Теория подчинения печатного слова государственному контролю




Лекция №2-3: Идейно-теоретические концепции свободы печати

Главное содержание идейно-теоретических концепций журналистики – свобода слова:

- степень контроля власти за содержанием и распространением массовой информации;

- степень ответственности журналистов перед государством и обществом за распространяемую информацию.

 

Концепция полной свободы печати Джона Мильтона

Идеюполной свободы печати наиболее ярко выразил в XVII в. один из лидеров английской буржуазной революции, выдающийся поэт и публицист Джон Мильтон (1608 – 1674 гг.). Среди его памфлетов, посвященных защите духовной свободы человека, самым значительным является «Ареопагитика, речь к английскому парламенту о свободе печати» (1644 г.). Памфлет был написан в ответ на издание парламентом в 1643 г. закона, вновь восстанавливающего цензуру печати.

Исходным пунктом рассуждений Мильтона служил его тезис: «Люди по природе свободны». Поэтому, сравнивая печатные издания с людьми, Мильтон утверждал, что «книги – не мертвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни, столь же деятельные, как та душа, порождением которой они являются; мало того, они сохраняют в себе, как в фиале, чистейшую энергию и экстракт того живого разума, который их произвел… Убить хорошую книгу, - подчеркивал он, - значит почти то же самое, что убить человека: кто убивает человека, убивает разумное существо, подобие Божие; тот же, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий как бы в зародыше».

Мильтон говорил о том, что человека судят по его делам и казнят преступников. Книга же при предварительной цензуре находится в «худшем положении, чем грешная душа», она «должна была являться перед судилищем до своего рождения в мир и подвергаться во тьме, прежде своего появления на свет, приговору…». При этом даже самый просвещенный цензор (а таких, по мнению Мильтона, быть не может, ибо кто из подобных людей решится тратить свое время на беспрерывное чтение всякого рода рукописей, а значит, места цензоров занимают «люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые») не может отличить с полной уверенностью добро от зла, истину ото лжи, высокую нравственность от скверны.

Публицист отстаивал идею полной свободы для распространения различных точек зрения и мнений путем печатного слова, полагаясь на разумный выбор читателей.

Мильтон говорил, что целью его памфлета-речи было показать, что «ни один народ, ни одно благополучное государство… никогда не вступали на путь цензуры», что для истинно народной власти, каковой он считал парламентскую республику того времени, «гораздо приятнее открыто выраженное мнение», нежели монархической власти открытая лесть.

В то же время Мильтон хорошо понимал силу печатного слова, силу идей, которые оно несет. «Я знаю, - отмечал он, - что они столь же живучи и плодовиты, как баснословные зубы дракона, и что, будучи рассеяны повсюду, они могут воспрянуть в виде вооруженных людей». Но и в случаях преступной деятельности печати, должны действовать законы общей юрисдикции, но отнюдь не цензурные запреты. Страстно, с убийственной логикой Мильтон бичует цензуру как вредный для власти, общества и народа, унижающий человеческое достоинство институт.

«Ареопагитика» Мильтона является своеобразной «Библией» свободы печати и не потеряла своего значения до наших дней. Что же касается цензуры в Англии, то она была отменена лишь через 50 лет после выступления Мильтона.

 

Теория подчинения печатного слова государственному контролю

 

Сторонники противоположной точки зрения – подчинения печатного слова государственному контролю – часто ссылались на «Государство» Платона. Платон полагал, что в его вымышленном идеальном государстве общество может благополучно существовать только под управлением философов, мудрецов-судей, которые руководствуются нравственными основами. Закон этого «государства» предусматривал тотальный контроль за выражением мнений и убеждений. Все что безнравственно (в мифах, легендах, литературе, публичной речи) должно быть уничтожено. Ни один поэт не должен читать своих произведений ни одному частному лицу, пока судьи и хранители законов не прочтут их и не одобрят. Однако Мильтон в своей речи к парламенту отмечал, что Платон «предназначал этот закон для своего воображаемого государства – и ни для какого другого». Из современников Мильтона «государственной» точки зрения придерживался английский философ Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.). Выступая сторонником сильной монархической власти, Гоббс писал в своем «Левиафане» (1651 г.): «Чем сильнее власть, тем прочнее узы, объединяющие граждан, больше гарантий для поддержания безопасности, предотвращения смут и гражданских войн, ибо смута есть болезнь государства, а гражданская война – его смерть». Отсюда и его выводы о том, что граждане должны добровольно отказаться от своих прав и свобод в пользу государства. В свою очередь, государство должно обуздывать эгоизм и индивидуализм каждого. Власть не должна допускать частных мнений по поводу разумности тех или иных ее действий, поскольку само учреждение такой власти, с правомочностью улаживать все разногласия, является главнейшим велением разума. В главе «О речи» Гоббс рассуждает о злоупотреблении словом, печатью и мерах пресечения этого.

Крайним концепциям «абсолютной свободы слова» и «тотального контроля над ним» противопоставлял свои «центристские» суждения по этой проблеме английский философ Джон Локк (1632 –1704 гг.). Говоря о необходимости института государственной власти, он считал, что этой власти передается лишь некоторая часть естественных прав человека ради защиты его основных прав – свободы слова, совести и собственности. Предотвратить злоупотребления власти, по мнению Локка, можно только с помощью закона. При этом как граждане, так и само правительство обязаны подчиняться закону, который (и не только он) определяет меру добра и зла. Поэтому Локк в своих «Письмах о веротерпимости» (1689, 1690, 1692, 1706 гг.) поддержал доводы Мильтона о свободе печати и отмене предварительной цензуры. Считается, что некоторые аргументы Локка были учтены при принятии Билля о правах, по которому в 1694 г. была отменена предварительная цензура в Англии. Из этих разнополюсных точек зрения на свободу печати и родились авторитарная и либеральная концепции журналистики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: