Тема 2. Реализация принципов обучения в педагогическом процессе
1. Составление опорного конспекта
Подготовьте развернутые ответы на вопросы:
1) Дайте определение закономерности обучения.
2) Что такое принцип обучения?
3) Охарактеризуйте три любых принципа обучения, заполняя таблицу.
Принцип обучения | Сущность принципа | Некоторые правила принципа |
4)К какому принципу обучения относятся правила: от лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?
А. Научности.
Б. Наглядности.
В. Прочности результатов обучения.
Г. Доступности.
К какому принципу относится правило: «В конце раздела, курса обязательно проводите обобщение и систематизацию изученного»?
А. Воспитывающего обучения.
Б. Систематичности и последовательности.
В. Научности.
Г. Связи теории с практикой
К какому принципу относится правило: «Организуйте и поощряйте самостоятельное повторение учащимися пройденного материала»?
А. Прочности результатов обучения.
Б. Связи обучения с жизнью.
В. Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.
Г. Наглядности.
2. Составление и решение ситуационных задач по теме «Закономерности и принципы обучения».
В предложенных задачах определить принцип обучения, который использует педагог и словами текста подчеркнуть правила, относящиеся к нему.
Ситуационная задача №1
Фрагмент урока по природоведению в 4-м классе. Тема: «Свойства воды».
Учитель. Наблюдали ли вы такое явление: поставили чайник на плиту, воды в чайнике было много, чайник кипит, вода начинает бежать, появляется какая-то «лишняя» вода. Почему?
С мест. Верно, видели!
Учащиеся переглядываются, шепчутся, стараются объяснить, некоторые неуверенно поднимают руку. Ученик. А в воде есть пар...
Учитель. Вот мы сейчас и узнаем, почему происходит такое явление. (Ставит на демонстрационный стол колбу со стеклянной трубкой, наполненную подкрашенной водой, и спиртовку.) Почему вода подкрашена?
Ученик. Чтоб было видно.
Учитель. Есть ли в трубочке подкрашенная вода? Ученик. Нет.
Учитель. Теперь следите за тем, что происходит с водой. (Ставит колбу на спиртовку.)
Учащиеся внимательно смотрят. Уровень воды стал повышаться, вода, прежде не доходившая до трубки, вдруг пошла по трубке. В классе некоторое удивление, оживление, связанное с желанием объяснить происходящее.
С мест. Идет! Идет! В трубке уже! Вода поступает в трубку!
Учитель. Добавляли ли воду в колбу? Учащиеся. Нет.
Учитель. Почему же вода поступила в трубку? Ученик. Вода поднимается... Учитель. Что мы делали с водой? Ученик. Мы ее нагревали на спиртовке. Учитель. Что же произошло с водой? Ученик. Она вверх идет... поднимается. Учитель. А точнее?
Ученик. Мы нагревали воду, и ее стало как бы больше — она расширилась, поднялась и поступила в трубку.
Ученик. Вода расширилась.
Учитель. Какой же вывод сделаем?
Ученик. Вода при нагревании расширяется.
Таким же образом учащиеся знакомятся со свойствами воды сжиматься при охлаждении.
Учитель. Какой же общий вывод сделаем из приведенных опытов?
Ученик. Вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Учитель. Относится ли это свойство только к воде или к другим жидкостям тоже?
Ученик. Молоко, когда подогревают, тоже убегает.
Учитель. Что же происходит с молоком при нагревании?
Ученик. Оно при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Учитель. Какой сделаем общий вывод: что происходит с жидкостями при нагревании и при охлаждении?
Ученик. При нагревании жидкости расширяются, а при охлаждении сжимаются.
Ситуационная задача №2
Фрагмент урока русского языка.
Учитель: «Сегодня мы приступим с вами к изучению новой темы: «Деепричастный оборот и способы его выделения на письме». Но прежде повторим тему прошлого урока — «Деепричастие» — она нам сегодня пригодится. Кто хочет рассказать, что такое деепричастие?
После объяснения нового материала и закрепления его на упражнениях учитель дает задание: самостоятельно придумать три предложения с деепричастными оборотами. Ученики записывают предложения в тетрадь, а затем меняются тетрадями с соседом по парте. Дети проверяют правильность выполненного задания друг у друга. Учитель вызывает нескольких учеников, они зачитывают свои предложения вслух.
Ситуационная задача №3
Идет урок. Решая некую задачу, восемь детей прибегли к одному способу, двадцать — к другому, четверо пошли оптимальным путем. Учительница, однако, не спешит ставить точки над «и». Самым сильным предлагается преобразовать задачу на новый лад, терпеливо выслушивается объяснение слабых ребят-. Поощряется активность каждого. Учительница не торопится, как это бывает, и с выставлением оценок, — более всего она озабочена движением мысли, доброжелательным разбором заблуждений, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков.
И вот награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решать...»
Далее студентам предлагается ситуационные задачи составить самостоятельно и решить составленные задачи однокурсниками.
Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учеб. пос. для СПО и приклад. Бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2016. – 197с.
2. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015г. – 364с.
3. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.
4. Сайфулин Ф.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. спец. / Ф.А. Сайфулин. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. – 264с.
Тема 3. Методы, средства, формы организации процесса обучения
1. Составление опорного конспекта
Подготовьте развернутые ответы на вопросы:
1) Урок – основная форма организации учебного процесса.
2) Многообразие структур урока.
3) Требования к уроку.
4) Основные звенья современного урока.
5) Домашняя самостоятельная работа и ее основные функции.
6) Дидактические требования к экскурсии.
2. Составление и решение ситуационных задач по теме «Методы и организации процесса обучения».
В предложенных задачах определить методы и средства обучения, которые использует педагог.
Ситуационная задача №1
Определите метод обучения и укажите средства повышения его эффективности.
Перед изучением новой темы «Объем усеченной пирамиды» учитель математики накануне урока дает ученикам задание — найти в окружающей жизни применение усеченной пирамиды и попытаться определить ее объем.
На другой день урок начался с того, что ученики в качестве примеров указывали формы железнодорожных путей, траншеи, фундаменты, детали машин и т. д. Они рассказывали о своих попытках найти способ измерения объема тел и фигур этой формы. Когда имеющихся знаний у них уже недоставало, учитель объяснил теорему.
Ситуационная задача №2
Назовите метод обучения и укажите, какие правила его применения выполнены.
На доске написано предложение: «Никто не пришел». Учитель спрашивает:
— Каким может быть этот вид предложения? Вспомните виды, которые мы изучали.
— Оно может быть определенно-личным или назывным.
— Что надо сделать, чтобы распознать вид?
— Сначала нужно проверить, не является ли оно определенно-личным.
— Как это проверить? Что нужно для этого сделать?
— Надо проверить, есть ли в этом предложении признаки определенно-личного предложения.
— Предположим, что оно определенно-личным не окажется. Что надо делать дальше?
— Тогда проверим, не является ли оно назывным.
— Что надо для этого сделать?
— Надо проверить, есть ли у него признаки назывного.
— Является ли наше предположение определенно-личным?
— Надо проверить, есть ли у него первый признак определенно-личного предложения — подлежащее. Здесь подлежащее «никто».
— Как действуем дальше?
— Ищем второй признак — сказуемое «не пришел».
— Налицо оба признака. Какой вывод?
— Раз оба признака есть, значит, оно определенно-личное.
— Следовательно, как определить вид предложения?
— Надо научится видеть признаки: сначала главный признак; если он есть, искать другие; если его нет, надо искать признаки другого предложения.
Ситуационная задача №3
Проанализируйте рассказ ученицы о своей учительнице. В чем причина успеха преподавателя химии? Какие методы использовались ею в процессе преподавания химии?
«У меня была любимая учительница. Свой предмет — химию — она знала хорошо и постоянно стремилась сообщить нам что-то новое. Но всегда мы чувствовали, что ее рассказ лишь маленькая частица того, что она знает. К химии я относилась долгое время весьма равнодушно, но радость общения с учительницей, охватывающая всех нас перед ее уроком, сделала то, что я и многие другие стали посещать химический кружок. У нее были любимые ученики, но это чувствовалось только в повышенной требовательности к ним. Все чувствовали, что она неравнодушна к каждому. В 7-8 классах мы позволяли себе спорить с нею. Это были хорошие споры. Она выходила победительницей в любом случае: и если последнее слово оставалось за ней, и если оно оставалось за нами, так как она радовалась, если ученики заставляли ее поднимать «руки вверх» — так она всегда говорила».
Ситуационная задача №4
Какие методы на уроке использует учитель? Какие задачи с их помощью решает? Юмор — это метод или средство решения поставленных учителем задач на уроке?
Урок химии ведет Эмма Анатольевна. С первого момента она вовлекает класс в живое общение. С порога 468 задает темп урока. Обсуждению она придает остроту, коллективному решению — всесторонность. Град, шквал вопросов по всякому поводу: а это почему? а это отчего? каким образом? при других параметрах?
— Пытаемся решить проблему как математики. А как химики-теоретики? Станем экспериментаторами! Теперь отправимся на производство. Вы, технологи, не забывайте, что цех — не лаборатория. Решите-ка проблему технически.
Работать на уроках химии радостно на заданном уровне оптимистического мироощущения. Она вносит в атмосферу урока творчество, напряженность мысли и юмор.
3. Составление таблицы: «Характеристики словесных, наглядных и практических методов обучения»
Метод обучения | Функции учителя | Функции ученика | Средства обучения | Условия успешного выполнения |
Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учеб. пос. для СПО и приклад. Бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2016. – 197с.
2. Крившенко Л.П. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. – М.: Юрайт, 2015г. – 364с.
3. Педагогика: учеб. и практ. для СПО / Под общ. Ред. Л,С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт. 2016. – 332с.
4. Сайфулин Ф.А. Педагогика: учеб. пос. для студ. пед. спец. / Ф.А. Сайфулин. Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. – 264с.