Тема 3. Методы, средства, формы организации процесса обучения




Тема 2. Реализация принципов обучения в педагогическом процессе

1. Составление опорного конспекта

Подготовьте развернутые ответы на вопросы:

1) Дайте определение закономерности обучения.

2) Что такое принцип обучения?

3) Охарактеризуйте три любых принципа обучения, заполняя таблицу.

 

Принцип обучения Сущность принципа Некоторые правила принципа
     

 

4)К какому принципу обучения относятся правила: от лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

А. Научности.

Б. Наглядности.

В. Прочности результатов обучения.

Г. Доступности.

К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?

А. Воспитывающего обучения.

Б. Систематичности и последовательности.

В. Научности.

Г. Связи теории с практикой

К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?

А. Прочности результатов обучения.

Б. Связи обучения с жизнью.

В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

Г. Наглядности.

 

2. Составление и решение ситуационных задач по теме «Закономерности и принципы обучения».

В предложенных задачах определить принцип обучения, который использует педагог и словами текста подчеркнуть правила, относящиеся к нему.

Ситуационная задача №1

Фрагмент урока по природоведению в 4-м классе. Тема: «Свойства воды».

Учитель. Наблюдали ли вы такое явление: постави­ли чайник на плиту, воды в чайнике было много, чайник кипит, вода начинает бежать, появляется какая-то «лиш­няя» вода. Почему?

С мест. Верно, видели!

Учащиеся переглядываются, шепчутся, стараются объяснить, некоторые неуверенно поднимают руку. Ученик. А в воде есть пар...

Учитель. Вот мы сейчас и узнаем, почему происходит такое явление. (Ставит на демонстрационный стол колбу со стеклянной трубкой, наполненную подкрашенной во­дой, и спиртовку.) Почему вода подкрашена?

Ученик. Чтоб было видно.

Учитель. Есть ли в трубочке подкрашенная вода? Ученик. Нет.

Учитель. Теперь следите за тем, что происходит с водой. (Ставит колбу на спиртовку.)

Учащиеся внимательно смотрят. Уровень воды стал повышаться, вода, прежде не доходившая до трубки, вдруг пошла по трубке. В классе некоторое удивление, оживле­ние, связанное с желанием объяснить происходящее.

С мест. Идет! Идет! В трубке уже! Вода поступает в трубку!

Учитель. Добавляли ли воду в колбу? Учащиеся. Нет.

Учитель. Почему же вода поступила в трубку? Ученик. Вода поднимается... Учитель. Что мы делали с водой? Ученик. Мы ее нагревали на спиртовке. Учитель. Что же произошло с водой? Ученик. Она вверх идет... поднимается. Учитель. А точнее?

Ученик. Мы нагревали воду, и ее стало как бы боль­ше — она расширилась, поднялась и поступила в трубку.

Ученик. Вода расширилась.

Учитель. Какой же вывод сделаем?

Ученик. Вода при нагревании расширяется.

Таким же образом учащиеся знакомятся со свойства­ми воды сжиматься при охлаждении.

Учитель. Какой же общий вывод сделаем из приве­денных опытов?

Ученик. Вода при нагревании расширяется, а при ох­лаждении сжимается.

Учитель. Относится ли это свойство только к воде или к другим жидкостям тоже?

Ученик. Молоко, когда подогревают, тоже убегает.

Учитель. Что же происходит с молоком при нагревании?

Ученик. Оно при нагревании расширяется, а при ох­лаждении сжимается.

Учитель. Какой сделаем общий вывод: что происхо­дит с жидкостями при нагревании и при охлаждении?

Ученик. При нагревании жидкости расширяются, а при охлаждении сжимаются.

 

Ситуационная задача №2

Фрагмент урока русского языка.

Учитель: «Сегодня мы приступим с вами к изучению новой темы: «Деепричастный оборот и способы его выде­ления на письме». Но прежде повторим тему прошлого урока — «Деепричастие» — она нам сегодня пригодится. Кто хочет рассказать, что такое деепричастие?

После объяснения нового материала и закрепления его на упражнениях учитель дает задание: самостоятель­но придумать три предложения с деепричастными оборо­тами. Ученики записывают предложения в тетрадь, а за­тем меняются тетрадями с соседом по парте. Дети проверяют правильность выполненного задания друг у друга. Учитель вызывает нескольких учеников, они за­читывают свои предложения вслух.

 

Ситуационная задача №3

Идет урок. Решая некую задачу, восемь детей прибег­ли к одному способу, двадцать — к другому, четверо по­шли оптимальным путем. Учительница, однако, не спе­шит ставить точки над «и». Самым сильным предлагается преобразовать задачу на новый лад, терпеливо выслуши­вается объяснение слабых ребят-. Поощряется активность каждого. Учительница не торопится, как это бывает, и с выставлением оценок, — более всего она озабочена дви­жением мысли, доброжелательным разбором заблужде­ний, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков.

И вот награда — радостный вскрик: «Я понял! Мож­но еще и так решать...»

 

Далее студентам предлагается ситуационные задачи составить самостоятельно и решить составленные задачи однокурсниками.

 

Список литературы:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учеб. пос. для СПО и приклад. Бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2016. – 197с.

2. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015г. – 364с.

3. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.

4. Сайфулин Ф.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. спец. / Ф.А. Сайфулин. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. – 264с.

 

 

Тема 3. Методы, средства, формы организации процесса обучения

1. Составление опорного конспекта

Подготовьте развернутые ответы на вопросы:

1) Урок – основная форма организации учебного процесса.

2) Многообразие структур урока.

3) Требования к уроку.

4) Основные звенья современного урока.

5) Домашняя самостоятельная работа и ее основные функции.

6) Дидактические требования к экскурсии.

 

2. Составление и решение ситуационных задач по теме «Методы и организации процесса обучения».

В предложенных задачах определить методы и средства обучения, которые использует педагог.

Ситуационная задача №1

Определите метод обучения и укажите средства повышения его эффективности.

Перед изучением новой темы «Объем усеченной пира­миды» учитель математики накануне урока дает учени­кам задание — найти в окружающей жизни применение усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем.

На другой день урок начался с того, что ученики в качестве примеров указывали формы железнодорожных путей, траншеи, фундаменты, детали машин и т. д. Они рассказывали о своих попытках найти способ измерения объема тел и фигур этой формы. Когда имеющихся зна­ний у них уже недоставало, учитель объяснил теорему.

Ситуационная задача №2

Назовите метод обучения и укажите, какие правила его применения выполнены.

На доске написано предложение: «Никто не пришел». Учитель спрашивает:

— Каким может быть этот вид предложения? Вспом­ните виды, которые мы изучали.

— Оно может быть определенно-личным или на­зывным.

— Что надо сделать, чтобы распознать вид?

— Сначала нужно проверить, не является ли оно оп­ределенно-личным.

— Как это проверить? Что нужно для этого сделать?

— Надо проверить, есть ли в этом предложении при­знаки определенно-личного предложения.

— Предположим, что оно определенно-личным не ока­жется. Что надо делать дальше?

— Тогда проверим, не является ли оно назывным.

— Что надо для этого сделать?

— Надо проверить, есть ли у него признаки назывного.

— Является ли наше предположение определенно-личным?

— Надо проверить, есть ли у него первый признак определенно-личного предложения — подлежащее. Здесь подлежащее «никто».

— Как действуем дальше?

— Ищем второй признак — сказуемое «не пришел».

— Налицо оба признака. Какой вывод?

— Раз оба признака есть, значит, оно определенно-личное.

— Следовательно, как определить вид предложения?

— Надо научится видеть признаки: сначала главный признак; если он есть, искать другие; если его нет, надо искать признаки другого предложения.

 

Ситуационная задача №3

Проанализируйте рассказ ученицы о своей учитель­нице. В чем причина успеха преподавателя химии? Ка­кие методы использовались ею в процессе преподавания химии?

«У меня была любимая учительница. Свой предмет — химию — она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что ее рассказ лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равно­душно, но радость общения с учительницей, охватываю­щая всех нас перед ее уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У нее были любимые ученики, но это чувствовалось только в повы­шенной требовательности к ним. Все чувствовали, что она неравнодушна к каждому. В 7-8 классах мы позво­ляли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: и если пос­леднее слово оставалось за ней, и если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли ее поднимать «руки вверх» — так она всегда говорила».

 

Ситуационная задача №4

Какие методы на уроке использует учитель? Какие за­дачи с их помощью решает? Юмор — это метод или сред­ство решения поставленных учителем задач на уроке?

Урок химии ведет Эмма Анатольевна. С первого мо­мента она вовлекает класс в живое общение. С порога 468 задает темп урока. Обсуждению она придает остроту, кол­лективному решению — всесторонность. Град, шквал воп­росов по всякому поводу: а это почему? а это отчего? каким образом? при других параметрах?

— Пытаемся решить проблему как математики. А как химики-теоретики? Станем экспериментаторами! Те­перь отправимся на производство. Вы, технологи, не за­бывайте, что цех — не лаборатория. Решите-ка пробле­му технически.

Работать на уроках химии радостно на заданном уров­не оптимистического мироощущения. Она вносит в ат­мосферу урока творчество, напряженность мысли и юмор.

 

3. Составление таблицы: «Характеристики словесных, наглядных и практических методов обучения»

Метод обучения Функции учителя Функции ученика Средства обучения Условия успешного выполнения
         
         
         

 

 

Список литературы:

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учеб. пос. для СПО и приклад. Бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2016. – 197с.

2. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015г. – 364с.

3. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.

4. Сайфулин Ф.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. спец. / Ф.А. Сайфулин. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. – 264с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: