Принцип античного и средневекового мышления




1. Античная и средневековая физика исходила из четкого разделения всего сущего на естественное (природное) и искусственное (артефакты).
2. Жесткий водораздел лежал также между небесным и земным, надлунным и подлунным мирами: надлунный был воплощением вечного порядка и неизменных движений, а подлунный отличался непостоянством и изменчивостью.
3. Не менее жестко различались между собой две ветви знания — математика и физика. Предметом математики были идеальные конструкции (идеальные объекты); она находила себе применение прежде всего в астрономии.
4. Наконец, важнейшим методологическим арсеналом древней и средневековой физики было учение о четырех причинах, как их сформулировал еще Аристотель: формальной, целевой, действующей и материальной. В отличие от математика, имевшего дело с конструкцией и потому отвлекающегося от природной реальности, физик видел свою задачу в том, чтобы дать ответ на вопрос «почему?», указав на одну из четырех причин (или на их комбинацию), обусловливающих протекание всех процессов в мире.

АРИСТОТЕЛЬ.

ОНТОЛОГИЯ (как учение о 4-х причинах сущего).
1.Материальная (то, из чего возникает сущее).
2.Формальная (форма вещи, ее первообраз).
3.Действующая (производящая: отец – ребенок).
4.Целевая (здоровье – цель прогулки).

ТЕОРИЯ ДВИЖЕНИЯ

Аристотелю впервые удалось создать стройную систему понятий для определения движения — первую теоретически обоснованную науку физики.

Определив физику как науку о природе, а природу — как начало движения, Аристотель положил начало естествознанию.

«Движение - «актуализация потенциального, или осуществление возможного». Деятельность - цель, то есть то, ради чего существует способность (возможность). Важнейший принцип аристотелевской физики состоит в онтологическом приоритете действительности, деятельности по сравнению со способностью, возможностью.

ПРИНЦИПЫФИЛОСОФИИ ДВИЖЕНИЯ

1.Говоря о движении как об актуализации возможного, Аристотель имеет в виду, что движение есть всегда переход — от одного состояния к другому
2.В этом определении, далее, подчеркивается, что ни чисто потенциальное, ни чисто актуальное сущее не подвержено движению; таким образом, движение есть характерная черта того, что не есть ни первая материя, ни Бог.
3.И, наконец, главное: движение, согласно этой формуле, есть целенаправленный, целесообразный процесс. Движение всегда совершается по направлению к цели.

КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ И ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
Предназначенность по природе – это двигатель, который определяет характер и направление движения и изменения всякого тела. Движение и изменение всякого сущего может быть объяснено только исходя из целостности космического порядка, из целесообразного устройства мироздания, его иерархической структуры. Иерархическая структура космоса в качестве своей вершины имеет вечный неподвижный двигатель, который есть чистая актуальность, а потому в нем нет ничего потенциального, никакой материи; вечный двигатель — это ум, мыслящее себя мышление. Именно он есть та высшая цель, к которой — каждое по-своему — устремлено все сущее. Итак, в теоретической системе перипатетиков не допускается никакого самодвижения — всякое движение предполагает двигатель.

КОСМОС

Что представляет собой этот целесообразно организованный миропорядок, т.е. космос? Конечность космоса, наличие в нем абсолютной системы мест — абсолютного верха и абсолютного низа, периферии и центра, а также разделение мира на подлунный и надлунный — вот те метафизические предпосылки, на которых покоится физика Аристотеля. Естественная система мест для каждого из элементов определяет то, что мы выше назвали их предназначенностью по природе. Различение естественного и насильственного движения.

В аристотелевской теории движения указываются четыре вида движения: в отношении сущности — возникновение и уничтожение; в отношении количества — рост и уменьшение; в отношении качества — качественное изменение; в отношении места — перемещение. В физике Аристотеля движение нельзя отделить от того, что движется, нельзя рассматривать как бы само по себе, абстрактно. Аристотель устанавливает известную иерархию между видами движений, объявляя первым движением — перемещение. Качественные и количественные изменения уже предполагают перемещение как свое условие. Перемещение опосредует все остальные виды движения.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫФИЗИКИ АРИСТОТЕЛЯ

- прежде всего принцип цели, телеологическое объяснение тех последних, основополагающих связей природы, благодаря которой она предстает как целостный, иерархически упорядоченный космос,

- утверждение, что покой и движение — это принципиально разные реальности в физике Аристотеля. Это и понятно: движение — это переход от потенциальности к актуальному бытию, а покой — это обретение актуального состояния,

- учение о центральных категориях Аристотеля — возможности и действительности, потенциальности и актуальности, через которые определяется само понятие движения. Для их понимания необходимо остановиться на трактовке двух понятий — бесконечности и материи. Именно эти понятия подверглись наибольшей трансформации при переходе от перипатетической физики к механике нового времени,

- важнейшая философская предпосылка физики перипатетиков: бесконечное существует потенциально, но не существуетактуально - оно есть не нечто действительное, а только возможное.

- Стало быть, бесконечное для Аристотеля есть материя, ибо именно материя определяется им как возможное (материя не имеет формы). Аристотель определяет бесконечное как «не то, вне чего ничего нет, а то, вне чего всегда есть что-нибудь». Потенциально -бесконечное существует как экстенсивно или интенсивно бесконечное, т. е. или в результате сложения, или в результате деления. Т.о. бесконечное — это материя, т. е. нечто вполне неопределенное, не имеющее в себе связи и лишенное всякой структуры. Именно потому, что началом актуально сущего является, по Аристотелю, форма, а форма есть предел (конец, граница), он отвергает возможность актуально бесконечного чувственно воспринимаемого тела: космос мыслится как очень большое, но конечное тело.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРИСТОТЕЛЯ

- Космос предстает как конечное, гармонически упорядоченное целое, в котором для каждого тела существует естественное место, а потому пространство является неоднородным, анизотропным.

- В аристотелевском космосе нет пустоты, которая недопустима уже по одному тому, что тела в ней должны были бы, не встречая никакого сопротивления, двигаться с бесконечной скоростью, что невозможно.

- Всякое движение предполагает двигателя. Скорость движущегося тела прямо пропорциональна силе двигателя и обратно пропорциональна сопротивлению среды.

- Движение и покой имеют разный онтологический статус.

Основные принципы механистического мышления

Метод: от дедукции к индукции.Связь теории с практикой (эксперимент).

  1. Использование математики.
  2. Эксперимент реальный и мысленный: рационализм + эмпиризм.
  3. Критический анализ и проверка данных.
  4. Отсутствие стрелы времени.

Содержание:

  1. Сравнение природы с механизмом.
  2. Устранение целевых причин.

При изучении природы произошло устранение понятия цели. Но в XVIII веке, в эпоху Просвещения, возникла тенденция к тому, чтобы всю систему человеческого знания перевести на язык механики. В этот период понятие цели устранялось отовсюду; возникло стремление понять даже человека как полностью детерминированного внешними обстоятельствами, «средой».

  1. Главный вопрос науки не «почему»/ «для чего» (сущность природы), а «как» - принцип ее устройства.
  2. Метафизика природы – метафиз. материи (от субстанции к вещ-ву).
  3. Абсолютизация причинности – механистический детерминизм исключает случайность.
  4. Тенденция к вынесению активного начала за пределы природного мира - устранение души.
  5. Практическая ориентация науки (важен конечный эффект).
  6. Субстанциональный взгляд на природу пространства и времени.
  7. Человек – природное тело в ряду других тел.

10.Движение – механическое перемещение тел в пространстве.
11.Взаимодействия – толчок, соударение, гравитационное (Ньютон).

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ ЭПОХИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕСМОТРА АНТИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ
Начиная со второй половины XVI века происходит пересмотр принципов античного и средневекового мышления.

Снимаются принципиальные разделения между:

- естественным и искусственным мирами;
- небесным и земным мирами;
- математикой и физикой (хотя, конечно, определенное различие между этими науками сохраняется).
- Отменяется и теория четырех причин: в науке признаются только механические (действующие), а не телеологические и формальные причины.
- даже понятие силы у Декарта элиминируется из природы и выносится за пределы мира.

Причины пересмотра античных принципов: 1) Влияние христианства; 2) Влияние Галилея; 3)Влияние Декарта; 4)Влияние Ньютона

1. ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

а) Сближение естественного и искусственного.

Древнегреческая мысль строго различала науку и механические искусства. Физика рассматривает природу вещей, их сущность как они существуют сами по себе. Механика же — это искусство, позволяющее создавать инструменты для осуществления таких действий, которые не могут быть произведены самой природой. Не удивительно, что при таком подходе в античной философии и науке всегда различались теоретическая и практически-прикладная сферы.

Для христианской теологии «естественного» в аристотелевском смысле слова не существует: поскольку природа есть творение Бога, то «начало ее движения и покоя» — не в ней самой, а в Творце. Поэтому античное разделение естественного и искусственного средневековье усматривало не там, где его усматривал античный мир. Для схоластики естественное — это то, что создано бесконечным Творцом, а искусственное — то, что создано человеком, творцом конечным. Таким образом, наука/физика (теоретическая) как познание природы созданной бесконечным творцом и техника (практически-прикладная) как познание создаваемого конечным творцом сближаются. Общее – идея тварности объектов их изучения.

б) Изгнание целевой причины.

Целевые идеи Бога ведомы только ему. Наш разум ограничен. Мы можем познать только результат божественного творчества – наблюдаемую нами природу. Познавая природу, мы раскрываем принципы ее устройства. Но это – лишь действующие причины (а не целевые). Поэтому наше познание а) неполно, б) носит характер «догадки» относительно истинного положения дел. Мы познаем лишь то (лишь такую природу), что сами же и творим (какой мы ее понимаем). А НЕ КАКАЯ ОНА ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ!

Что же является критерием истинности такого познания? Если достижение эффекта возможно, значит а) наше познание возможно, б) единственно возможное, т.к. постигнуть природу в ее сущности, т.е. сточки зрения целевых причин, невозможно, ибо целевые причины знает только Бог. И результатом такого познания может быть, безусловно, только механический мир – мир-машина.

с)Трансформация идеи бесконечности.
В христианской теологии и философии отношение к бесконечности меняется. Так, если беспредельное у греков есть атрибут хаоса, то в Средние века бесконечное становится атрибутом высшей реальности — Божества.

Всемогущество Бога служит средством отмены тех запретов, которые составляют сущность античной физики: запрета допускать пустоту, конечность космоса и т.д. Вездесущность Бога, будучи переведена на космологический язык, предстает в виде возможного, т.е. бесконечного. А сама бесконечность начинает мыслиться как позитивное начало. Бог в силу Его абсолютного всемогущества может создать и актуально бесконечное.

2. Влияние Галилея

1. Снимается различие между физикой как наукой, объясняющей причины движения, и математикой как наукой, позволяющей лишь описать это движение, т. е. сформулировать его закон.
2. Устраняется принципиальное различие между математикой и физикой как науками, с одной стороны, и механикой как искусством, с другой.
3. Отменяется старое представление о том, что математика — это наука о неизменных сущностях, и тем самым кладет начало новому роду математики, способному как раз описывать движение и изменение, устанавливать законы изменения.
4. Вывод о том, что для физика важнее установить закон, описывающий процесс изменения явлений, чем искать умопостигаемые причины последнего.

3. Влияние Декарта

1.Разработка учения о 2-х субстанциях – духовной (мыслящей) и материальной (протяженной).
2.Отождествление материи и пространства.
3.Устранение души как реальности.
4.Устранение силы как свойства природы.

4. Влияние Ньютона
1.Формулировка законов классической механики (1-ый - закон инерции, а не принцип - как у Галилея).
2.Введение в качестве одного из главных свойств материи силу.
3.Формулировка понятия абсолютного времени и пространства – предложение субстанциональный взгляд на природу пространства и времени.

Физическая картина мира и философские принципы нового времени

ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫФИЗИКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.Возможность представляется в новое время онтологически предшествующей действительности.
2. Движение из процесса обретения сущностью смысла в естественном ей месте в космосе переосмысливается как состояние.
3. Покой при этом либо становится онтологически равным движению, либо понимается из движения, а не движение — из покоя, как это было в аристотелевской физике. Для античных же философов возможность связывается всегда с материей, а действительность — с формой, так что возможность не может быть первичнее действительности.
4.Метафизика природы превращается в метафизику материи.
5.Вместе с математизацией физики и пересмотромпонятия материи из науки о природе с необходимостью элиминируется понятие цели.

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА: ПУСТОТА, БЕЗМОЛВИЕ, БЕССМЫСЛЕННОСТЬ

1.Поэтому на место конечного космоса встает бесконечное однородное пространство новой вселенной.
2.В ней человек, да и планета Земля, становится исчезающе малой величиной.
3.Место «первого» кругового движения занимает в этой вселенной движение прямолинейное, фундаментальное значение которого утверждает закон инерции.
4.Это идеализованное движение происходит в пустоте (у Декарта нет пустоты), где нет помех для его вечного продолжения
5.так как закон инерции «красноречиво» свидетельствует о том, что в новой картине мира между телами нет не только никакой иерархии
6.но нет и прежней гармонической связи.
7.Всякое тело, двигаясь в пустоте, предоставлено самому себе, и в его движении нет ни конца, ни цели, если не считать целью стремление к самосохранению.
8.ведь, согласно закону инерции, тело стремится удержаться в своем состоянии — покоя или равномерного прямолинейного движения.

Современная парадигма научного мышления: системная, органическая, эволюционная
СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. Вселенная – совокупность не вещей, а связей.
  2. Современное естествознание изучает не отдельные замкнутые объекты, а взаимодействия.
  3. Мир – не мозаика разрозненных элементов, а неделимая реальность всеобщих связей.

4. Образ мира – не «часовой механизм», а «паутина», «сеть».

ОРГАНИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. От субстанциональной концепции пространства времени к реляционной.
  2. Материя – это не только вещество (плазма), но и поле (вакуум).
  3. Трансформации материи: взаимодействия частиц, волновые процессы. Частично-волновой дуализм.
  4. Фундаментальные взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое, сильное.
  5. Взаимосвязь явлений: от механистического детерминизма к многообразию типов детерминации.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. Принцип саморазвития.
  2. В мир возвращается человек и его мысль.
  3. Эволюционные процессы необратимы.
  4. Естественнонаучное знание связано с гуманитарным.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: