СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (нормы согласования и управления в предложении). ЗАДАНИЕ А5 (ЕГЭ).




Возможные трудности Синтаксические нормы Полезные советы
Предложно-падежные сочетания
Нередко допускаются ошибки при употреблении некоторых производных предлогов: по завершении эксперимента, по приезде в город и др.   Запомните, что предлоги со значением завершения дейстия имеют конечное И: по завершени и строительства, по окончани и школы, по предъявлени и паспорта Запомни: по завершении по окончании по предъявлении НО по приезде(не по приезду)
Часто допускаются ошибки на нормы управления при некоторых производных предлогах: вопреки, благодаря, согласно.   При предлогах благодаря, согласно, вопреки управляемое слово стоит в дательном падеже. Вопреки (чему?) ожиданиям, Костя получил в четверти тройку. Существительное или местоимение при указанных предлогах должны отвечать на вопрос чему?
Управление в русском языке
Некоторые слова, близкие по значению или по составу, по-разному управляют своими зависимыми словами, что может спровоцировать ошибку: быть участником соревнования – участвовать в соревновании и т.п. Нормы управления в таких случаях следует запоминать. Запомни: нормы управления при некоторых существительных, глаголах и прилагательных Быть участником чего-либо — участвовать в чем-либо. Беспокоиться о чем-либо — тревожиться за что-либо. Вера во что-либо — уверенность в чем-либо. Грустить по вас (пр. п.) Доволен чем-либо — рад чему-либо. Дорожить чем-либо — ценить что-либо. Думать о чем-либо — задумать что-либо. Наградить чем-либо — удостоить чего-либо. Наполнить чем-либо — полон чего-либо. Начать что-либо — приступить к чему-либо. Отчитываться в чем-либо — давать отчет о чем-либо. Опираться на что-либо — упираться во что-либо. Писать о чем-либо — описывать что-либо. Платить за что-либо — оплачивать что-либо. Полон чего-либо — переполнен чем-либо Поделиться чем-либо — рассказать о чем-либо.
Нарушение норм управления часто происходит в предложениях с однородными сказуемыми: Декарт доверял научным исследованиям и высоко ценил их. (Неправильно: Декарт высоко ценил и доверял научным исследованиям). В предложениях с однородными глаголами-сказуемыми, соединенными союзом И, зависимое существительное при сказуемых должно управляться ими обоими. Или же предложение должно быть построено так, чтобы при каждом глаголе было свое управляемое существительное. Проверьте, каким падежом управляет каждый из глаголов. Для этого задайте к существительному вопрос. Если глагол управляет разными падежами (вопросы разные), значит, есть грамматическая ошибка. Многие любят (что?) и интересуются (чем?) произведениями русских классиков (в предложении ошибка). Правильно: Многие любят произведения русских классиков и интересуются ими.
Согласование определений и приложений
Иногда трудно понять, согласуется ли данное приложение с определяемым словом: в романе «Война и мир», в поэме «Русские женщины» и т.п. Если приложение является наименованием и взято в кавычки, оно обычно не согласуется с главным словом: В романе (П.п) «Война и мир» (И.п.) более сотни действующих лиц. Не забудьте, что то же самое наименование может употребляться не только как несогласованное приложение, а значит изменяться: В «Войне и мире» более сотни действующих лиц. Поэтому обращайте внимание, относится ли наименование в кавычках к существительному или употребляется как самостоятельная единица.
Возможно непонимание, согласуется ли название топонима (географического названия) с определяемым словом: в городе Москве, в реке Волге и т.п. Географические названия, выраженные склоняемым существительным, как правило, согласуются с определяемым словом в падеже: Новый молокозавод построен в городе (П.п) Дмитрове (П.п). Учтите, что топоним и определяемое слово должны стоять в форме одного падежа (отвечать на один вопрос).
Иногда в распространенном определении при существительном или местоимении в косвенном падеже допускаются ошибки в согласовании: Одним из российских обычаев, ценившихся многими москвичами, было устное рассказывание. (Неправильно:: Одним из российских обычаев, ценившимися многими москвичами, было устное рассказывание).   Все согласованные определения выступают в предложении в том же падеже, что и определяемое слово: обычаев (как их?) ценивш их ся. Следите за тем, чтобы все согласованные определения выступали в предложении в том же падеже, что и определяемое слово. Для этого нужно поставить вопрос к определяемому слову и сверить с ним окончание прилагательного или причастия: Одним из русских прозаиков (как их?), детально описавш их русский быт, был Иван Шмелев.
В предложении возможно нарушение границ причастного оборота: подгонявший листья ветер (неправильно: подгонявший ветер листья). Нельзя ставить определяемое слово в середину причастного оборота.   Учитывайте, что определяемое слово стоит либо до причастного оборота, либо после него: |встречающие гостей| хозяева или хозяева, |встречающие гостей|
Могут быть ошибки в согласовании времен причастия и соответствующего глагола-сказуемого: Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. (Неправильно: Елена, читающая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни). Время, в форме которого употребляется действительное причастие, должно соотноситься с формой времени, в котором употреблен глагол.   Если глагол стоит в форме прошедшего времени, то и причастие должно быть также в форме прошедшего времени: Елена, читавшая (пр.вр.) французские романы, имела (пр. вр.) расплывчатые представления о настоящей жизни. Если глагол стоит в форме настоящего времени, то причастие должно быть, соответственно, тоже в форме настоящего времени: Елена, читающая (н.вр.) французские романы, имеет (н.вр.) расплывчатые представления о настоящей жизни.
Смешение причастного оборота и придаточного определительного в границах одного предложения: Найдено немало древнерусских украшений, переживших века и сохранивших ценность до сих пор. (Неправильно: Найдено немало древнерусских украшений, переживших века и которые сохранили ценность до сих пор). Невозможно употребление в границах одного предложения причастного оборота и придаточного определительного предложения с союзным словом который, относящихся к одному определяемому слову и соединенных сочинительной связью (союзом И).   Следите, чтобы в предложении было либо 2(два) причастных оборота, либо 2(два) придаточных предложения, связанных с одним определяемым словом: Найдено немало древнерусских украшений (каких?), |переживших века| и |сохранивших ценность до сих пор|. или Найдено немало древнерусских украшений (каких?), которые пережили века и (которые) сохранили ценность до сих пор.
Согласование сказуемого с подлежащим
Нередко вызывает сомнения форма сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием существительного со словами: большинство, меньшинство, несколько. При подлежащем, выраженном сочетаниями неодушевленного существительного с указанными словами, сказуемое употребляется преимущественно в форме единственного числа: При подлежащем, выраженном сочетаниями одушевленного существительного с указанными словами, сказуемое употребляется преимущественно в форме множественного числа. Определите, является ли существительное, зависящее от слов большинство, меньшинство, несколько, одушевленным или неодушевленным . Если это существительное одушевленное, то сказуемое должно быть в форме мн.ч., если неодушевленное - в форме ед.ч.: Большинство учеников (одуш.) нашего класса учатся (мн.ч.) хорошо. Несколько деревьев (неодуш.) росло(ед.ч.) перед домом.
Согласование сказуемого с подлежащим-аббревиатурой: СМИ, МГУ, ЕГЭ, ГИБДД и т.д. Род и число сказуемого согласуется с родом и числом главного слова в аббревиатуре.   «Расшифруйте» аббревиатуру, определите род и число главного слова, согласуйте с ними сказуемое: ЕГЭ (Единый государственный экзамен – м.р., ед.ч.) был (м.р., ед.ч.) не очень сложным. ГИА (Государственная итоговая аттестация – ж.р., ед.ч.) прошла (ж.р., ед.ч.) успешно.
Согласование сказуемого с подлежащим – собирательным существительным: молодежь, детвора, дворянство и т.п. Собирательные существительные, имеющие форму единственного числа, согласуются со сказуемым в единственном числе. Помните, что собирательные существительные, обозначающие группу, множество, все же чаще имеют форму единственного числа: Молодежь (ед.ч.) проводит (ед.ч.) много времени за компьютером
Согласование сказуемого с однородными подлежащими. При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) – форма единственного числа. Определите порядок следования главных членов в предложении. После однородных подлежащих сказуемое стоит в форме мн.ч., перед ними – в форме ед.ч.: Жара и засуха стояли (мн.ч.) более трех недель. Появилась (мн.ч.) ломота во всех членах и мучительная головная боль.
Согласование подлежащего и сказуемого в сложноподчиненных предложениях типологии: [Все, (кто...), … ]. [Те, (кто...), … ].   Подлежащее все (те) в главном предложении согласуется с формой множественного числа сказуемого, подлежащее кто в придаточном предложении требует формы единственного числа сказуемого.   Найдите грамматические основы предложений. Помните, что в придаточном предложении сказуемое согласуется с подлежащим кто в ед.ч., в главном предложении сказуемое согласуется с подлежащим все, те во мн.ч.: [Все (мн.ч.), (кто (ед.ч.) читал (ед.ч.) пушкинского «Бориса Годунова»), помнят (мн.ч.) образ летописца Пимена].
Сложные предложения
Смешение предложений с прямой и косвенной речью. Недопустимо смешивать в рамках одного предложения прямую речь и косвенную. Используйте либо предложение с прямой речью: [«П,» – а]. [А: «П»]; либо предложение с косвенной речью (СПП с союзами что, как и т.д.) Чацкий воскликнул, что «А судьи – кто?!» – предложение с ошибкой. Правильно: Чацкий воскликнул: «А судьи – кто?!» или Чацкий задает риторический вопрос о том, кто судьи.
Ошибки в употреблении союза не только... но и Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения: с его помощью соединяются два близких, но формально различных элемента. Этот союз употребляется при соединении однородных членов предложения или частей ССП, при этом второй член предложения или второй факт противопоставляется первому, как более существенному. Помните, что союз должен соединять два однородных члена, поэтому уточните, какие однородные члены есть в предложении: В нашем селе целебными свойствами не только обладает вода из артезианской скважины, но и из обычного колодцапредложение с ошибкой. В данном предложении однородные члены из скважины, из колодца. Первая часть союза должна относиться к первому однородному члену, поэтому предложение нужно построить так: В нашем селе целебными свойствами обладает вода не только из артезианской скважины, но и из обычного колодца. То же касается и ССП –противопоставляться должны два факта: Осенью птицы не только улетают на юг, но и медведи впадают в спячку– предложение с ошибкой. Первая часть союза должна относиться к первому факту (птицы улетают на юг), вторая часть – ко второму факту (медведи впадают в спячку). Правильное построение предложения: Осенью не только птицы улетают на юг, но и медведи впадают в спячку.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: