Проявление перфекционизма у матерей и детей




К.Г. Юнг обратил внимание на то, что родители порой вынуждают детей вступать на такой путь, который должен как бы компенсировать неисполненные желания и потребности родителей. Об этом же пишет В.Е. Каган в своих трудах. Высокоморальные родители очень ответственно подходят к воспитанию своего ребенка и всеми силами стараются воспитать «идеального» ребенка. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок соответствовал родительским понятиям физического и интеллектуального идеала, но данные старания довольно часто вызывает обратную реакцию. У «идеальных» родителей вырастают «не идеальные» невторизированные и тревожные дети [24].

По мнению Э.Г. Эйдемиллер, существует особый ряд психологических проблем матерей, в основе которых лежат неосознанные желания и потребности матери, которые она пытается удовлетворить в процессе воспитания своего ребенка. К таким проблемам относятся: «расширение сферы родительских чувств», «предпочтение в подростке детских качеств», «воспитательная неуверенность», «фобия утраты ребенка», «проекция на ребенка собственных нежелательных качеств», «вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания», «сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка»[29].

Сопоставляя вышесказанное, получается, что мама может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора проявления перфекцинистических установок. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что мама самый близкий человек, именно мама учит и прививает ребенку первые навыки и умения самообслуживания, коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. И, вместе с тем, мама может передать и привить ребенку неадаптивные паттерны поведения и взаимодействия, которые в дальнейшем будут способствовать формированию нездорового перфекционизма.

В связи с особой воспитательной ролью матери возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы увеличить положительные и минимизировать отрицательные перфекцинистические черты при воспитании ребенка. Для этого необходимо четко определить, какие перфекцинистические черты имеют отрицательное воспитательное значение.

На данный момент в научной литературе нет разделения на материнские и отцовские перфекцинистические черты, в дальнейшем мы будем рассматривать материнский перфекционизм в контексте родительского.

Родители-перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, что случается довольно часто, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Возможна и обратная сторона: «большинство родителей-перфекционистов, переживших трудности, желают своим отпрыскам лучшей жизни. Стремление избавить своих детей от необходимости приобретать неприятный опыт – цель благородная, она естественным образом вытекает из любви и заботы о ребенке. Однако такие родители не понимают, что в краткосрочной перспективе им возможно и удастся сделать жизнь своих детей более приятной, в долгосрочной перспективе они могут помешать своим детям стать уверенными в себе, жизнестойкими и обладающими важными навыками общения с людьми» [5,с.120].

Включенность матерей в дела ребенка вызваны не заботой, а целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Естественно, что ребенок интериоризует ценности мамы, это единственная картина мира, которую он знает и осознает на данный момент. Он старается оправдывать ее ожидания, так как испытывает особую тревогу из-за любой неудачи, которая может, в свою очередь, вызвать материнское отвержение и усиленную критику с ее стороны. Нередко дети, страдающие от различных психосоматических проявлений перфекционизма, таких, как нервные тики, заикание, энурез и др., являются воспитанниками «перфекционистов-неудачников», которые пытаются реализовать свои амбиции за счет детей. И вполне успешные родители -перфекционисты могут быть чересчур требовательны к своим детям [18].

Анализируя причины развития невротического перфекционизма, Д. Хамачек выделяет два типа семейного окружения, способствующие его формированию: атмосфера тотального неодобрения и атмосфера условного одобрения. В первом случае ребенок стремится к совершенству не только с целью избежать неодобрения других, но и для того, чтобы через выдающиеся достижения и сверхусилия принять самого себя. В ситуации условного одобрения у ребенка возникает представление, что лишь отличное выполнение стоящих перед ним задач делает его ценным.

С.Блатт предполагает, что родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье [7].

Многие авторы убеждены, что матери детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, то мамы всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение [8,11].

Н. Гаранян пишет, что перфекционизм можно назвать болезнью нашего века. Перфекционизм- это культ высоких достижений, процветания, успеха, особенность мировоззрения. Например, многие школы посредством усложненных программ помогают приобрести перфекционизм. Средства массовой информации призывают к идеалу и совершенству как на работе так и дома. Многие семьи, вследствие тревоги за будущее детей, и их благополучие, предъявляют к ним завышенные требования. Дети, по их мнению, должны производить фурор своими успехами, оценками, победами, что гарантирует родителям спокойствие и удовлетворение. Завышенные стандарты поощряют в ребенке стремление к совершенству. В итоге образуется разрыв между притязаниями и реальными возможностями и достижениями ребенка, вследствие чего ребенок испытывает постоянное чувство неудовлетворенности. «Из ценности или идеала, к которым можно стремиться, но которых невозможно достичь, совершенство в этих семьях превращается в цель, подменяющую более реалистичные цели. Так со временем формируются ценности и установки маленького перфекциониста» [14, с.61].

В основе перфекцинистических родительских черт лежат высокие стандарты, конструктивное стремление к достижениям, организованность, пунктуальность, ответственность, уверенность в себе, стремление к совершенствованию себя, нацеленность на самообразование и в тоже время чувство несоответствия с идеалом, тревога, прокрастинация и сложности в отношениях между супругами, жертвенность личной жизнью, нетерпимость к ошибкам окружающих. Среди этих компонентов присутствуют способствующие успешности, и ведущие к дезадаптации и ухудшении качества жизни [9,39,50].

Несмотря на актуальность темы исследования, при подготовке литературного обзора нами не были обнаружены исследования, посвященные перфекционизму детей дошкольного возраста, нет методик, измеряющих детский перфекционизм. В своем исследовании мы можем опираться на перфекционистские черты детей, описанные в ряде исследований зарубежных авторов. На основе проанализированного материала выделим позитивные черты детского перфекционизма: внимательность, педантичность, стремление к лучшему результату, трудолюбие, исполнительность, честность. Негативные черты: медлительность, боязнь нового, низкая самооценка, обеспокоенность ошибками, страх неудачи, самокритичность. Такие дети очень привязаны к родителям, они не решительны и не начинают делать работу самостоятельно, боясь потерпеть неудачу или сделать что-то не так, черта «избегания неудач». Постоянно ждут одобрения и очень тяжело воспринимают критику. Имеют проблемы коммуникации со сверстниками, так как предъявляют друзьям завышенные требования и нетерпимы к чужим ошибкам. Тревога и страх потерпеть неудачу, разочарование и стыд их постоянные спутники [6,7,8,3,41].

Ю.Б. Гиппенрейтер четко описывает, как рождается состояние тревоги у ребенка: «Непременная забота родителей тревожных детей - быть осторожными с завышенными ожиданиями. В наше время часто отдают ребенка в разные секции, кружки, спецшколы. Если он не справляется - а это может случиться - то родители его либо упрекают, либо сильно огорчаются. Последнее для ребенка даже хуже, он казнит себя за то, что не может сделать маму счастливой»[15].

Детский перфекционизм необходимо рассматривать в совокупности с родительским, так как из переведенных выше источников очевидно влияние мамы и семьи на формирование у ребенка специфики проявления перфекционизма. С точки зрения системной психотерапии, семья – это вид социальной системы, характеризующийся определенными связями и отношениями ее членов, проявляющими себя в круговых паттернах взаимодействия, в их структуре, иерархии, в распределении ролей и функций. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, что то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы ребенок видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей и в большей степени перенимать негативные перфекционистские черты у родителей [44].

Выводы

Результаты исследования в целом выявили специфику проявления перфекционизма матерей. Для материй с высоким уровнем перфекционизма характеры высокие личные стандарты, внутренняя мотивация, высокий уровень достижения цели, и в то же время самокритичность и критика поведения других, не принятие собственных недостатков и неудач. Они дисциплированны, аккуратны на работе и в быту, любят порядок и проявляют организованность в своих действиях. Тревога, страх неудачи и несовершенства, беспокойство по поводу собственной неуспешности и неполноценности сопутствуют в их жизни. Большинство из выше перечисленных качеств также проявляется у их детей, в характерных свойствах, соответствующих данному возрасту.

Таким образом, в ходе исследования была частично подтверждена гипотеза, о том, что дети матерей, с высоким уровнем перфекционизма в большей степени проявляют перфекционистские черты, а именно: неуверенность в себе, тяжело воспринимают критику, менее выражают коммуникацию, в большей степени проявляют страхи, чувство вины и стыда. Показатель «страхи» в данной гипотезе подтвержден не был.

Данные исследования подтвердили гипотезу, что дети матерей, с высоким уровнем перфекционизма в большей степени тревожны, дистанцированы от родителей, болезненно реагируют на критику, менее коммуникабельны, проявляют внутриличностный конфликт «я и сверх-я».

Полученные данные позволили не только подтвердить или опровергнуть гипотезы, выдвинутые на основании теории и ранее проведенных исследований, но и получить дополнительную информацию. Было выявлено и подтверждено сравнительным анализом, что дети матерей, с высоким уровнем перфекционизма, рассказывая о своей мечте в большей степени мечтают: быстрее вырасти, получить профессию, научиться, что-то делать. В меньшей степени проявляют естественные детские мечты свойственные, данному возрасту. Наоборот же дети матерей с низким уровнем перфекционизма, мечтали о сказочном или материальном, например: «о домашнем зайчике», «иметь волшебную палочку», «о собаке», «посмотреть на мир с крыши дома», «быть принцессой», «купить велосипед» и мечты более реальные и по-детски естественны. Данные показатели, подтверждают результаты исследований проведенных на взрослых, о том что люди с высоким уровнем перфекционизма, не живут сегодняшнем днем, а планируют свое идеальное бедующее, не получая удовольствия от происходящего [9,14,20].

Заключение

В данной работе исследовалась специфика проявления перфекционизма матерей и детей.

Для достижения целей исследования и решения поставленных задач в теоретической части работы был проведен аналитический обзор существующих в настоящее время исследований феноменов перфекционизма, раскрыто психологическое содержание понятий перфекционизм, исследованы теоретические модели и существующие методы диагностики уровня перфекционизма.

В практической части работы было проведено эмпирическое исследование с целью диагностики уровня перфекционизма матерей. Были выявлены и описана специфика проявления перфекционизма у матерей с высоким уровнем. Затем было проведено эмпирическое исследование с целью диагностики выявления специфики проявления перфекционистских черт у детей матерей, с высоким уровнем перфекционизма. Были выявлены и описана специфика проявления перфекционистских черт у детей.

Мы предполагали, что у детей матерей с высоким уровнем перфекционизма большей степени проявляются перфекционистские черты, а именно: неуверенность в себе, они тяжело воспринимают критику, менее выражают коммуникацию, в большей степени проявляют страхи, чувство вины и стыда, проявляют внутриличностный конфликт «я и сверх-я», в большей степени тревожны, самокритичны, дистанцированы от родителей.

Результаты исследования в целом подтвердили, что у детей матерей с высоким уровнем перфекционизма проявление перфекционистских черт обладает своей спецификой. Свойственное ребенку желание быть похожим на маму способствует перениманию перфекционистских черт своих матерей, данные черты проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. К таким чертам относятся: неуверенность в себе, тяжелое восприятие критики и самокритика, менее выраженная коммуникация, чувство вины и стыда, дистанцированность от родителей, внутриличностный конфликт «я и сверх-я». Зарождение перфекционистских черт в столь раннем возрасте способствует дальнейшему формированию патологического перфекционизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: