Контрреформа Александра III




Контрреформы Александра III

Вопрос о политическом устройстве российской империи

Александр II

Конституция Лорис-Меликова (1881)

Создание двух комиссий из представителей земств и назначаемых правительством чиновников для выработки законопроектов. Далее предлагалось выдвинуть 10-15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих проектов в Государственном совете.

Контрреформа Александра III

29 апреля 1881 года подписан «Манифест о незыблемости самодержавия». Этот манифест возвестил об отходе от либерализма, который был при А II, с сохранением самодержавной власти без малейших изменений для блага народа.

 

Реформа Александра II

Земская реформа (1864 г.)

Земства - выборные органы местного самоуправления.

Избиратели делились на 3 курии:

1. Курия землевладельцев (владельцы не менее 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или др. недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год.

2. Курия городских избирателей (лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. до 3 тыс. руб. (Автоматически отстранялись рабочие, мелкая интеллигенция и буржуазия).

3. Крестьянская курия (Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание. Губернские гласные избирались на уездных земских собраниях. Система выборов обеспечивала значительное преобладание в земствах помещиков).

 

Деятельность земств контролировалась губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.

Земские собрания и управы ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения и устройством санитарной части в городах и деревнях; «попечением» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечением народного продовольствия; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры.

Слабая сторона реформы – ограниченность только хозяйственными вопросами, любое решение могло быть отменено губернатором, громоздкая система выборов от Крестьянской курии.

 

Контрреформа Александра III

Министр внутренних дел Дмитрий Толстой (с 1882-1889 гг.) приступил к подготовке изменений положения о земских органах, видел их недостаток прежде всего в том, что они являлись органами, выбираемыми на «бессословном основании».

В1881 г. появилась записка А.Д. Тизухина «О преобразовании местного самоуправления и устройстве земских учреждений». Преобразование предполагалось осуществить на принципах сословности, отмены «выборного начала», подчинения органов местного самоуправления государственной власти.


Апогеем можно считать «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» (1890), которое усилило сословно-дворянское представительство. Крестьяне вообще потеряли право выбирать своих представителей, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков – лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах. Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства – независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления.

Реформа Александра II

Судебная реформа (1864)

Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и присяжных поверенных (адвокатов). Реформа обеспечила гласность, состязательность и бессословность судопроизводства.

Устанавливались следующие принципы судоустройства и судопроизводства:

  • осуществление правосудия только судом;
  • независимость судов и судей;
  • отделение судебной власти от обвинительной;
  • несменяемость судей;
  • бессословность суда (равенство всех перед судом);
  • гласность судопроизводства;
  • состязательность;
  • самостоятельность судей;
  • устность судопроизводства.

для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. По политическим процессам, даже при оправдательных судебных приговорах, применяли административные репрессии. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д. В то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Контрреформа Александра III

в 1889 г. введена должность земских начальников. Они могли отменить любое постановление Волостного суда, а судей отстранять и оштрафовать.

Независимость суда от администрации была ограничена.

Несменяемость судей была отменена по закону от 20 мая 1885 г., который учредил Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное смещать или перемещать любых судей (например, из Петербурга — в Сибирь) по усмотрению и представлению министра юстиции.

Гласность судопроизводства была сведена к минимуму, почти к нулю.

в 1889 году министру юстиции были подчинены городские судьи, а министру внутренних дел - земские начальники.

П ротив выделения судебной власти в качестве особой, независимой от других государственных органов отрасли, выступил новый министр юстиции Н.В. Муравьёв. В начале 1894 года в докладе Александру III он заявил, что «суд должен быть прежде всего верным и верноподданным проводником и исполнителем самодержавной воли монарха».

 

Реформа Александра II



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: