Книжная миниатюра Византии




Миниатюра - это сделанный от руки многоцветный рисунок, который мог располагаться в любом месте рукописи. В качестве писчего материала использовался пергамент – особым образом обработанная кожа телят и ягнят. Вместо античного свитка рукописи приобрели форму кодекса – книги, состоявшей из сшитых между собой отдельных тетрадей. Основные художественные принципы художественного оформления книги сложились в Византии не сразу, а постепенно, в течение нескольких столетий. Большинство известных нам византийских рукописей не сохранило первоначальный размер своих листов (переплеты заменялись, края листов обрезались). Текст средневекового кодекса писался чернилами, которым присущи теплота тона и богатство оттенков. Обрамляющие текст со всех сторон поля имели разную ширину, варьируя которую миниатюрист создавал композицию листа, производящую на зрителя различное впечатление: от камерного до торжественного. Точность размеров шрифта и расстояние между строками в византийских рукописях выверялись циркулем. Прежде чем приступить к работе, миниатюрист производил разлиновку листа. Изменявшаяся с течением времени манера разлиновки ныне служит одним из оснований для датировки рукописей. Почерк византийских рукописей менялся с течением веков. По особенностям начертания и расстановки букв можно иногда с точностью до столетия определить время написания текста. Бытовавший до начала 9 столетия почерк получил название унициала. Для него характерны приближенные к кругу или к квадрату формы букв, имеющих строго одинаковый размер. Однако, раздельное и крупное письмо, каким был унициал, требовало много писчего материала и длительного времени для написания текста. В связи с этим в начале 9 века, очевидно, в Студийском монастыре в Константинополе был выработан новый почерк – минускул. Он представлял связное письмо, при котором буквы соединены между собой. Более свободно применялись сокращения слов, регулярно применялись надстрочные знаки. Византийцы никогда неводили в оформление текста богатого орнамента, покрывающего поля целиком, который характерен для западных, особенно готических кодексов. По этой причине в Византии, более, чем на Западе, обращали внимание на отделку самих букв, нередко используя их как декоративный мотив.

После того, как писец выполнял свою работу, рукопись часто переходила к художнику, который завершал ее оформление. Одним из элементов декора византийских рукописей был инициал. Инициал (от латинского – первоначальный) – это начальный буквы частей, глав, выполненные в увеличенном по сравнению с текстом размере, как правило, украшенные орнаментом или рисунком. С 7-8 веков он стал основным средством при оформлении кодексов. Текст византийских рукописей также украшали заставки (рисунки, богато орнаментированные, предваряющие текст). Иногда оформитель текста ограничивался только инициалами и заставками, но обычно над рукописью продолжал работать художник-миниатюрист. Средневековые рукописи, включающие миниатюры, принято называть лицевыми. Самые ранние миниатюры в византийских кодексах относятся к 4 веку. Христианские художники восприняли обычай пояснять текст изображениями от античных художников, иллюстрировавших драматические произведения. Византийские миниатюры размещались на отдельных листах, либо среди строк текста на полях. Оба эти типа возникли одновременно, но в разных провинциях византийской империи. Родиной первого считается Александрия, происхождение второго связывают с Сирией. Миниатюры, расположенные на отдельном листе, ограничивались декоративной рамой и всегда имели окрашенный или покрытый золотом фон. Тонкие, квадратной формы листки золота наклеивались на специальный грунт, наложенный на пергамент. Границы между листами золота видны были только на просвет. Иной характер приобретали изображения, помещаемые среди строк текста. Они не имели рамок и окрашенного фона. С боков роль рамки выполняли архитектурные детали, либо элементы пейзажа. Композиция этих миниатюр разворачивалась по фризу, а длина соответствовала строкам текста. Фоном для таких миниатюр служил желтоватый цвет пергамента. Часто они помещались рядом с теми словами, к которым относились, а иногда даже связывались с ними тонкими линиями. Одним из крупнейших памятников византийского искусства является Хлудовская Псалтирь, хранящаяся в ГИМЕ в Москве. В 1974 году эта рукопись была привезена русским ученым В. И. Григоровичем с Афона, а затем поступила в собрание знаменитого коллекционера А. И. Хлудова. В 1917 году рукопись была передана в музей. По вопросу датировки ее нет единого мнения среди ученых. Большинство относите к середине 9 века. Миниатюры этой рукописи были созданы в один из самых сложных периодов в истории Византии – времени иконоборчества. Вероятнее всего, памятник был создан в Студийском монастыре. На широких полях ХП расположены многочисленные изображения, которые отличаются выразительностью. Приземистые большеголовые фигуры представлены в сильном движении., лица даны в три четверти или даже в профиль, рисунок беглый и энергичный, красочная гамма довольно проста. После эпохи иконоборчества в Византии наступает период подъем искусства, получивший название «Македонского Возрождения». В этот период в искусстве происходит вновь обращение к античным традициям. Композиция миниатюр, обычно расположенных на отдельных листах, отличается монументальностью. Этому способствует обязательный золотой фон и блеск красок. Одним из ярких памятников такого неоклассического направления являлась Парижская Псалтирь. Ее изображения были заключены в широкие рамки и представляли свободные копии с образцов миниатюры Александрии. Иллюстрации, часть которых утрачена, не входили с самого начала в текст рукописи. А были к ней искусственно присоединены. Здесь проявилась аристократическая традиция, рассчитанная на придворное общество. Каждая миниатюра выполнена по принципу самостоятельной композиции.. Трактовка ландшафта, архитектурных кулис и фигур свидетельствует о стремлении художников приблизиться к античным прототипам. Характерна пространственность, передача перспективы, объемности. В 11-12 столетиях миниатюра не была ведущей областью художественного творчества, но большое число сохранившихся рукописей свидетельствует об оживленной деятельности. Рукописи чаще, чем до сих пор, имели небольшие размеры. Они отличались особой камерной декоративностью оформления. Редко встречаются рукописи, где миниатюра занимает целый лист. Особое внимание уделяет миниатюрист жестам персонажей. Он стремится ввести в композицию движение, а по также делает лики асс ассиметричными, чтобы подчеркнуть их выразительность, новым становится также изображение обнаженного тела., правда, данного хаотично и обобщенно.. Характерен тонкий четкий орнамент, воздушность формы, небольшой размер фигур, в колорите доминирует нежные тона.. С точки зрения В. Н. Лазарева, миниатюры данного периода представляют собой высшую точку в развитии византийской книжной иллюстрации (Лондонская Псалтирь 1066года, Евангелие из Национальной библиотеки в Париже,).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: