ТЕМА 8. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ




8.1 Понятие и классификация правовых систем

8.2 Романо-германская правовая семья

8.3 Семья общего права

8.4 Социалистическая правовая семья

8.5 Религиозная правовая семья

8.6 Обычно-традиционная семья

8.1 Правовая система - комплексная категория, отражающая всю правовую организацию общества, охватывающая собой всю совокупность взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей. Право - ядро и нормативная основа правовой системы. Включает: правотворчество, правосудие, правовую прак­тику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, юридические учрежде­ния, законность, ответственность, правосознание и т.д.

Правовая система характеризуется 3 группами правовых явлений; 1) юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых, взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура (духовная сторона).

Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, в частности, общности ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, методов и способов развития.

8.2 Романо-германская правовая семья или система континентального права сложилась в Европе - результат рецепции римского права. Развитое законодательство; единая иерархическая система источников права; его деление на публичное и частное, отрасли и правовые институты. Есть писаные конституции, их высшая юридическая сила, установлен судебный контроль за конституционностью законов. кодифицированный характер законодательства. Значительна роль подзаконных нормативных актов. Широко используются общие принципы права, выражающие подчинение права справедливости. Источником права является правовая доктрина. Признается приоритет норм международного права перед национальными законами. Судебный прецедент формально не признается в качестве источника права, но судебная практика относится к числу вспомогательных источников права. Действуют суды конституционной и административной юстиции.

8.3 Семья «общего права» (англо-саксонская, Великобритания, США, Канада: Основной источ­ник права - судебный прецедент – решение суда по конкретному делу - эталон при решении аналогичных дел в будущем. Статутное право (выраженное в законах) призвано дополнять прецедентное право, созданное судами. Отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли, суды могут разбирать разные категории дел. Отсутствуют судебные органы конституционной юстиции; специализированные суды подчиняются судам общей юрисдикции; предельная состязательность процесса; в уголовном процессе допускаются сделки о признании вины; более широко используется институт присяжных и мировых судей; относительно более широка практика избрания судей. Делегированное законодательство.

8.4 Семья социалисти­ческого права: Единственным источником права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позже - НПА, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю народа, руководимого коммунистической партией. Конституции носили декларативный характер. НПА выражали интересы партийно-государственного аппарата. Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место праву публичному. Право носило императивный характер, обеспечивалось партийно-государственной властью и принудительной силой правоохранительных органов. В теории исключалось возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Суд - инструмен­т в руках классов и групп, стоящих у власти, обеспечивал их господство и охранял их интересы.

8.5 В религиозной правовой семье признается имеет место переплетение права и религии. Мусульманское право - система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Имеет 4 источника: Коран - священная книга ислама; сунну, традиции, связанные с посланцем бога; иджму, единое соглашение мусульманского общества; кийас, суждение по аналогии. Архаичность ряда ин­ститутов, казуистичность и отсутствие систематизации. Наряду с писаным правом - шариатом действует и обычное право – адаты.

Индусское право - право Индии, Пакистане, Бирме, Сингапура и Малайзии - стран, исповедующих индуизм. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из убеждений индуизма является разделение людей на социальные иерархические категории - касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и морали. Основным регулятором поведения людей являются обычаи, которые у каждой касты свои. Все споры решаются собранием касты. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. Судебные прецеден­ты и законодательство не считаются источниками права. Судье предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть..

8.6 Дальневосточная ( китайское и японское право) правовая семья относится к обычно-традиционным. Сюда примыкают также некоторые страны Африки и Мадагаскара. В ней отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К итайская концепция полагает, что право необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайцы не интересуются содержанием законов, регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Традиционно их стремление обходить суды и решать споры внесудебными методами. В правовой системе Японии параллельно действуют традиционные нормы, сформированные в прошлом. Японцы также отрицательно относятся к праву, которое они отождествляют с уголовным. Согласно традиции, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, полюбовное соглашение. Даже если споры решаются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: