Концепция системы работы с одаренными детьми




Концепция работы с одаренными детьми

Каждый может быть успешным

Информационная справка о школе

СШ. № 37 открылась в 1993 году. В 2004 году школе присвоено имя Сырбая Мауленова. На сегодняшний день – это образовательный учреждение, в котором реализуются программы обучения начального, среднего, старшего звеньев.

Традиционными для школы являются: открытость образовательного процесса, уважение к личности ученика и педагога, создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей, организация условий для непрерывного образования учащихся, признание любых позитивных изменений в процессе и результатах образовательной деятельности в качестве достижений ученика, ориентация на использование современных педагогических технологий.

По состоянию на 1 сентября 2016 года в школе обучается 2906 учащихся (80 классов), из них в начальных классах –1492 учащихся, в среднем звене –1165 учащихся, в 10-11х классах – 249 учащихся.

В школе реализуется обновления общеобразовательной программы начальном звене в 1 классах.

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива. в своей повседневной педагогической деятельности мы исходим из того, что каждый ребенок – индивидуален, одарен и уникален. Подобный подход позволяет выявить потенциал ребенка на ранних этапах обучения и развивать его в дальнейшем.

Наше педагогическое кредо - «Каждый может быть успешным», и мы верим в наш общий успех.

Концепция системы работы с одаренными детьми

Согласно Концепции развития Казахстанского образования до 2020 года, приоритетным направлением должно стать опережающее развитие. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Опережающее развитие предполагает работу по следующим направлениям:

Обязательное образование, основанное на системе углубленного изучения отдельных предметов;

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся;

Развитие творческих навыков с помощью развития системы дополнительного образования;

Сохранение здоровья школьников через здоровьесберегающие технологии.

Все эти положения Концепции нашли отражение в Программе развития Школы № 37 им. Сырбая Мауленова г. Астана на 2016 – 2019 г.г. Программа развития рассмотрена и утверждена на заседании Педагогического совета школы. Одной из идей Программы развития является работа с одаренными детьми через формирование исследовательского опыта и проектной деятельности в рамках дополнительного образования

Цель:

Модернизация образовательной системы школы в целях развития учебно-исследовательских навыков детей и создания единого информационного пространства, способствующей повышению качества образования.

Программа развития школы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты и критерии. Программа как проект перспективного развития школы на основе инициативы «Инновационная школа» призвана консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения школы для достижения цели Программы, определить ключевые направления инфраструктуры школьной образовательной среды, совершенствование педагогического коллектива школы.

В основу реализации Программы положены методы, сочетающие управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны сотрудников. Выполнение цели и задач происходит в рамках реализации целевых программ, каждая из которых представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на решение проблем отдельного направления образовательной деятельности. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом реализации целевых программ является повышение качества работы школы, результатом реализации инициативных проектов – инновационные продукты, которые школа может распространять в системе образования.

Развивающая среда – школьные проекты:

§ Школьная конференция исследовательских проектов;

§ «Самый классный класс»

§ «Лучший ученик года»

§ «Лучший классный руководитель»

§ Ученический совет школы.

 

Дети с повышенным интересом к учению – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей современной школы.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Успешность работы с учащимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.

Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи исследовательской работы в начальных классах.

Ц е л и:

– развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;

– развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).

З а д а ч и:

1) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);

2) воспитание навыков общения, так как для ребенка в 6–7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;

3) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника:

– забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;

– сохранение высокой самооценки каждого ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляемые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;

– формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятельности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;

– организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

– стратегия ускорения обучения отдельных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета;

– организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итоговый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.

Следование данной программе позволяет «увидеть» наиболее талантливых детей и выстраивать в дальнейшем индивидуальную траекторию их развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

С одарёнными детьми должны работать подготовленные учителя. Это люди, которые обладают определёнными педагогическими способностями, знаниями, умениями, устойчивой психикой, терпением, высокой степенью интеллектуального развития и т.д.

Н. Д. Ливитов под педагогическими способностями понимал ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности. Именно:

- способности к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

- способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

- самостоятельный и творческий склад мышления;

- находчивость или быстрая и точная ориентировка;

В школе создана сеть творческих и научных объединений (Малая академия, школьное лесничество «Родничок», эколого-биологический центр «Катран»), которая позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся. Наиболее одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному предмету.

 

Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

1.Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1)осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2)формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3)доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4)общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.

2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3–4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5–7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное.

Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» – определенное количество баллов.

Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.

3.Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.

Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает им возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

После проведённого коллоквиума по данной теме в школе, можно с уверенностью сказать, что подавляющая часть педагогов применяет данные технологии в своей работе, остальные реализуют их периодически.

Учащиеся в дистанционном режиме получают знания по предметам, выполняют домашние задания, участвуют в олимпиадах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: