Средства и методы физического воспитания.




ЛЕКЦИЯ 4

План:

1. Общая характеристика средств в физическом воспитании.

2. Содержание, форма и техника физических упражнений.

3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.

4. Классификация физических упражнений.

5. Характеристика методов обучения физического воспитания.

 

I. Средства (по Ефремовой)

- прием, способ, действие для осуществления достижения чего-либо;

- то, что необходимо для достижения осуществления чего-либо;

- орудие, устройство, приспособление или совокупность их, необходимых для осуществления какой-либо деятельности.

К средствам физ.восп. относятся физ.упр., естественные силы природы, гигиенические факторы.

Физ.упр. являются основным средством физ.восп., так как только они дают тренировочный эффект.

Физ.упр. состоят из двигательных действий, которые должны быть направлены на физ.совершенствование.

Двигательные действия – целенаправленные проявления двигательной активности, при следующем решении конкретной задачи. Все двигательные действия состоят из совокупности движений.

Движение – это моторная функция организма. Одними и теми же наборами движений можно выполнять различные двигательные действия. И одно и то же двигательное действие можно осуществлять разными движениями.

Двигательное действие становится физ.упражнением, когда его используют как целенаправленное воздействие на развитие человеческого организма.

Физ.упр. – двигательные действия, специально организованные для решения задач физ.восп., в соответствии с его целями, правилами и законами.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы, внешне проявляемый в виде перемещения тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение – обозначает направленную повторность действия с целью его совершенствования.

Отличительными особенностями физ.упр. является то, что они:

1) Выражают мысли, эмоции, потребности человека;

2) Служат средством для осуществления передачи опыта, накопленного в обл.физ.восп.

3) Подтверждают учения о единстве психического и физического в деятельности человека;

4) Удовлетворяют потребность человека в двигательной активности.

Для физ.восп. характеризуется комплексный подход в выборе и применении разнообразных видов физ.упр.

Естественные силы природы.

В процессе физ.восп. оно осуществляется по 2 направлениям использования:

1. ЕСП как сопутствующий фактор, создающие наиболее благоприятные условия для занятия физ.упр.

Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека.

2. ЕСП как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания в виде специальных процедур (солнечных, водных и воздушных ванн).

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффективное восстановление.

Гигиенические факторы подразделяются на 2 подгруппы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физ.восп.

Норма личной и общественной гигиены, труда, учебы, быта, отдыха, питания, т.е. условия для полноценных занятий физ.упражнениями.

2. Средства, включаемые в процессе физ.воспитания.

Оптимизация режима нагрузок и отдыха, в соответствии с гигиеническими нормами. Обеспечение рациональным питанием, создание внешних условий для занятий физ.упр. (чистота воздуха, оптимальное освещение, исправный инвентарь), и восстановление после них (массаж, баня).

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физ.упр.

Максимальный оздоровительный эффект можно получить только при комплексном применении всех этих средств в оптимальном сочетании.

 

II. Содержанием физ.упр. составляет входящие в него действия в те основные процессы, которые происходят в организме человека в ходе выполнения упр., определяя его воздействие на занимающегося.

1. Физиологический аспект, влияющий на сод.физ.упр. – под влиянием физ.упр. изменяется уровень функциональной активности, увеличивается легочная вентиляция и потребление кислорода.

2. Психологический – проявление в повышенном эмоциональном состоянии.

3. Педагогический – содержание физ.упр. должно быть направлено:

-на развитие способностей человека, формирование определенных навыков и умений.

-на решение образовательных и воспитательных задач.

4. Научный аспект – содержание физ.упр. заключается в единстве воздействия их как на биологическую сферу, так и на психическую и физическую.

Категории содержания физ.упр. сопутствует его форма.

Форма физ.упр. – отражает его внешнюю и внутреннюю структуру.

Внешняя структура – видимая сторона физ.упр., которая характеризуется геометрическими, пространственными, ритмическими, динамическими параметрами движения.

Внутренняя структура – отражает связь между собой различных процессов, происходящих в организме во время выполнения упр., как они соотносятся, взаимодействуют, согласуются.

Техника – наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия.

Под эффективным способом подразумевается повышение результативности двигательных действий.

Техника выполнения упр. не стоит на месте, она постоянно совершенствуется, чему способствуют:

- Проявление индивидуальных качеств наиболее одаренного исполнителя упр.

- Научный путь познания закономерности построения и методов обучения движений.

- Технический прогресс и повышение качества инвентаря.

Техника подразделяется на стандартную и индивидуальную.

Стандартная – отражает наиболее рациональную основу двигательного действия, в равной мере одинаковой для всех исполнителей (подача в волейболе).

Индивидуальная – осуществляется по двум направлениям:

1. Формируется типовая техника, присущая определенной группе спортсменов (укороченная, короткая, взвешенная в волейболе, левша, правша)

2. Персональная техника, учитывающая только личные качества отдельного спортсмена (рост).

Индивидуальная техника – есть процесс двухсторонний:

1. С одной стороны – элементы стандартной техники должны приспосабливаться к особенностям ученика.

2. С другой стороны – сам ученик должен изменять свои функциональные возможности в соответствии с требованиями техники.

Составными частями техники являются основа и детали. Основу техники физ.упр. составляют движения, которые отражают его отличительные признаки (отличающие его от др.двигат.действий).

В основе техники выделяют ведущее звено, от которого в первую очередь зависит результат.

Детали техники – второстепенные особенности движения, которые могут встречаться в других физ.упр., не нарушающие ход выполнения основных двигательных действий и способствуют улучшению его результата.

В структуре движений принято выделять 3 фазы:

1. Подготовительная – создает благоприятные условия для выполнения задания.

2. Основная – состоит из движений, посредством которых решается главная задача.

3. Заключительная – завершает двигательное действие, позволяет выйти из рабочего состояния.

Критерии оценки эффективности техники:

1. Результативность физ.упр.

2. Соответствие стандартной технике (критерий оценивается путем сопоставления наблюдаемого действия с эталоном, воспроизводящим стандартную технику выполнения упр.)

3. Разница между результатом выполняемого упр. и возможным результатом при полной реализации способности занимающихся.

 

III. Факторы:

1) Личностный – процесс обучения двухсторонний (учитель учит ученика – ученики учатся), поэтому воздействие физ.упр. зависит от того, кто учит и от тех, кто учится.

2) Научный – определяет глубину познания закономерности физ.восп.

3) Методический – эффективность физ.упр. зависит от: интенсивности нагрузки, объема нагрузки, длительности и характера отдыха.

Нагрузка – влияние мышечной работы на организм. Различают физическую и физиологическую сторону нагрузки.

Физическая – определяется ее объемом и интенсивностью.

Физиологическая – степень и характер физиологических сдвигов в организме.

Объем нагрузки – определяется длительностью работы или суммарным ее количеством.

Он может характеризоваться:

1. Показательное время работы

2. Количеством кг поднятого веса

3. Величиной преодоленного расстояния

4. Количеством повторений упражнений.

Интенсивность нагрузки – мощность воздействия работы на организм. Она характеризуется величиной физиологических сдвигов во время работы.

Мерой интенсивности нагрузки являются:

1. Скорость передвижения

2. Количество повторения упр. за единицу времени

3. Моторная плотность занятия.

Интенсивность нагрузки позволяет раскрыть функциональные возможности организма. Она непосредственно ведет к макс.развитию физ.качеств.

Отдых в физ.восп. используют строго регламентируемыми интервалами между пассивным и активным отдыхом. Во время отдыха происходит восстановление и адаптационная перестройка в организме.

По длительности интервалы отдыха бывают полные и сокращенные.

Полные бывают тогда, когда необходимо повторить нагрузку при полном восстановлении функций организма.

Сокращение – когда последующая нагрузка дается в фазе недовосстановления функций организма, позволяющая увеличить интенсивность занятий. (когда вырабат. Специальная выносливость).

4. Санитарно-гигиенический. Необходимость сочетать физ.упр. с режимом для отдыха, соблюдать сан.-гиг. требования к спортивной одежде и помещениям для занятий.

5. Метеорологический – температура и влажность воздуха, атм.давление, сила ветра – это неуправляемые человеком группы факторов, от них может зависеть результат.

6. Материальный – материальное обеспечение занятий физ.упр. спортивными сооружениями и инвентарем, одеждой, обувью).

 

IV. Классификация физ.упр. – значит логически представлять их, как некоторую Упорядоченную совокупность с подразелением на группы и подгруппы, согласно определенным признакам.

В любой классификации упр.предполагается, что каждая из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе и по эффекту воздействия на выполнябщего это упр.

1. По значению для решения образовательных задач (основных, подводящих, подготовительных).

- основные упр. – целостные двигательные действия или их совокупность, которая составляет предмет специализации и выполнен соответственно с правилами соревнований по данному виду спорта.

- подводящие упр. – включают элементы соревновательных действий, их варианты, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Упр.считается подводящим, если у него имеется нечто общее с избранным основным упр. Состав подводящего упр. определяется спецификой избранного вида спорта. Они подбираются так, чтобы обеспечить наиболее направленное и дифференцированное воздействие на развитие качеств и навыков, необходимых в данной спортивной организации.

- подготовительные упр. – упр., служащие преимущественно средством общей подготовки занимающихся.

При выборе этих упр. важно учитывать след.требования:

-Должны эффективно решаться задачи всестороннего физич.развития

-Комплекс этих упр. должен подготовить организм к основной работе на занятиях.

2. По признаку исторически сложившихся систем физ.восп.

Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физ.упр. постепенно аккумулируется всего в 4 типичных группах.

1. Гимнастические

2. Игровые

3. Туристические

4. Спортивные упражнения

Каждая из этих групп физ.упр. имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специф. назначение в системе физ.восп., а также свойственной им методикой проведения занятий.

3. По признаку особенности мышечной деятельности.

Упр.классифицируются по след. Группам:

1.Скоростно-силовые упр., характеризуются максимально мощными усилителями (прыжки, метания, спринтерский бег, плавание на короткие дистанции)
2.Упр.циклического характера на выносливость

3.Упр., требующие высокой координации движений (прыжки в воду, акробатика)

4.Упр., требующие комплексного проявления физ.качеств и двигательных навыков, в условиях переменных режимов двигател.деятельности, непрерывн.изменений ситуаций и форм действий (все спортивные игры, единоборства, фехтование)

Также существуют и другие классификации физ.упр. (физиологические –субмакс.,макс.,боль.,мал.; биомеханические – пространственные, временные, и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: