Цивилизованный предприниматель




План

1. Этика предпринимателя.

2. Этикет предпринимателя.

Литература:

1. Доброзорова О. В. Организация труда менеджера: учебное пособие / О. В. Доброзорова, И. В. Осадчук. – К.: Кондор, 2009. – 452 с.

2. Магура Г. И. Обучение персонала как конкурентное преимущество / Г. И. Магура, Г. бы. Курбатова. – Г.: ООО"Управление персоналом", 2004. – 216 с.

3. Подоровская Г. М.Организация труда: конспект лекций / Г. Г. Подоровская. – К.:. МАУП, 2001. – 112 с.

4. Скибицька Л. І. Організація труды менеджера: учебное пособие / Л. И. Скибицька. – К.: Цул, 2010. – 360 с.

 

1. Этика предпринимателя

Реализуючи себя как предпринимателя, Вы имеете дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с разными документами, производственными, снабженческими и с бытовыми процессами, Вы постоянно имеете дело с людьми – руководите подчиненными, советуетесь со специалистами, ведете переговоры с партнерами, общаетесь с трудовым коллективом. От того, насколько хорошо Вы это делаете, зависит Ваша репутация и авторитет, а соответственно, и успех Вашего дела.

Предпринимательство – это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особенное направление мыслей, поведение, стиль. Предпринимательство – это культура.

Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком, – хотя бы потому, что заинтересовано в постоянном успехе.

Об этике предпринимателя впервые заговорил Аристотель, заметив глубокомысленно, что она помогает познать, что стоит делать и от чего стоит содержаться.

Этика предпринимателя это в первую очередь ветви знание, особенная наука, что позволяет рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым умным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию отмеченных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтичное. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этика предпринимателя.

Следовательно, речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предлагаемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному виду.

Коснувшись проблемы этики, предлагаем ознакомиться с этической нормой, то есть постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя. Цивилизованный предприниматель:

1. Убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества, для государства.

2. Выходит с того, что люди, что окружают его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем.

3. Верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству.

4. Признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества.

5. Уважает себя как личность, а любую личность как себя.

6. Уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы.

7. Доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность.

8. Ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, уважает экологию.

9. Стремится к нововведениям.

10. Является гуманистом.

Формируя себя как предпринимателя, Вы должны ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимые не только для умения вести себя в обществе, но и для обычного жизненного бытия.

Нельзя забывать о культуре общения, чувство меры, доброжелательности, нужно полностью руководить своими эмоциями, стрессами. Имейте свой, но непременно цивилизован стиль поведения, свой, но непременно благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, что гарантирует Вам не только половину успеха, но и постоянное удовольствие от деятельности.

Стоит ознакомиться с некоторым числом советов, что Вы можете и не принимать, но лишь с тем условием, что либо уже им выплываете, либо знаете лучше. Советы предпринимателю, что хочет стать цивилизованным:

1. Помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (что мешает делу явление) в полезное (что способствует достижению цели).

2. Произведите привычку: все, с чем Вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для Вашего дела.

3. Выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием.

4. Будьте внимательные и объективные к "напрасному" предложениям.

5. Отклоняйте ненужные предложения, но тактично и учтиво.

6. Будучи уверенным в себе, избегайте быть самонадеянным, самоуверенность – предпосылка использования не лучших приемов и методов на работе.

7. Не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их или компетенцию они не получили от Вас соответствующего задания или рекомендации.

8. Помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность.

9. Чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам.

10. Воспитывайте подчиненных ненавязчиво, но верно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу.

11.Ніколи не забывайте, что Ваша мысль или позиция совсем не всегда красивые, есть и другие мысли и позиции, никоим образом не худшие.

12.Не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя промаха.

13.Не забывайте, что знание личных побудительных мотивов людей – одна из самых важных основ эффективного взаимодействия с подчиненными.

14.Погоджувати цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать особенные цели сотрудников с целями предприятия.

15.В общении с людьми научитесь понимать то, что не выражено. 16.Керуйтеся в работе тремя "не": не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь.

17.Вища форма неуважения к партнерам и подчиненным – задержать начало работы через свое или опоздание неподготовленности мероприятия.

18.Будьте терпимые к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают Вашему бизнесу.

19.Пам'ятайте, что человека нельзя обижать не только словом; поза, жесты, мимика часто не менее выразительные.

20.Займайтеся только теми вопросами, в решении которых Ваше участие обязательное.

21.Будьте справедливые к деловым качествам человека, особенно если Ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Полностью возможно, что не лучшее отношение к Вам – следствие Ваших недостатков.

22.Не страшитесь талантливых подчиненных.

23.Надавайте сотрудникам максимум воли для достижения целей предприятия.

24.Хвалите на людях, охаивайте из глаза на глаз.

Понятно, что здесь не все советы. Их множество. Да и можно ли насоветовать на все случаи жизни?

Производите этические и деловые правила сами. Действуете, но не забывайте о главном – о порядочности и воспитанности.

 

2. Этикет предпринимателя

 

Любой предприниматель повинный овладеть навыками человека корректного поведения, а для этого нужно выплывать этикету делового человека. Последний включает:

1. Правила представления и знакомства.

2. Правила проведения деловых контактов.

3. Правила поведения на переговорах.

4. Требования к внешнему виду, манерам, деловой одежде.

5. Требования к языку.

6. Культуру служебных документов.

7. Знание международного протокола и др.

Не посчитайте за навязчивость, когда Вам дают советы. Следующие перечисленного правила помогут Вам успешно выполнять избранную Вами социальную миссию.

Хотя общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здороваться мужчина с женщиной, младший за возрастом со старшим, нижестоящий по должности с вышестоящим, руководителю не следует ожидать, пока с ним подразумевается подчиненный, тем более партнер: приветствуйте своего собеседника первым.

Стиль обращения к коллегам определяется общим стилем отношений в коллективе. Преимущественно обращаться к сослуживцам по имени и отчество (Вы обязаны их знать) или на фамилию (но тогда обязательно с добавлением слов "господин" или "товарищ"). Не пытайтесь искусственно поднимать обращения "господин" на вред "товарищу" – это будет свидетельствовать о культурной неразвитости что произносит.

Не злоупотребляйте обращением только по имени, так еще в сокращенном варианте – на американский манер, это будет свидетельствовать лишь о легковесном подражании. В нашей стране традиционно принято уважительно называть людей по имени и отчество, такая наша традиция.

По именам можно обращаться к ближайшим сотрудникам, если они молодые и не отрицают против такого обращения. В деловой обстановке обращайтесь с подчиненными только на "Вы". Обращение на "ты" допустим лишь тогда, когда оно может быть взаимным, или обусловлено неформальными отношениями.

При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или при посредничестве человека, что устраивает встречу.

Если Вы гость, то представьтесь первым. Помнете, что мужчина всегда представляется женщине первым. Младших за возрастом мужчин и женщин стоит представлять более старше, а не наоборот. Прежде чем кого-нибудь познакомить, полезно убедиться, что обе стороны желают знакомства.

Соблюдайте принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным: Вы обязаны относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержано вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Выдерживайте границы дружбы с подчиненными, будьте особенно педантичные во внеслужебных отношениях, не злоупотребляйте личными просьбами к подчиненным – они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить Вас в двузначное положение. В то же время помните, что соблюдение субординации вне службы (в театре, на отдыхе, в туристской поездке) бессмысленно.

Желательно, чтобы все лица, которой необходим прямой контакт с Вами, имели четко фиксированное время визита и были уверенные в его реальности.

Учтите в то же время, что неприступность Вас как руководителя ведет к потере информации. Соблюдайте такой порядок, при котором любой сотрудник в достаточно короткий срок и при максимально упрощенной процедуре мог бы попасть к Вам на прием.

Отведите основную роль в планировании служебных контактов Вашему секретарю: он повинный решать вопрос о неотложности визита, пересматривать время служебных контактов, сообщать участникам в случае непредвиденных ситуаций, давать справки.

Приглашая работника на беседу, предупредите его сами или через секретаря о времени, длительность и тему, чтобы дать ему возможность подготовиться. Много бесед удобнее проводить в кабинете подчиненного – все материалы под руками и телефонные колокольчики не отвлекают.

Добивайтесь максимальности удобств в помещении, отведенном для посетителей, вся обстановка должна свидетельствовать о внимании к людям.

Правила вежливости приказывают руководителю умения выслушивать людей, не перебивая их, не перерывая, не отвлекая на другие дела и других людей. Не выплывает во время разговора без лишения перебирать бумаги, демонстрируя занятость, смотреть на часы, допускать присутствие третьих лиц, подписывать документы, разговаривать по телефону и тому подобное.

Если при разговоре все-таки пришлось отвернуться, попросите извинение, после вынужденного перерыва предложите продолжить, показав при этом, что помнете о чем шла речь. Если Ваш собеседник слишком говорливый, попросите его быть точнее и ближе до сути дела.

Не выражайтесь из хода по любому служебному вопросу. Категоричность и безапелляционность не способствуют Вашему авторитету.

Предприниматель, что вступает в деловые отношения, повинный помнить о том, что знание национальных и психологических особенностей партнеров есть необходимое условие успешных контактов.

Производите позитивное мышление и поведение. Вот некоторые пожелания:

1. Выражайтесь коротко и собственно говоря (обратите внимание, что россияне любят поговорить и не слишком балуют ясностью мысли – это раздражает делового человека).

2. Осторожно используйте слово "я".

3. Опирайтесь на факты.

4. Не захватывайтесь деталями, но учтите, что под время и к месту выраженная деталь крепит Вашу позицию. Делает ее более достоверной.

5. Избегайте поучительности.

6. Ищите пути урегулирования сложной проблемы, а не заострения.

7. При встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфронтации.

Этика предпринимателя заключается и в умении вести деловую переписку. К деловым листам относятся не только служебные послания, но и всевозможные просьбы, поручение, поздравление, приглашение, соболезнование, то есть все, что, будучи изложенным в письменном виде, обусловливает профессиональные отношения.

Помните, что деловой лист повинный быть коротким и понятной. Строгий тон в соединении с тщательным образом подобранной лексикой добавляет листу убедительность.

Всякий лист или записку стоит начинать с обращений "уважаемый", "многоуважаемый", а в случае особенной человеческой или профессиональной дружбы – "дорогой". Потом выплывает имя и отчество или фамилии. Перед фамилией обязательное употребление слов "товарищ", "коллега" или "господин".

Обращая, употребляйте самый высокий титул того, к кому Вы обращаетесь. Не забывайте об общепринятом "пожалуйста", будьте "ласковыми", "предварительно благодарю", "до встречи", "искренне Ваш" и других подобных словах и выражениях. Используйте общепринятую форму делового листа. Оформляйте конверты соответственно общепринятым образцам.

Представляясь по телефону, четко назовите не только фамилию, но и имя и отчество. Если разговор должен быть подробным, поинтересуйтесь, имеет ли собеседник время вас выслушать. Сняв трубку по колокольчику, назовите организацию или свою фамилию. В случае занятости попросите (с применением слов будьте ласковыми, пожалуйста) перезвонить в удобное для Вас время.

Телефонный разговор – это диалог даже в том случае, если один из собеседников повинный говорить сам, а другой его лишь слушает. Поэтому не сохраняете молчания т подтверждайте ваше участие в беседе какими-то нейтральными репликами. Иначе у Вашего собеседника может возникнуть опасение, что Вас разъединили. Если же такой казус действительно произойдет, всегда соблюдайте правило: перезванивает, во второй раз набирая номер, тот, кто звонил, а тот, кому звонили, терпеливо ожидает.

Если Вы разговариваете в комнате, где сидят ваши коллеги, не пытайтесь замаскировать от них содержание вашего разговора – в большинстве случаев вам это не удастся. Поэтому, если предмет разговора достаточно деликатный, найдите возможность поговорить в одиночестве.

Телефонный разговор за три минуты. Еще несколько лет назад средняя длительность телефонной беседы составляла 110 секунд, теперь она увеличилась более чем втрое. Хотя, как правило, объем переданной информации остался тем же. Хронометраж показывает, что во время такой беседы линия занята передачей информации только 2/3 времени, а треть идет на паузы между словами и фразами. Между тем большинство разговоров по телефону можно заключить в 3 минуты. Как же этого добиться?

Главная рекомендация – всегда знать предварительно, ради чего снимается трубка, а затем строго соблюдать рациональную композицию телефонного разговора, что включает четыре обязательных элемента:

1. Взаимные представления.

2. Уведення собеседника в курс дела.

3. Обсуждение ситуаций.

4. Заключительное слово.

Чтобы завершить разговор в запланированные 20-25 секунд, нужный строгий самоконтроль. Чтобы достичь такого искусства, попробуйте записать на магнитофон несколько своих обычных телефонных разговоров, и вы сами убедитесь, что 30-40% времени в вашем разговоре занимают повторение, ненужные паузы и просто лишние слова. Это и есть резерв в достижении цели – короткого и информативного телефонного разговора.

Используйте в деловом общении визитные карточки, что позволяют избегать многих недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-нибудь визитную карточку, Вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты.

Размер и шрифт визитных карточек, а также расположило текста, строго не регламентируются, однако, распространена следующая их форма: на белой плотной бумаге (9*5 см) типографським способом напечатано имя (а в нас и отчество) и фамилия, под ними – тронута должность, в левом нижнем кутье – адреса учреждения, в котором работает владелец карточки, в правом номер служебного телефона. В случае необходимости номер домашнего телефона уписується от руки.

Размер визитных карточек женщин немного меньше визитных карточек мужчин.

Деловой протокол – это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров.

Договариваться о встрече или переговорах принято не менее чем за 2-3 дня, при этом предварительно следует уточнить вопросы, что выносятся на обсуждение, а также длительность беседы. В этот же момент стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения, а также об итоговых или документах устных декларациях. Время начала переговоров принято соблюдать неуклонно обоими сторонами.

Деловые встречи, особенно переговоры, проводятся в специально отведенном и приспособленном помещении. Перед каждым участником переговоров желательно поставить карточку, на которой отмечена фамилия, имя и отчество участника, фирма ли организация, что он представляет. Недостаче мест (стульев) быть не должно. При необходимости переговоры обслуживаются специально выделенными (приглашенными) работниками (специалистами).

Организацию деловых встреч полностью берет на себя сторона-инициатор, или по договоренности одна из сторон, что становится принимающей стороной. чаще всего переговоры проводятся в форме таких протокольных мероприятий, как пресс коктейли, ланч, ужин и другой род приемы.

Ланч (завтрак) устраивается обычно между 12 и 13 часами и продолжается 1-1,5 часа (46-60 минут за самим завтраком и 15-30 минут за кофе).

Чай устраивается между 16 и 18 часами, как правило, для женщин. Возможные случаи приглашения мужчин. Длительность надеясь – 1,5-2 часа.

Пресс-коктейль ("а ля фуршет") начинается в промежуток времени от 17 до 18 часов и продолжается 2 часа.

Обед – наиболее почетный вид приема, начинается от 20 до 21 часа. Продолжается обычно 2-3 часа и больше, за столом приблизительно час, другое время – в гостиных.

Шведский стол – угощение по принципу самообслуживания. Менее официальный, чем обычный обед.

Ужин начинается в 21 час и позже. Отличается от обеда временами начала.

В подготовку приема входит: выбор вида приема, составление списка приглашенных, заблаговременная рассылка приглашений, составление плана распределения гостей за столом, составление меню, подготовка помещений, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка или тостов языков, составления порядка проведения приема.

Если Вы получили письменное приглашение на прием, на него необходимо ответить. Позитивный ответ означает, что посещение приема является обязательным. Приходить выплывает в точно отмеченное время.

Деловые подарки. Делать подарки, дарить сувениры, подносить вещи с фирменными знаками принято в деловом мире. Но здесь нужны мера и такт. Нельзя дарить слишком дорогие вещи – это может поставить коллегу в непроворное положение. Зато очень хорошо подарить то, что отвечает желанию и стилю партнера, несет отпечаток Вашего личных к нему отношения.

При деловом визите в другую страну уместно дарить художественно оформленные изделия – скульптуры, гравюры, памятные медали, настенные тарелки, книги, грампластинки. При достаточно тесном знакомстве возможны и такие подарки, как национальные напитки, наслаждения, курительные принадлежности, изделия из кожи, керамики, металла и т.д. Никогда не нужно дарить предметы туалета (носки, рубашки, шляпы, парфумерию и т.п. за исключением разве галстуки, и который почему-то входит в число допустимых сувениров).

Дарить нужно тактично, сопровождая дарование приятными словами, лучшим подарком являются живые цветы. Их вручают в развернутом виде или в специальной упаковке. Нельзя дарить вещи, что были в употреблении, за исключением антиквариата раритетов, драгоценности, что возвышаются только очень большими фирмами в особенных случаях (например, при юбилеях).

Принимать подарки тоже нужно тактично, поблагодарить, распаковать, если ситуация позволяет, оценив внимание и вкус дарителя, выразить удовольствие. За посланный или переданный через третье лицо подарок поблагодарить нужно сразу по телефону или коротким листом. Отказаться от подарка можно лишь в том случае, когда принять его неприлично, или подарок настолько ценный, что вынуждает вас чувствовать себя должником. При отказе подчеркните благодарность за внимание и мотивируйте свой отказ. Будьте последовательными, не принимайте подарок после длинных договоренностей. Культура речи предпринимателя. Грамотность, логичность, эмоциональное окрашивание языка является обязательным условием любого делового контакта. Следите за правильным применением слов, их произношения, ударениями. Если вы не уверенные у правильности или произношения употребления какого-либо слова, обратитесь к словарям: орфографичному, словарю ударений, умному, иностранных слов. Они должны быть у вас под рукой. Спасайтесь от слов-паразитов так сказать, вот, понимаете, значит и т.п. – они раздражают слушателей. Избегайте высокомерного, самонадеянного, категорического тона в разговоре, выступлении, – в нем продергивает переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающему.

Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: парадной одежды, фрак, смокинг, или обычный костюм. Костюм, что надягається в официальных случаях, не повинный быть спортивным, а пиджак и штаны разного цвета.

Женщинам на обед, ужин, вечерний прием рекомендуется вечерний туалет.

Отучайте себя от глупых привычек: не следует сидеть развалясь в кресле, раскачиваться на стуле, сидеть на самом его краешке, класть ногу на ногу, покачивать ногой во время разговора и т.п. Держите под контролем руки ваши жесты должны быть сдержанными и целесообразные. Не прикасайтесь к собеседнику руками – это бывает крайне для него неприятно.

Никогда не забывайте, что на ваш внешний вид и манеры всегда обращают внимание. Владейте чувство меры, всякие отклонения раздражают окружающих и работают против вас. Не будьте лишний резвыми, громкими и страстными, как не будьте слишком вялыми, тихими и равнодушными. Следите за впечатлением, что вы делаете на окружающих, но не ради самозамилування, а для самокоррекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: