Основное направление международного сотрудничества государств по таможенным вопросам – это борьба с международной преступностью.




Международно-правовые основы таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации – 1 час.

Принципы международно-правовых отношений в таможенном деле. Источники международно-правового регулирования. Субъекты международно-правовых отношений в таможенном деле. Основные направления международно-правового регулирования сотрудничества государств по таможенным вопросам

Источники международного таможенного права:

1. международные договоры – межгосударственные соглашения

Договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

На сегодня около 500 000 договоров.

Договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров. Конвенция применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации.

Классифицируются на:

- универсальные

- региональные

- двусторонние.

Выделяют конвенции, непосредственно регулирующие общественные отношения в области таможенного дела:

Киотская конвенция 1973 года, Таможенная конвенция о перевозке грузов с применением книжки МДП.

Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года).

Двусторонние таможенные договоры направлены на координацию борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификацию таможенных процедур и таможенных операций.

Конвенция о упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото 1973 г)

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)1975

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров

Конвенция о временном ввозе 1990

Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983

Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977.

Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров 1972.

Субъектами международного таможенного права, как отрасли международного публичного права являются:

1. государства и уполномоченные органы государств в области таможенного дела

2. международные организации, осуществляющие деятельность в области международной торговли и таможенного дела

3. государственно-подобные образования

4. Физические лица в установленных случаях

Субъекты международного права – это акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Признаки субъекта МПП:

  1. субъекты МПП – это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся:

- известная внешняя обособленность

- персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица

- способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю

- участвовать в принятии норм международного права

2. все субъекты МПП – это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права.

Любой субъект МПП обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта МПП иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают: - государства в момент образования, - нации, борющиеся за независимость,- с момента признания; межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность – осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. (например приведение своих внутренних национальных норм в соответствии с нормами международного права)

Деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.

Итак, Субъект международного прав – это актор, обладающий правосубъектностью.

Субъекты МПП обладают общей, отраслевой, и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность – это способность акторов быть субъектами международного права вообще (суверенные государства).

Отраслевая правосубъектность – это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межправительственных отношений (Межправительственные организации). ИМО – международное торговое судоходство, ЮНЕСКО- образование, наука, культура.

Специальная правосубъектность – способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. (физические лица – их правосубъектность определяется Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом о гражданских и политических правах 1966…)

Классификация субъектов:

  1. государства – основные субъекты МПП
  2. нации и народы
  3. международные организации
  4. государственно-подобные образования
  5. индивиды – вопрос дискуссионный, Фердросс (Австрия) полагает, что «отдельные лица в принципе не являются субъектами международного права. Т.к. МПП защищает интересы индивидов, однако наделяет правами и обязанностями не непосредственно отдельных лиц, а лишь государства, гражданами которого они являются» «обладая определенным довольно ограниченным кругом прав и обязанностей по МПП, сами непосредственно не участвуют в процессе создания норм МПП».

Государства.

Согласно Конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г.

Государство как лицо МПП должно обладать следующими условиями:

  1. постоянное население
  2. определенная территория
  3. правительство
  4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Государство – это организация политической власти, созданная для удовлетворения каких-либо интересов (классовых, религиозных..) в пределах определенной территории при помощи

 

Основные признаки государства:

  1. суверенитет
  2. определенная территория
  3. власть
  4. постоянное население
  5. аппарат подавления, подчинения
  6. право
  1. Суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношениях.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения.

  1. Согласно Акт СБСЕ 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников.
  2. В соответствии с Декларацией о принципах международного права в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.
  3. Государство является носителем организованной суверенной власти.

 

  1. Народы и нации.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, которая характеризуется следующими признаками: общностью территории; общностью экономической жизни;

общностью психологического склада, проявляющегося в общности культуры.

Народ – различные формы национальной и этнической общности людей.

Субъектами МПП являются только те нации и народы, которые борются за свое национальное освобождение и создание собственных независимых государств.

Отнесение наций и народов к числу субъектов МПП возникает после того, когда они создают какой-либо координирующий борьбу орган, который до создания независимого государства выступает от его имени. (организация освобождения Палестины).

В настоящее время зависимыми являются 15 территорий: Американское Самоа, Бермуды, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, Гибралтар, Гуам, Новая Каледония, остров Святой Елены. Подопечные территории тихоокеанских островов, Западная Сахара и т.д.

В качестве субъекта МПП нации и народы, борющиеся за свое самоопределение, в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями, подписывать международные договоры (Организицая освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.), направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференция. Они пользуются защитой норм МПП.

Принцип равноправия и самоопределения народов закреплен в Уставе ООН (п.2 ст.1).

Способами осуществления народом права на самоопределение являются создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

 

  1. Международные организации.

Любая межправительственная (межгосударственная) организация является субъектом МПП. Она является субъектом современного МПП прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и др.) и полностью соответствуют основным принципам МПП.

Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию и от характера которых сама организация в дальнейшем может (или не может) приобретать права и обязанности.

Межправительственные организации являются субъектами МПП потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, т.е. межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров.

Наибольшим объемом международной правосубъектности обладает ООН.

ВТО, ОБСЕ, ЕС, СНГ, Всемирная таможенная организация.

  1. Государственно-подобные образования.

4.1. Вольные города.

Вольным городом называется государство-город, обладающий внутренним самоуправлением и некоторой международной правосубъектностью.

Великий Новгород, Данциг (Версальский мирный договор 1919 г.)

Иерусалим (Резолюция Генеральной Ассамблеи № 181\11), Западный Берлин. (4-стороннее соглашение 1971 г.)

Объем международной правосубъектности вольных городов определялся международными соглашениями и конституциями таких городов.

Вольные города не являлись государствами или подопечными территориями, а занимали как бы промежуточное положение. Вольные города не обладали полным самоуправлением. Для жителей вольных городов создавалось специальное гражданство.

4.2. Ватикан.

4.3. В 1929 г. на основании Латерансокого договора, подписанного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было искусственно создано «государство» Ватикан.

  1. Индивиды.

Тема дискуссионная.

Превращение индивида в субъекта МПП проявляется в том, что они обладают прямой доступ в международные органы защищающие права человек международными механизмами. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.

  1. международная ответственность индивидов – Устав Международного трибунала 1945 г. признает индивида субъектом МПОтветственности за преступления против человечности, мира, военные преступления.
  2. Право индивида на обращение в международные судебные учреждения. Напр. в Европейскую комиссию по правам человека (основание ст.25 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), Европейский суд по правам человека.
  3. Определение правового статуса отдельных категорий индивидов. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. – личный статус беженца определяется законами страны его домицилия или, если у него такого нет,законами страны его проживания.

Конвенция о защит прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.: каждый трудящийся-мигрант и любой член семьи повсюду имеют право на признании его правосубъектности.

ЮНКТАД – конференция по торговле и развитию – постоянный орган ООН, учреждена на 19 сессии Генеральной Ассамблеи, учреждена в 1964 году.

Цель – поощрение международной торговли в целях ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, а также между странами, имеющими различные социальные и экономические системы.

Функции – политических анализ, проведение обсуждений на межправительственном уровне, достижение консенсуса и проведение переговоров, осуществление текущего контроля, выполнение решений и принятие последующих мер, техническое сотрудничество.

В системе ООН играет роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития.

НПА – соглашения о всеобщей системе преференций, и о системе преференций для развивающихся стран

Международные соглашения о поставке сырьевых товаров (какао, эжут, сахар, каучук, олова, оливкового масла…)

Основное направление международного сотрудничества государств по таможенным вопросам – это борьба с международной преступностью.

Уголовные преступления, носящие международный характер – это преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с международными договорами.

Международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права.

Правовое регулирование.

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ от 10 января 2000 года О БОРЬБЕ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

2. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенная в г. Вене 20 декабря 1988 г (конвенция ст.3 вводит виды преступных деяний, а также виды наказаний)

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (. Палермская конвенция), принятая в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. От имени России Конвенция подписана 12 декабря 2000 г. на основании распоряжения Президента РФ от 9 декабря 2000 г. N 556-рп "О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее". Ратифицирована Конвенция Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" <3> с заявлениями. Конвенция вступила в силу для России 25 июня 2004 г.;

4.В рамках Совета Европы заключены следующие международные договоры, обязательные для России:

Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS N 90), заключенная в г. Страсбурге 27 января 1977 г. От имени России Конвенция подписана 7 мая 1999 г. на основании распоряжения Президента РФ от 31 января 1999 г. N 25-рп "О подписании Европейской конвенции о пресечении терроризма". Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма" с заявлением и вступила в силу для России 5 февраля 2001 г. Следует отметить, что в г. Страсбурге 15 мая 2003 г. подписан Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма (ETS N 190). Названный Протокол подписан от имени России на основании распоряжения Президента РФ от 14 мая 2003 г. N 247-рп "О подписании Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г." и ратифицирован Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 127-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма" с заявлением. Однако данный Протокол не вступил в силу;

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141), заключенная в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г. Названная Конвенция подписана от имени России 7 мая 1999 г. на основании Постановления Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 486 "О подписании Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.". Ратифицирована Конвенция Федеральным законом от 28 мая 2001 г. N 62-ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" с оговорками и заявлением. Ратификационная грамота передана на депонирование Генеральному секретарю Совета Европы 2 августа 2001 г. Конвенция вступила в силу для России 1 декабря 2001 г.

Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (CETS N 198), заключенная в г. Варшаве 16 мая 2005 г. Названная Конвенция подписана от имени России 26 января 2009 г. с заявлением на основании распоряжения Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 749-рп "О подписании Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма". Конвенция не вступила в силу для России;

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), заключенная в г. Страсбурге 27 января 1999 г. От имени России Конвенция подписана тогда же на основании распоряжения Президента РФ от 25 января 1999 г. N 18-рп "О подписании Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию" и вступила в силу для России 1 февраля 2007 г. В г. Страсбурге 15 мая 2003 г. подписан Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 191). От имени России названный Протокол подписан 7 мая 2009 г. с заявлением на основании распоряжения Президента РФ от 16 марта 2009 г. N 158-рп "О подписании Дополнительного протокола к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". Протокол не вступил в силу для России;

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. (ратифицирована 2004 г.)

Конвенция ООН против коррупции 2003 г (ратифицирована 2006 году)

В рамках Содружества Независимых Государств действует Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, подписанный в г. Душанбе 5 октября 2007 г. Договор ратифицирован Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 349-ФЗ "О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма". Договор не вступил в силу для России.

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключенная в г. Шанхае 15 июня 2001 г. Названная Конвенция подписана от имени России 15 июня 2001 г. и ратифицирована Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 3-ФЗ "О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом". Конвенция вступила в силу для России 29 марта 2003 г.

Существуют Специальными рекомендации ФАТФ, признанными универсальными стандартами в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. В резолюции Совета Безопасности ООН 1617 (2005), имеющей обязательный характер для всех государств - членов ООН, содержится настоятельный призыв выполнять 40 + 9 рекомендаций ФАТФ.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF)— межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ государств этим стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма, которые были разработаны после событий 11 сентября 2001 года в связи с нарастающей угрозой международного терроризма.

Соглашение под эгидой Юнеско Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам задержания и возврата культурных ценностей (1986 г.).

Европейская конвенция о преступлениях в отношении культурных ценностей 1983 года

Конвенция об охране архитектурного наследия Европы 1969 г. и 1985 г.

Европейская конвенция о защита археологического наследия (1992 г.)

Уголовные преступления, носящие международный характер:

1 Контрабанда, в т.ч. распространение порнографии, оружия, и т.д.

2. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

3. Легализация преступных доходов и финансирование терроризма

4. Коррупция

5. Преступления, посягающие на культурные ценности

6. Незаконный захват и использование ядерного материала.

Нормы вышеперечисленных конвенций имплементирутся в национальное законодательство посредством издания подобных национальных норм.

Основанием для привлечения физического лица к ответственности по международному уголовному праву является совершение преступления международного характера. Общественное деяние относится к категории преступлений международного характера в случае, если оно посягает на международные отношения, и в отношении этого деяния принято специальная международная конвенция, либо положения о нем есть в другой международной конвенции, носящей общий характер. Только создание государствами общих правовых норм, предназначенных для регламентации их сотрудничества по пресечению и наказанию определенных преступлений, свидетельствует о завершении процесса согласованной квалификации деяния в качестве преступления международного характера.

В сфере борьбы с таможенными правонарушениями таможенные органы различных государств взаимодействуют между собой по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Основными из таких направлений взаимодействия являются:

- оказание помощи в связи с расследованием административных и уголовных дел, относящихся к компетенции таможенной службы

- оказание помощи с целью выявления, пресечения и предотвращения таможенных правонарушений, в том числе взаимный оперативный обмен необходимой информацией

- организация совместного обучения сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов, в том числе с целью обмена опытом выявления, пресечения и расследования таможенных правонарушений

- подготовка и принятие международно-обязывающих правовых документов, регламентирующих взаимодействие таможенных служб в рамках борьбы с таможенными правонарушениями.

Указанное выше сотрудничество организуется на следующих уровнях:

  1. В рамках ВТАМО\СТС (подготовка и подписание международных конвенций, участие в комитетах и группах по борьбе с отдельными видами таможенных правонарушений (например, по борьбе с контрабандой сигарет, международными угонами а\м, легализацией доходов, полученных преступным путем, по борьбе с перемещением через таможенную границу контрафактной продукции)
  2. В рамках правоохранительной сети ВТАМО\СТС “CEN” и узлов связи «РИЛО» (Региональные узлы разведки и связи) В зарубежной терминологии под словом разведка применительно к компетенции служб следует понимать ОРД.
  3. В рамках таможенных союзов
  4. В рамках региональных программ сотрудничества (например, группы государств Балтийского моря, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ)
  5. В рамках двустороннего сотрудничества в соответствии заключенными двусторонними соглашениями о взаимной помощи в таможенных делах
  6. В рамках приграничного сотрудничества на региональном уровне.

Любое подобного рода взаимодействие или оказание помощи базируется на трех основных принципах:

1. Оно должно иметь правовую основу (в виде заключенного соглашения, конвенции)

2. Должно быть построено на принципе взаимности (т.е. стороны должны не только выполнять просьбы и запросы другой стороны, но и сами своевременно и без задержек отвечать на присланные запросы, информировать о результатах расследований, проведенных с использованием полученной информации, а иногда, в инициативном порядке, об имеющейся информации, касающейся подготавливаемых и совершенных ее гражданами таможенных правонарушений

3. Не наносить ущерба взаимодействующей стороне.

Основанием для подготовки международных запросов является необходимость получения доказательств по уголовным делам, делам об административных правонарушениях или получения иных сведений, необходимых для проведения оперативных проверок.

Практический опыт и международные соглашения указывают на необходимость запрашивания минимально необходимой для разрешения дела информации (т.е. в разумных пределах), чтобы излишне не отвлекать взаимодействующую сторону для решения своих проблем.

НПА:

1. Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (Найроби) 1977 г.

Определяет таможенные правонарушения, в том числе контрабанду

Содержит обязательства об оказании взаимного содействия

Регламентирует общие вопросы, касающиеся взаимного сотрудничества

Предложена модель двусторонних соглашений таможенных служб.

Предусматривает оказание взаимной административной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений.

Общий порядок направления запросов

Финансовые расходы

2. Конвенция О гармонизации и упрощении таможенных процедур, Киото

Определяет понятие взаимной административной помощи по таможенным делам, таможенных правонарушения

- определяет компетенции таможенных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями и пределы их полномочий (в виде стандартов).

3. Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000.

- содержит обязательства по оказанию взаимной помощи в борьбе с организованной преступностью, в том числе регламентирует вопрос выдачи, содержания и порядок направления запросов, исключения относительно запросов, обязательства и порядок проведения совместных расследований

- устанавливает общие стандарты взаимного сотрудничества правоохранительных органов (ст.27) государств-участников и регламентирует направления, по которым должно осуществляться такое сотрудничество

- предусматривает возможность осуществления и международно-правовой порядок проведения контролируемой поставки, порядок передачи уголовных дел в другое государство, сора и обмена сотрудниками (в целях передачи опыта) правоохранительных органов, в том числе таможенных служб.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: