Отклонение от положения равновесия.




Мы выяснили что, если рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать. Но, может случиться так, что под воздействием различных факторов равновесие на рынке нарушилось и спрос на товар возрос (например увеличились доходы населения и люди стали приобретать то, что ранее им было недоступно).

Желание потребителей приобрести дополнительное кол-во товара и готовность за него заплатить отражается в перемещении кривой спроса dd вправо. Поскольку рынок в состоянии обеспечить поставку товара лишь в прежнем объеме и не способен мгновенно отреагировать на новую потребность, поначалу дополнительный спрос останется без удовлетворения. Возникнет ситуация товарного дефицита. Надбавки к ценам со стороны нетерпеливых покупателей повышают цены. Это приводит к увеличению предложения и некоторому уменьшению величины спроса, тем самым достигается новая более высокая равновесная цена.

При уменьшении спроса (сдвиг кривой dd в обратном направлении) при имеющейся цене покупатели готовы приобрести кол-во товара меньше, чем готовы предложить производители. Возникает ситуация товарных излишков. Конкуренция продавцов снижает цены, величина спроса возрастает, предложение несколько падает, вследствие чего опять устанавливается новая, более низкая равновесная цена.

 

Эластичность спроса и предложения.

 

Эластичность спроса – степень чуткости потребителей к изменению цены продукции.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее кол-во продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности спроса:

I. Эластичность по цене – отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Эластичность означает интенсивность реакции покупателей. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то говорят, что спрос неэластичен.

Для измерения эластичности существует специальный показатель – коэффициент эластичности.

Ценовая эластичность спроса Е = изменение величины спроса (покупок) в % / изменение цены в %

Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение. При анализе используются абсолютная величина коэффициента эластичности (т.е. по модулю).

Пример: цена масла увеличилась на 10%, что привело к сокращению количества продаваемого масла на 5%. Эластичность спроса в этом случае равняется 5% / 10% = 0,5

Простейшим способом проверки ценовой эластичности спроса является изменение общей выручки в случае изменения цены товара.

Варианты эластичности спроса:

1 Эластичный спрос – когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции (Е > 1). Это приводит к тому, что снижение цены приводит к такому увеличению продажи продукции, в результате которого возрастает общая выручка.

Задача.

Оборот магазина по яблокам

Показатель Август Сентябрь
Цена, руб.    
Объем покупок, кг    

 

Рассчитать эластичность спроса по цене.

Изменение покупок в % = ((255 – 180) / 180) * 100 = 41,67%

Изменение цен в % = ((15 - 20) / 20) *100 = -25%

Эластичность спроса по цене:

Е = 41,67% / -25% = -1,67 (по модулю Е >1)

Спрос на данный товар эластичный. Процентное изменение количества спрашиваемой продукции больше процентного изменения цены. При уменьшении цены общая выручка возрастает (15 * 255 – 20 * 180 = 3825 – 3600 = 255).

К товарам эластичного спроса относятся:

· Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы, меха и т.п.)

· Вещи, приобретение которых существенно ощутимо для семейного бюджета (автомобили, холодильники, телевизоры и т.п.)

· Легко заменяемые товары (фрукты, овощи, кофе и т.п.)

2. Неэластичный спрос наблюдается, когда существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок (Е< 1). В результате снижения цен происходит столь незначительный рост покупок, что общая выручка падает.

Задача

Оборот аптеки по цитрамону

Показатель Август Сентябрь
Цена, руб.    
Объем покупок, уп    

 

Рассчитать эластичность спроса по цене.

Изменение покупок в % = (175 – 150) / 150 = 16%

Изменение цен в % = (10 - 13) / 13 = -23%

Эластичность спроса по цене:

Е = 16% / -23% = -0,69 (по модулю Е <1)

Спрос на данный товар неэластичный. Процентное изменение количества спрашиваемой продукции меньше процентного изменения цены. При увеличении цены общая выручка снижается (10*175 – 13*150 = 1750 – 1950 = -200).

К товарам неэластичного спроса относятся:

· Предметы первой необходимости (инсулин, квартплата и т.п.)

· Вещи, приобретение которых мало ощутимо для семейного бюджета (галантерейные изделия, посуда и т.п.)

· Труднозаменимые товары (электролампочки, соль и т.п.)

 

3. Единичная эластичность заключается в том, что пропорционально изменению цен изменяется и количество покупок (Е=1). Это происходит когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом объема покупок, так, что общая выручка остается совершенно неизменной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: