Соблюдение орфоэпических норм




 

Какими качествами должна обладать звучащая речь? Так как говорящий всегда ориентируется на аудиторию, говорить необходимо:

1. громко, ясно, отчетливо,

2. логично

3. правильно

4. с уважением к собеседнику.

Важное качество устной речи техника речи. Каждый специалист речевой профессии (гид-переводчик, преподаватель, актер, диктор и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшие оттенки смысла, эмоций.

Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях. Составными частями техники речи являются постановка речевого дыхания, четкой дикции и соблюдение орфоэпических норм (т.е. правильное литературное произношение).

Еще древние греки отмечали, что хороший оратор тот, кто владеет своим речевым аппаратом, своим голосом. У греков и римлян были специальные учителя, фонаски. Они помогали начинающим ораторам развивать голосовые органы, работать над звуками. Для этого выполняли специальные упражнения. Например, учитель просил ученика произнести первый звук тихо, а затем плавно возвысить его, насколько возможно. Для этого грудь юноши перевязывали бинтом, чтобы не повредить легкие большим растяжением.

Каждый человек, выполняя необходимые упражнения, может довести свой речевой аппарат до совершенства или значительно улучшить его.

 

– Техника говорения включает понятие темпа речи, который характеризуется такими показателями, как быстрота речи, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз.

Скорость речи весьма разнообразна и зависит от особенностей самого оратора и характера содержания его речи. Нормальный темп речи русских — около 120 слов в минуту, менее 100 слов – медленная речь. Одна страница машинописного текста, на­печатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две — две с половиной минуты.

Торопливость речи, вызываемая робостью, — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков. Слишком быстрая речь является следствием полного безразличия оратора к аудитории. Хорошие ораторы никогда не говорят скороговоркой. Они дают слушателям время, чтобы вникнуть в наиболее содержательные мысли речи.

Вялая речь — порок флегматичных и ленивых людей. Такие ораторы долго раскачиваются, а когда наконец добираются до конца высказывания, слушатель уже теряет способность следить за нитью их мысли.

Темп речи определяется также и длительностью звучания отдельных слогов и самих слов. Слоги, как и слова, можно растягивать и сжимать, что зависит от их значения и выражаемых ими чувств. Нервные, порывистые ораторы для наиболее выразительного звучания больше налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате возникает неприятная для слуха резкость.

Темп речи может изменяться в зависимости от со­держания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

От чего, например, зависит темп произнесения предложений: Скорей бежим к лесу!; Идет нога за ногу; Ползет, как черепаха; Озеро широкое и глубо­кое, как океан? Темп речи в данном случае опреде­ляется содержанием предложений. Первое призы­вает к скорой реакции, к быстрому действию, поэто­му произнесение убыстряется. Второе и третье пред­ложения характеризуют замедленное действие. Что­бы это подчеркнуть, говорящий растягивает звуки, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова широкий и глубокий. Замед­ление речи при их произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его размеры.

– Дыхание (респирация). Часто люди, которым приходится много говорить, жалуются на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку. Большинство затруднений связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно: вдох и выдох совершаются через нос и они равны по времени. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает; требуется большее количество воздуха, постоянный дыхательный запас, экономное расходование его.

Различают три типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) – в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающее легкие.

Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания (фонационное дыхание). При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота.

Его характеристики:

1. Активность. Дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. Струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке, так как звук должен распространяться направленно.

3. Распределение выдоха – умение делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные порции.

4. Добор дыхание в процессе речи.

Для овладения этим типом дыхания тренируют все мышцы речевого пояса: диафрагмы, нижнебрюшные, межреберные. Упражнения, например, большая свеча (задуть, отклонить пламя), задуть 15 свечей), считать секунды, вдох 1 шаг выдох 10-15 шагов.

Правильное дыхание влияет на общее состояние человека. Например, многих поражала неутомимость японских бизнесменов во время переговоров. Выяснилось следующее. Как только кто-нибудь из них ощущал признаки усталости, он начинал дыхательные упражнения по схеме: 6 секунд вдох, 6 секунд задержка дыхания, 6 секунд выдох. Причем со стороны это совершенно незаметно. Видимо, 6 секунд для каждого периода дыхания и являются тем оптимальным временем, которое следует принять и вам. Упражнение следует повторить 10-12 раз, либо пока вы не почувствуете эффекта прилива бодрости.

 

Образование голоса (фонация). Главный орган – голосовые связки. Выходящий из легких воздух размыкает связки, колеблет их, вибрация образует голос.

Характеристики голоса.

Сила голоса (громкость) оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает недовольство аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно. Тихий, громкий, средний уровень громкости надо выбирать в зависимости от ситуации.

Тембр голоса – это особая окраска голоса, за счет обертонов (возникающих в резонаторах), которые усиливают основной звук, придают ему особую окраску. Это – дополнительная артикуляциокно-акустическая ок­раска голоса, ее колорит. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, ба­ритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого че­ловека свой тембр, как и отпечатки пальцев. В Ита­лии, например, в средние века в паспорте среди ха­рактерных для владельца примет указывался и тембр голоса.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Характер тембра бывает настолько разнообраз­ным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зритель­ное восприятие (светлый, темный, тусклый, блес­тящий); слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, заглушенный, звонкий, крикливый, скрипящий, сонорный, шепотной); осязательное (мягкий, острый, твер­дый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, сухой, гладкий); ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический); эмоциональ­ное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, радостный, ликующий, резвый, восторженный, восхи­щенный, насмешливый, пренебрежительный, возмущенный, сердитый, нежный, сердечный, благодушный, страстный).

Звонкость – это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому голосу. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. У хорошего оратора соотношение длительности вдоха и выдоха должно быть 1:15 — 1:20.

Кроме чисто физиологических, есть и психические предпосылки полноты и звучности речи. Это уверенность в себе, душевный подъем, увлеченность предметом разговора. Чем лучше подготовлен оратор, чем большим количеством интересных фактов он располагает, тем увереннее себя чувствует и, как следствие, тем легче ему придать своему голосу звучность и выразительность.

Собранност ь звука – концентрация звука у зубов, не допускающая расползания. Внятность и четкость звучания.

Полетность голоса – способность распространяться как можно дальше.

Устойчивость голоса – способность звучать ровно, не колебаться и не качаться.

Диапозон – высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапозон входят полторы, две октавы. Но в быту человек говорит на 3-4 нотах. Предельного повышения и понижения тона можно добиться спец. упражнениями.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воз­духа через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок воз­никает основной тон звука — важнейший компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на ча­стоте 85-200 Гц, а женщины — 160-340 Гц. Это сред­ний тон речи.

Знаете ли вы, сколько колебаний в секунду совер­шают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (колоратурное сопрано), когда она поет на самой высокой ноте (fa третьей октавы)? Ча­стота колебаний поразительна. 1397! Такая частота голосовых связок — не только дар природы, но и результат напряженного труда певицы.

Адаптивность – способность голоса приспосабливаться к акустическим условиям.

Подвижность – свойство голоса точно передавать мысли, чувства, менять силу звука, высоту и тембр.

Речь не должна быть монотонной, это быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.

С этими качествами связана такая особенность устной речи как интонация.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповто­римый, индивидуальный х арактер.

Однако этим не исчерпывается назначение инто­нации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или неза­конченность, то, к какому типу относится предложе­ние, содержит ли оно вопрос, восклицание или пове­ствование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Эмоциональная функция. Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

Психологи насчитали больше 20 интонаций, выражающих различные чувства: радости, удивления, страха, сомнения, негодования, восхищения, злобы и т.п. Оратор должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо говорить печальным голосом, о веселом — радостным.

Настроение оратора не всегда соответствует содержанию речи. Это, естественно, находит проявление и в его голосе. Экспериментально доказано, что слушатели не усваивают до 30% интересующей их информации, если интонация говорящего не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен научиться сдерживать себя, овладеть своими чувствами, думать в момент выступления только о нем и своих слушателях, а не о чем-либо другом.

- Дикция (артикуляция) – особенность произнесения звуков, движение органов речи при образовании звуков. Каждый звук имеет свою артикуляционную характеристику, которую надо учитывать, чтобы речь была четкой, ясной. Например, д - взрывной, передне-небный. В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не может.

Дикция определяется работой органов полости рта: языка, нижней челюсти, губ, мягкого неба.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: