СТУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ.




Исходным из ныне известных уровней является физический вакуум – особое состояние материи, из которого когда – то могла возникнуть Вселенная и которое определяет процессы в микромире. Материя не исчерпывается нашей Вселенной, которая является лишь наибольшей известной нам на сегодня реальностью. Поэтому нельзя говорить, что Вселенная возникла из «ничего» - она продукт особых форм материи. Следующий уровень – уровень элементарных частиц и физических полей, представляющих неразрывное единство бытия на микроуровне.

Совокупность свойств и взаимодействий, присущих рассмотренному уровню организации материи, проявляется в единстве нового уровня ядерного и следующего за ним атомного. Атомный уровень – это уровень, на котором перестают закономерности микромира. Поэтому данный уровень является переходным к новой форме движения материи – химической. Атомы – это уже типы химических элементов. Возможность устранения их строения и электромагнитное взаимодействие между атомами приводит к образованию нового структурного уровня – молекулярного.

Живая материя на элементарном уровне представлена биологическими макромолекулами. Системно организованные они составляют единое целое живых клеток, которые могут выступать и как самостоятельные микроорганизмы. Совокупноть структурно и функционально дифференцированных клеток составляют ткани и органы, несуществующие в функциональной целостности живого организма.

Социальная форма движения материи также реализуется через определённую иерархию структурных уровней, на каждом из которых возникают качественно новые связи (в форме отношений) между элементами системы общества. Основой является индивид, сочетающий в себе единство биологического и социального.

Развитие медицины предъявляет особые требования к философской культуре врача. Это обусловлено тем, что с получением новой информации обеспечить правильное мышление без применения основных принципов материалистической диалектики – объективности и всесторонности исследования, изучения явлений и процессов в развитии, раскрытия противоречий в самой сущности предмета, единства количественного и качественного анализа – становится практически невозможным.

Среди фундаментальных наук именно философия способствует формированию способности к анализу и синтезу фактов, логическому моделированию конкретной ситуации и системному мышлению. Только философия – предельно обобщенное, теоретическое видение мира способна свести бесчисленные, казалось бы, разрозненные, частные наблюдения, факты, закономерности к немногим принципиальным положениям.

Взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых признаков абстрактного мышления в лечебном деле. Не зря Л. Фейербах называл медицину «колыбелью материалистической философии». Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественнонаучную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями Ф. Бекона, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля и других мыслителей

Медицина как никакая другая дисциплина нуждается в понимании процессов и явлений в их целостности. Решена, эта важнейшая задача может быть только на основе интерпретации данных медицинской науки с позиции диалектического материализма. Врачу необходимо, прежде всего, видеть связь между различными процессами и явлениями при развитии заболевания, то есть подлинную суть патологического процесса. Что же касается утверждения, что многие открытия в биологии и медицине сделаны учеными задолго до того, как были сформулированы основные положения диалектического материализма, или исследователями, незнакомыми с этими положениями, то следует учитывать, что сделанное этими учеными было материалистично и диалектично по своей сущности (эволюционная, клеточная теория, основы генетики, учение о высшей нервной деятельности и др.). Э. Дюбуа-Реймон велик тем, что заложил основы электрофизиологии, а не тем, что утверждал непознаваемость мира. Р. Вирхов совершил переворот в медицине, впервые доказав материальную основу болезней человека, хотя сам во многом придерживался философских представлений, которые принято называть эклектичными, «колеблющимся» между идеалистическими и материалистическими.

Диалектика, являясь важнейшей составной частью философии, состоит из ряда принципов, назначение которых состоит в познании противоречий развития. Для овладения диалектическим методом необходимо знание сущности диалектического материализма – центральной философской концепции, венчающей многовековую историю философии. Преподавание в медицинском вузе должно быть пронизано этой концепцией, поскольку нигде так ярко не проявляются законы диалектики и нигде они так прочно не лежат на материальной основе, как в организме человека.

 

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные тео­рии противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;

на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития - если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то ме­тафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негиб­кое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.

3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической "консервативной" диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей ("консервативной") диалектике — так называемая "негативная" диалектика.

"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями "негативной" диалектики являлись Теодор Адорно (1903 - 1969), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, от­личающие ее от обычной "консервативной":

• диалектика может быть только "негативной" — критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

4. Метафизика и "негативная" диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:

эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.

Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Теоретические и практические вопросы современной медицины требуют использования целостного диалектического подхода не только к человеку, но и к самим средствам познания. Широкое использование методов и концепций точных наук при изучении биологических систем привело к стремительному развитию биологического знания и закономерно связанного с ним процесса активизации теоретических исследований в медицине. Для современного этапа развития медико-биологического знания характерно прежде всего усиление взаимодействия отдельных методов, повышение удельного веса и роли эксперимента, моделирования, логико-математических способов исследования живых систем. Научное познание становится, с одной стороны, все более тонко специализированным, а с другой постоянно стремится к охвату явлений, имеющих максимально общее значение, стремится выявить закономерности, составляющие основу функционирования живых систем. И здесь проявляется важная методологическая роль диалектики.

Диалектика ориентирует исследование на всесторонний охват явлений, правильное понимание соотношения принципа редукции, т.е. сведения сложного к простому, и принципа целостности в биологии и медицине. Широко используя редукцию, физико-химический анализ элементарных взаимодействий, происходящих на молекулярном уровне, современное научное познание сталкивается с необходимостью строго учитывать системную организованность процессов жизни, связи и взаимодействия живых систем на разных уровнях структурной и функциональной организации, их целостность и развитие. В условиях дифференциации и специализации (в медицине ныне насчитывается более 300 самостоятельных разделов знаний) увеличивается потребность в обобщающих теориях. Подлинная научная теория всегда характеризуется синтетичностью, и чем сложнее медико-биологическая система, тем большую роль в научном познании играет диалектико-материалистическая методология.

В любой науке существуют традиционные, в определенном смысле непреходящие, методологические проблемы. В медицине, например, к ним относятся проблемы соотношения социального и биологического, физиологического и патологического, структурного и функционального в этиологии и патогенезе заболеваний, взаимодействия социально-экономических и природно-экологических факторов в возникновении болезней, общего и специфического в реагировании организма и др. Чаще всего философские проблемы приобретают особую актуальность в периоды быстрого развития медицинской науки, крутой ломки прежних понятий и представлений, когда новый экспериментальный и клинический материал ставит под сомнение устоявшиеся способы объяснения ряда проблем. Так, накопленные факты не позволяют однозначно объяснить этиологию ряда заболеваний (например, шизофрении, опухолей). По этому поводу разгорелась дискуссия между сторонниками моно- и полиэтиологии. Д. создает методологическую основу для решения подобных философских проблем медицины, которые органически связаны с такими собственно философскими вопросами, как соотношение материального и духовного, категории закономерности, причинности, взаимоотношение объективного и субъективного в познании и т.п.

Методологическая функция Д. неразрывно связана с ее мировоззренческой ролью. Только на основе диалектического способа мышления возможна объективная критика идеалистических спекуляций на новейших открытиях науки, механистических и виталистических тенденций в биологии. В.И. Ленин говорил о необходимости дифференцированного подхода к теориям естествоиспытателей буржуазных стран, о недопустимости вульгарного отождествления естественнонаучного и философско-идеологического аспектов изучаемых концепций. Игнорирование этого ленинского принципа вело к ому, что полемика, например, вокруг конкретных допросов генетики или кибернетики выдавалась за борьбу материализма и идеализма в этих науках. Решительного осуждения требуют и попытки подменить научные дискуссии монополией отдельного ученого или школы.

Союз философии и естествознания, говорил В.И. Ленин, одинаково полезен для любой отрасли знания. Необходимость такого союза обусловливается потребностями самого развивающегося естествознания, которое прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае (В.И. Ленин, Полн. Собр. соч., т. 45, с. 31). Без обобщения достижений науки и социальной практики философия может превратиться в абстрактный логицизм, догматизм, умозрительное натурфилософствование. В свою очередь, естествознание без философии может превратиться в нечто теоретически неоформленное и прозябающее в фактографии.

В условиях научно-технической революции единственно научной методологией и мировоззрением является диалектический материализм, … именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: