Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития




Практическое занятие 7

Педагогические системы специального образования

Вопросы для обсуждения

Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Этиология, патогенез и клиника ДЦП.

3. Классификация ДЦП.

4. Общая характеристика ДЦП.

5.Речевые нарушения при ДЦП.

6. Система специализированной помощи детям страдающим церебральным параличом.

7. Ученые и их вклад в отрасль педагогики ОДА.

 

Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

 

1. История воспитания и обучения слепоглухих детей в России и за рубежом.

2. Понятие о сложном нарушении развития.

3.Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при слепоглухоте у детей (наследственный, врожденный, приобретенный. Слепоглухота; слепотугоухость; слабовидение и глухота; слабовидение и тугоухость разной степени выраженности).

3. Психолого-педагогическое изучение основных групп детей со сложными нарушениями развития.

4. Основные задачи и методы работы по воспитанию и обучению слепоглухих детей.

5. Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии.

6. Известные люди со сложной структурой дефекта.

Задания для самостоятельной работы

Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.Дайте определение понятиям - паралич, парез, гиперкинез, гипотония, гипертония, гемипарез, тремор, парапарез, контрактура, деформация.

2. Установить соответствие. Соотнесите формы детского церебрального паралича с соответствующей характеристикой:

Спастическая диплегия Наблюдается низкий мышечный тонус,

нарушение равновесия тела в покое и при

ходьбе.

Двойная гемиплегия Поражение и рук, и ног, причем нижние

конечности поражены в большей степени,

чем верхние.

Гемипаретическая форма Двигательные расстройства проявляются в

виде непроизвольных насильственных

движений - гиперкинезов.

Гиперкинетическая форма Двигательные расстройства выражены в

равной степени и в руках, и в ногах.

(Тяжелая форма.)

Атонически-астатическая форма Повреждение конечностей с одной стороны тела.

 

3. Установите соответствие. Соотнесите различные нарушения мышечного тонуса

Спастичность Меняющийся характер мышечного тонуса

Ригидность Повышение мышечного тонуса

Гипотония Низкий мышечный тонус

Дистония Напряжение тонуса мышц

 

4. Заполните таблицу

Степень выраженности двигательных нарушений

Степень выраженности Характеристика степени выраженности двигательного нарушения
   
   
   

 

5. Перечислите требования к условиям и содержанию деятельности по нормализации двигательного статуса у детей с ДЦП.

6. Какими специфическими особенностями характеризуется структура интеллектуального дефекта при ДЦП?

7. Кто является авторами теории обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

8. Опишите основные цели и принципы коррекционной работы при ДЦП (ответ представьте в виде таблицы или схемы).

9. Опишите методы и приемы работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

10. Тематика рефератов.

А) Содержание работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений.

Б) Формирование готовности детей с ДЦП к обучению в школе.

В) Беседа с родителями по вопросам воспитания и обучения детей с церебральным параличом.

Г) Формы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в организации коррекционно-педагогической помощи детям с ДЦП. Предложите новые организационные формы работы с родителями.

Д) Консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения детей с церебральным параличом.

 

Литература

1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). — М., 1989.

2. Бадалян Л. О.,ЖурбаЛ. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. — Киев, 1988.

3. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастпюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. — М. — СПб., 1998.

5. Левченко И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами // Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. — М., 1989.

6. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

7. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М., 1991.

8. Основы ортопедагогики / Под общ. науч. ред. Э. Брукарта. — Бельгия (на русском языке), 1999.

Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития

1. Раскройте особенности «краснушных» детей и детей с синдромом Ушера.

 

2. Представьте структуру детского дома для детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями (г. Сергиев Посад) по следующим критериям:

- Задачи детского дома для слепоглухонемых детей.

- Показания к приему детей в детский дом.

- Состав групп дошкольного и школьного отделений.

- Организация режима дня с учетом слухо-зрительных нагрузок (занятия, игровая деятельность, деятельность детей в быту).

- Педагогические аспекты медицинского обслуживания слепоглухих детей.

 

3. Написание рефератов

А) Состояние слепоглухого ребёнка вне специального обучения.

Б) Особенности психического развития в условиях слепоглухоты.

В) Рекомендации родителям по первоначальному воспитанию и обучению слепоглухого ребёнка.

Г) Особенности обучения речи слепоглухих детей.

 

Литература

Основная:

1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития. – М.: Просвещение. 2008.

2. Методические рекомендации к Программе "Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития". – М., 2006.

3. Григорьева А. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологического исследования. – М.,2006.

Дополнительная:

4. Жигорева М.В. Невербальные средства в общении детей с множественными нарушениями. /Логопед. – 2004, №6.

5. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения – М., 2004.

6. Психология воспитания детей с нарушением зрения. \Под ред. Л.И.Солнцевой и В.З.Денискиной. – М., 2004.

7. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология). – М., 2006.

8. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие. – 2-е изд. – М., 2004.

9. Фильчикова Л.И., Бернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушение зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Издание третье, стереотипное. – М., 2007.

10. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб., 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. - М., 1983.

2. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным дефектом или множественным нарушением. //Дефектология. - 1996. - №3.

3. Бертынь Г.П. Клинико - генеалогическое и психолого - педагогическое изучение лиц со сложным дефектом. //Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухих детей// - М.,1990.

4. Богданова В.И. О предметно - ситуативном общении у слепоглухонемых детей. //Новое в психологии// - М., 1975.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.И. Я не хочу молчать! - М., 1990.

6. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. - М., 1974

7. Пашенцева Л.В. Особенности формирования общения у слепоглухонемых детей на первоначальном этапе обучения. /обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии/ - М., 1970.

8. Пашенцева Л.В. Первоначальное обучение слепоглухонемых детей словесной речи. /Дефектология - 1983 - №2.

9. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Клинико - писхолого - педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями слуха и зрения. /Дефектология - 1980 - №4.

10. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухим ребенком грамматического строя словесной речи. - Доклады АПН РСФСР №21, 1959.

11. Соколянский И.А. Формирование личности при отсутствии зрительного и слухового восприятия. - М., 1948

12. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М., 2000.

13. Топоркова Е.Н. Календарь как средство коммуникации и планирования деятельности на первоначальном этапе обучения детей со сложной структурой дефекта. /Сборник научных трудов/ - М.,2000.

14. Фло Лофорн. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями. /Дефектология - 1998 - №2.

15. Чулков В.Н. Вопросы изучения психического развития слепоглухонемых детей и характеристика вариантов развития при слепоглухоте. //Сборник научных трудов. - М., 1986.

16. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. - Л., 1961.

17. Ян Ван Дайк. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей. /Дефектология. - 1992 - №4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: