Тема. Психологические особенности организации лекции как вида учебного занятия




 

В современном образовании лекция уже не рассматривается как обучающий монолог преподавателя. Большим преимуществом лектора является возможность получить обратную связь от студентов, которая позволяет сделать занятие более эффективным. Степень взаимодействия преподавателя и студентов может быть различной.

Выделяются следующие виды инновационной лекции:

§ Бинарная лекция;

§ Лекция – диалог, полилог;

§ Лекция – исследование;

§ Лекция с заранее запланированными ошибками;

§ Лекция – интервью;

§ Лекция – ситуация;

§ Лекция – пресс-конференция;

Основные функции лекций.

1. Исторически информационная функция была первичной. Главная цель лекций в первых университетах состояла в передаче профессором новых знаний студентам. В настоящее время в связи с появлением большого количества учебников и возможностями интернета, эта функция лекций отчасти потеряла свое значение. Преподаватель на лекциях сообщает учебный материал, который отсутствует в имеющихся учебных пособиях, но с его точки зрения является необходимым. Информационная функция остается актуальной при проведении спецкурсов по дисциплинам, по которым еще не изданы учебные пособия.

2. Вторая важнейшая функция лекций – систематизирующая. Новые знания излагаются или обсуждаются на лекции в систематизированном виде. Последовательное и структурированное изложение преподавателем учебного материала по дисциплине в данном случае представляет особую ценность для студентов. Систематизирующая функция реализуется также в том, что преподаватель дает на лекциях общий обзор изучаемого предмета, или сосредотачивается на наиболее сложных, проблемных вопросах, обращает внимание студентов, на какие темы, разделы, фрагменты, понятия им следует обратить особое внимание при чтении учебника, какие дополнительные источники целесообразно использовать.

3. Третья функция лекций – разъясняющая. Отдельные разделы темы могут представлять трудность для понимания студентов и нуждаются в иллюстрации на основе примеров, визуализации учебного материала, анализе конкретных ситуаций.

4. Развивающая функция лекций заключается в постановке проблемных вопросов и ситуаций, направленных на продуктивную мыслительную деятельность студентов. Поисковый и дискуссионный характер лекции способствует развитию личностной и профессиональной мотивации, стремлению студентов к расширению собственной эрудиции и кругозора. Развивающей целью лекции является направленность на формирование профессионально-ценностных установок студентов. Интеллектуальное развитие студента зависит от уровня информационной насыщенности лекционного материала.

Организация материала – основная задача лектора. Преподаватель может помочь студентам увидеть общую картину содержания курса, постоянно связывая изучаемую тему с общим взглядом на учебную дисциплину. Схемы и диаграммы являются прекрасным средством демонстрации взаимосвязей между понятиями. Нумерованный список пунктов, раскрывающих определенный тезис, помогает студентам запомнить материал. Визуальная демонстрация с очевидным разделением рассматриваемых категорий должна сопровождать вербальную презентацию материала, особенно в том случае, когда обсуждаются, например, преимущества и ограничения, сходства и различия, аргументы за и против определенного утверждения, теории, процедуры. Большую роль играет композиционное расположение материала на доске (слева – справа, сверху – снизу и т. п.). В общем, как считает Роджер Доминовски (Dominowski, 2002), продумывание концептуальной и перцептивной организации материала – повседневная задача лектора.

Выбор уровня трудности содержания и изложения материала. На что следует ориентироваться в данном случае? Оптимальными можно считать следующие критерии:

· сущность учебного материала должна быть доступна и понятна всем студентам;

· интерпретация этой сути, ее анализ и обоснование должны быть понятны большинству из них;

· отдельные частные вопросы излагаемого материала, отдельные тонкости и нюансы этих вопросов должны быть доступны и понятны не всем.

Одной из главных проблем лектора во время лекции является привлечение и сохранение внимания студентов. Уровень внимания студентов изменяется в течение лекции и зависит от ряда факторов. Периодически (каждые 20-30 минут) у них возникают колебания (кризисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому преподаватель должен строить план занятия таким образом, чтобы давать студентам возможность переключения внимания (на интересный пример, новый вопрос и т. п.). Успешное распределение внимания возможно в случае, когда при выполнении двух действий, оба действия подчинены одной цели, и одно из действий является привычным, автоматизированным. Устойчивость внимания во время объяснения материала обеспечивается формой обучения. Для активизации внимания традиционно используются следующие методические техники и приемы.

1. Постановка вопросов по содержанию лекции.

§ Риторические вопросы заставляют слушателей мыслить активно, стимулируют направление мыслительной деятельности, позволяют склонить аудиторию к мнению лектора;

§ Контрольные вопросы: задается вопрос по только что изложенному материалу с предложением исчерпывающе на него ответить;

§ Наводящие вопросы: в случае затруднения с ответом на контрольный вопрос, задается другой вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента лекции;

§ Вопрос-предположение, смысловая антиципация, выводы: на основании изложенного задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки о чем далее пойдет речь и какие вопросы можно сделать по изложенному материалу;

§ Уточняющие вопросы, встречные вопросы: предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

§ Сопоставление всех «за» и «против»: Ознакомление студентов в «обзорном» варианте со всеми аргументами «за» и «против» какой-то системы взглядов, линий, суждений, совместный поиск или провозглашение оптимального решения проблемы с использованием контрастной аргументации. Этот прием целесообразно использовать, когда на лекции анализируется довольно сложная проблема, недостаточно разработанная в научной или учебной литературе.

2. Приведение примеров важнейший компонент структуры лекции. Примеры должны быть подготовлены до начала занятия и могут использоваться по-разному. Один вариант изложения материала – лектор начинает с примера и затем переходит к понятию или теоретическому тезису. При использовании другого варианта пример (или примеры) может предъявляться как иллюстрация понятия. Примеры можно приводить, используя разные приемы. Так, на основе работы с содержанием лекции используются такие приемы, как:

§ Внесение элемента «неформальности»: это рассказ лектора о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях, а также о том, каким образом удалось преподавателю избегать одностороннего подхода к той или иной проблеме и ее новому решению. Обычно этот прием используется в начале лекции;

§ Прогнозирование: даются прогнозы ожидаемых событий, основанные на конкретных и реальных фактах. При этом подчеркиваются необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, пожелания, требования;

§ Провокация: в самом начале лекции, первыми фразами у слушателей вызывается на короткое время несогласие с излагаемой информацией. Этот прием рекомендуется использовать для подготовки студентов к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции;

§ Неожиданность: в начале речи используется неожиданная и неизвестная слушателям информация, а также оригинальные формулировки с «оживляющим эффектом». Такое начало – приглашение к разговору;

§ «Занимательные истории» - из прошлого или настоящего. Этот прием оживляет аудиторию, но им не рекомендуется злоупотреблять;

§ Драматизация: сознательно драматизируя, наглядно и увлекательно изображаются обобщающие тему лекции события, чтобы слушатели могли отождествить себя с жизненной ситуацией и действующими лицами;

§ Гипербола: используется преувеличение, однако впоследствии важно четко изложить свою позицию по данному вопросу.

Также примерами на лекции могут выступать цитаты знаменитого человека, поговорки, афоризмы, ссылки на недавно появившееся и известное большинству слушателей произведение, исторический эпизод, небольшой рассказ из собственной жизни, аппеляция к авторитету.

3. Экстралингвистические приемы привлечения и удержания внимания аудитории.

§ Экспрессия: средство усиления выразительности содержания лекции, когда сознательно выбираются такие формулировки, которые выигрышно отличаются от привычного, традиционного стиля изложения;

§ Голосовая и эмоциональная модуляция: изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса;

§ Модуляция темпа речи: выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки; резкое изменение скорости речи;

§ Жестикуляция: сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией.

4. Приемы активизации, контроля внимания на основе «поведенческих техник».

§ Прерывание речи, использование антиципации (догадки): прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произнести их вслух тем, кто догадался. Поощряется активность слушателей;

§ «Провалы в памяти»: якобы забывание достаточно очевидных элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий с просьбой помочь «вспомнить». Этот прием также поощряет активность аудитории;

§ Свободное конспектирование, пересказ: предлагается составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль осуществляется в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта;

§ Конспект-рисунок, ассоциативный рисунок: предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие понимание его сути. Контроль – в виде конкурса рисунков, их обсуждение;

§ Тренировка кратковременной слуховой памяти («эхо»): преподаватель прерывает рассказ буквально на «полуслове» и просит любого студента повторить последнее предложение без искажений «как эхо».

Важным компонентом усвоения лекционного материала является его понимание, осмысление. Проверка понимания материала студентами – «обратная связь» - возможнапутем зрительного контакта преподавателя со студентами. По поведению студентов на лекции, по их позам, по выражению глаз лектор может увидеть, понимают ли студенты вопросы лекции. После завершения рассмотрения очередного пункта плана преподаватель может предложить студентам задать свои вопросы.

Лектор должен управлять процессом конспектирования своей лекции. Ведению конспекта мешают слишком быстрый темп изложения материала, отсутствие пауз, которые студенты могли бы использовать для записей. Обучение конспектированию на первых занятиях – важная задача преподавателя. Основные понятия, идеи, тезисы полезно писать на доске или демонстрировать с использованием иных проекционных средств, поскольку это не только способствуют улучшению восприятия, но и облегчает конспектирование. Этот прием поможет избежать неправильного написания терминов. Ключевые определения необходимо записывать под диктовку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: