Жилищно-коммунальных услуг




Памятка по защите прав потребителей в сфере оказания

 

  1. С чего начать, если жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) оказаны некачественно

В состав оказываемых гражданам коммунальных услуг входят:

Ø холодное водоснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Ø горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Ø водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети;

Ø электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;

Ø газоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах;

Ø отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, надлежащей температуры воздуха.

 

Под жилищными услугами подразумевается содержание общего имущества, которое в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния включает в себя:

а) осмотр общего имущества;

б) освещение помещений общего пользования;

в) обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Итак, если Вы обнаружили, что жилищно-коммунальные услуги оказываются ненадлежащим образом (к примеру: Вы чувствуете температурный дискомфорт в своем жилом помещений или более 4-х часов единовременно отсутствует холодная или горячая вода, а лифт не работает более суток), у Вас есть все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.

Однако в первую очередь жильцам необходимо осознавать, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения их прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения непредоставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг) является основанием для перерасчета платы, а время, указанное в нем – для расчета размера снижения платежей.

Первое, с чего следует начать в случае непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны причины оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащим образом, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. По результатам проверки составляется акт. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и подписан потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При подписании акта потребителю следует обратить внимание на полноту и достоверность сведений, указанных в нем. В акте обязательно указываются нарушения параметров качества услуг, а также время и дата предоставления некачественных ЖКУ.

Не исключено, что при проведении проверки качества ЖКУ потребитель и исполнитель либо их представители не смогли прийти к единому мнению относительно качества ЖКУ. В этом случае определяется новое время и дата оценки качества ЖКУ, на которую приглашается представитель Государственной жилищной инспекции (или представитель общественного объединения потребителей). По результатам повторной оценки качества услуг также составляется акт в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта остается на руках у потребителя.

Если действие (бездействие) исполнителя причинило ущерб Вашей жизни, здоровью или имуществу, в течение 12 часов с момента Вашего обращения в аварийно-диспетчерскую службу должен быть составлен соответствующий акт. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2-х экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя.

 

Это важно знать:

  1. Не доверяйте устным обещаниям работников жилищно-коммунальных служб, требуйте документального оформления фактов нарушения Ваших прав.
  2. Момент возобновления предоставления ЖКУ надлежащего качества определяет Ваша подпись в соответствующем акте (повторный акт проверки качества после устранения недостатков) или показания прибора учета коммунальных ресурсов.
  3. Исполнитель ЖКУ обязан разместить информацию об адресах и номерах телефонов аварийно-диспетчерской службы на досках объявлений во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Учитывая, что эта обязанность зачастую не исполняется, «не откладывая в долгий ящик» потребуйте от исполнителя ознакомить Вас с этой информацией, дабы в случае необходимости оперативно ею воспользоваться.
  4. Даже если у Вас имеется задолженность по оплате предоставленных ЖКУ, исполнитель не имеет права ограничить предоставление услуг отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
  5. Отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств не освобождает его от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг.
  6. Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу. Выполнение изложенных выше рекомендаций по соблюдению законодательно установленной процедуры фиксации нарушения прав потребителя на получение качественных жилищно-коммунальных услуг (составление акта проверки качества ЖКУ) послужит основанием для:

Ø перерасчета платежей вследствие предоставления услуг ненадлежащего качества;

Ø предъявления требования об уплате неустойки;

Ø предъявления требований об обеспечении бесперебойного и качественного предоставления ЖКУ;

Ø возмещения ущерба, причиненного действием (бездействием) исполнителя.

Данные требованияВы можете предъявлять в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих их обоснованность. Потребитель вправе отстаивать свои права в претензионном порядке, а также путем обращения за защитой в суд.

 

  1. Куда обращаться за защитой нарушенных прав

Итак, если у Вас на руках имеется акт проверки качества ЖКУ либо другие документы, подтверждающие оказание ЖКУ ненадлежащего качества, или Вы столкнулись с нежеланием коммунальщиков решать возникшие проблемы по устранению недостатков жилищно-коммунальных услуг, Вы вправе обратиться:

Ø к исполнителю услуг;

Ø в соответствующие надзорные органы;

Ø в суд.

В первую очередь предъявлять свои требования нужно к исполнителю услуг, так как за качество предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг ответственность несет исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. При отказе исполнителя рассматривать Вашу претензию или если после рассмотрения Вашего обращения никаких мер принято не было, у Вас также есть право обратиться в зависимости от круга поставленных проблем в соответствующий компетентный орган. Это могут быть органы прокуратуры, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства, Государственная жилищная инспекция, Управление Роспотребнадзора, Управление социальной защиты населения, местная администрация и др.

Как оформить претензию, жалобу:

Ø все претензии, жалобы должны быть только письменными;

Ø они должны готовиться как минимум в двух экземплярах, один экземпляр обязательно остается у потребителя;

Ø для контроля сроков рассмотрения Вашего обращения Вы должны подать его сами лично или послать по почте заказным письмом с уведомлением.

В первом случае обращение нужно обязательно зарегистрировать в организации, куда обращаетесь. Для этого на Вашем экземпляре ставятся входящий номер, дата регистрации, штамп организации, Ф.И.О., должность и подпись лица, зарегистрировавшего документ.

В случае отправления по почте выслать следует первый экземпляр и обязательно сохранить уведомление о дате вручения адресату. Не лишним будет убедиться, что работник почты указал при оформлении квитанции правильное название организации и ее точный адрес.

Само обращение составляется следующим образом:

Ø в правом верхнем углу указываются реквизиты организации (адрес и название), куда Вы обращаетесь, фамилия и инициалы руководителя, если Вы их знаете;

Ø затем указываете, от кого следует претензия, жалоба (Ф.И.О., адрес, по возможности телефон);

Ø отступив от написанного на одну строку, в центре пишется «ПРЕТЕНЗИЯ», «ЖАЛОБА», далее с новой строки описание проблемы (не рекомендуется излагать текст в большом объеме, постарайтесь уложиться на одной, максимум на двух страницах, четко отразив сущность проблемы и Ваши требования);

Ø в конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет;

Ø весьма выигрышно смотрится обращение, в котором имеются ссылки на законы и иные нормативные правовые акты. Это придаст Вашей претензии или жалобе вес и заставит работников отнестись к рассмотрению поступившего обращения более основательно.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении.

Куда можно пожаловаться на действия (бездействия) служб ЖКХ:

Ø Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства).

Ø Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация).

Ø Управление Роспотребнадзора (контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, за соблюдением права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах).

Ø Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций).

Ø Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот по оплате ЖКУ).

Ø Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.).

Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

 

  1. Судебная защита прав потребителей


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: