СВИСТЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.




ТЕМА: ЗВУКИ И БУКВЫ№

1. Подготовительный этап.

Кто из знакомых вам героев изображен на рисунке? (Ежики Лисенок.)

Вы помните, кто такие Ежик и Лисенок? (Это игрушки.)

Вы, наверное, не забыли, что они очень любят путешествовать? Вспом­ните, где они побывали в прошлом году. (В огороде, в саду, в городе, в магазине, на рынке, в парке, на почте, в деревне, в лесу и т.д.)

2. Вводная часть.

А еще у Ежика и Лисенка есть знакомая - Мудрая Сова. И эта Сова пред­ложила им отправиться в большое путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но путь в страну Азбуку лежит через страну Звуков. Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде, их нельзя увидеть. Их можно только услышать или произнести.

- Закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы слышите? (Как проез­жает машина, поют птицы, шелестит листва и т.д.)

-Скажите, как сигналит машина, как смеются, как воет волк, лает собака, мяукает кошка. (Дети воспроизводят звукоподражания.)

- Так вот, все, что вы сейчас произнесли и услышали, - это и есть звуки. А звуками считается все, что можно услышать и произнести. Во время нашего путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они возникают, как произносятся, как дружат друг с другом. Еще мы узнаем, что звуки обозначаются буквами.

- Куда мы с вами поедем? (В страну Азбуку.)

- Какую страну мы должны проехать, прежде чем попасть в Азбуку? (Стра­ну Звуков.)

3. Работа по теме.

1) Пора занимать свои места в вагончиках. Ежик и Лисенок уже уселись.

Вы готовы к путешествию по стране Звуков?

-Тогда подудите, как паровозик. («Ту-ту».)

Как стучат вагончики? («Чух-чух-чух».)

А это значит, что мы уже едем по стране Звуков.

2) Работа с рис. на с. 1.

- Скажите, кого увидели Ежик и Лисенок?

- Лисенок решил проверить, действительно ли они оказались в стране Звуков. По совету Мудрой Совы он закрыл глаза и прислушался. Какие звуки он услышал? (Дети изображают, как подают голос корова, лошадь, овца, со­бака, петух и ворона.)

- Можно ли все, что вы произнесли, назвать звуками? (Можно.)

- Это значит, что наши друзья-игрушки уже попали в страну Звуков.

3) Физкультминутка.

Дети становятся в круг, предлагаем детям всем вместе сочинить стихотворение.

Логопед: Подпевает козлик мне:

Дети: Бе-бе!

Логопед: Лает песик, хвост задрав:

Дети: Гав-гав!

Логопед: А петух мне на бегу Прокричал...

Дети: Ку-ка-ре-ку!

Логопед: А котенок пискнул:

Дети: Мяу!

В ходе физкультминутки дети вслед за воспитателем изображают движе­ния животных: топают ногой (как козлик), встают на четвереньки (как песик), машут руками (как петух), садятся на корточки (как котенок).

- Какие звуки вы произнесли? («Бе», «Гав», «Ку-ка-ре-ку», «Мяу».)

4. - Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них полу­чаются слова. После того как Ежик и Лисенок разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова рассказала им, откуда и как появляются звуки. Оказывается, звуки возникают во рту.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта. (Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово здравствуйте с закрытым ртом? (Нет.)

Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя.)

5. «Отгадай загадку».

Когда мы едим - они работают, Посильней ты их раздуй,

Когда не едим - они отдыхают. На горячее подуй.

Не будем их чистить - (Щеки)

Они заболят. (Зубы)

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

О чем были загадки?

6. - Послушайте сказку о веселом язычке и повторяйте за мной все дви­жения язычка.

Жил да был на свете веселый язычок. У него был свой дом - рот. Сте­ны - щеки (дети надувают щеки), окна - губы и зубы (дети улыбаются и пока­зывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил поря­док в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (... по небу), мыл пол (... по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко откры­вают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и ис­пугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).

7. Подведение итогов.

- В какой стране живут буквы? А звуки? В какой стране очутились Ежик, Лисенок и Мудрая Сова по дороге в страну Азбуку?

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?

- Что вам понравилось на занятии?

 

ТЕМА: СЛОВА. ЗВУКИ

- В какую страну отправились Ежик, Лисенок и Мудрая Сова?

Через какую страну лежит путь к Азбуке?

-С помощью чего люди произносят звуки?

Когда игрушечный поезд заехал на пригорок, наши путешественники увидели большой город. Мудрая Сова рассказала, что это город Звуков. (См. рис. 1 нас. 2.)

Каждый звук живет в своем домике. Дома расположены на улицах Глас­ных и Согласных звуков, а один звук даже живет на островке. Ежику и Лисенку предстоит познакомиться со всеми жителями этого города Звуков.

«Так чего мы остановились? - нетерпеливо воскликнул Лисенок. - Едем скорее знакомиться со звуками!» «Не торопись, - сказала Мудрая Сова. - Прежде чем попасть в город Звуков, вы должны пройти два испытания. Для этого вам необходимо запомнить, что все слова состоят из звуков».

-Сегодня мы с вами поговорим о том, какие бывают слова и какую роль в них играют звуки.

1) Работа с рисунком (с. 2).

Для первого испытания Мудрая Сова вручила друзьям-игрушкам две линейки. Это одинаковые линейки?

-Чем они отличаются? (Зеленая линейка длинная, а красная-короткая.)

Ежику и Лисенку надо разделить предметы на длинные и короткие. По­могите им это сделать: рядом с длинными предметами начертите длинную зеленую линию, а рядом с короткими - короткую красную.

Воспитатель предлагает детям определить пары длинных и коротких пред­метов и после этого обозначить их соответствующими линиями.

Молодцы! Вы помогли Ежику и Лисенку справиться с первым испытанием.

Дальше Мудрая Сова рассказала нашим друзьям, что слова, как и пред­меты, тоже бывают длинными и короткими. В длинных словах много звуков, потому они произносятся долго. Например: те-ле-ви-зор, ско-во-род-ка. А в коротких словах мало звуков. Например: мак, дом. Эти слова произносятся коротко.

Бывает так, что длинные предметы называются длинным словом: э-лек- трич-ка, я-ще-ри-ца. А бывает и наоборот: длинный предмет называется ко­ротким словом, короткий - длинным. Мост, например, длинный, а называет­ся коротким словом. Шарф длинный, а называется коротко. Или «пу-го-ви- ца» - длинное слово, а сам предмет короткий. «Ко-ро-боч-ка» - длинное сло­во, асам предмет короткий.

-Расскажите теперь сами, чем длинные слова отличаются от коротких.

Второе испытание, которое Мудрая Сова устроила Ежику и Лисенку, заключается в том, чтобы они определили, какие слова длинные, а какие - короткие. Давайте и мы поиграем в слова. Я буду называть слова. А вы скажи­те, длинные они или короткие: круг (короткое слово), атт-рак-ци-он (длинное слово), вос-пи-та-тель-ни-ца, гном, вен-ти-ля-тор, сад, па-рик- ма-хер, мед, дым, ви-де-о-маг-ни-то-фон, соль.

Физкультминутка.

Продолжение предыдущего задания. Дети становятся в круг. Воспитатель произносит слова: о-ду-ван-чик, соль, са-лат-ни-ца, по-ло-тен-це, стул, стол, та-бу-рет-ка, бык, гла-ди-о-лус, лак, ав-то-стан-ци-я, зуб.

Когда воспитатель по слогам произносит многосложное слово, дети все это время бегут по кругу. Во время произнесения односложного слова дела­ют один шаг вперед.

Работа с рисунком на с. 3.

Ежику так понравилось играть в длинные и короткие слова, что он при­думал свою игру. Назовите каждую картинку. Если она называется длинным словом, то есть в нем много звуков, закрасьте длинную полоску зеленым цве­том. Если слово короткое, то есть в нем мало звуков, закрасьте короткую по­лоску красным.

Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель анализирует вместе с ними несколько примеров.

В конце осуществляется проверка, какие картинки дети обозначили длин­ной зеленой полоской, а какие - короткой красной.

- Приведите свои примеры длинных слов.

Назовите короткие слова.

IV. - Чему мы научились на сегодняшнем занятии?

Чего много в длинных словах и мало в коротких словах?

 

 

ТЕМА: ЗВУК [А] №

Цели:

1. Познакомить с гласным звуком [а], с его обозначением на письме.

2. Учить выделять гласный звук [а] среди других гласных, обозначать его.

3. Формировать элементарные навыки звукового анализа, учить выделять первый гласный звук в слове.

4. Развивать внимание, память.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент

- Из чего состоят слова?

- Чем короткие слова отличаются от длинных?

- Назовите длинные слова, а потом короткие.

- В какой стране очутились наши игрушки?

- Для чего Мудрая Сова устроила Ежику и Лисенку испытание?

2. Вводная часть. После того как все испытания с вашей помощью были выполнены, наши путешественники поспешили отправиться на своем поезде в город Звуков. Но не успели они до него доехать, как услышали чей-то плач: А-А-А«. Это девочка Аня. Она пошла гулять и заблудилась. И вот теперь горь­ко плачет. Посмотрите на рисунок (с. 4) и расскажите сами, как наши друзья помогли Ане.

- После того как Аня попала к себе домой, у нее больше не было причин плакать. Как плакала Аня, когда заблудилась?

- Сегодня мы поговорили о звуке [А].

1) - Сам звук [А], хозяина дома Ани, вы можете узнать на рисунке по красным башмачкам.

Что подсказало игрушкам, что этот звук [А]? (Над дверью висит ананас.)

Картинка, где изображено, как Аня плачет, обозначает звук [А].

Найдите у себя такую же картинку.

Какой звук она обозначает? (Звук [А].)

Произнесите этот звук перед зеркалом.

Что происходит с вашим ртом во время произнесения этого звука? (Он широко открыт.)

2) Работа с рисунком (с. 5).

- Назовите каждую картинку и скажите, есть ли в ее названии звук [А]?

- В названии каких картинок звук [А] слышится в начале слова? (Аист, арбуз.)

- В названии каких картинок звук [А] слышится последним? (Пчела, трава.)

- В названии каких картинок звук [А] произносится два раза, один раз?

- В названии каких частей тела есть звук [А]? (Глаза, спина, голо­ва, рука, нога.)

Аналогично выясняется, в названии каких фруктов, овощей, ягод, деревь­ев слышится звук [А].

3) Физкультминутка.

Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.

Аист

Аист, аист длинноногий, Снова - правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова - левою ногой,

Аист отвечает: После - правою ногой,

Топай правою ногой, После - левою ногой,

Топай левою ногой. Вот тогда придешь домой.

4) «Отгадай загадку».

- Каждая отгадка обязательно должна начинаться со звука [А].

Это старый наш знакомый: Чтоб тебя я повез,

Он живет на крыше дома – Мне не нужен овес.

Длинноногий, длинноносый, Накорми меня бензином,

Длинношеий, безголосый. На копытца дай резины,

Он летает на охоту И тогда, поднявши пыль,

За лягушками к болоту. (Аист) Побежит... (автомобиль).

Он большой, как мяч футбольный, Что за чудо - синий дом!

Если малый - все довольны, Ребятишек много в нем.

Так приятен он на вкус, Носит обувь из резины

Называется...(Арбуз) И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей, В таком порту бывал мой друг,

Лечит он больных зверей. Где вовсе нет воды вокруг.

И однажды бегемота Но в этот порт все время шли

Вытащил он из болота. С людьми и грузом корабли.

Он известен, знаменит. (Аэропорт)

Это доктор... (Айболит).

- О чем были загадки?

- С какого звука начинаются все отгадки?

- Какие еще слова начинаются со звука [А]?

5) Работа с рисунком (с. 5).

- Как можно назвать одним словом все, что изображено на рисунке? (Иг­рушки.)

Назовите каждую игрушку. Раскрасьте красным цветом столько кружков, сколько звуков [А] слышится в каждом слове.

В названии каких картинок звук [А] слышится один раз, два раза, три раза?

В каких именах слышится звук [А]?

- В стране Азбуке звуки обозначаются буквами. Это буква А, которая обозначает звук [А].

Вот два столба наискосок, А между ними - поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква А.

(С. Маршак)

Если позволяет время, это и последующие стихотворения о буквах можно разучить с детьми на занятии.

На что еще похожа буква А? (На крышу дома, на треугольник, на ракету и т.д.)

Можно также нарисовать на доске буквы А в качестве основы и предло­жить детям дорисовать, т.е. «превратить» букву в один из вышеназванных предметов.

Заштрихуйте у себя в тетрадях букву А красным карандашом.

8) - Что вы сделали с буквой А? (Заштриховали.)

Можно ли эту букву закрасить, написать, вырезать из бумаги? (Можно.)

Можно ли ее увидеть и потрогать? (Можно.)

Воспитатель предлагает детям дотронуться до картинки с буквой А.

А теперь ответьте, можно ли потрогать звук [А]? (Если дети отвечают утвердительно, воспитатель предлагает детям «потрогать» звук [А] и произ­носит этот звук. Дети убеждаются, что звук нельзя потрогать и увидеть. Его можно только услышать или произнести.)

IV. - О каком звуке мы сегодня говорили?

Как произносится этот звук?

Какой буквой он обозначается?

Чем звук [А] отличается от буквы А?

 

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: ЗВУК [О]

- Как игрушки помогли девочке Ане?

В каком городе живет Аня?

Какой звук - хозяин дома Ани?

-Назовите слова со звуком [А].

Чем звук [А] отличается от буквы А?

Не успели друзья порадоваться за Аню, как они услышали, что около соседнего домика кто-то стонет: «0-0-0«. Игрушки тут же поспешили на по­мощь. (См. рис. нас. 6.) Стонала девочка Оля.

Расскажите, что с ней произошло и как наши путешественники собира­ются ей помочь.

Как стонала Оля?

Сегодня мы поговорим о звуке [О].

1) - Покажите на рисунке хозяина дома Оли. Что еще подсказывает, ^то в этом доме живет звук [О]? (Над дверью висит обруч, из-за дома вы­глядывает ослик.)

Картинка, где изображено, как Оля стонет, обозначает звук [О].

Что происходите губами во время произнесения звука [О]? (Они вытя­гиваются в трубочку.)

2) Работа с рисунком (с. 7).

Назовите каждую картинку и закрасьте красным цветом столько круж­ков, сколько звуков [О] слышится в слове.

В каких словах нет звука [О]?

В каких словах звук [О] слышится в конце?

Как вы думаете, в какой части слова (начале, середине или конце) слы­шится звук [О] в словах: дом, нож, роза, крот? (В середине слова.)

Если дети затрудняются определить положение звука в середине слова, воспитатель предлагает им ответить на вопросы:

Звук [О] слышится в начале слова «Дом»? (Нет.)

Звук [О] слышится в конце слова «доМ»? (Нет.)

Если звук [О] слышится не в начале и не в конце слова, то где? (В сере­дине.)

Аналогично анализируются остальные слова.

- Ответьте на мои вопросы. Каждый правильный ответ должен начи­наться со звука [О].

Время года? (Осень.)

Как называются одним словом лук, морковь, капуста? (Овощи.)

Назовите одним словом сапоги, ботинки и туфли. (Обувь.)

Насекомые, похожие на пчел. (Осы.) -Участокземли посреди моря. (Остров.) -Имядевочки. (Оля.)

Что это такое: белое, пушистое, по небу плывет? (Облако.)

Как называется кольцо, которое девочки крутят на поясе? (Обруч.)

Какие слова вы называли? (Дети перечисляют вышеназванные ответы.)

В какой части этих слов слышится звук [О]? (В начале.)

Физкультминутка.

Ох, ох!

Ох, ох, что за гром?

(Руки - к щекам, наклоны в стороны.)

Муха строит новый дом.

(Движения руками, имитирующие работу с молотком.)

Молоток: стук-стук.

(Хлопки руками перед собой.)

Помогать идет петух.

(Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног.)

9) «Отгадай загадку»

Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят.

(Осы)

Рамки деревянные, А стенки стеклянные.

(Окна)

Я - на том берегу И на этом берегу. Через речку перебраться Я тебе помогу.

(Мост)

Если хорошо заточен, Все легко он режет очень - Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Без рук, без топоренка Построена избенка.

(Гнездо)

Без крыльев, а летит. Без ног, а бежит. Без паруса, а плывет.

(Облако)

Что такое? Каши зачерпнет И отправит в рот.

(Ложка)

Кто в дни болезней Всех полезней И лечит нас От всех болезней?

(Доктор

Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.

(Метро)

- О чём были загадки?

В каких словах звук [О] слышится в начале, в конце, в середине?

Работа с рисунком (с. 7).

Найдите на рисунке букву О. Какой звук она обозначает? Заштрихуйте букву О красным карандашом.

В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла.

(Е. Тарлапан)

На что похожа эта буква? (На круг, колесо, обруч и т.д.)

Превратите с помощью цветных карандашей эти буквы О в солнышко, мячик и арбуз.

Работа с рисунком (с. 7).

Что изображено на рисунке?

Посчитайте, из скольких букв О сделан каждый рисунок.

IV. - О каком звуке мы сегодня говорили?

Чем звук [О] отличается от буквы О?

Назовите слова, в которых звук [О] слышится в начале.., в конце... и в середине...

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: ЗВУК [Э]

- В доме какого звука живет девочка Оля?

Назовите слова со звуком [О].

Сколько звуков [О] в словах: конь, ло-шадь, ко-ро-ва, ко-ло-бок, пись-мо, бу-ма-га, ко-са?

Чем звук [О] отличается от буквы О?

После того как друзья-игрушки залечили Оле ранку и наладили ей ве­лосипед, они услышали издалека чей-то крик: «Э-Э-Э». «Интересно, кого это зовут?» - спросил Лисенок. «Сейчас мы поедем туда и во всем разберемся», - сказала Мудрая Сова и позвала с собой друзей.

По мере того как звук становился все громче, мороз на улице все усили­вался. И когда игрушечный поезд подъехал к дому кричащего мальчика, на­шим путешественникам как нельзя кстати пришлась бы зимняя одежда. (См. рис. нас. 8.) Несмотря на снег и холод, мальчик прекрасно себя чувствовал, потому что приехал с Севера, где среди снегов и льдов живут его родствен­ники-эскимосы.

Потому-то маленький эскимос выбрал для себя самый холодный дом во всем городе Звуков.

С Севера он привез с собой оленя, до которого никак не может докри- -аться. Ежик посоветовал своим друзьям покричать вместе с маленьким эс- <имосом. Вместе у них получилось гораздо громче. На их зов вскоре приска- <ап олень, а замерзшие путешественники поспешили дальше, туда, где мож­но согреться.

Как мальчик-эскимос звал своего оленя?

Сегодня мы поговорим о звуке [Э].

1) - Покажите на рисунке хозяина дома. (Мы его узнаем по красным башмачкам, а сам звук почти невидим.)

Что это за звук?

Что еще на рисунке называется на звук [Э]?

Картинка, где изображено, как кричит эскимос, обозначает звук [Э].

Произнесите этот звук и скажите, что делают губы во время произнесе­ния звука [Э]. (Рот широко открыт, губы улыбаются.)

При каком еще звуке рот широко открыт? (Призвуке [А].)

Произнесите по очереди звуки [А] и [Э] и скажите, чем отличается поло­жение губ при произнесении этих звуков.

Работа с рисунком (с. 9).

По дороге Мудрая Сова рассказала своим друзьям, что:

самая высокая гора на Кавказе называется Эльбрус;

домашнее растение для лечения ран - алоэ;

сочиняет стихи - поэт;

чинит электричество - электрик.

Покажите на рисунке поэта, электрика, алоэ, Эльбрус.

Назовите по порядку картинки и определите, в какой части каждого сло­ва слышится звук [Э].

Если в начале, то соедините картинку стрелками с первым вагончиком. Если в середине - со средним вагончиком, если в конце - с последним.

Первые картинки воспитатель анализирует вместе с детьми. Далее зада­ние выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Физкультминутка.

Это тоже я могу

Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами: «Это тоже я могу».

В: Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я под­ниму.

Д: Это тоже я могу.

В: Вправо-влево разведу.

Д: Это тоже я могу.

В: И, как птица, полечу.

Д: Это тоже я могу.

В: Головою поверчу.

Д: Это тоже я могу.

В: А потом присяду, встану.

Д: Это тоже я могу.

В: И нисколько не устану.

Д: Это тоже я могу.

В: Я попрыгаю немного.

Д: Это тоже я могу.

В: И пешком пойду в дорогу.

Д: Это тоже я могу.

В: Если надо, побегу.

Д: Это тоже я могу.

В: Все на свете я могу!

Какое слово со звуком [Э] вы произносили? (Это.)

«Отгадай загадку».

Никто его не видывал.

А слышать всякий слыхивал.

Без тела, но живет оно,

Без языка кричит.

(Эхо)

К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество!

Это... (электричество).

 

На палочке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само. Что же это?..(Эскимо)

 

Что это за лестница, Лестница-чудесница? В город лестница ведет, Мы стоим, она идет.

(Эскалатор)

Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, Мчит без пара. Паровозова сестричка, Кто такая?..(Электричка)

Рученька - ручища, Что в земле ты ищешь? Ничего я не ищу, Землю рою и тащу.

(Экскаватор

Лампа и магнитофон. Радио и телефон, Телевизор. Пылесос. «Что же это?» - мой вопрос.

(Электрические приборы)

О чем были загадки?

Игры со словами.

а) - Как называется мальчик, который живет в доме звука [Э]?

Какое холодное и сладкое слово спряталось внутри слова эскимо-с?

Что такое эскимо?

Как слово эскимо превратилось в эскимос? (Прибавился звук [С].)

Работа с рисунком (с. 9).

Вы узнаете, что есть в каждом телевизоре, если назовете вместе эти две картинки.

Что обозначает первая картинка? (Звук [Э].)

Назовите вторую картинку. (Кран.)

Что получится, если к [Э] прибавить «кран»? (Экран.)

Если дети сразу не смогли угадать слово, воспитатель произносит звук и слово еще раз, сокращая между ними паузу.

б) Работа с рисунком (с. 9).

Это буква Э. Какой звук она обозначает?

Чем буква Э отличается от звука [Э]?

Заштрихуйте букву Э красным карандашом.

Над лугами в синеве Пролетает буква Э. Это ласточка весной Возвращается домой

(В. Степан)

Превратите с помощью цветных карандашей эти буквы Э в ласточку, месяц и лук индейца.

На что еще похожа буква Э?

IV. - О каком звуке мы сегодня говорили?

Чем звук [Э] отличается от [А]?

В какую новую игру научились играть?

Назовите имена, которые начинаются со звука [Э].

 

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: ЗВУК [И]

- На какую букву похожи ласточки?

Какой звук обозначает буква Э?

Чем буква Э отличается отзвука [Э]?

Назовите слова со звуком [Э].

Что произошло с игрушками, когда они подъехали к дому эскимоса?

Игрушки все никакие могли согреться после посещения самого холод­ного дома в городе Звуков. Они даже вышли из поезда и начали делать за­рядку. Но вот мимо них с жалобным писком пробежала мышка, а за нею гнал­ся большой и лохматый кот. Смелые друзья кинулись в погоню за безжалост­ным котом, но никак не могли его догнать. Перепуганная мышка юркнула в ближайший домик. Кот тут же полез за нею. Он непременно бы ее сцапал, если бы подоспевшие вовремя игрушки не схватили его за хвост. Все вместе они выволокли кота из дома и прогнали его, тем самым надолго отбив охоту обижать маленьких беззащитных зверушек.

Поняв, что опасность ей больше не угрожает, мышка Иришка (именно так ее звал и) подошла к свои м спасителя м и зап ищапа:«И - И - И...». «Что же ты опять пищишь, глупенькая?» - спросил ее Лисенок, поглаживая серую шерстку. «Это она не от страха пищит, - объяснил ему Ежик, - а от радости».

Как пищала мышка Иришка?

Сегодня мы поговорим о звуке [И].

1)-Покажитенарисунке(с. 10) хозяина дома. Что это за звук?

Что указывает на то, что в этом домике живет звук [И]? (В горшочке рас­тет цветок ирис.)

-Картинка, где изображено, как пищит мышка, обозначает звук [И].

Что делают губы во время произнесения звука [И]? (Улыбаются.)

- В названии каких фруктов есть звук [И]? (Инжир, персики, виноград, киви, яблоки, апельсины, мандарины, абрикосы, вишни и т.д.)

Назовите имена детей со звуком [И]. (Инна, Ира, Игорь, Вика, Лиза, Рита, Нина, Дина, Дима, Витя, Кирилл, Филипп, Максим, Никита, Лариса, Полина и т.д.)

Какие вы знаете деревья, в том числе и фруктовые, в названиях которых есть звук [И]? (Ива, липа, осина, калина, рябина, слива, вишня и т.д.)

Назовите части тела человека со звуком [И]. (Руки, ноги, брови, ресни­цы, лицо, спина, локти, колени, плечи.)

В названии каких птиц слышится звук [И]? (Иволга, индюк, синица, ку­рица, снегирь, филин и т.д.)

Перечислите обувь со звуком [И]. (Сапоги, туфли, валенки и проч.)

Работа с рисунком (с. 11).

Назовите картинки и закрасьте красным цветом столько кружков, сколь­ко звуков [И] слышится в каждом слове.

Какое слово самое короткое? (Кит.)

Какие слова самые длинные? (Сапоги, малина.)

Физкультминутка.

Игра

Собираем детвору Как зайчонок поскакал,

Поиграть в одну игру. Как волчонок пробежал.

Покажите мне, ребята, Как ежонок и ежиха

Как в лесу живут зверята. Собирают ежевику.

Как лисенок просыпается, Только медвежонок спит,

Как бельчонок умывается, Просыпаться не спешит.

Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими дви­жениями.

5) «Отгадай загадку». Кукла, мячик и скакалка, Самолетик, обезьянка И машина, и зверушки Называются... (игрушки).

Эти чудо-кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них - сломаю, Все сначала начинаю.

(Кубики)

Купили новенькое, Такое кругленькое, Качают в руках, А оно все в дырках.

(Сито)

Без шофера, без колес Он домой меня привез. Прокатил меня почти До дверей квартиры. Чтоб ему нас вверх поднять, Надо кнопочку нажать.

(Лифт)

Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу.

(Иголка)

В деревянном домике Проживают гномики. Уж какие добряки - Раздают всем огоньки.

(Спички)

Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски. Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка)

Ежедневно в семь утра Я трещу: «Вставать пор-р-ра!» (Будильник)

Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня (Коньки)

О чем были загадки?

В каких словах звук [И] слышится в начале, в конце, в середине?

В каких словах звук [И] слышится два раза?

6) Работа с рисунком (с. 11). Превращения слов.

а) - Какой звук обозначает первая картинка? (Звук [И].)

Что насыпали в миску? (Рис.)

Произнесите вместе звук и слово. Какое сладкое слово получилось?

Как рис превратился в ирис?

А если сказать не ирис, а ирис, что это такое? (Цветок.)

б) - Какие звуки обозначают эти картинки?

Назовите эти звуки вместе. Что получилось? («ИА».)

Кто так кричит? (Ослик.) 7) Работа с рисунком (с. 11).

Это буква И. Какой звук она обозначает?

Заштрихуйте букву И красным карандашом.

На что она похожа?

На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок.

(В. Степанов)

Превратите с помощью цветных карандашей эти буквы И в калитку, кон­верт и корону.

 

IV. - О каком звуке мы сегодня говорили?

В какие игры играли?

Чем буква И отличается от звука [И]?

Назовите слова, в которых звук [И] слышится в начале, в конце, в сере­дине.

 

 

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: ЗВУК [Ы]

- 0 каком звуке мы говорили на прошлом занятии?

В названии какой одежды слышится звук [И]?

Какие вы знаете ягоды, в названии которых есть звук [И]?

Как игрушки спасли мышку?

«Пойдемте со мной, - пропищала спасенная мышка Иришка. - Я отведу вас в такое место, где много-много всякой вкусной еды». «Еда - это здорово, особенно если она вкусная!» - обрадовался Лисенок и первый побежал за мышкой. Его друзьям ничего другого не оставалось, как последовать за не­угомонным Лисенком.

Мышка привела своих спасителей к погребу (это такое помещение для хранения еды). Дверь в него была закрыта. Лисенок собрался было ее от­крыть. Но Ежик и Мудрая Сова запретили ему залезать в чужое хранилище. И тут они услышали, как вдалеке кто-то пыхтит «Ы-Ы-Ы». Игрушки побежали на помощь и увидели, как большая спелая тыква из последних сил тащит боль­шой мешок. (См. рис. нас. 12.)

Расскажите, как друзья-игрушки помогли тыкве.

Когда мешок был уже опущен в погреб, тыква развязала его и насыпала из него своим помощникам по целой пригоршне спелых и вкусных тыквенных семечек.

«Вот видишь, - сказала Лисенку Мудрая Сова. - Любое угощение будет намного слаще и приятней, когда оно заслужено добрыми делами».

Как пыхтела тыква?

-Сегодня мы говорим о звуке [Ы].

1)- Найдите на рисунке хозяина дома. Что указывает на то, что здесь живет звук [Ы]? (Лыжи, мышка, тыква, крыша.)

Картинка, где изображено, как пыхтит тыква, обозначает звук [Ы].

Что делают губы во время произнесения звука [Ы]? (Они образуют ши­рокую щель.)

Найдите слово со звуком [Ы] в баранке (дырка), у себя во рту (язык, зубы, губы).

Работа с рисунком (с. 13).

Назовите каждую картинку и определите, в какой части слова слышится звук [Ы]: если в середине, то проведите стрелку к среднему вагончику; если в конце - то к последнему.

«Отгадай загадку».

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.

(Мыло)

Смотрите, мы раскрыли пасть. В нее бумагу можно класть: Бумага в нашей пасти Разрежется на части.

(Ножницы)

На руке и на стене, И на башне в вышине Ходят, ходят ровным ходом От восхода до восхода.

(Часы)

Эта маленькая крошка Рада даже хлебной крошке, Потому что дотемна В норке прячется она.

(Мышка)

Работящие зверьки Строят дом среди реки. Если в гости кто придет, Знайте, что из речки вход!

(Бобры)

Две курносые подружки Не отстали друг от дружки. Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу.

(Лыжи)

Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром, над заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (Дым)

 

- О чем были загадки?

- В каких словах звук [Ы] слышится в конце, в каких - в середине?

4) Физкультминутка.

Прыг-скок, прыг-скок.

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

Нас с тобой играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

 

На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках прыг-прыг-скок, А затем вприсядку, Чтоб не мерзли пятки.

Дети сопровождают текст соответствующими движениями.

5) Работа с рисунком (с. 13).

- Как изменятся эти слова, если в конце каждого добавить звук [Ы]?

- Кто нарисован на рисунке? (Кот.)

-Добавьте в конце словак-отзвук [Ы]. Что получилось? (Коты.)

- Был стол, а стали? (Столы.)

- Был слон, а стали? (Слоны.)

6) - Как изменятся слова, если их произнести без звука [Ы]?

- Зубы (зуб), усы (ус), носы (нос).

- Чем отличаются слова зубы и зуб? (В слове зубы есть звук [Ы], а в слове зуб его нет, зуб - один, зубы - много.)

Аналогично выясняется разница между другими парами слов.

7) - Это буква Ы. Какой звук она обозначает?

- Чем буква Ыотличается от звука [Ы]?

- Заштрихуйте букву Ыкрасным карандашом.

Вот топор, полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы- Все мы знать ее должны.

(В. Степанов)

- На что похожа эта буква?

Можно нарисовать на доске несколько букв Ыи предложить детям «пре­вратить» их в топор с поленом, в стул и стол и т.д.

IV. - О каком звуке мы сегодня говорили?

- В какие игры играли?

- Назовите слова со звуком [Ы].

 

 

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: ЗВУКИ [И] - [Ы]

- Назовите слова со звуком [Ы].

Назовите слова со звуком [И].

К кому привела мышка своих друзей-игрушек?

Как они помогли тыкве?

Угощаясь тыквенными семечками, Ежик, Лисенок и Мудрая Сова отпра­вились прогуляться по улице. У дороги они повстречали обезьяну с фотоап­паратом. «Скорее, скорее сфотографируйте меня!» - воскликнула обезьянка, как только завидела приближающихся друзей. «Куда ты так спешишь?» - по­интересовался Ежик. «Не куда я спешу, а почему я спешу, - торопливо объяс­нила мартышка. - А спешу я потому, что мой фотограф ненадолго отошел». Она рассказала, что всю жизнь мечтала стать фотомоделью, но ее упрямый хозяин-фотограф не хочет фотографировать ее в одиночестве, а все время приглашает кого-нибудь сняться вместе с нею.

Лисенок, преисполненный желания делать только добрые дела, тут же предложил себя в качестве фотографа. (См. рис. на с. 14.) И мартышка сразу же стала вертеться и корчить рожицы перед фотоаппаратом.

«Что ты так крутишься?» - спросил ее фотограф-Лисенок. «Я хочу выбрать для себя самую подходящую улыбку, только вот не знаю какую: американскую или русскую», - ответила мартышка. «Что это за улыбки такие?» - удивился Ежик. «Американская - это когда надо говорить звук [И], - объяснила мар­тышка, - а русская - когда надо говорить звук [Ы]».

Какие два звука назвала мартышка?

Сегодня мы поговорим о звуках [И] и [Ы].

I. 1) Работа с рисунком (с. 14).

Произнесите перед зеркалом: «И-Ы-И-Ы». Как меняется улыбка при каж­дом из этих звуков?

На какой из этих двух фотографий обезьянка произносит звук [И], а на какой - [Ы]?

Как вы догадались?

Работа с рисунком (с. 15).

Назовите картинки. Определите, в каких словах слышится звук [И], а в каких - [Ы]. Соедините картинки с обозначениями этих звуков.

Какие картинки вы соединили с обозначением звука [Ы]?

В каких словах звук [Ы] слышится в конце, в каких - в середине?

В каких словах два звука [Ы]?

Какие картинки вы соединили с обозначением звука [И]?

В каких словах слышится один звук [И], два, три?

- Приготовьте карточки-обозначения звуков [Ы], [И].

Я буду говорить слова, а вы будете показывать обозначение того звука, который слышится в середине слова.

Был (дети поднимают обозначение звука [Ы]).

Бил (поднимают обозначение звука [И]).

Мыл - мил, выл - вил, пыл - пил, ныл - Нил, сын, лифт, сыр, крик, дым, кит.

Физкультминутка.

Какие два знакомых вам звука есть в слове гри-бы? ([И], [Ы].)

Сейчас мы пойдем в лес собирать грибы.

Грибы Гриша шел-шел-шел, Белый гриб нашел. Раз - грибок, два - грибок, Три - грибок. Положил их в кузовок.

Дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в <узовок.

- Игра «Скажи ласково».

Какой последний звук в слове сады? ([Ы].)

Скажите это слово ласково. (Садики.)

Какой последний звук в слове садики? ([ И].)

Я буду говорить слова со звуком [Ы] в конце, а вы будете называть их ласково, -тобы в конце появился звук [И]: зонты - (зонтики), мосты - (мостики), котлы - (ко­телки), усы-..., банты -..., носы -..., плоты -..., кусты -..., кресты -..., рыбы -..., горы -..., норы -..., лапы -..., грибы -..., блины -....

Работа с рисунком (с. 15).

Каждый из двух паровозиков обозначает слово. В середине первого сло- за-паровозика слышится звук [Ы], а в конце - [И].

Названия каких картинок подходят к первому слову-паровозику? (Быки, дыни.)

Соедините эти картинки стрелками с первым паровозиком.

Какие звуки слышатся во втором слове-паровозике?

В каком порядке они расположены?

Соедините стрелками со вторым паровозиком те картинки, в названиях которых в середине слышится звук [И], в конце - [Ы].

IV. - О каких звуках мы говорил



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: