Понятие о психическом здоровье и его критерии




Введение

 

Актуальность исследования. Радикальные изменения всех сторон воинской службы предполагают поиск новых путей повышения эффективности работы по сохранению психического здоровья и высокого морального духа военнослужащих. Один из подходов к решению данной задачи состоит в обеспечении необходимого качества воспитательной работы в воинских подразделениях. Центральной фигурой, осуществляющей данный процесс, является офицер-воспитатель. Вместе с тем, многие специалисты отмечают, что правильное и подлинно научное самоопределение личности служит надёжной основой для высокой эффективности в профессиональной деятельности.

Цель исследования: раскрыть понятие психического здоровья военнослужащих, исследовать значимость работы офицера-воспитателя по укреплении психического здоровья военнослужащих.

Объект исследования: рассмотреть методику работы командира по сохранению психического здоровья военнослужащих.

Предмет исследования: исследовать профессиональные возможности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащих.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

Раскрыть понятие психического здоровья, его критерии.

Описать профилактику психического здоровья военнослужащих.

Рассмотреть методику и методы определения психического здоровья военнослужащих.

Решение проблем в работе по сохранению психического здоровья военнослужащих.

Глава 1. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих.

 

Понятие о психическом здоровье и его критерии

 

Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей военнослужащих - важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Изучение индивидуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нуждающихся в оказании психологической помощи.

Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, сохранения их психического здоровья, активизации психических ресурсов и развития способностей личности (группы) к разрешению сложных личностных и профессиональных проблем.

В ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи:

) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика конфликтных ситуацийвоинских и трудовых коллективах;

) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обстановки;

) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к условиям военной службы;

) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности;

) повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих;

) создание психологических условий в воинской части, исключающих необоснованные чрезмерные психологические и физические нагрузки на личный состав, способствующие благоприятному психологическому самочувствию военнослужащих.

Необходимость психологической помощи и сохранения психического здоровья военнослужащих обусловлена тем, что в условиях военно-профессиональной деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления.

Учитывая чрезвычайное многообразие взаимосвязей конкретного человека с окружающей средой (социальной, физической), в соответствии с существующими в психологии подходами (Б. С. Братусь, Л. Н. Собчик, Б. Я. Шведин, А. Ю. Федотов и др.) правомерным представляется выделить следующие гриппы субъективной сложности ситуаций и уровни психического здоровья людей.

 

положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений, состояние, противоположное болезни, отсутствие физических дефектов, заболеваний и расстройств. В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых к различного рода психическим отклонениям;

г) норма как описательная характеристика необходимых положительных качеств личности (положительный логический критерий);

д) норма как состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, ощущение возможности реализации своего личностного потенциала.

Выделяют три уровня анализа этой категории:

) нейропсихологический - делается вывод о мозговой организации исследуемого явления (здесь необходимы знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локальных поражений мозга);

) общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики;

) возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.

Следует отметить, что в понимание психического здоровья включены не только медицинские, психологические критерии, но и общественные, групповые ценности и нормы, которые регламентируют духовную жизнь и поведение человека в социуме. При этом ориентация на норму психической деятельности обусловлена тем, что предполагаемый ею оптимальный уровень психического самочувствия и функционирования индивида в обществе возможен в первую очередь при отсутствии патологических отклонений в функционировании центральной нервной системы. В этом плане все многообразие переходных состояний человека находятся между двумя полюсами: «норма» и «патология». В этой связи укажем наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

а) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

б) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

в) способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

г) способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных щ лей и поддержанию активности в их достижении;

д) критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи.

В то же время, человек, физически и психически находящийся в пределах указанных норм, может субъективно ощущать собственное неблагополучие, вызванное, например, нереализованностью своих жизненных планов, неудовлетворенной потребностью, недостатком внимания со стороны близких людей и т. п. В это связи значимым является то, что здесь на первый план при определении уровни психического здоровья выходят потребностные критерии, связанные с мировоззрением человека, его «Я-концепцией», уровнем притязаний и т. д. Таким образом, при всей кажущейся схожести феномены «психическая норма» и «психическое здоровье» не совпадают. Для подчеркивания данного различия в последнее время в психологии наряду с термином «психическое» стал употребляться и термин «психологическое здоровье», в какой-то степени соразмерный по содержанию с понятиями личностного благополучия и личностной зрелости.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянны характер, а также различную степень выраженности - от более «заостренных отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правил от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристального внимания должностных лиц, и в первую очередь психолога воинской части.

Целесообразно выделить четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уровню их субъективной сложности для человека:

. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для взрослой жизни или его восстановления при усталости, истощении.

. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избирательной активности человека. При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение психического ресурса определенного уровня, нарастание усталости, разочарований, повышение проблемности самой ситуации для человека.

. Трудные ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления различных факторов трудности: риска, опасности, внезапности события, высокой интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой задачи; негативного группового воздействия; неблагоприятных природно-климатических воздействий; смысловой противоречивости или девальвации ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т. д.

. Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологическими, психофизическими нагрузками, то есть превышающими адаптивно-компенсаторные возможности человека, и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологическими нарушениями психики и организма.

Таким образом, в зависимости от уровня сложности требований, предъявляемых к психическому ресурсу человека в той или иной ситуации, факторами нарушения психического здоровья могут являться:

а) несоразмерность нагрузки и внешних воздействий на человека его психофизиологическим и личностным возможностям;

б) соматические заболевания и дефекты физического развития;

в) неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций;

г) деформация системы межличностных отношений в ближайшем социальном окружении;

д) наличие амбивалентных, противоречивых отношений, мотивов и потребностей, порождающих острый внутренний конфликт и переживания человека из-за невозможности самостоятельно найти продуктивный выход из сложившейся ситуации, и др.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регламентированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответственность, непривычные природно-географические условия - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна, отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздействия на психику военнослужащих.

 

1.2 Психическое здоровье военнослужащих и факторы, влияющие на его состояние

 

Психически здоровым считается военнослужащий умственно развитый, достаточно внутренне уравновешенный, способный овладеть воинской специальностью, находиться в организованном воинском коллективе и переносить повышенные психические и физические нагрузки без последствий для своего здоровья. Состояние психического здоровья непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: социально - экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и др. Не существует людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу. У каждого имеется строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности. У лиц с гармоничным складом характера и высоким уровнем здоровья психическое или личностное расстройство может развиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль играет также субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально - смысловой контекст переживаний, способность находить конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Не менее важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем. Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, невозможность уединиться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, непривычные климато - географические условия, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда (ограниченное пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки, электромагнитное излучение, компоненты ракетного топлива, операторская деятельность, аварийные ситуации и т.п.) - все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих.

Еще более мощные предпосылки для формирования психической патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых действий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально - психологическая неподготовленность, боязнь не справиться с обязанностями, чувство вины перед погибшими, неопределенность и дефицит информации, нарушение режимов сна, отдыха и питания, болезни, травмы и ранения, отсутствие в прежнем опыте запаса возможных ответных реакций являются основными факторами воздействия на психику военнослужащих в современной войне. При ведении боевых действий у 75% военнослужащих могут развиваться кратковременные психологические стрессовые реакции, сопровождаемые частичной или полной утратой боеспособности. На состояние психического здоровья военнослужащих деморализующее влияние оказывает антиармейская пропаганда, плохие условия быта и питания личного состава, задержки в обеспечении денежным и вещевым довольствием. Бездуховность, жестокость, культ силы и насилия, ориентация на достижение личных корыстных целей в ущерб общественным интересам, отсутствие веры в высоконравственные идеалы и что-либо более ценное, нежели удовлетворение сиюминутных потребностей и инстинктов, характерные для многих современных молодежных групп, нередко переносятся в армейскую среду и в относительно изолированных воинских коллективах зачастую приобретают особенно уродливые формы, за которыми закрепились названия "неуставные взаимоотношения" и "дедовщина".

Таким образом, главными факторами, влияющими на психическое здоровье военнослужащих, являются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества. В современных условиях командиры всех степеней должны и обязаны активизировать работу по сохранению психического здоровья личного состава, рассматривать ее как основу укрепления дисциплины и правопорядка в подчиненных подразделениях. Командиры любого ранга должны помнить, что человек способен перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им смысл, если он ощущает свою нужность и защищенность, находит внимание и уважение со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку.

 

Глава 2. Методика работы командира по сохранению психического здоровья военнослужащих

 

2.1 Методы определения состояния психического здоровья военнослужащих

 

Чтобы всесторонне знать деловые и морально - психологические качества подчиненных, как этого требуют общевоинские уставы, командир подразделения должен располагать необходимыми сведениями о жизни каждого военнослужащего до его призыва на военную службу, постоянно быть в курсе его проблем, проявлять наблюдательность и деликатность. Важной задачей является установление спокойно - доброжелательного контакта и атмосферы доверия со своим подчиненным. Одним из методов изучения психического здоровья подчиненных является проведение с ними бесед. Задавая вопросы, необходимо плавно и непринужденно переходить от одной сферы проблем к другой и уже затем сосредоточиться на деталях. Следует избегать моральных оценок и нравоучений, а также записей во время беседы. Если при обсуждении каких-либо проблем военнослужащий раздражается или становится подавленным, нужно тактично прокомментировать это ("Я заметил, что это Вас расстраивает") и снять эмоциональное напряжение.

В ходе беседы в обязательном порядке должны быть затронуты следующие темы.

. Семья - ее состав, жилищные условия, материальное положение, возраст родителей, братьев и сестер (если умерли - какова была причина смерти), их профессии, черты характера, кто из членов семьи занимался воспитанием и с кем наиболее близок, конфликтные отношения внутри семьи, их причины и отношение к ним. В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, сколько было лет подчиненному, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с родителем, ушедшим из семьи. Как относится он сам и его родители к его призыву в армию и как, по его мнению, отразится прохождение военной службы на положении дел в семье?

. Учеба и трудовой путь - успеваемость, отношения со школьными товарищами и учителями, участие в общественной работе, интерес к неформальной социальной активности, имевшиеся нарушения дисциплины, прогулы или страх перед школой, чем они были вызваны. Сколько окончил классов, с какими оценками, где и как продолжал образование? В каком возрасте начал работать, имеет ли специальность, какие были отношения с товарищами по работе и администрацией; если рабочих мест было много, каковы причины смены мест работы? Планы на будущее в отношении приобретения профессии, способность учитывать возможные трудности, соотносить желаемое и возможное. Как настроен на освоение воинской специальности, нравится ли вид или род войск, в который попал служить.

. Отношения со сверстниками - предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (лидер, преследуемый изгой, независимый одиночка и т.п.), причины выбора приятелей - по общности увлечений, для компании в увеселениях и т.п. Являлся ли членом какой-нибудь подростковой или молодежной группы, какая в ней была ориентация, иерархия власти? Каковы отношения с противоположным полом, есть ли девушка (жена, дети), как переносит разлуку? Как складываются отношения с сослуживцами, с другими командирами? Не приходилось ли подвергаться насмешкам или физическому оскорблению?
4. Увлечения в настоящем и прошлом - занятия, требующие кропотливой аккуратности, силовые виды спорта, азартные игры и поверхностное общение со сверстниками, религия, философия, особые пищевые привычки и т.п. Под чьим влиянием был сделан выбор, препятствовали или поощряли то или иное увлечение родители, каковы были достигнутые результаты, почему были оставлены, нет ли к ним необычного, сверхценного интереса?
. Нарушения поведения в прошлом - прогулы, мелкое хулиганство, курение, выпивки и знакомство с другими дурманящими веществами (в каком количестве, как часто, на протяжении какого времени, с какими последствиями, имеется ли зависимость), побеги из дома; задерживался ли милицией (за что и когда), состоял ли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних и почему. Если на этот счет имеется дополнительная информация, следует предложить объяснить ее, опровергнуть, прокомментировать.

. Наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие в прошлом мыслей о самоубийстве и обстоятельства, при которых они возникали, совершались ли суицидные попытки, когда, каким способом, кому они были адресованы? При затруднениях ответить на вопрос о наиболее тяжких событиях в жизни следует прибегнуть к наводящим вопросам: с кем пришлось расстаться, о ком потом скучал, как переносит разлуку с теми, к кому привязан, когда и кто несправедливо наказал, где, в каком обществе, при контактах с кем почувствовал себя невыносимо тяжело, в чем или в ком разочаровался? Как переносит и ищет выход из подобных ситуаций? Не находится ли в настоящее время в какой-то психотравмирующей ситуации?

. Перенесенные заболевания и травмы - как они сказались на самочувствии, на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем и прошлом жалоб на здоровье, нарушений сна, аппетита, настроения. Даже если при затрагивании этой темы складывается впечатление о том, что данный военнослужащий симулирует, стремится изображать наличие у себя несуществующей болезни, необходимо помнить о том, что такое поведение нередко наблюдается у лиц, имеющих те или иные психические отклонения, и в этом случае следует направить его на консультацию к врачу.

. Особенности характера. Можно начать с вопроса: "Я хотел бы узнать, каким Вы видите самого себя. Расскажите мне, какой Вы человек". Дальнейшие вопросы должны коснуться социальных навыков и отношений: открытость или сдержанность, количество друзей, самокритичность, уровень самооценки. Легко или с трудом устанавливает контакты? Справляется ли с одиночеством без особых проблем? Находится ли в сильной зависимости от других лиц? Является ли застенчивым, замкнутым, бойким, жизнерадостным, способен без труда выразить себя? Настроение: быстрые перепады или незначительные колебания? Озабоченный или веселый? Обидчивый или уравновешенный? Злопамятный или отходчивый? Является педантичным или беспечным, импульсивным, имеет живую фантазию, раздражителен, агрессивен, склонен ли к насилию? Как реагирует на неприятности и на перемены в жизни? Полученные в ходе беседы сведения от военнослужащего нужно дополнить и сопоставить с собственными наблюдениями и с данными из других источников информации о нем.

. Отношение к военной службе - относится ли к призыву в армию положительно, с желанием, с инфантильно - романтическими представлениями, безразлично или с негативизмом; подобные установки сложились еще до призыва или уже в период службы; как воспринимает условия и характер службы, быта, питания, взаимоотношений, как адаптируется к новой обстановке, какие испытывает проблемы, к чему труднее всего привыкнуть. Если военнослужащий высказывает негативные установки на прохождение службы, недовольство теми или иными ее условиями или по каким-то причинам считает себя несостоятельным к службе, не следует открыто осуждать его за это мнение либо оценивать с позиции "чем он лучше (хуже) других". Нужно, установив причины, постараться отыскать конструктивный способ решения проблемы или изменить его отношение к этой проблеме. Необходимо также иметь в виду, что затрудненная адаптация к военной службе чаще всего наблюдается у военнослужащих с низким уровнем психического здоровья и поэтому может потребоваться вмешательство военного психолога или консультация психиатра.

Значительный объем информации может быть получен от сослуживцев военнослужащих, которым он нередко раскрывает стороны своей личности, остающиеся незаметными, пока он находится в присутствии своих командиров, к кому он тянется, с кем группируется, к кому обнаруживает неприязнь. Анализируя информацию, можно увидеть, кто в подразделении неформальный лидер, кто в положении изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.

При ближайшей помывке личного состава в бане и во время медицинского обследования (осмотра) необходимо, соблюдая деликатность, обратить внимание на особенности строения тела и внешнего вида военнослужащих.

Предметом насмешек сослуживцев и тягостных переживаний может служить избыточная полнота или чрезмерная худоба, а также мелкие физические недостатки (большой нос, кривые ноги, небольшой по размеру половой член и т.п.). Татуировки на теле могут отражать символику приобщения к криминальной среде, к "свободной жизни", примитивное стремление к самоутверждению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидных попыток, следами "разрядок" внутреннего напряжения ("чтобы успокоиться, увидев собственную кровь") или следами "обряда братания" в полукриминальной подростковой среде. Следы инъекций на предплечьях, между пальцев, в подмышечных впадинах, на половом члене, бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутривенных вливаний наркотических веществ. Признаком злоупотребления наркотиками могут также быть бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице ("маска клоуна"), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужащими в подразделении.

Все вышеперечисленное дает немало сведений для оценки психического состояния военнослужащего. Их следует дополнять сведениями из других источников информации. Необходимо постоянно интересоваться мнением сослуживцев и других командиров, результатами обследований (осмотров) у военного психолога и медицинских специалистов. Командир обязан лично присутствовать при проведении психологического и медицинского обследования и привлекать для этого всех офицеров и прапорщиков роты. Изучается имеющаяся на военнослужащего документация: военный билет, карточка учета взысканий и поощрений, карта профессионального психологического отбора, прочие документы. На военнослужащих с подозрением на наличие психического или личностного расстройства запрашиваются дополнительные характеризующие сведения: личное дело призывника из военного комиссариата, характеристики с мест учебы, работы, сведения от родителей, из правоохранительных органов (если имел приводы в милицию или состоял в ней на учете), учреждений здравоохранения и т.п. Эти данные могут оказаться необходимыми и в случае углубленного обследования военнослужащего у врача - психиатра.

психический здоровье военнослужащий

2.2 Методика работы с военнослужащими, имеющими отклонения в психическом здоровье

 

При установлении в ходе первичной беседы, последующего наблюдения в период прохождения военной службы или по данным имеющейся документации подозрения о наличии у военнослужащего каких-либо психических отклонений командир в установленном порядке направляет его к врачу воинской части, который после всестороннего обследования организует консультацию врача - психиатра (психоневролога) для установления диагноза, назначения лечения и, при необходимости, освидетельствования на предмет определения годности к военной службе. Обязательному направлению на медицинское освидетельствование к врачу - психиатру подлежат военнослужащие с неудовлетворительной нервно - психической устойчивостью, отнесенные к IV категории профессиональной пригодности по всем классам воинских должностей или по военного психолога при наличии других показаний. При направлении военнослужащего на консультацию к психиатру представляется служебная характеристика, в которой должны быть подробно, причем в виде фактов, а не рассуждений, изложены результаты изучения командиром подразделения его деловых и морально - психологических качеств, особенностей характера, поведения, взаимоотношений, нарушений дисциплины, конфликтов, их причины, принимавшиеся меры, наблюдавшиеся отклонения в психическом состоянии, мнение командира об их влиянии на исполнение служебных обязанностей и о целесообразности продолжения военной службы.

Только врач - психиатр способен установить диагноз психического заболевания. Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача - психиатра о необходимости проведения обследования или лечения в стационарных условиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угрожать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.

В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с военнослужащим осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части. На него составляется программа психологической коррекции, назначаются индивидуальные воспитательные меры. После их окончания проводится повторное психологическое или психофизиологическое исследование. При отсутствии положительных результатов военнослужащий направляется на повторное обследование к врачу - психиатру, который может рекомендовать обследование в условиях психиатрического стационара с последующим решением вопроса о годности к военной службе. В случае положительных результатов психологической коррекции военнослужащий продолжает выполнение своих служебных обязанностей. При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употребление алкоголя или наркотиков они направляются в установленном порядке в медицинский пункт (роту) воинской части для подтверждения факта наличия алкоголя и наркотических веществ в биологических жидкостях военнослужащего. Решающее значение в сохранении психического здоровья военнослужащих, в предупреждении психических расстройств и чрезвычайных происшествий имеют высокая морально - психологическая подготовка, четкая организация службы, твердая воинская дисциплина и уставные взаимоотношения в коллективе. Успех этой работы обеспечит тесное взаимодействие командиров, воспитателей, военных психологов, психофизиологов, психиатров, юристов и войсковых врачей.

 

Глава 3. Профессиональные возможности психолога по оказанию психологической помощи военнослужащих

 

3.1 Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения

 

Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планирования оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении следующих задач:

а) Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т.п.

б) Осуществление профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузки военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний.

Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия.

Эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее принятию и обработке. В этом плане учитываются, как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т.п. Мероприятия данного плана способствуют предупреждению сенсорно-перцептивной напряженности.

В целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению служебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхностей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения человека, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра.

Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) состоят из трех блоков-этапов: диагностический (выявление объективного состояния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнения рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами).

Психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с человеком, обратившимся за помощью. При этом психолог ведет специальный журнал, который содержит сведения, касающиеся проводимой с данным человеком работы и отражающие динамику его состояния за определенный период. Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к тому, что:

субъектами обращения являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

основная цель консультирования - не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение;

основная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивационный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т.п.

Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации морально-психологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач.

Задача психолога состоит в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для решения этой задачи психолог должен располагать предварительными данными о коллективе (о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т.п.).

В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например, разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции.

Психотерапия и психокоррекция предполагают организованное психологическое воздействие на военнослужащих, имеющих отклонения от социальной или психической нормы с целью устране



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: