Меры наказания за нарушения правил охоты и рыболовства




 

Понятие экологического преступления сводится к следующему. "Экологическое преступление - это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов".

Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, по сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.

Предмет экологического преступления - окружающая среда в целом, ее компоненты, продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду.

Объективная сторона выражается посредством деяния (действие или бездействие), различных правил, преступных последствий и причиной связи между ними.

Субъективная сторона - как умышленная, так и неосторожная вина.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за следующие виды преступлений:

) незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК РФ)

. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

) незаконная охота (ст. 258 УК РФ)

. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ с 1 апреля 2010 года в пункте "г" части первой статьи 258 слова "на территории заповедника, заказника" будут заменены словами "на особо охраняемой природной территории".

Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения. Причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.

К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний: штраф, предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.

Целью является охрана фауны (животного мира) как важнейшего компонента окружающей среды, а также обеспечение правопорядка при пользовании животным миром.

Правовое регулирование охраны животного мира и пользования им регламентируется многочисленными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами. Базовым актом здесь является Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", устанавливающий правила охраны объектов животного мира, виды и способы пользования им, в том числе охоты и рыболовства, применения традиционных методов добывания объектов животного мира и приоритетного пользования животным миром, условия и порядок лицензирования и т.п.

Объектом правонарушений, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира.

Предметом посягательства является животный мир, т.е. "совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы" (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), за исключением относящихся к водным биоресурсам континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и иным, указанным в ч. 2 ст. 8.17. В качестве предмета административного правонарушения может выступать как отдельное (конкретное) дикое животное, так и их популяция.

Объективная сторона включает действие (при нарушениях правил охоты и рыболовства), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны рыбных запасов может быть выражена и в виде бездействия. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

КоАП РФ предусматривает следующие виды административных правонарушений:

. Пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии), если разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), а равно самовольная переуступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ (ст. 7.11. КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Так, в отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 1000 до 2000 рублей; в отношении юридических лиц - штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.

. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов (ст. 8.33. КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 500 до 1000 рублей; в отношении юридических лиц - штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка (ст. 8.35. КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией орудия добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудия добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой; в отношении юридических лиц - штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей конфискацией орудия добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов или без таковой.

. Нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ):

нарушение правил охоты (ч. 1 ст. 8.37. КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются граждане и должностные лица. В отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1000 до 2000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок до двух лет; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

нарушение правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ (ч. 2 ст. 8.37. КоАП РФ).

Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 2000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 10 000 до 15 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; в отношении юридических лиц - штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 8.37. КоАП РФ (ч. 3 ст. 8.37. КоАП РФ).

Субъектами данного административного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. В отношении граждан предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; в отношении должностных лиц - штраф в размере от 2500 до 5000 рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; в отношении юридических лиц - штраф в размере от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.


 

Заключение.

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Основными задачами ОВД в области соблюдения правил охоты и рыболовства являются выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, установление физических, юридических и должностных лиц, виновных в их совершении, взаимодействие с государственными природоохранными, санитарно - эпидемиологическими и другими правоохранительными и контролирующими органами. Лица, допустившие нарушение правил охоты и рыболовства, в соответствии с действующим законодательством привлекаются к административной, уголовной, а в случае причинения ущерба госохотфонду незаконной добычей диких животных к гражданско-правовой ответственности. К ним также могут применяться меры общественного воздействия и дисциплинарные взыскания.


Список литературы

 

Конституция РФ. М.: 1993.

Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.

Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016)

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (ред. от 14.03.2009).

Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ред. от 03.12.2008)

Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009) Российская газета, N 137, 28.07.2009.

. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (ред. от 10.03.2009)

Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2003.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.

Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: