Программы просветительские и туристические




К ним можно отнести уже идущую работу по созданию музея в Коловертном для дальнейшего развертывания его в Центр фольклорного исторического туризма.

В том виде, в каком сейчас, спонтанно, осуществляется эта работа, она исключительно и только затратна. В ее разработке начисто отсутствует маркетинговое исследование. Не учтено соотношение расходной и прибыльной части. Как ни горько это признавать, но опирающаяся только на эмоции, пусть даже самые светлые и самые достойные, она обречена на финансовый провал.

Программу необходимо начинать с исследования контингента потребителей, готовых воспользоваться предлагаемой туристической услугой.

Четкого определения характера и параметров услуги (что и в какое время, включая доставку, проживание, питание, развлечения и пр., предоставляет фирма). Немаловажную часть подобной программы составляет обеспечение безопасности, в том числе, и медицинской.

Одной идеи создания «Фольклорной деревни» - так именуется этот вид туризма в мировой практике - для осуществления проекта недостаточно.

Для «Фольклорной деревни», «Живого музея» и т.п. гораздо более подходит не Коловертное, а пос.Дарьинское, где расположен (предполагаю, в ближайшее время обещающий приказать долго жить) музей Шолохова. (См. в Интернете сайт «Мародер Шолохов»). Именно здесь, при наличии всех достоинств Коловертного, вблизи от города, при развитых коммуникациях возможно осуществление всех замыслов по действительно востребованному нынешним временем «жанра» туризма.

Однако все туристической «кухней» должны заниматься уже существующие туристические фирмы или бизнесмены, которые занимаются только этим. Они могут существовать под эгидой ЕСУ, но ни Фонд, ни ЕСУ не должны заниматься строительством изб, юрт, ресторанов и оборудованием рыбалки и охотничьих угодий! Не его это дело!

ЕСУ в качестве своего продукта должен предлагать коммуникационные (поскольку он союз – т.е. объединение, коммуникация!) и интеллектуальные услуги (ведение программ, консалтинг и т.п.).

В проекте «Фольклорная деревня» он должен брать на себя интеллектуальную, юридическую, историческую, консалтинговую во всех областях, коммуникационную часть и иметь за это долю в прибыли от проекта. Ни обслуживанием туристов, ни проведением развлекательных мероприятий ЕСУ по уровню заниматься не должен, это резко снижает его имидж и рейтинг.

Например: Фонд и существующий под его опекой ЕСУ может взяться за разработку программы «Фольклорной деревни». От создания пилотного проекта, ведения всех договоров по сделкам, документации, приглашению архитекторов, строителей и т.п. до позиционирования как части своей интеллектуальной собственности этого проекта в СМИ. Получать за это деньги, и немалые, но не отвечать ни за кирпичи, ни за автобусы, ни за простыни, ни за рестораны и туристов. Это работа другого уровня.

Задача ЕСУ – формирование и поддержка коммуникационных каналов, организация специальных событий и т.п., а не конкретное строительство конкретных объектов или их эксплуатация.

 

Программа «Возвращение»

Как следует из приведенных в преамбуле статистических данных, сегодняшний Казахстан испытывает острейший кадровый голод во всех областях, и в первую очередь в промышленности и сельском хозяйстве. Поэтому одна из насущнейших проблем - увеличение людских ресурсов. Стихийное пополнение, которое происходит за счет переселенцев из других среднеазиатских республик, для Казахстана крайне нежелательно, если не сказать опасно.

Несмотря на достаточно высокую рождаемость, естественный прирост населения идет крайне медленно, а квалифицированная рабочая сила и полноценное трудоспособное население необходимо уже сейчас. Для государства нет ничего опаснее, чем наличие образовавшихся лакун в обществе, которые, безусловно, заполнятся, но это стихийное заполнение совершенно нежелательно, хотя бы потому, что неуправляемо и не контролируемо.

Стихия оголтелого и слепого национализма насытилась и дискредитировала себя. Поэтому в Казахстане возникли предпосылки для привлечения работоспособного населения извне. Мощнейшим резервом такого пополнения пока является контингент вынужденных переселенцев, покинувших Казахстан в девяностые годы. Этот резерв не безграничен, кроме того, с каждым днем он убывает не только за счет естественной людской убыли, но и потому, что на смену поколению, тоскующему по своей покинутой Родине – Казахстану, приходит поколение, адаптированное на новом месте жительства, не помнящее Казахстана и не желающее никуда возвращаться.

Взяв эти идеи как основу, ЕСУ может стать идеологом и координатором движения за возвращение в Казахстан. Движение, начатое и позиционированное как общественное движение, общественной организацией, безусловно, будет всячески поддержано на государственном уровне.

Необходимость в таком общественном движении очевидна. По утверждению Правительства Казахстана, в 2006 году в Казахстан вернулось до 60 тысяч иммигрантов, в том числе немцев и чеченцев. Даже если эта цифра значительно завышена, она свидетельствует о том, что процесс возвращения идет, и уж во всяком случае, даже если информация выдает желаемое за действительное, говорит о стремлении государства вернуть своих бывших граждан.

Желание снять телефильм или даже серию телефильмов о возвращении совершенно в духе времени, закономерно и правомочно. Но даже блистательно снятый телефильм, успешно прошедший в прокате, ничего к имиджу ЕСУ и Лидера не добавит.

Вся слава достанется режиссеру. Все дивиденды – телевидению. Поскольку даже серия телефильмов – разовая акция.

Совет

Начинать нужно с другого конца. Представляется совершенно необходимым в рамках концепции о приоритетах в работе ЕСУ создать в Интернете развитый, полноценнный сайт для обмена информацией, связи с бывшими соотечественниками и т.п.

Наличие такого сайта позволит собрать достаточный материал для анализа процесса и даже для руководства им.

На сайте могут быть предусмотрены рубрики: «Отзовитесь!», «Ищу человека», «Домой!» и т.д.

Могут быть организованы так называемые горячие линии, вплоть до ответов Президента Республики пользователям Интернета в режиме онлайн.

Телефильмы и радиопередачи не принесут желаемого результата, поскольку транслируются в основном внутрь Республики. Выход на зарубежье дает Интернет.

ЕСУ, по определению, может возглавить движение и обеспечить его интеллектуальной поддержкой.

Он же выступает определенным гарантом достоверности информации и координатором дальнейших действий по возвращению переселенцев в Республику.

Первейшей задачей, на которую Правительство, скорее всего, охотно даст денег, может стать создание банка данных о переселенцах, желающих возвратиться на Родину, или даже, возможно, новым переселенцам, желающим переехать на место жительства в Казахстан.

Однако это должна быть отдельная программа главную часть, которой должны составлять не фильмы и радиопередачи (они обязательны, но как следствие программы), а каналы коммуникации, установление двухсторонних связей, по образу и подобию телепередачи «Жди меня».

При создании такого проекта под эгидой ЕСУ возможно даже прямое обращение к Правительству для получения финансирования программы, предоставления эфирного времени, создания курсов для обучения волонтеров, помогающим переселенцам, базы данных по предприятиям, где есть рабочие места, пунктов психологической реабилитации и поддержки. ЕСУ по заявленному брендовому статусу имеет возможность получать поддержку от самых различных фондов вплоть до фондов ЮНЕСКО.

 

Редакционно – издательская деятельность

Интеллектуальный потенциал Евразийского Союза Ученых требует иных форм для реализации. В частности,

Программа создания собственного печатного органа и позиционирования в СМИ

Для этого необходимо позиционирование этого органа как некоего издания, публикация в котором учитывалась бы как публикация научной работы. Классическое название для такого издания - «Вестник Евразийского Союза Ученых». По жанру это может быть альманах, не имеющий четкой периодичности и выходящий по мере того, как набирается редакционный портфель.

Для его статусности возможно его учредителем или соучредителями взять несколько высших учебных заведений, из нескольких стран. Например, несколько Университетов.

Тираж издания должен быть небольшим – до 1000 экземпляров. Деньги на издание платят те, кто заинтересован в публикации своей работы. Частично затраты восполняются розничной продажей.

Издание обязательно, в качестве дарения, рассылается по ведущим национальным библиотекам мира (По существующему международному законодательству, в случае дарения библиотеки не могут отказаться от взятия издания в свои фонды).

Издание обязательно должно иметь электронную версию и постоянно обновляемый сайт в Интернете.

Для усиления имиджа издания, первый номер позиционируется не как вновь созданное, а как возобновленное издание, насчитывающее уже достаточно большой срок своего существования.

Именно такой отчасти научный, отчасти популярный журнал станет главным рупором идей Евразийства и его сотрудников, стоящих «над схваткой» или «поверх барьеров» в силу своего социального, интеллектуального уровня.

Издательская деятельность ЕСУ должна «увенчиваться» высококачественными изданиями книг, которые должны выходить только под логотипом и брендом ЕСУ.

 

Книжные издания, осуществляемые Фондом, могут регистрироваться как приложения к журналу, как библиотека этого журнала, что с одной стороны поднимет его роль в глазах общественности, а с другой - способно принести прибыль издателям.

 

Обязательно: от имени Фонда или ЕСУ, или того и другого должны публиковаться проспекты предполагаемых изданий. Осуществятся такие издания или нет – вопрос второй, главное, чтобы проспекты иллюстрировали постоянную, широкую деятельность ЕСУ. Для этого также необходимо постоянное, регулярное освещение деятельности ЕСУ в СМИ и на ТВ.

Любая программа, должна быть, брендово и тематически связана с работой ЕСУ.

Любая информация о Фонде или от имени Фонда должна постоянно позиционироваться как развитие программ ЕСУ.

ЕСУ должен присутствовать на всех сколько-нибудь значимых мероприятиях, освещаемых в СМИ. Не обязательно, да и невозможно и не нужно присутствие на всех мероприятиях Лидера, но сотрудники или волонтеры ЕСУ должны постоянно аккредитовываться на всех значительных пресс-конференциях, собраниях и иных мероприятиях, организуемых Главной Общественностью.

От имени ЕСУ различными представителями должны постоянно комментироваться все значимые события в Республике и за рубежом.

Не вредно договориться с наиболее солидными периодическими изданиями о создании специальной колонки или регулярно публикуемой под логотипом ЕСУ серии статей, комментирующих то или иное событие. Для этого совсем не обязательно содержать штат журналистов, подкармливать ученых и т.п. Достаточно договориться с ними о том, что ряд материалов, которые ими и так будут опубликованы, шли под логотипом Фонда и ЕСУ, а значит, выглядели бы, как публикации ЕСУ.

Должен быть организован и отслежен поток статей о Лидере, в каждой статье, посвященной самым разным сторонам его деятельности он должен обязательно позиционироваться как Лидер Фонда и ЕСУ. Иначе публикации будут носить «проходной» служебный характер, легко забудутся и не сработают на имидж ни Фонда, ни Лидера.

Сам Лидер должен давать интервью, комментировать те или иные события крайне редко. Это должны быть ключевые материалы, или специальные пресс-конференции, брифинги и т.п.

Частота выступлений Лидера снижает весомость его фигуры (Сталин за всю жизнь выступал шесть раз, самое большое выступление 32 минуты, включая овации). Однако, во всех публикациях, где хотя бы раз упоминается деятельность Фонда или ЕСУ в положительном смысле, обязательно должна быть ссылка на Лидера. Иначе публикация носит чисто информационный характер и не работает на Организацию.

Публикация или выступление Лидера перед аудиторией всегда должно быть подготовлено публикациями, предваряющими и анонсирующими это выступление.

После статьи или выступления Лидера, обязательно, должны пойти «резонансные круги» - то есть публикации со ссылками или большими статьями, комментирующими выступление Лидера.

В редакционно-издательском отделе или, в дальнейшем в отделе по работе со СМИ должен быть продуман календарь публикаций и выступлений, с алгоритмом в 7 – 14 дней. То есть каждые семь – четырнадцать дней в СМИ должен проходить, хотя бы одной строчкой, хотя бы одним упоминанием, Фонд, ЕСУ и Лидер. Как подсказывает практика, большие сроки не делают фигуру Лидера запоминающейся.

Если по каким-то причинам алгоритм 7- 14 невозможен, тогда ключевые публикации должны быть большими по формату и ударными по содержанию. Что значительно сложнее, опаснее и менее результативно, чем постоянное, ненавязчивое упоминание в проходных статьях.

Совет

Не следует бояться кризисов и скандалов. При профессиональном создании имиджа Организации и Лидера, зачастую, кризисы и скандалы планируются и провоцируются имиджмейкерами. Образно говоря, «он украл или у него украли не важно, важно, что как-то был замешан». Иными словами, скандал, кризис, любая нестандартная ситуация, отраженная в СМИ, способствует запоминанию имени Лидера.

В практике ПР подчеркивается, что ни одно событие не может быть хорошим или плохим, до того как оно прокомментировано. Таким образом, в выигрыше всегда остается тот, кто первым дает интерпретацию события, естественно, в свою пользу.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

 

Сознательно даю большой список, чтобы показать какая это широчайшая нива деятельности, работающая на имидж Организации и Лидера и приносящая финансовую прибыль. Специальные события играют основополагающую роль, если такие события отвечают интересам общественности. Они могут значительно упрочить репутацию Организации и Лидера. Кроме того, они незаменимы, когда речь идет о сборе средств, привлечении внимания к Организации, ее продукту, в том числе и интеллектуальному, или услугам. К широко используемым в практике паблик рилейшнз акциям или специальным событиям (мероприятиям) можно отнести:

¾ специальные дни, вечера, недели, месячники; торговые шоу, экспозиции, выставки, ярмарки, фестивали; встречи, семинары, «круглые столы», конференции, съезды, симпозиумы, конгрессы, народные вече, годовщины, юбилеи, знаменательные даты, специальные награды, приветствия, проводы на пенсию, дни открытых дверей, экскурсии по предприятию, встречи с ветеранами, митинги, публичные дебаты, тематические вечера;

¾ коллективные обеды, ужины, кофе, чай, банкеты, фуршеты; соревнования, викторины; парады, конкурсы красоты;

¾ события и мероприятия, организованные спонсорами для общественности;

¾ спонсорские премии, именные стипендии, пожертвования; создание благотворительных и просветительских фондов; приемы, презентации; концерты и театральные турне;

¾ визиты, специальные поездки как награда за особые заслуги; пикники, выезды на природу;

¾ выставки даров природы, самостоятельно выращенных цветов, продукции приусадебных участков; церемонии открытия новых строительных площадок, закладка первого камня в фундамент;

¾ демонстрации готовой продукции, передвижные экспозиции; визиты заслуженных и выдающихся людей, церемонии встреч и проводов;

¾ выборы официальных должностных лиц; отчеты о разрешении проблем, сообщение статистических данных;

¾ оглашение результатов опросов общественного мнения, социологических исследований;

¾ церемонии открытия фестивалей, спартакиад и других мас­штабных мероприятий;

¾ оглашение новых назначений на ответственные посты; провозглашение нового политического курса, программ, изменений в политическом курсе, программах деятельности; сообщения, пресс-конференции по поводу важных событий в жизни и деятельности Организации и Лидера; ПР-персоналии (олимпийские чемпионы, «Мисс очарование» и др.);

¾ посвящения;

¾ выпускные школьные вечера, школьные собрания, концерты, олимпиады;

¾ танцевальные вечера, дискотеки, балы; кинофестивали, демонстрации мод;

¾ выставки домашних животных (собак, кошек, птиц); спортивно-оздоровительные мероприятия, туристические походы, лыжные прогулки, любительские соревнования; встречи с известными спортсменами, ветеранами спорта; коллективное посещение музеев, выставок, концертов, театральных спектаклей;

¾ встречи с выдающимися людьми, церемонии раздачи автографов;

¾ участие в общественных мероприятиях, благоустройство парков, улиц, детских площадок и др.; уход за престарелыми людьми; публичные слушания, встречи с депутатами; встречи и конференции при участии лидеров общественного мнения;

¾ специальные образовательные программы: как быть бережливым, здоровым и пр.;

¾ специальные программы для политических лидеров; торжественные события, празднования государственных, национальных, религиозных праздников; тематические мероприятия и празднования национальных исторических событий;

¾ мероприятия по чествованию дат истории и культуры других стран и народов.

 

Приведенный перечень специальных ПР-мероприятий или событий далеко не полон. Кроме того, в каждой стране, местности, где, как правило, сложились определенные исторические или политические традиции, такие мероприятия могут приобретать особую окраску. В целом же специальные события очень полезны с точки зрения обеспечения «заслуженной» прессы - то есть такой, которая вынуждена писать об Организации без всякого с ее стороны стимулирования. Если содержание организованных событий, масштабы, состав их участников и приглашенных гостей таковы, что сами по себе заслуживают быть новостью, то, несомненно, средства массовой информации не могут обойти их молчанием. Они получают освещение в виде репортажей с места событий, фотоматериалов, выдержек из пресс-релизов, где непременно будут упомянуты инициаторы специального события, то есть Организация получит заслуженное положительное освещение.

Специальные события настолько важны, что во многих Организациях существуют целые отделы, специализирующиеся на их проведении.

Фонд и ЕСУ могут выбрать из приведенного перечня те специальные события, которые представляются с одной стороны значимыми для работы ЕСУ и Фонда, а с другой ложатся в контекст политической жизни Республики. В этом случае, ЕСУ будет привлекаться администрацией к проведению специальных событий, которые, кстати, всегда очень солидно финансируются заинтересованными организациями или персоналиями.

Совет

Ни Лидеру, ни кому бы то ни было из Организации не следует выдумывать специальные события или предлагать их Главной общественности (как-то проведение конференций, собраний, вечеров и т. д.). Даже если Главной общественностью то или иное предложение будет воспринято благосклонно, не внесенное в план мероприятий оно останется незамеченным и, главное, предложившая Организация вынуждена будет проводить его за свой счет.

Представители Главной общественности, в частности администрация, относятся крайне ревниво к инициативам, исходящим не от них самих или которые они не могут выдать за свои. Поэтому, даже формально принимая участие в специальном событии в качестве почетных гостей, сделают все, чтобы такое событие не имело резонанса и выглядело разовой акцией.

Правилен другой путь. Зарекомендовавшая себя достойным партнером Организация берет на себя функции по организации и проведению специального события по планам, например, администрации. Как правило, администрация или любая другая Главная общественность (руководство фирмы, партия и т.п.) с удовольствием и облегчением сбрасывает с себя груз ответственности и трудов по организации и проведению специального события, отчисляя средства на его проведение. Взявшаяся на организацию специального события Организация автоматически получает все дивиденды от его проведения.

 

Совет

Внимательнейшим образом изучить имеющиеся планы Главной общественности и вписаться в них, в качестве исполнительного органа, используя все связи и контакты в административных и иных сферах. ЕСУ, как организация с серьезно позиционированным брендом, может взять на себя часть функций по обеспечению того или иного мероприятия, памятуя, что все лавры от его проведения достанутся ЕСУ.

Как свидетельствует практика, Государственные органы только на первых порах неохотно делятся своей работой с общественными организациями, в дальнейшем они охотно представительствуют на специальных мероприятиях, перекладывая всю работу, в том числе, и финансирую (часто с откатом) на организации, взявшиеся за их реализацию.

 

Совет

Очень сложно проводить в жизнь какие то инициативы, не будучи представителем государственной власти. Это относится ко всем государствам с самой разной системой государственного устройства. Оптимальный путь – реализация уже принятых, зачастую внесенных в бюджет или, во всяком случае, утвержденных программ, которые всегда можно интерпретировать в интересах Организации.

Например: Будет очень сложно «пробить» съемку телесериала. Еще сложнее продать отснятый за свой счет фильм на какое-то телевидение внутри Республики или за рубежом. Гораздо эффективнее вписаться в имеющуюся программу, получить грант на реализацию своей части и гарантированно обеспечить фильму выход на экраны (см. Приложение 3).

 

Заключение

При правильно организованной работе Фонд, ЕСУ и Лидер имеют очень высокие шансы добиться успеха в реализации установочных, декларируемых и имплицитно существующих целей. Но для этого следует четко обозначить приоритеты и следовать к поставленным целям, последовательно и постоянно не отвлекаясь ни на какие бы то ни было заманчивые проекты.

Совершенно очевидно, что путь, спонтанно верно угаданный при создании ЕСУ, нуждается в постоянной жесткой корректировке.

По моему глубочайшему убеждению, успех Фонда, ЕСУ и Лидера зависит от точного выбора продукта, на создание которого должны быть брошены все усилия. Таким продуктом являются интеллект и коммуникации. Именно они полностью соответствуют бренду ЕСУ. Именно они, при правильной организованной работе, способны обеспечить имидж и Организации и Лидеру, и позволить Фонду стать хотя бы самоокупаемым.

Все остальные программы, при любом успехе на любом уровне, будут носить частный разовый характер, если не будут развиваться в соответствии со всем контекстом работы Организации. При последовательном выполнении даже на среднем уровне программ по реализации продукта, свойственного и органичного для ЕСУ, Организация будет усиливать свое позиционирование и укреплять свою репутацию. Даже срыв какой-либо программы всей Организации ничем не грозит.

Любая разовая акция, вне контекста развития Организации, в случае успеха вскоре забудется, в случае неуспеха приведет к полному банкротству Организации, в том числе и финансовому.

Постепенно, шаг за шагом накапливая опыт, завоевывая признание общественности, укрепляясь в ее сознании буквально изо дня в день, прибавляя по строчке, по словечку к образу Организации, но последовательно и постоянно двигаясь, ЕСУ придет к намеченной цели и добьется положительного результата. Причем, произойдет это значительно раньше, и будет гораздо надежнее, чем представляется в начале пути.


Приложение 1

Территория. По размеру территории (2717,3 тыс. кв. км) страна занимает 9-е место в мире и 2-е в СНГ. Большую часть территории (44%) занимают пустыни, 14% — полупустыни и 26% — степи. Климат резко континентальный, засушливый, особенно в центральной части страны. Из имеющихся более 8 тыс. рек лишь у семи длина превышает 100 км (Урал, Эмба, Сыр-Дарья, Тобол, Иртыш, Ишим). Из почти 50 тыс. больших и малых озер выделяются Аральское (море), Балхаш, Зайсан, Алакол, Тенгиз. Казахстан имеет самое протяженное (1894 км) побережье на Каспийском море среди прикаспийских государств.

Население 14,9 млн чел. Слабый в 90-е гг. прирост населения (0,5% в 2001 г.) перекрывался миграционными потерями (свыше 120 тыс. чел. только в 2000 г.), в результате чего его общая численность неуклонно снижается (примерно на 1 млн чел. за период с 1995 по 2000 г.). Наиболее интенсивно происходит отток русскоязычного населения (прежде всего в Россию) и этнических немцев в Германию. В результате традиционно более высокой рождаемости среди казахов удельный вес русских в общей численности населения снизился с 36,5% (согласно переписи 1989 г.) до 30% (по официальным данным переписи 1999 г.), соответственно с 43 до 53% возросла доля казахов. Другие этнические меньшинства — украинцы (3,7%), узбеки (2,5%), немцы (2,4%), уйгуры (1,4%). Государственный язык — казахский, но в гос. организациях и органах местного самоуправления официально используется русский, являющийся основным для ¾ населения страны. Этническому делению соответствует конфессиональное: 47% населения составляют мусульмане, 44% — православные, 2% — протестанты. В 1999 г. ожидаемая продолжительность жизни в Казахстане составляла 64 года, в том числе 59 лет — мужчины и 70 лет — женщины.

В городах проживает 54% населения.

В результате слабого обеспечения бюджетным финансированием сферы образования и медицинского обслуживания в 90-е гг. наблюдается их деградация: снижение полноты охвата детей обязательным школьным образованием, рост детской и общей смертности.

История. Казахи, этнически произошедшие от тюркских и монгольских кочевых племен, пришли на нынешнюю территорию страны в XIII в. Территория их постоянного кочевья была присоединена к России в XVIII в. Административные границы республики были определены после того, как она в 1936 г. была провозглашена союзной в составе бывшего СССР, когда к ней были присоединены северные области, традиционно заселенные русскими. Депортация в республику жителей других национальностей (немцев, чеченцев) в годы сталинских репрессий, а также массовый приток рабочей силы в период освоения так называемых целинных земель в южных областях Казахстана (50—60-е гг. XX в.) способствовали формированию здесь населения, которое не сложилось в единую нацию вплоть до провозглашения независимости в декабре 1991 г.

Государственное устройство: президентская республика. Конституция 1993 г. наделяет избираемого сроком на 7 лет главу государства — президента — большой полнотой власти, в том числе правом назначать председателя правительства и утверждать состав правительства, распускать парламент, назначать административных глав 14 регионов и городов. Состав двухпалатного парламента (верхняя палата — Сенат, состоящий из 47 членов, нижняя — Мажилис из 77 депутатов), так же как и других государственных органов, отражает наметившиеся этнографические тенденции непропорционального преобладания казахов во всех ветвях государственной власти. Крупнейшие города — ставшая с 1997 г. новой столицей Астана (320 тыс. чел.), прежняя столица Алма-Аты (1,3 млн чел.), насчитывающие до 300—400 тыс. жителей Караганда, Чимкент, Павлодар, Усть-Каменогорск. Административно-территориальное деление — 14 областей.

Объем ВВП Казахстана по ППС в 2002 г. составил 81 млрд. долл., т. е. 5480 долл. на душу населения. Переживаемый вплоть до 1996 г. спад в экономике привел к суммарному снижению ВВП по сравнению с 1991 г. на 40%. Наступившая затем стабилизация сменилась подъемом в 2000 г., темпы которого в среднегодовом исчислении составили более 10% (2000—2003 г.).

Отраслевая структура экономики. 54% ВВП приходится на сферу услуг, 38% — на долю промышленности и строительства, 8% — на сельское и лесное хозяйство и рыболовство. В то же время структура занятости говорит о недостаточно высоком уровне развития Казахстана — в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве занято 36% работающих.

Экономическая политика. В советский период сложилась деформированная и затратная структура экономики Казахстана. Это положение усугубилось в 90-е гг. спадом производства, инфляцией, резким обнищанием значительной части населения. Для снижения нагрузки на государственный бюджет, создания слоя реальных собственников, привлечения инвестиций и международного опыта управления в Казахстане с 1993 г. проводится широкомасштабная программа приватизации и разгосударствления. В результате к началу 2001 г. из более чем 138 тыс. предприятий государственными оставались 17%. Даже среди крупных предприятий 60% составляли частные. Казахстан — единственная из стран СНГ, где пошли на передачу в управление и собственность иностранным фирмам около 60 жизненно важных так называемых стратегических предприятий — в области добычи и переработки нефти, цветных металлов, энергетики, энергоснабжения. Среди нерешенных проблем остаются массовая безработица (примерно 15% всего трудоспособного населения), деградация ряда отраслей, в том числе традиционного животноводства, сильно пострадавшего от проведенной в спешке аграрной реформы.

Налогово-бюджетная сфера. Расходы госбюджета в 2001 г. составили 23% от ВВП и в последние годы превышают доходы. Ведущими по объему налогами являются налог на прибыль юридических лиц и налог на добавленную стоимость.

Денежно-кредитная сфера. После выхода в 1993 г. из рублевой зоны национальная денежная система переживала период неустойчивости вплоть до 1998 г. В дальнейшем курс тенге стабилизировался (в январе 2001 г. курс к доллару США составлял 145:1), что превратило национальную валюту Казахстана в одну из наиболее устойчивых среди валют стран СНГ. Кредитная система во главе с Национальным банком состоит из 75 (на конец 2000 г.) коммерческих банков, в том числе 58 целиком казахстанских и 17 — с иностранным участием. Среди них выделяются Народный банк (40% всех вкладов населения). В стране есть другие финансовые институты: инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды, работает межбанковская валютно-финансовая биржа.

Промышленность. Основу промышленной базы страны составляет добыча и первичная переработка ископаемого сырья — нефти, угля, никеля, фосфатов, золота, серебра, бокситов. В 2000 г. доля отраслей добывающей промышленности оказалась равной стоимости продукции обрабатывающей промышленности. Казахстан с помощью иностранных компаний наращивает добычу нефти и газа как на суше (крупнейшее месторождение — Тенгизское), так и на шельфе, доведя в 2003 г. добычу нефти до 51 млн. т и газа до 16 млрд. м3. Добыча угля, прежде всего открытым способом в Экибастузском бассейне, сократилась по сравнению с советским периодом и составила 85 млн. т в 2003т. Сохраняются крупные объемы выплавки черных (4 млн. т стали) и особенно цветных металлов. Среди отраслей обрабатывающей промышленности выделяются металлургическая и металлообработка, переработка сельхозсырья, перегонка нефти, а также химическая промышленность. Имеющиеся машиностроительные предприятия выпускают преимущественно горнодобывающую и сельскохозяйственную технику. Налажена сборка телевизоров. Почти прекратилось производство тканей и обуви.

Сельское хозяйство. Природные условия Казахстана и освоение в 50-е гг. целинных и залежных земель определили ориентацию хозяйства республики на земледелие, с преобладанием посевов пшеницы. На орошаемых землях возделывают рис, хлопчатник (0,3 млн. т в 2001 г.), сахарную свеклу. Развиты товарное садоводство и виноградарство. Традиционно ведущей отраслью является пастбищное животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство, разведение верблюдов). Однако эффективность имеющего большой потенциал аграрного сектора остается низкой. Из 45 млн. га пахотных земель, дававших когда-то почти 2 т качественного зерна на одного жителя, в обороте осталось около 1/3 (16 млн. га в 2001 г.). Соответственно с 30 млн. т в 1992 г. валовой сбор зерна в 2003 г. упал почти в 2 раза - до 15 млн. т, производство мяса — в 2 раза (0,7 млн. т в убойном весе), шерсти — в 4 раза (до 23 тыс. т в 2000 г.).

Транспорт. В республике развиты все виды транспорта, однако главную роль в перевозках грузов играют автомобильные дороги (свыше 80% грузоперевозок). Протяженность автодорог более 83 тыс. км, из них 18 тыс. км республиканского значения. Морское судоходство осуществляется по Каспийскому морю (порты Актау — бывший Шевченко и Атырау — бывший Гурьев). Из 449 аэропортов 28 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. Важную роль играет налаженная к началу 90-х гг. система нефтепроводов (2850 км), продуктопроводов (1500 км) и газопроводов (3480 км). Завершено строительство экспортного нефтепровода от Тенгизского месторождения до Новороссийска в России (протяженностью 1500 км). Протяженность железных дорог около 14,5 тыс. км.

Внешнеэкономические связи характеризуются неустойчивостью и однобоким обслуживанием сырьевого сектора экономики. Так, свыше 80% экспортных доходов Казахстан получает благодаря вывозу нефти, угля, концентрата руд цветных и драгоценных металлов, зерна, шерсти, мяса. Более половины доходов дает торговля со странами Евросоюза, Россией и КНР. В то же время ¾ объема импорта составляют машины и оборудование, промышленные материалы, поступающие из большого числа стран. В 2003 г. внешнеторговый баланс сложился с большим положительным сальдо — более 5 млрд. долл. (13 млрд. долл. — экспорт и 8 млрд. долл. — импорт), тогда как еще в 1998 г. было зарегистрировано большое отрицательное сальдо. Казахстан привлекает немало зарубежных прямых инвестиций — 15,3 млрд. долл. накопленных прямых инвестиций в 2002 г., перед которыми открыты практически все отрасли экономики. В 2002 г. они составили более 60% всех капиталовложений. О размере поступающих в страну иностранных кредитов свидетельствует накопившийся за 90-е гг. внешний долг — 12,5 млрд. долл., в том числе государственный — 5,8 млрд. долл.

Экономические связи с Россией. Россия остается крупнейшим внешнеэкономическим партнером Казахстана. В 2001 г. на нее приходилось 35% оборота внешней торговли, в том числе значительная часть экспортируемого Казахстаном сырья и почти 40% импорта. Растет значение российских инвестиций в местную экономику, в том числе по линии таких крупных проектов, как энергетика (Экибастузская ГРЭС), Каспийский трубопроводный консорциум, разработка Карачаганского газоконденсатного месторождения, нефтяных месторождений, в т. ч. на шельфе Каспия.

· Содружество Независимых Государств в 2003 году: статисти­ческий справочник/Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2004.

Приложение 2.

 

Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева

на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана

21.08.2007

 

Уважаемые члены Ассамблеи народа Казахстана! Дорогие гости!

 

Сегодня - исторический день. Членами Ассамблеи народа Казахстана была выполнена ответственная миссия - впервые в нашей истории избраны депутаты от Ассамблеи в Мажилис Парламента.

Я поздравляю кандидатов и всех вас с положительными результатами голосования. Можно с уверенностью сказать, что Ассамблея будет достойно представлена в Парламенте страны.

Избранные сегодня депутаты – это не представительства тех или иных диаспор в Парламенте, а "Послы Дружбы" от всей Ассамблеи.

Уверен, что они направят все свои знания, энергию и силы на дальнейшее укрепление межнационального согласия, мира и стабильности в стране.

 

Уважаемые участники сессии!

 

Два дня назад состоялись выборы в Мажилис Парламента по партийным спискам и в маслихаты - первые выборы, прошедшие в условиях обновленной Конституции.

На основе новой избирательной системы, соответствующей международн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: