Социальные проблемы свободы печати




О социальной составляющей проблемы свободы печати впервые заговорили утописты, а вслед за ними и теоретики марксизма. Речь шла о социальном равенстве в пользовании свободой слова, о возможностях равного доступа к выражению свободного мнения и получению необходимой информации со стороны богатых и бедных социальных слоев населения.

Одним из первых эти идеи высказал теоретик утопического коммунизма Вильгельм Вейтлинг (1808-1871 гг.). В работе «Гарантии гармонии и свободы» (1842 г.)1 он обратил внимание на несовершенство требования всеобщей свободы печати, ибо оно входит в противоречие между формальным провозглашением свободы печати для всех и реальностью в ее осуществлении. Законы, декларирующие свободу печати, входят в противоречие с их реальным осуществлением в буржуазном обществе. Не удовлетворяясь только постановкой вопроса о новой проблеме свободы печати, Вейтлинг указывал и пути ее достижения: «Свободу для всех должны вы требовать, свободу для всех без исключения! Но получить ее можно только, уничтожив право собственности и наследования, отменив деньги и восстановив общность пользования всеми земными благами. Перед этой главной задачей вся остальная политическая толкучка – только второстепенная мелочь». Иными словами, для Вейтлинга «свобода печати для всех» лишь средство достижения социального равенства всех путем революционных преобразований.

Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) высоко ценили эту работу Вейтлинга. Отдав дань практической деятельности в революционно-демократических изданиях, Маркс и Энгельс оставили немало собственных замечаний о характере, функциях, задачах политической прессы, ее роли в общественно-политической борьбе. В своих ранних работах, опубликованных в «Рейнской газете», Маркс, в отличие от Гегеля, рассматривал печать как общечеловеческое достояние, в ней не должны господствовать мнения групп или воля отдельных лиц. Печать свободна и, по мнению Маркса, имеет свои внутренние законы, которых не может лишиться по произволу. Печать, писал он в статье «Оправдание мозельского корреспондента», третий элемент в стране, в котором одинаково нуждаются и правители, и управляемые. Это посредник между государством и народом, в котором все должны получать одинаковые возможности. Свободная печать, по мнению Маркса, в такой же мере является продуктом общественного мнения, в какой и создает это общественное мнение. Маркс делает вывод о недопустимости любых препятствий для свободного развития печати: «Осуждение… народной прессы мы должны расценивать как осуждение политического духа народа». Цензура, по его мнению, обесцвечивает многообразный мир публициста и поощряет «только один, только официальный цвет». Поэтому действительным, радикальным излечением от цензуры было бы ее уничтожение, ибо негодным является само это учреждение, а ведь учреждения более могущественны, чем люди».

Здесь Маркс перекликается с тезисом Мильтона о вредности цензуры и отвергает гегелевские ограничения свободы печати. По его мнению, «только при том условии, что элементы народной прессы (то есть вся система газетно-журнальной периодики – Е.А.) получают возможность беспрепятственного самостоятельного и одностороннего (типологического – «с различными, взаимно друг друга дополняющими характерными особенностями» - Е.А.) развития и обособляются в отдельные органы, - только при этом условии может образоваться действительно «хорошая» народная пресса, то есть такая народная пресса, которая гармонически соединяет в себе все истинные моменты народного духа». Заметим при этом, что «народная пресса» трактуется Марксом с общедемократических позиций. Единственным неприемлемым условием для народной прессы является корысть, коммерческие цели, которые, по его мнению, являются необходимыми только для типографов и книготорговцев.

Однако уже в 1847 г. Ф.Энгельс в заявлении о задачах партийной прессы отделяет «народ» - пролетариев, мелких крестьян и городских мелких буржуа – от бюрократии, дворянства и буржуазии, а «народную прессу» переводит в разряд партийной. «Новая рейнская газета» под редакцией Маркса – Энгельса выступает за создание учредительного национального собрания – органа революционно-демократической диктатуры народа. Принцип классового разделения страны на «народ» и «ненарод», на пролетариев и буржуазию, планы построения бесклассового общества посредством «диктатуры пролетариата» (переходный период) однако не привели Маркса и Энгельса к суждениям об ущемлении свободы буржуазной или какой-либо иной прессы. Наоборот, они говорили о свободной полемике между печатью различных партий.

Их самый известный последователь, теоретик и практик русской революции В.И.Ленин (1870 – 1924 гг.) вначале также выступал за свободу печати с общедемократических позиций. Объясняя программу социал-демократов (1895-1896), Ленин требовал «прямого обеспеченного законами (конституцией) участия всех граждан в управлении государством, обеспечения за всеми гражданами права свободно собираться, обсуждать свои дела, влиять на государственные дела союзами и печатью». В 1902 г. в проекте программы РСДРП, опубликованном в газете «Искра», также провозглашалась неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов». Однако завоевание политических свобод, установление демократических порядков нужны были, по мнению Ленина, лишь для усиления борьбы за диктатуру пролетариата. Лишь диктатура пролетариата, при которой к трудящимся перейдут склады бумаги, типографии, лучшие здания, отобранные у капиталистов, в состоянии заменить свободу «собраний и печати для меньшинства, для эксплуататоров, свободой собраний и печати для большинства населения, для трудящихся

Еще до Октябрьской революции Ленин говорил, что большевики закроют буржуазные газеты, едва возьмут власть в свои руки. И сразу после переворота заявил: «Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом». Действительно, все «небольшевистские» газеты были закрыты. Таким образом, ленинская «свобода печати» свелась к устранению всей мало-мальски оппозиционной к большевистскому режиму прессы и развитию одного типа печати – партийно-советского. Обоснование необходимости именно такой системы печати было сделано Лениным еще в 1905 г. в работе «Партийная организация и партийная литература». В частности там говорилось: «Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. Литературное дело должно стать составной частью организованной, планомерной, объединенной социал-демократической работы». Таким образом, даже оставшаяся после закрытия буржуазных газет якобы свободная пролетарская печать стала сугубо партийной, «колесиком и винтиком», частью партийной работы, контролируемой авангардом (читай – партией) рабочего класса. Сбылись самые абсурдные и невероятные, по мнению Мильтона, последствия введения цензуры.

Таким образом, основной набор концепций о свободе прессы сводится к следующим постулатам:

- полное подчинение прессы государству;

- абсолютная свобода прессы;

- свобода прессы, ограниченная цензурными рамками;

- свобода прессы, ограниченная общественным договором;

- свобода прессы, как неизбежное, но наименьшее зло;

- свобода прессы, предусматривающая равный доступ к СМИ всех слоев общества, включая беднейшие;

- свобода прессы только для одного класса, осуществляющего диктатуру под руководством правящей партии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: