ТЕМА 9. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА




9.1 Понятие и значение системы права

9.2 Структурные элементы системы права

9.3 Предмет и метод правового регулирования

9.4 Понятие и виды систематизации законодательства

9.5 Инкорпорация

9.6 Кодификация

9.7 Консолидация

9.1 Система права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права.

9.2 Основной элемент системы права - отрасль права - наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений, которое обладает относительной автономией: способно к самостоятельному функционированию в общей системе права. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли, регулирующие отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся спецификой и родовой обособленностью.

Правовой институт —обособленный, сравнительно небольшой, устойчивый комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. По содержанию - простые и сложные, регулятивные и охранительные институты.

Правовая норма — первичный элемент системы права - исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

9.3 Предмет правового регулирования - качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права, основной критерий деления системы права на отрасли. Метод правового регулирования —способ воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования, дополнительный критерий. Императивный метод используется главным образом в уголовном праве, диспозитивный - в гражданском праве. Поощрения свойственны трудовому праву, рекоменда­ции - аграрному праву.

9.4 Систематиза­ция законодательства - деятельность по упорядочению нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике путем расположение их по определенным разделам и рубрикам. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации НПА. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т. е. на устранение коллизий и пробелов в праве. 3 вида систематизации НПА: коди­фикация, инкорпорация и консолидация.

9.5 Инкорпорация основывается на внешней систематизации или простой классификации НПА по предметному и (или) хронологическому принципу. Это процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов не меняется, все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу и пр. Хронологическая инкорпорация - Собрание актов Президента и Правительства РК. НПА размещаются в хронологическом порядке с годовой нумерацией выпусков и статей. Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующего законодательства по предметному принципу и с учетом времени издания. Генеральная инкорпорация охватывает все законодательство по данному предмету регулирования, частная - лишь его часть. Официальная инкорпорация предполагает утверждение унифицированных сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты: Ведомости Парламента РК. Неофицнальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Практическое ее значение - справочно-информационное.

9.6 Кодификация — наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, внешнюю и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. В ходе кодификации осуществляются не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание изменений и дополнений, отменяются устаревшие нормы, создаются новые, восполняются пробелы в регулировании. Результатом ееи является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Виды кодификации: основы законодательства (основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик); кодексы; уставы, регламенты, положения (они являются результатом специальной кодификации). Всеобщая кодификация - образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация - объединение нормативного материала определенной отрасли или подотрасли законодательства (ГК, УК). Специальная кодификация – объединение норм определенного правового института либо нескольких институтов (Водный, Лесной кодекс).

9.7 Цель консолидации — устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных актов, является промежуточным звеном между инкорпорацией и кодификацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: