15.1 Понятие, структура и виды правового статуса личности
15.2 Принципы правового положения личности
15.3 Основные права, свободы и обязанности личности
15.4 Гарантии прав и свобод личности
15.5 Понятие правосознания и его структура правосознания
15.6 Виды и функции правосознания
15.7 Правовая культура: понятие, структура, функции
15.8 Формы деформации правосознания
15.1 Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус. Право закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма. Структура: правосубъектность; гражданство; основные права, обязанности, законные интересы; правовые принципы.
Виды: А общий или конституционный статус гражданина; В специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; С индивидуальный статус.
Субъективные права личности –конкретные правомочия, возникающие у нее на основе норм объективного права, это юридические возможности человека, вытекающие из общих, абстрактных правил поведения. Законные интересы личности –юридически значимые и оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственно содержанием прав и свобод граждан. Юридические обязанности личности - установленные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения. Гражданство - политико-правовая связь между человеком и государством, носящая длительный и устойчивый характер и порождающая их взаимные права и обязанности. Способность иметь права и нести обязанности составляет понятие правосубъектности. Каждая личность обладает общей правосубъектностью. Фактическое же пользование правами, свободами и обязанностями в объеме правового статуса зависит от дееспособности, деликтоспособности.
15.2 Принципы правового положения личности - это основные начала, идеи, определяющие характер взаимоотношений личности и государства: принцип юридического равноправия; неотчуждаемость прав и свобод, недопустимость их ограничения, кроме случаев, предусмотренных законом; приоритет прав и свобод человека перед интересами государства; гарантированность (реальный характер) прав и свободы личности; единство прав, свобод и обязанностей; взаимная ответственность личности и государства.
15.3 Личные (гражданские) права и свободы - возможности человека, ограждающие от незаконного, нежелательного вмешательства в его личную жизнь, внутренний мир, призванные обеспечить существование и своеобразие личности, «естественные права»: на жизнь, личную свободу, неприкосновенность, тайна переписки, свобода передвижения и пр., принадлежат каждому человеку. Политические права и свободы - возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом (право на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, свобода объединений), принадлежат, главным образом, только гражданам данного государства. Социально-экономические права и свободы - возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека: свобода труда, право на выбор профессии, право на отдых, социальное обеспечение и пр. Культурные права и свободы - возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями: право на образование, свобода творчества, право на пользование достижениями культуры.
Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с государством. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.
Юридическая обязанность - установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения. Обязанности опираются на возможность применения государственного принуждения. В них концентрируются как личные, так и общезначимые интересы. Функциональное назначение юридических обязанностей — корреспондировать субъективным правам. направлять деятельность индивидов в нужное русло; формировать должное правосознание и правовую культуру граждан.
15.4 Гарантии —система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Виды: Экономические (единство экономического пространства, рыночная экономика, свободное перемещение товаров и услуг, свобода экономической деятельности и пр), п олитические (система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и обществА, духовные (система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость, признание идеологического многообразия, запреты на монополизацию идеологию, разжигание социальной, расовой, национальной розни, свобода творчества, запрет цензуры); организационные (деятельность государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений в сфере правотворчества, правоприменения, осуществления мер контрольного, процедурного и режимного характера: организационно-кадровые, контрольные, процедурные гарантии), юридические гарантии (система юридических средств и способов, обеспечивающих надлежащее признание, реализацию, охрану и защиту прав человека: право на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи, на компенсацию причиненного ущерба и пр.).
Правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации (пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты, с которыми связывается их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации) и гарантии охраны (конституционный контроль и надзор; меры защиты и меры ответственности за нарушение прав и свобод личности и пр.).
15.5 Правосознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Это сфера сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, представлений и чувств и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Структура правосознания: правовая психология (соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики отдельных людей и социальных групп, чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, возникающие у людей в связи с юридическими нормами и практикой их реализации) и правовая идеология ( совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность).
15.6 Виды правосознания. Обыденное правосознание — массовые представления людей, эмоции, настроения по поводу права и законности, возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта. Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права, по субъектному составу - индивидуальное, групповое, общественное.
Функции правосознания – основные направления воздействия этого явления на общественные отношения: познавательная, оценочная, регулятивная.
15.7 Правовая культура общества - качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Структурными элементами правовой культуры выступают: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Содержание правовой культуры охватывает не просто правосознание, право, законность и т.п., но и характер, эффективность, степень их развития, т.е. то, что дает им данный этап общественного процесса.
Правовая культура личности отражает степень и характер ее развития. Она указывает на степень и характер правового развития личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности. Юридическая образованность личности выражается в 3 состояниях- правовых культурных ориентациях, творческой деятельности по их реализации и в полученных результатах реализации ее творческой деятельности в сфере права.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями, профессиональный уровень - у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью. Правовая культура теоретического уровня - научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще.
Функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная функция, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная, прогностическая.
15.8 Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма, представляет собой негативно-отрицательное, неуважительное отношение к праву, законам, нормативному порядку, выражается в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Правовой идеализм отражает переоценку, фетишизации права, выражается в популизме, непродуманных заявлениях, программах, посулов, неоправданные прогнозов, организационных и кадровых перестановок. Основные пути преодоления правового нигилизма и правового идеализма —повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, преступлений, упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы; борьба с бюрократизмом и волокитой; сокращение управленческого аппарата; снижение бедности и повышение уровня жизни населения и др.