера садится. – Ты что, действительно допускаешь возможность, ты мысль такую мог допустить, что враг придет сюда? Ты знаешь, как называются подобные настроения?"

Под рукой на маленьком столике телефонные аппараты, сам Федоровский – в полувоенном, в гимнастерке без знаков различия, в хромовых сапогах, и вот стоя во весь свой немалый рост, скорбно качал головою, не одобряя, не имея права одобрять подобные настроения, но уже и улыбался сквозь строгость, улыбкою прощал момент малодушия: "Одно тебя извиняет:на фронт идешь".

Не раз потом вспоминалось Николаю Ивановичу все это, и "настроения", и полувоенный его костюм – дань времени, а машина стояла у подъезда наготове, и когда фронт придвинулся, в ней Федоровский и укатил.

Теперь забыты многие слова и то, что они означали для человека, не в каждом словаре найдешь слово "лишенец".

(Г.Бакланов. Свет вечерний).

ЗАДАНИЯ:

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. От глаголов "подняться", "допустить", "одобрять" образовать причастия и деепричастия.

3. Выписать все производные наречия, объяснить способ образования, определить их лексико-грамматический разряд. Выписать непроизводные наречия и указать, к какому семантическому разряду они относятся.

4. Из третьего абзаца выписать имена существительные, определить падеж и указать способ его определения.

5. Из четвертого и пятого абзацев выписать местоимения в данной форме, указать начальную форму, определить разряд в соответствии с семантической и грамматической классификацией и падеж местоимения.

6. Выписать из текста любое качественное прилагательное и доказать, что оно качественное.

7. Выписать из первого абзаца глаголы, указать их спряжение и способ его определения.

 

 

ВАРИАНТ 4.

 

Отвлекся он, когда по коридору к выходу провели приятеля Федоровского, с которым тот обычно прогуливался по вечерам. Укутанного в два халата, на голове ондатровая шапка, вели его спешно, мелькнуло испуганное лицо в больших очках. Федоровский обождал и взглядом значительным пригласил посмотреть вслед, стеклянные двери на двойных петлях еще махали, успокаиваясь.

– Неважные дела его, как выясняется. В третью клинику возят на обследование, а в чем дело, выяснить не могут. Это плохой знак.

Но тут по лестнице затопало множество ног: пустили родственников. Николай Иванович вышел на площадку встретить Полину, показаться, что вот вышел сам.

С кошелками, свертками родственники подымались снизу, выражения лиц радостные, что пустили, а у многих заранее тревога: что там ждет? И среди них увидел Полину раньше, чем она увидела его. Вся наклоненная вперед, чтобы легче подыматься по ступеням, она спешила, немолодая, никому уже, кроме него, не нужная в жизни. И тут она увидела его, лицо дрогнуло испуганно:

– Ты? Зачем же ты вышел?

– Вот заново учусь ходить.

Мимо них проходили родственники (кто с надеждой, кто с бедой) и к ним в отделение, и выше по лестнице. И они постеснялись поцеловаться. Он вообще последнее время немного стеснялся ее: он уже настроился на худшее, она с ним вместе переживала это, а получилось – вроде как бы смалодушничал он раньше времени.

После всех ранений он был как та изношенная машина, которую лучше не трогать, пока она еще ходит сама. Тронул – и окажется, что ни одна часть в ней уже не годна, каждую поразаменить, но в человеке не все заменяется.

(Г.Бакланов. Свет вечерний).

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Из первого абзаца выписать имена существительные в данной форме, определить падеж и указать способ определения падежа.

3. Выписать из текста имена прилагательные, определить их лексико-грамматический разряд. Найти среди прилагательных адъективированные причастия.

4. Выписать из текста местоимения-существительные в данной форме, указать начальную форму, указать принадлежность к семантическому разряду, определить падеж.

5. Выписать из текста не более 10 наречий, дать им семантическую и словообразовательную характеристику.

6. От глаголов "смотреть", "настроиться", "встретить", "обследовать " образовать причастия.

7. Из предпоследнего абзаца выписать глаголы, поставить их в форме инфинитива, определить спряжение и указать способ его определения.

 

ВАРИАНТ 5.

 

Теперь Федоровский один прохаживался по вечерам в обвисшем полосатом халате, из-под него мелькали белые худые ноги в шлепанцах. Бредет, уныло уставясь в свои очки на кончике носа, увидит Николая Ивановича – набрасывается всякий раз с жадностью. Напарник его совсем не показывался из палаты.

Плохи его дела, – качал головою Федоровский с невольными превосходным человека, сумевшего выйти из беды. – Молодой мужчина, – пятьдесят с небольшим. Мне – восьмой десяток.

В конце коридора горела на посту настольная лампа, медсестра, как в соты, раскладывала лекарства в отделения белого ящика, приготовляясь разносить больным. Молодой негр в подпоясанном коротком алом атласном халате, как боксер с ринга, говорил ейчто-то, открывая светлый в глубине рот, и улыбался, и она улыбалась, клонила к настольному стеклу светлую челочку и оттуда, от своего отражения, взглядывала на него. Обходя вытянутые из кресла глянцевые черные ноги в спортивных белых туфлях, Федоровский покосился, молчал, пока отошли достаточно.

– Средняя дочь у меня в Чаде. За дипломатом замужем. Не лучшее место на земле. – Он прихмурился официально. – Мысебе лучших мест не выбираем. И детей воспитал так.

(1) За то время, что Николай Иванович лежал в палате после операции, сильно сменился состав больных в отделении, все больше попадались незнакомые лица. (2) Но так же, как и тогда, у дверей на площадку, у стеклянных дверей, сквозь которые в часы свиданий устремляются родственники, стояла женщина пожилая с горестным лицом, упрашивая врача, наверное, просила разрешения остаться на ночь. Он непреклонно качал белой шапочкой, загораживал дверь собой, лицо женщины было за стеклом, а на стекле, на лице ее – отражение голубого экрана телевизора, быстро сменяющиеся кадры милицейской погони.

(Г.Бакланов. Свет вечерний).

 

ЗАДАНИЯ:

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Из двух предложений последнего абзаца (1,2) выписать существительные в данной форме, написать рядом начальную форму, указать склонение, падеж.

3. Выписать из текста качественные прилагательные (не более десяти), образовать от них краткую форму муж. р.ед.ч. и простые формы сравнительной и превосходной степени. Если данные формы не образуются, объяснить невозможность образования.

4. Выписать из текста местоименные и знаменательные наречия, написать, к какому семантическому разряду они относятся. У производных наречий определить способ словообразования.

5. От глаголов "раскладывать", "устремляться", "воспитывать" образовать причастия и деепричастия.

6. Определить две основы глагола "выбирать" и образовать от них все возможные формы.

 

 

ВАРИАНТ 6.

 

Проводник, опытнейший разведчик из пехоты, хорошо знавший передний край, привел нас к гребню широченного пологого оврага и, указав направление, которого нам надодержаться, ушел. Мы молча двигались по склону оврага, изрезанного заброшенными и заснеженными окопами, не то нашими, не то немецкими. Где-то, может быть в километре от нас, находился Губарев со своей группой. Время от времени с разных сторон раздавались короткие пулеметные или автоматные очереди, а то и просто одиночный выстрел. Бесцельная стрельба. Так, на всякий случай. Потом грохнул снаряд. Собственно, грохота мы не услышали, он разорвался совсем близко, и осколки достигли нас раньше звука. Они ударили веером в три этажа: очень мелкие, покрупнее и размером с кулак.

Зорин был чуть ниже меня ростом, да еще шел по склону впереди меня. Поэтому такие же мелкие осколки, что ударили мне по кончикам пальцев, ему перебили запястье. Крупный попал мне в ногу выше колена, а ему в живот. Совсем крошечные застряли у меня в груди, а ему, видимо, угодили в лицо, потому что из разных мест по лицу его сочилась кровь. Тяжело ранена была Женя, и тоже в область живота и в руку. Лицо ее почему-то покрылось копотью. Тяжело контужен был Миронов. Он улыбался и ничего не понимал. И только Менендес остался невредим. Вокруг нас никого не было. Быстро оценив обстановку, он бросился туда, где находился Губарев и другие минеры.

О последних минутах жизни Зорина, о его спокойных и гордых словах: "Вот и все, друзья мои", о том, как терзался я от стыда и угрызения совести, поняв свою недопустимую ошибку в оценке Жени, я в свое время рассказывал в очерке "Седые волосы". Описал, как, изгибаясь от боли, окровавленная, она накладывала мне на ногу жгут, понимая, что это единственная возможность спасти жизнь мою.

(А.Сахнин. У погорелого городища).

 

ЗАДАНИЯ.

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Выписать из текста абстрактные имена существительные. Доказать это. Определить их род и тип склонения.

3. Из второго и третьего абзацев выписать имена прилагательные, определить их семантический разряд. От двух-трех качественных прилагательных образовать простые формы сравнительной и превосходной степени.

4. Из первого абзаца выписать наречия, определить их семантический разряд и способ образования.

5. Из второго абзаца выписать глаголы в данной форме, написать их в форме инфинитива, определить вид глагола и образовать, если возможно, соответствующий парный. Выделить видовые показатели.

6. От глаголов "спасти", "накладывать", "разорваться" образовать причастия.

 

 

ВАРИАНТ 7.

Боюсь, не раскрыть мне образ этого богатыря, человека даже не редкостного, а, может быть, единственного, и уж бесспорно единственного из всех героев, каких узнал я за годы войны на западе и на востоке. (Кажется, любые превосходные степени лучших человеческих качеств – таких понятий, как мужество, героизм, светлый ум, воля, душевная чистота, – не дадут полного представления о том, в какой мере были присущи ему эти качества).

– Глядя на тебя, – сказал я ему однажды, – не удивлюсь, если в бога начну верить.

Было это при следующих обстоятельствах.

В ясный зимний день, находясь в кузове полуторки, мы миновали последний перед передовой контрольно-пропускной пункт и по просеке углубились в лес. Навстречу тоже шла полуторка, мы разъезжались впритирку на самомтихом ходу. Два лейтенанта лихо козырнули нам из проползавшей мимо машины. Не успели мы отъехать и двух десятков метров, как Зорин яростно застучал по кабине, приказывая шоферу немедленно возвращаться. Пока водитель с трудом разворачивался на узкой просеке, на мои недоуменные вопросы Зорин не отвечал. А потом выдохнул:

– Это немцы.

Нет, лица незнакомые, едва ли он их когда-либо видел, тем не менее это немцы.

Полуторку мы нагнали у КПП, где скопилось немало машин. Она была шестой, последней. Зорин соскочил и рванулся в помещение.

(А. Сахнин. У погорелого городища).

 

 

ЗАДАНИЯ.

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Первый абзац, предложение в скобках. Выписать все существительные, определить, к какому лексико-грамматическому разряду они относятся, и охарактеризовать их по линии категории числа.

3. Выписать из первого абзаца имена прилагательные, назвать их семантический разряд. Выбрать из них одно качественное прилагательное и доказать, что оно качественное.

4. Выписать из текста все наречия, назвать их семантический разряд, произвести словообразовательный анализ производных наречий.

5. От глаголов "раскрыть", "дать", "возвращаться", образовать причастия.

6. Из первого абзаца выписать местоимения-прилагательные, назвать их семантический разряд, определить падеж.

 

ВАРИАНТ 8.

Это странно, но впервые мысль о победе мелькнула, когда немцы стояли под Москвой, Ленинград был блокирован, пушки, снятые с кораблей, смотрели в лицо противника на Международном проспекте, обозы стояли на углу Садовой и Невского, рядом с библиотекой имени Салтыкова-Щедрина. Правда, это была непроизнесенная мысль, но смысл ее, сопровождавший меня всю войну, зачеркнул невообразимую возможность поражения.

Леонид Рахманов и я, корреспонденты ТАСС, поехали (на трамвае) в штаб полка одной из ополченских дивизий. Были сведения, что 3-й полк этой дивизии успешно отразил атаку врага. Сведения оказались неточными: днем полк отразил атаку немцев, а ночью отступил перед атакой финнов.

Комиссар, еще молодой директор завода, озабоченный, расстроенный, не знал, о чемнам рассказать, и ничего не оставалось как разыскать Ксану Чертилову – санинструктора, представленную к награде, потому что она вынесла с поля боя около тридцати раненых.

Мы уселись за наш более чем скромный обед. Рахманов разрезал пополам маленький кусочек мяса, я прибавил свою долю – лепешки, испеченные на лампадном масле. Разговорились – разумеется, о войне, – и Рахманов вдруг сказал с несвойственной ему пылкостью:

– Только не мир...

Фраза была оборвана, но не произнесенное продолжение ее, прозвучавшее в душе, внезапно ворвалось в беспорядок, неуверенность, сумятицу чувств: "...и только победа!"

Почему среди множества новых впечатлений, опыта, опасности в карте души, менявшейся с каждым днем, вооружавшейся зрелостью, именно эта непроизнесенная фраза заняла свое, как будто самой судьбой отведенное место? Не знаю. Но она стала логическим эталоном, бесценным мерилом всего, что происходило вокруг.

(В.Каверин. Только победа.)

 

ЗАДАНИЯ.

 

1. Произвести морфологический разбор слов, подчеркнутых прямой линией.

2. Выписать из текста абстрактные имена существительные, доказать это. Определить род и тип склонения.

3. Выписать из 3-го и 4-го абзацев все имена прилагательные, назвать их семантический разряд. От качественных прилагательных образовать краткие формы, расставить в них ударение.

4. Выписать из текста 5-6 неподчеркнутых причастий, определить их вид, залог, время, затем написать основу глагола, от которой это причастие образовано.

5. Выписать из текста все наречия, назвать их семантический разряд, определить способ образования наречия, если оно производное.

6. Из последнего абзаца выписать все местоимения, назвать их семантический разряд и определить падеж.

 

ВАРИАНТ 9.

 

Я помню, как мы сидели у ресторанного окна напротив Нарвских ворот. Кони, запряженные в триумфальную колесницу, рвались в горячее июльское небо. Внизу шумели трамваи, машины, телеги, и вдруг наступила тишина. Мы замолчали. До этогомычто-то рассказывали, чокались, возбужденные, счастливые тем, что добились своего, уходили в армию. Кто в артполк, кто в связь, кто в ополчение. Мы смолкли, ощутив, что прощаемся и с этой раскаленной площадью, с Нарвскими воротами, с городом, и друг с другом. Мы работали в разных цехах, нас связывала работа в комитете комсомола. Мы были членами тогдашнего комитета и теперь уходили на войну: Ваня Первов, Степа Сомряков, Ваня Соколов, Вася Жигачев и я. Кажется, никого не забыл. Наверное, мы все запомнили эту минуту. Мы не знали, какой будет эта война. Мы были заняты тем, что помогали формировать наше заводское ополчение, и сами рвались в него. [Эта минута была словно щель, что приоткрылась перед нами, и оттуда засквозила дымная даль войны, запах пороха и смрад смерти, холодный, отрезвляющий поворот судьбы. Помните, как мы посерьез



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: