Понятие и структура политической системы общества.




Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного

Термин «ле­гитимизм» возник в начале XIX в. во Франции как реакция тех монархически настроенных политических кругов, которые хотели восстановить власть короля, считая ее единственно законной в отличие от власти узурпатора, то есть Наполеона. Впоследствии понятие легитимности трансформировалось и ста­ло обозначать такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Следовательно, особенность легитимной власти состоит в том, что она основана на взаимном согласии управляющих и управляемых. Те, кто командует, знают, что они де­лают это на законном основании, а те, кто подчиняется, рассматри­вают их притязания как легитимные.Типология легитимности разработана М. Вебером. Он обосновал три основных типа легитимности: традиционный, рационально-ле­гальный и харизматический. Исторически первым типом легитимности является традицион­ная власть, основанием которой служат нормы и тра­диции. Традиционная легитимность основывалась на праве престолонаследия, на убеждении в том, что власть должна переходить по наследству, на представление о божественном характере власти монарха. К такому господству относятся монархии, существенным признаком которых является право наследования престола.легитимности является рационально-легальная власть. В качестве ее основания Вебер называет «царство закона» и свободное волеизъявление граждан. Третьим типом легитимности является, по Веберу, так называе­мое харизматическое господство. Харизма (от греч. «бо­жественный дар») — способность, выделяющая индивида среди ос­тальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная природой. К харизматическим качествам относят магические спо­собности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Подобный тип власти существовал в различные периоды истории. Достаточно вспомнить таких исторических деятелей, как Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, Черчилль, де Голль, Мао Цзэдун, обладавших в той или иной мере харизматическими качествами. При этом надо иметь в виду, что об­раз лидера не только создается за счет определенных природных данных, но и формируется у масс целенаправленной работой аппа­рата управления и средств массовой информации.Надо иметь в виду, что проблема легитимности имеет два аспек­та — внутренний и внешний. С внутренней точки зрения данный принцип означает, что граждане признают власть, считая ее закон­ной. С международной точки зрения легитимная власть — признанная другими государствами, международным сообществом.

11.Функционирование политической власти в Республике Беларусь. В самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти на государственном уровне шло неравномерно и сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами между королевской властью и парламентами.Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести иБеларусь.Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между легальными структурами. Могут существовать в обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов.

Понятие и структура политической системы общества.

Система (греч. – целое, составленное из частей соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в. в рамках так называемой «общей теории систем». Политология включает в систему процессы, институты, поведение граждан, коллективные организации, общественную активность или пассивность, действие и взаимодействие. В связи с этим под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, личностей, участвующих в политической жизни страны. Структура и функции политических систем. Как уже было отмечено ранее, наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно-функциональный подход, который представляет ее в виде следующих подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная. Анализ вышеперечисленных подсистем показывает, что ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество и представляет собой политическую организацию общества. Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функионированием политической власти. Составляющие институциональную подсистему элементы в теории условно подразделяются на следующие группы: Собственно политические: это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер.Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. Неполитические организацииорганизации, имеющие в своём содержании лишь незначительный политический аспект. Идеологическая подсистема состоит из совокупности различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Нормативная подсистема выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят: правовые нормы (конституция, законы,нормативные акты); нормы деятельности общественных организаций; неписаные обычаи и традиции; этико-моральные нормы. Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения. Регулятивная функция, которая связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе, Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование ресурсов общества. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

13. Понятие политического режима как функционального аспекта политической системы общества. Политический режим это определенный политический порядок, система средств и методов осуществления государственной власти в обществе.

Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы общества, характеризует упорядоченное взаимодействие её структур, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.В современной науке существует множество подходов к классификации политических режимов, наиболее распространёнными из них являются следующие1. подразделение режимов на диктатуры и демократии. Термин «диктатура» (от лат. dictatur – неограниченная власть) отражает содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена.

Демократическим режимам (от греч. demos – народ; cratos – власть) присущи такие признаки как: наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; признание и реализация политических прав и свобод граждан; возможность легальной деятельности как правительственных, так и оппозиционных политических партий и общественных организаций; построение государственного аппарата по принципу «разделения властей»; политический плюрализм; публичность власти и др. 2. марксистский подход к классификации предполагает деление политических режимов на: буржуазные, социалистические, переходные. 3. деление современных политических режимов на тоталитарный, авторитарный и демократический, осуществляется по целому комплексу показателей, выявляющих характер политической жизни в данном обществе. Сравнительная характеристика основных типов политических режимов

Тоталитарный режим - это система насильственного политичес­кого господства, характеризующаяся полным подчинением общества (его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в це­лостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.

Авторитарный режим - этонеограниченная власть одного лица или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автоно­мию личности и общества в неполитических сферах. Демократический режим - это система политических отношений, при которой осуществляется правление народа на основополагающих принципах демократии, равенства, свободы личности

15.Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Государство – это основной институт политической системы общества, который распространяет свою власть на всю территорию и граждан страны, располагает для этого аппаратом публичной власти, обладает суверенитетом и призван обеспечить реализацию интересов и потребностей граждан, социальных групп и слоёв. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата ). Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства. Теологическая концепция, в соответствии с которой государство трактуется как священный и неприкосновенный институт, сотворённый Богом для организации жизни людей. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает, порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода. Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, формирующуюся в результате соединения родов в племена, племен в общности. Государство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Концепция получила теоретическое обоснование в одной из работ английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, который рассматривал государство как продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе. Договорные теории происхождения государства оформились в XVII – XVIII вв. в трудах Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо и др. В соответствии с ними возникновение государства есть результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.. Социально-экономическая (марксистская)концепция (авторы К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин), в соответствии с которой государство представляет собой политическую машину для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. Теория «насилия» или «захвата». Существенный вклад в её обоснование и развитие внесли Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. В основе возникновения государства, считали они, лежит акт насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным. Для закрепления власти победителя и создается государство.

2. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику. Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Известны две основных формы монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия – характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха. В настоящее время абсолютные монархии редки, сохраняются в Саудовской Аравии, Катаре, Омане. Специфика конституционной монархии состоит в том, чтовласть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на дуалистические и парламентские. При дуалистической монархии конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти. Законодательная власть в таком случае принадлежит парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания).Для парламентской монархии характерна представительская роль монарха.Реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания, Швеция, Бельгия, Япония). Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают три формы республиканского правления: парламентскую, президентскую, смешанную(полупрезидентскую).

 

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная (полупрезидентская) республика
Способ формирования и подотчётность правительства   Правительство формируется законодательным органом (парламентом) из представителей партий, располагающих большинством в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Парламент имеет право выразить свое неодобрение (вотум недоверия) деятельности правительства и его главы. Правительство формируется главой государства (президентом) и ответственно перед ним.   Президент, учитывая рас­клад политических сил в парламенте, назначает главу правительства (премьер-министра), совместно с которым формирует правительство (кабинет министров). Президент председательствует на заседаниях правительства, утверж­дает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Характерная черта – двойная ответственность правительства: перед пре­зидентом и перед парламентом.
Роль главы правительства     Руководитель правительства – (председатель совета министров, премьер-министр, канцлер) - официально не является главой государства, но реально он - первое лицо в политической иерархии парламентской республики.   Роль главы правительства принадлежит президенту, премьер-министр назначается президентом и полностью ему подотчётен.     Премьер-министр назначается президентом, обладает правом законодательной инициати­вы и несёт всю ответственность за деятельность правительства.  
Роль и функции правительства   Правительство осуществляет исполнительную власть.  
Роль и функции парламента     Парламент формирует и контролирует правительство; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет (устанавливает финансовые рамки деятельности правительства).   Пар­ламент может ограничивать действия президента с помощью издания законов и через утверждение бюджета. Не имеет права вотума недоверия правительству. В случае неконституционных действий президента парламент обладает правом импичмента. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости.   Парламент име­ет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия. Парламент не обладает правом импичмента в отношении президента.
Роль и функции главы государства (президента)     Президент может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом, его роль ограничивается формальными представительскими функция­ми, политический вес невелик.     Президент чаще всего избирается прямо всенародно или коллегией выборщиков. Президент одновременно выступает главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент не имеет права роспуска парламента, обладает правом отлагательного вето на решения парламента.   Президент и парламент избираются неза­висимо друг от друга. Президент вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.  
Примеры государств Италия, Германия, Ирландия, Турция США Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, РФ, Беларусь.

18.Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью. Основными формами государственного устройства являются: Унитарное государство (от фр. unitare – единство). Эта форма государственного устройства характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция, Испания, Великобритания). Для унитарного государства характерно: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство,централизованная судебная и правовая система; территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью. Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение). Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (Россия, США, Канада, Индия, Австралия, Бразилия). Объединяющими началами федерации выступают:единое социально-экономическое пространство,единая валютно-денежная система;федеральноегражданство;федеральнаяконституция,федеральные органы власти и управления. Конфедерация (от лат. confoederatio – союз). Эта форма государственного устройства представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий. Для осуществления согласованной политики государства, входящие в состав конфедерации, создают один или несколько специальных органов и должностных постов. Решения принимаются на основании консенсуса и вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. Отсутствует единая налоговая и правовая системы.

 

19. Институт главы государства: сравнительный анализ. Государство выполняет свои внутренние и внешние функции посредством определённых институтов и учреждений, наделённых государственно-властными полномочиями и соответствующей компетенцией. Совокупность таких институтов и учреждений принято называть органами государственной власти. С целью обеспечения эффективного функционирования в большинстве современных государств практикуется разделение системы высших органов государственной власти на три ветви: законодательную (парламент); исполнительную (глава государства, правительство); судебную. Такое деление предполагает жёсткое размежевание сфер ответственности, независимость и уравновешенность всех трёх ветвей власти с помощью системы сдержек и противовесов. Глава государства – центральная и важнейшая фигура в системе высших органов власти. Статус главы государства: олицетворяет собой единство нации;является символом государства;представляет страну на международной арене;выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;служит связующим звеном между высшими органами власти.В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят от формы правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в ру­ках лица, возглавляющего правительство (премьер-министр, канцлер).В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент – ключевая фигура в структуре высших органов власти. Он одновременно является главой государства, и главой правительства (при смешанной форме правления).

20. Законодательная власть в политической системе. Парламент (от фр. parler – говорить) – высший представительный и законодательный орган государственной власти.

По организационной структуре парламенты разделяют на однопалатные и двухпалатные.

  ОДНОПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ
Способ Формирования Путём выборов Верхняя палата: - по принципу наследования (Великобритания); - по принципу назначения главой государства (Канада, Иордания и др.); - по принципу избрания (США, Италия, Индия, Франция). Нижняя палата: путём выборов;
Сфера компетенции палат   ____ Верхняя палата –зачастую выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Нижняя палата – как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики.
Примеры государств Дания, Швеция, Финляндия и др. США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия, Беларусь и др.

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов. Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно), – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.Представляется важным, чтобы работа парламента была организована на профессиональной основе, т.е. на протяжении всего срока полномочий его члены не должны совмещать работу в законодательном органе с какой-либо другой деятельностью.Основные функции парламента можно условно разделить на внутриполитические и внешнеполитические. К внутриполитическим функциям парламента относятся: законотворческая (осуществление процедуры принятия закона), в которой вы­деляют следующие стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных групп и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти. Часто законопроект обсуж­дается в нескольких чтениях, в ходе которых вносятся поправки и дополнения; представительская заключается в представлении и защите избранными депутатами парламента интересов отдельных социальных групп и общества в целом; разработка и утверждение государственного бюджета;контроль над формированием и деятельностью органов исполнительной власти,функция обратной связи осуществляетсяпосредством контактов депутатов с избирателями (письма, брифинги, «круглые столы» и т.д.), с целью обеспечения социальной поддержки проводимого курса.

 

21. Исполнительная власть в политической системе. Для реализации полномочий исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся и функционирует правительство. Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления – это высший орган исполнительной власти.К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны;исполнение законов, регулирование законотворческой деятельности парламента, посредством права законодательной инициативы;принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;прогнозирование социально-экономического развития;ведение международных переговоров и заключение соглашений.Исключительно важная роль в структуре исполнительной власти принадлежит органам охраны общественного порядка, налоговой инспекции, исполнения наказаний, государственной безопасности, а также вооружённым силам. Посредством этих институтов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения. Особую группу представляют контрольные органы государства – прокуратура, контрольная палата, комитет государственного контроля и.т.п.Составной частью государственного аппарата является система органов судебной ветви власти. В неё входят суды разных инстанций или уровней от низших до высших, на которые возложена функция осуществления правосудия. Судебные системы, как правило, строятся на принципах территориальности и специализации.

22. Институты государственной власти в республике БеларусьГлава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г., под данным институтом следует понимать совокупность властных полномочий президента в сфере государственного управления, которые в равной степени зависят как от конституционных норм, регулирующих функционирование президентской власти, так и от политической деятельности президента. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Бела­русь, прав и свобод человека и гражданина.Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Глава государства избирается на пять лет народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Беларусь:назначает республиканские референдумы, а также очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;назначает шесть членов Центральной комиссии Рес­публики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления;определяет структуру Правительства Республики Бе­ларусь, назначает и освобождает от должности Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня и Минского городского Совета депутатов избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Система исполнительной власти. Правительство. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. В состав Правительства входят председатель – Премьер-министр, его заместители, министры, а также руководители иных республиканских органов государственного управления.

 

23.Понятие политического процесса. Структура и стадии политического процесса. Виды политических процессов: внутри- и внешнеполитические; открытые и скрытые; эволюционные и революционные. Политический процесс - одна из центральных категорий политологии. Политический процесс – это совокупная деятельность субъектов (индивидов, групп, партий, классов), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества. Политический процесс имеет два уровня проявления: глобальный и частичный. Глобальный политический процесс представляет собой непрерывное движение всей политической системы. Частичный политический процесс характеризует движение отдельных элементов или частей политической системы. Субъект политического процесса – это носитель политической деятельности, вызывающей определенные изменения в политической системе общества.В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные субъекты (как рядовые граждане, так и профессиональные политики); групповые субъекты (общности, группы, коллективы), институциональные субъекты (организации и учреждения).

Виды политического процесса Открытый процесс: политический курс государства свободно обсуждаются общественностью, властные структуры учитывают общественное мнение Скрытый процесс: субъекты политики скрывают от общественности объективнуюинформацию, а такженегативные факты своейдеятельности. Стабильный процесс: преобразования в обществе осуществляются последовательно, политическиеотношения отличаются устойчивостью ицивилизованностьюполитической Внутриполитический процесс: отражает изменения в политической системе национального государствамирового Эволюционный процесс: характеризуется постепенностью, непрерывностью развитияпроведением

24.Виды государственной политики в Республике Беларусь. Главные принципы государственной политики Республики Беларусь: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.определены Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Экономическая политика в Республике Беларусь. Белорусская модель экономического развития начала формироваться со второй половины 90-х годов ХХ века. В ее основе лежали ряд факторов: структура и потенциал экономики, доставшиеся нам в наследство от СССР, отсутствие значительных природных ресурсов, негативный опыт экономических преобразований в других постсоветских республиках, обострение конкурентной борьбы на мировых рынках. Система социального обеспечения в Республике Беларусь. Главная цельсоциальной политики Беларуси заключается в последовательном повышении благосостояния населения на основе роста и совершенствования экономики. Социальная политика в республике направлена на то, чтобы предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту 3. Государственная молодежная политика: цели и задачи. Молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально- экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Ее реализация – одно из важных направлений развития белорусского общества. Молодежь является стратегическим социальным ресурсом страны. Главная идея, лежащая воснове концепции молодежной политики — обеспечение полноценного правового и социального статуса молодых граждан республики защита их прави свобод, создание правовых, экономических, организационных услов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: