Авторитарная система журналистики




Лекция №4-5: Виды и типы систем журналистики

Виды систем журналистики зависят от соотношения свободы прессы и ее ограничений властью (государством). Из этих исторически складывавшихся соотношений и выводились вышеперечисленные теоретические и философские концепции свободы прессы, которые соответствуют видам систем журналистики, выделенным американскими учеными в книге «Четыре теории прессы»:

- авторитарная теория прессы;

- либертарианская теория прессы;

- теория социальной ответственности прессы;

- советская коммунистическая теория прессы.

Типология систем журналистики напрямую связана с социально-политическими факторами: характером правящего режима, господствующей идеологией, степенью развития экономики, техники, культуры и образования. Именно эти факторы формируют тип той или иной системы журналистики, то есть являются системоформирующими. Несомненно, что кроме указанных факторов, на формирование конкретных систем журналистики оказывают влияние геополитические факторы и так называемый национальный менталитет. Отсюда, с подачи немецкого исследователя В. Хагеманна, в науке бытует разделение журналистики на континентальную (европейскую, преимущественно романо-германскую) и островную (то есть англо-американскую).

Для более краткого и понятного изложения основных черт разных видов и типов систем журналистики, выделенных американскими исследователями, воспользуемся их схемой.

Авторитарная система журналистики

 

1. Оформилась в XVI—XVII века, широко практикуется во многих странах в настоящее время;

2. возникла из философии абсолютной власти монарха или его правительства;

3. главная цель – поддерживать и проводить политику правительства, находящегося у власти, и служить государству;

4. печать имеют право использовать те, кто получил патент, лицензию или другое подобное разрешение;

5. печать контролируется посредством правительственных патентов, лицензий, а также цензуры;

6. в печати запрещена критика политического управления и лиц, находящихся у власти;

7. печать находится в руках частных лиц и/или государства;

8. данная концепция журналистики отличается от других тем, что рассматривает печать как инструмент осуществления правительственной политики.

Являясь старейшей, авторитарная журналистика включает в себя такие типы систем, как феодально-монархическая и религиозно-клерикальная.

Феодально-монархическая печать стала складываться сразу после возникновения первых газет. Логика ее построения исходила из того, что монарх как помазанник божий является верховным пастырем своего народа и все его действия направлены на благо этого народа. Поэтому любая критика в адрес правительства считалась противоправной. Патенты и лицензии на издание выдавались лояльным к правительству лицам, им предоставлялись субсидии, льготы. Над программами изданиями осуществлялся контроль и существовала система наказаний для прессы, в виде прекращения изданий, их приостановки, запрета розничной продажи, публикаций платных объявлений и рекламы), наконец, судебные и административные меры пресечения.

Первые правительственные официозы появились во Франции. В 1611 г. некто Жан Ришар получил королевский патент и начал выпускать политический и литературный ежегодник «Французский Меркурий». Кардинал Ришелье, став первым министром Франции, поставил во главе издания «своего» редактора – падре Жозефа, которого современники называли «серым преосвященством». Поскольку годовая периодичность и малый тираж не отвечали политическим задачам первого министра, Ришелье инициировал создание еженедельника «La Gazette». Ее хозяином был ставленник кардинала Теофаст Ренодо. Газета была превосходно оснащена технически, кардинал заботился о расширении корреспондентской сети, сам нередко писал в нее. Ренодо получал копии с заключенных договоров и капитуляций, с посольских докладов и донесений – мечта любого главного редактора. Его внештатным сотрудником был не только кардинал, но и сам Людовик XIII. Первой в Европе правительственной газете была суждена долгая жизнь – под названием «La Gazette de France» она выходила вплоть до 1944 г.

В Англии при династии Тюдоров, то есть в XVI веке, королевские патенты на издательскую монополию выдавались исключительно благонадежным гражданам, поддерживающим действия правительства. А вот Стюарты с начала XVII века ввели жесткую цензуру. Карл I, например, за нарушение цензурных запретов наказывал виновных издателей розгами, заключал под стражу, даже казнил.

Реставрация значительно осложнила положение английской прессы. Введенный Карлом II «Акт о печати» (1662 г.) запрещал обсуждение в прессе любые политические новости. На этом основании были закрыты все газеты, кроме двух официозных, издававшихся главным цензором Англии.

Авторитарная концепция наиболее ярко проявила себя в эпоху Наполеона. Французская революция в лице Законодательного собрания в 1791 году провозгласила свободу печати. В результате во Франции возникло около сотни газет и журналов. Став первым консулом, Бонапарт сразу прикрыл около 60 парижских изданий, запретив оставшимся обсуждать политические вопросы. Введя в моду балы и светские рауты, дабы «газеты имели о чем писать», Бонапарт заметил: «покуда они будут заниматься этим, они оставят политику в покое, а этого-то мне и надо. Пускай парижане веселятся и танцуют, только бы они не смели совать свой нос в планы правительства».

Став императором, Наполеон оставил в Париже лишь четыре газеты. Политические новости можно было перепечатывать только из официального «Monituer» («Наставник»). На этом основании многие газеты прекратили свое существование. Таким образом, Наполеон всю прессу империи подчинил своим интересам.

В России феодально-монархический тип печати просуществовал до 1905 г. В отличие от Западной Европы, где газеты и журналы возникали благодаря частной инициативе, в России печать долгое время насаждалась монаршей волей (петровские «Ведомости») или инициировалась ею в определенных рамках («Всякая всячина» Екатерины II).

Этот тип «моральных еженедельников» возник в Европе еще в конце XVII века. Естественно, что принцесса София Августа Ангальт-Цербстская (будущая российская императрица) в родительском доме в Германии воспитывалась на чтении именно этого типа журналов и перенесла их на российскую почву. Как и германские, наши «моральные еженедельники» также вскоре переросли в литературные издания.

Не имея политической прессы, кроме официальной и официозной, российская журналистика вплоть до 60-х годов XIХ века оставалась литературно ориентированной. Только в период реформ Александра II российская журналистика получила право обсуждать (в дозволенных пределах) вопросы внутренней и внешней политики государства.

Пределы «дозволенного» регулировались цензурными установлениями. Устав о цензуре и печати 1865 г. имел охранительные статьи по поводу царской власти, августейшей семьи и православной церкви, он предусматривал выдачу свидетельств на право издания газет и журналов лояльным лицам, ограничения программ этих изданий, тотальный контроль над их содержанием (предварительная и последующая цензура). На издания, в случае нарушений, накладывались тематические ограничения, им выносились предостережения, на них налагались штрафы, издания могли быть приостановлены и закрыты, к ним применялись судебные преследования и экономические санкции (запрет на розничную продажу и дачу платных объявлений).

Все это является характерным именно для феодально-монархической системы журналистики, хотя в рамках любой системы однородного единства нет. В ее недрах существовали, как мы знаем, различные направления: охранительно-консервативное, либерально-монархическое, либерально-республиканское, радикально-демократическое и проч.

 

Религиозно-клерикальный тип журналистики также возник в недрах феодального строя и выступал в качестве носителя и проповедника господствующего религиозного мировоззрения (христианство в различных формах, мусульманство, иудаизм и т.д.). В отличие от феодально-монархической журналистики, религиозно-клерикальная пресса не представляла собой единой системы, однако оказывала сильное влияние на национальные журналистики многих стран. Первые цензурные запреты для печати были введены именно церковью.

В Испании еще в 1502 г. был принят закон, согласно которому все печатные издания должны были проходить предварительную цензуру через государственные и церковные структуры. В 1559 г. в Риме появился первый «Индекс запрещенных книг», по которому преследованиям подвергались не только писатели, издатели и распространители запрещенных книг, но и те, кто их читал и хранил. Не случайно Джон Мильтон в «Ареопагитике» сравнивал папскую цензуру с «тайным чудовищем» Апокалипсиса.

В Англии в XVI—XVII века главным цензором Звездной палаты при тайном совете короля были архиепископы Лондонский и Кентерберийский, без санкции которых не мог выйти ни один печатный лист.

Цензурная инквизиция не останавливалась перед применением к газетам и журналам своей высшей меры – интердикта, то есть отлучения от церкви, причем не только руководителей и сотрудников изданий, но и всех «прикосновенных» к нему лиц – типографов, распространителей и читателей.

Свой тип клерикальных изданий Ватикан активно насаждал в других странах. Например, в Германии 1850-е годы выходило пять католических газет, через двадцать лет их стало 120, а в начале ХХ века только одних газет насчитывалось 330, не считая еженедельников, ежемесячников и других изданий. Ватикан и ныне остается абсолютистским государством (без парламента) с теократической монархией. Существует Радио Ватикана, телекомпания и информационное агентство. Под контролем понтифика находятся международные ассоциации католических журналистов.

Религиозно-клерикальная журналистика распространена в мусульманских странах. Там, где у руля стоят исламские фундаменталисты, запрету подвергаются все светские СМИ, противоречащие догматам шариата. Населению запрещается пользоваться домашними телевизорами, видеомагнитофонами, работать со съемочной техникой, сотовой связью, давать интервью журналистам. Нередко единственным распространителем и комментатором сведений о внешнем мире является мулла.

Пресса православной церкви в России до 1917 г. имела официальный статус и строилась по подобию государственной. В Санкт-Петербурге выходили «Правительственный вестник» и «Церковный вестник» (орган святейшего синода), а в регионах губернские и епархиальные ведомости. Обе официальные подсистемы дополняли друг друга, пропагандируя идеи самодержавия, православия и народности.

Ныне в России религиозное самосознание возрождается, роль церкви повышается, появились многочисленные издания, причем самых разных конфессий.

Авторитарная система журналистики исторически отнюдь не изжила себя, она продолжает существовать в странах с диктаторскими режимами правления, в теократических государствах. Основные принципы авторитаризма в некоторых случаях берутся на вооружение демократическими государствами. Самый яркий тому пример – фашизм.

Фашистский тип журналистики нашел теоретическую основу в диалектике Гегеля, в идее расового превосходства, а также в особом понимании функции прессы в государстве. Германские фашисты пришли к власти легитимным путем и унаследовали достаточно развитую систему журналистики. Естественно, они постарались превратить прессу в инструмент государственной политики и пропаганды. И такой контроль был осуществлен над радиовещательными сетями, телеграфным агентством, официальными неофициальными изданиями. Однако 300-летние либеральные традиции частной германской прессы не позволили фашистскому режиму осуществить тотальный контроль над ней, хотя, как в любом авторитарном государстве, применялись испытанные методы «убеждения и принуждения».

Таким образом, фашистский режим сознательно исключал понятие свободного и независимого общественного мнения. Когда речь шла о воспитании «политически активного человека», «сформированного по модели лидера (Гитлера) и отобранного по определенным принципам в расовом отношении», идеологи нацизма формировали общественное мнение, используя все доступные средства.

Фашистская тоталитарная система журналистики схожа с авторитарными историческими моделями с некоторыми поправками в сторону идеологической пропаганды, воспитания «нового человека арийской расы» и попыток использования прессы как инструмента для достижения целей национал-социализма. В этих чертах фашистская журналистика имеет некоторые формальные сходства с советской социалистической системой массовой коммуникации, хотя цели этих систем и пути их достижения имеют коренные отличия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: