ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ. СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ. СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЙ МАРКЕТИНГ
6.1. Социальная политика
6.2. Социальные программы
6.3. Социальное инвестирование
6.4. Принципы и примеры внедрения КСО в маркетинговые стратегии
6.5. Выбор приоритетных направлений социальных программ компании
6.6. Организация управления социальными программами компании
Социальная политика
Социальная политика – политика в сфере социального развития и социального обеспечения.
Социальная политика – система проводимых субъектом хозяйствования мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
В практическом смыслепод социальной политикой понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.
В зависимости от инициатора (субъекта) этих мер, различают такие виды социальной политики:
– государственная (федеральная),
– региональная,
– муниципальная,
– корпоративная и т.д.
В широком смысле и с научных позиций, социальная политика – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм – оказание социальных услуг.
Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно – имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом. Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.
Стратегия социальной политики – это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения.
В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
− обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
− создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
− обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
− обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.
Выделяют следующие принципы социальной политики:
− социальной справедливости,
− социальной ответственности,
− социального партнерства,
− социальных гарантий,
− преемственности.
К задачам социальной политики относятся:
− стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
− усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
− обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
− сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.
Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.
Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:
− Конституция Российской Федерации,
− Семейный кодекс Российской Федерации,
− Гражданский кодекс Российской Федерации,
− ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195,
− ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178,
− ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.
Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство России обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Социальные программы
Значительная роль в реализации социальной политики возлагается на компании, которые, в рамках КСО, формируют и реализуют свои социальные программы.
Социальные программы — добровольно осуществляемая компанией деятельность по охране природы, развитию персонала, созданию благоприятных условий труда, поддержке местного сообщества, благотворительная деятельность и добросовестная деловая практика. При этом главным критерием является соответствие программ целям и стратегии развития бизнеса. Социальная активность компании выражается в проведении разнообразных социальных программ как внутренней, так и внешней направленности. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.
Типы социальных программ могут быть следующие:
− собственные программы компаний;
− программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;
− программы партнерства с некоммерческими организациями;
− программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;
− программы информационного сотрудничества со СМИ.
Основные инструменты реализации социальных программ компании:
денежные гранты – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ в области образования и на цели проведения прикладных исследований. Гранты – один из наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса;
благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций—получателей помощи и др.);
долевое финансирование – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора. разновидностью долевого финансирования выступает форма сбора средств, когда каждый вложенный рубль сотрудников компании (как правило, сумма от заработной платы) направляется на реализацию определенного социального проекта компании;
социальные инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества;
делегирование сотрудников компании – вовлечение на принципах добровольности сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников;
административный/социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ;
спонсорство – осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах;
корпоративное спонсорство – предоставление компанией (корпорацией) различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило, носящих публичный характер, в целях своей рекламы;
социально значимый маркетинг – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процента от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.
Достаточно легко поддается измерению связь между мероприятиями социально ответственного маркетинга как специфического вида благотворительной деятельности и ростом продаж.
Одним из примеров служит акция социально ответственного маркетинга компании American Express, проведенная в 1980 году, когда при совершении расчета картой компании один цент направлялся на ремонт Статуи Свободы. Эта акция в первый же месяц привела к увеличению количества расчетов при помощи карт компании на 28% и увеличению числа новых пользователей картами на 45%. Однако, М.Портер указывает на то, что социальные программы сегодня используются компаниями в основном как форма «public relations» или с рекламной целью. Например, табачная копания Philip Morris (США) потратила в 1999 г. 75 млн долл. на различные пожертвования, а потом истратила еще 100 млн долл. на их рекламную компанию.
Привести примеры социальных программ