Личностные и когнитивные изменения социальной ситуации в старости.




Социальная ситуация развития в старости

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин -с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Люди старше 90 лет считаются дол­гожителями, 65-летний рубеж нередко выделяется особо, так как во многих странах это возраст выхода на пенсию.

Старость (в психологии) — это заключительный период человеческой жизни, условное начало которого связано с отходом человека от непо­средственного участия в производительной жизни общества. Хронологи­ческое определение границы, отделяющей старость от зрелого возраста, не всегда оправдано из-за огромных индивидуальных различий в появле­нии признаков старения. Эти признаки выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма. Однако, помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка физи­ческих сил, старость характеризуется собственно психологическими из­менениями, такими как, например, интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания связанные с оценкой и осмысле­нием прожитой жизни.

Как отмечает Д. И. Фельдштейн, именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все очевиднее становятся возможности удли­нения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазви­тия самого индивида. Более того, деяния пожилого человека могут на­правляться не только на передачу опыта, эстафеты в будущее. Существует запредельный резерв развития, когда человек, уходя по старости из жиз­ни, оставляет свои мысли, дела незаконченными, неостановленными. Это тот резерв, который может и должен быть использован для развития человека на протяжении всей жизненной дистанции. В связи с этим ста­рость как период развития имеет будущее, что активно проявляется в тен­денции гуманного отношения к старости -- не в снисхождении, а в уваже­нии и восхищении.

Изменения при старении происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на соци­альном уровне — человек выходит на пенсию, меняется его социальный статус, социальные роли, паттерны поведения; наконец, на психологическом — когда человек осознает происходящие изменения и приспосаблива­ется к ним. Таким образом, проблема старения — это проблема гармоничного функци­онирования биологической системы, которая невозможна без соответству­ющего психологического отслеживания и соответствующей адаптации че­ловека в окружающем его социальном пространстве. Старение — это пере­ход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений.

По мнению Д. Бромлей, отход, «отступление» от жизни в цикле старения имеет три стадии: «удаление от дел» (65—70 лет), дряхлость, болезненная ста­рость и смерть. Первая из этих стадий характеризуется повышением впечат­лительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа и «психическим беспорядкам» в ближайшем окружении; увеличивающейся потребностью к коммуникации, обострением чувства родства и привязан­ностей к близким людям; освобождением от служебной роли и обществен­ных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддер­жания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без посто­янных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.

Старость характеризуется Д. Бромлей весьма лаконично: полная незаня­тость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, осо­бенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность. По мнению многих зарубежных и отечественных психологов, в связи с осознанием последствий, связанных с уходом человека из активной про­фессиональной и общественной жизни, период принятия решения завер­шить общественную и трудовую деятельность и сам выход на пенсию оказы­вается наиболее трудным для стареющего человека. Н. Ф. Шахматов писал, что к этому периоду для человека становится ясным, что его опыт и знания менее значимы для общества, чем перспективность и оперативность моло­дого работника, что общество не обнаруживает желания считаться с его ста­рыми привычками, стилем и образом жизни. Старику остается только со­гласиться, что его былая роль активного участника общественной жизни пе­ремещена ныне в область морально-нравственного примера.

В этой ситуации для всех пожилых людей в большей или меньшей степе­ни типичны нерешительность, тревожность и амбициозность; а при прину­дительном или неожиданном уходе на пенсию с большой вероятностью развиваются невротические расстройства и иные формы неадекватного по­ведения — это и есть «синдром отставки». Как указывают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, уход на пенсию составляет центральный момент ситуации развития в период старости. В психологии говорят о «шоке отстав­ки». Отставка (или выход на пенсию) означает отделение человека от референтной ему группы, от того дела, которому он посвятил долгие годы! Человек теряет важную социальную роль и значимое место в обществе.

Потеря общественного и социально значимого места сопряжены с по­терей источников социально-психологических стимуляций, с разрывом сложившихся профессиональных и межличностных отношений. Сужает­ся круг общения человека, что в свою очередь приводит к изменениям в его личности.

Выход на пенсию для многих людей сопровождается значительным ухудшением материального положения. Это вынуждает их ограничивать себя в том, в чем раньше они себе никогда не отказывали. Материальная ограниченность или зависимость от своих детей вызывает целый ряд негенера тивных психологических переживаний.

Психическое и соматическое здоровье и благополучие пожилых людей зависит от отношения к будущему. Масштаб жизненных планов, который является индикатором зрелой личности, значимо коррелирует с установлен­ным врачами уровнем здоровья. Если окружающая среда продолжает по­буждать и стимулировать человека, и особенно если будущее еще открывает перед ним известные возможности, то можно ожидать высокую степень по­стоянства поведения при выходе на пенсию.

Отечественные психологи отмечают, что изменение социальной ситуа­ции развития приводит к динамике ведущих мотивов пожилого человека еще в период подготовки к выходу на пенсию. При этом приводят ис-следования Томпсона, который выявил, что влияние смены социальной си­туации на мотивационную сферу проходит три стадии:

1. Сбрасывание оборотов. Этот этап характеризуется желанием человека освободиться от ряда трудовых обязанностей и стремлением сузить сфе­ру ответственности, чтобы избежать внезапного резкого спада активно­сти при выходе на пенсию.

2. Перспективное планирование. Человек старается представить свою жизнь на пенсии, наметить некоторый план тех действий или занятий, которы­ми он будет заниматься в этот период времени.

3. Жизнь в ожидании пенсии. Людьми овладевают заботы о завершении ра­боты и оформлении пенсии. Они практически живут уже теми целями и потребностями, которые будут побуждать их к действиям в оставшийся период жизни

С выходом на пенсию положение и роль людей изменяется. Они приоб­ретают новый социальный статус. Теперь из группы, которую условно назы­вают поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей «на заслуженном отдыхе», предполагающую снижение социальной активности. Для многих подобное изменение общественной роли оказыва­ется одним из самых значительных событий, происходящих в период позд­ней взрослости.

Каждый человек, ушедший на пенсию, по-разному переживает это со­бытие. В связи с тем, какое отношение формируется у него в процессе осоз­нания данного факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере.

Одни воспринимают свой выход на пенсию как сигнал конца своей по­лезности, безвозвратной потери главного смыслообразующего мотива всей жизни. Поэтому они изо всех сил стараются подольше остаться на своем ра­бочем месте и работать до тех пор, пока хватает сил. Для таких людей рабо­та — это стремление к определенным целям: от обычного поддержания ма­териального благополучия до сохранения и преумножения карьерных до­стижений, а также возможность перспективного планирования, во многом определяющего их желания и потребности.

Отсутствие работы приводит человека к осознанию ослабления своей роли в обществе, а иногда и к ощущению ненужности и бесполезности. Иными словами, переход к жизни пенсионера служит для него сигналом «утраты власти, беспомощности и автономии». В этом случае человек сосредоточивает свои усилия на поддержании социального интереса, вы­ражающегося в целенаправленном поиске тех видов деятельности, кото­рые дают ему ощущение своей полезности и сопричастности к жизни об­щества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: