VI. Составление рассказа по серии картинок.




А.Н. Корнев

МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД)

Данную методику целесообразно использовать в ходе массо­вых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занима­ет около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов: детским психиатрам, невропатологам, педиатрам, логопедам.

 

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I. «Рядоговорение».

Инструкция ребенку:

«Перечисли по по­рядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допусима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):

1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов;

2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла;

3) не ответил ни на один вопрос — 3 балла.

 

II. «Ритмы».

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1) простые ритмы — !!!,!!!,!!!!,!!!!,!!!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;

2) сложные ритмы — !!!!!,!!!!!,!!!!!,!!!!!!. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.

Оценки:

1) выполнены оба задания — 0 баллов:

2) выполнены только простые ритмы — 2 балла;

3) не выполнено ни одного задания — 3 балла.

 

III. Тест «Кулак — ребро — ладонь».

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки:

- ударить кулаком по столу,

- поставить ладонь ребром,

- хлопнуть ладонью по столу.

Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки:

1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов;

2) правильное воспроизведе­ние после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки — 2 балла;

3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток <— 3 балла.

 

IV. Субтест «Повторение цифр».

Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их к обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.

 

ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ

Прямой счет:

№.4 3 -8 - 6 6 – 1 - 2

№ 4 3 – 4 – 1 - 7 6 - 1 – 5 - 8

№ 5 8 – 4 – 2 - 3 - 9 5 - 2 - 1 - 8 - 6

Обратный счет:

№ 2 2 - 5 6 - 3

№ 3 5 -7 - 4 2 - 5 - 9

№ 4 7 - 2 – 9 - 6 8 - 4 - 9 - 3

Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов,

2) итого­вый результат равен 6 — 2 балла;

3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла.

V. Ориентировка в «право — лево»:

1. Простая ориентировка.

Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет — прекращают.

2. Речевая проба Хеда.

Инструкция:

«Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов:

2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла;

3) не выполнено ни одного задания — 3 балла.

 

VI. Составление рассказа по серии картинок.

Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рас­сказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а чет­вертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно за­дать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?» Оценки выставляют в два этапа.

1. Оценивается качество построения рассказа — связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:

а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей — 0 баллов;

б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) — 2 балла;

в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла;

г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла.

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:

а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) — О баллов;

б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл;

в) объяснения совсем не было — 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

2. При обследовании детей 7,5 - 8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

 

 

Литература

Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.

Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: