Выражение признательности 13 глава




Затем в своем письме он добавил, что ему не нравится линолеум, он считает этот материал холодным и неэстетичным. Ему было очень трудно связать линолеум какими-то ассоциациями. Я не могла использовать те из них, которые шли не от него, поэтому приходилось комментировать те, о которых он рассказывает в своих достаточно поверхностных письмах. Это все, что он сказал о линолеуме.

Сновидение в скрытой форме демонстрирует драму puer aeternus, вынужденного спуститься вниз, в жизнь. Как правило, если в снах появляется ландшафт, особенно если он имеет много подробностей или связан с любовными чувствами, как в данном случае, то его можно назвать ландшафтом души. Он отражает тот аспект романтического периода, в котором ландшафт впитывает в себя разные состояния души художника – будь то гроза, тихий вечер или темная лесная чаща, таящая в себе опасность. Эти типичные пейзажи привлекают человека и в какой-то мере отражают то или иное его настроение или передают атмосферу его психологического состояния, настроя. Следовательно, если в сновидении присутствует подробная картина ландшафта или пейзажа, ее всегда можно рассматривать как описание психологического состояния.

В данном случае, как и в сновидении с горной вершиной, молодой человек находится на краю пропасти, рядом со смертью. В ситуации, в которой он оказался сейчас, он не мог идти дальше, а потому на очень короткое время «приземлился» по соседству – словно птица, которая присела на ветку дерева, а затем полетела дальше. Он чувствовал, что летит к своему концу и не мог продолжать так лететь дальше. В его психике присутствовало расщепление, которое было очень глубоким. Но с клинической точки зрения мне было важно отметить, что его ландшафт нельзя было назвать типичным для шизофреника. В ландшафтах шизофреников бывает несколько трещин или ущелий: всюду проходят каньоны, указывающие на распад поля осознанной реальности. В какой-то мере случай этого молодого человека нельзя назвать и психотическим, поскольку в его сновидении оказалось только одно ущелье – поверхность земли не распалась на части. Я часто сталкивалась с таким типом расщепления при неврозах навязчивости, которые рассматриваются как пограничные состояния между неврозом и психозом. В таких случаях расщепление является очень глубоким, но при этом – одним-единственным; естественно, в таких случаях есть гораздо больше надежды на излечение, так как проблема, с которой надо работать, всего одна.

В данном случае можно сказать, что за «пограничной» фобией моего знакомого стоит одна большая проблема, но общая психическая структура пока остается целостной и еще не распалась на части.

Я не дала никаких комментариев в отношении символического значения фобий юноши, так как считаю их очевидными: полицейский, сажающий его в тюрьму и границы, [которые необходимо преодолеть]. Пересечение границы другого государства вызывало у него проекцию о том, что он вот-вот попадет в «ущелье» собственной психики. «Тюремная» фобия также однозначна. Молодой человек похож на птицу: никогда не привязан к земле, никогда не сохраняет постоянства ни в отношениях с конкретной девушкой, ни в своей профессии, ни в чем-либо другом. Он даже не может оставаться все время в городе, а бродит вокруг него с палаткой. Поэтому, с одной стороны, тюрьма для него является негативным символом материнского комплекса, во власти которого он фактически все время находится. С другой стороны, тюрьма, а именно, тюрьма реальности – это то, что он всегда ожидает, то, куда ему необходимо попасть. Но, стремясь избежать тюрьмы реальности, он оказывается заключенным материнского комплекса. Куда бы он ни направился, он в любом случае окажется в тюрьме. Однако у него есть выбор, где оказаться заключенным – либо в тюрьме собственного невроза, либо в тюрьме реальности. Вот так он и оказывается между молотом и наковальней. Такова его судьба, и вместе с тем это судьба мужчины, страдающего комплексом puer aeternus. Все зависит от того, что же он предпочтет: остаться во власти материнского комплекса и своего невроза или жить «просто так» в земной реальности.

Итак, мой молодой пациент [во сне] оказался в ситуации конфронтации со своим внутренним расщеплением. Он медленно совершает ногами движения, словно крутит педали воображаемого велосипеда, чтобы замедлить скорость падения. Здесь вполне возможна и сексуальная интерпретация, но воздействие физического стимула очевидно, поскольку перед тем, как заснуть, он несколько часов ехал на велосипеде. Кроме того, есть некий позитивный смысл в том, что движение продолжается: он не просто пассивно погружается в ситуацию, а сам способствует продолжению движения, и таким образом его падение замедляется. Это очень важно, ведь когда человек подвержен внутреннему расщеплению, – депрессии или какому-то внутреннему стрессу – опасность становится меньше в том случае, если эго-комплекс способен сохранять какую-либо деятельность и может продолжать движение. Такое очень часто может случаться с людьми, подверженными приступу психоза. Одна из последних попыток спастись от недуга (а мне пришлось несколько раз с этим сталкиваться) заключалась в том, что они пытались лихорадочно записать все свои фантазии. Они писали сутки напролет, пока не выходили из болезненного состояния. Это кажется диким, но в действительности люди предпринимали последнюю попытку сохранить какую-то деятельность, поддерживаемую эго-комплексом, стараясь сделать что-то с потоком бессознательного материала, обозначив его и выразив на бумаге. Эго-комплекс тонет, сохраняя вместе с тем инстинктивную потребность бороться и двигаться. Если этому процессу можно оказать поддержку, появляется возможность пережить опасный момент. До тех пор, пока Эго будет сохранять хоть какую-то инициативу, оно полностью не утонет и не превратится в инертное в бессознательном.

Если связать это с реальной ситуацией, вся суть такого движения заключается в велосипедной прогулке молодого человека с девушкой. Не став ждать, пока он станет жертвой злого рока, юноша впервые самостоятельно пошел навстречу этим отношениям с девушкой и проявил инициативу в том, чтобы возобновить связь на более чувственном уровне; именно такое движение помогло ему не упасть в расщелину. Можно заметить: излагая содержание сна, он продолжал повторять, что не боится, или что только чуть-чуть испугался. Такая настойчивость означает, что люди боятся, и сам факт, что они утверждают прямо противоположное, свидетельствует об их невероятном страхе падения в пропасть, а также о том, что путем самовнушения они пытаются избавиться от этого страха.

В этом сне наблюдается серьезное улучшение по сравнению с другим сном, в котором его бросают в ущелье две Теневые фигуры, а он спасается волей случая. На этот раз он в какой-то мере движется сам, и это движение замедляет падение. Хорошо видно, насколько важно слишком резко не выталкивать в реальность мужчину, оказавшегося во власти этой констелляции, так как это может привести к тому, что Тень станет сталкивать Эго в пропасть. Так самолет, у которого кончается топливо, должен снижаться медленно и постепенно, чтобы не допустить крушения. В таких ситуациях возникает существенная сложность: с одной стороны, необходимо помочь пуэру приблизиться к реальному миру, с другой – настойчивость и давление в этом случае грозят катастрофой. [Описанное мной] сновидение дает очень точную и верную картину того, как человек может падать медленно, словно парашютист. Вместе с тем, сон демонстрирует, что расщепление психики пациента столь серьезно, что требует очень осторожного обращения.

Авиакатастрофа в данном случае означало бы то же самое, о чем я говорила в связи с молодым человеком, заболевшем полиомиелитом, или о юноше, арестованном за мошенничество. Такая же катастрофа может произойти с человеком во внутреннем, а не во внешнем мире. Тогда вместо того, чтобы оставаться блестящим пуэром, человек вдруг превращается в циничного, разочарованного старика. Блеск превращается в цинизм, а мужчина становится слишком старым для своего возраста и уже больше ни во что не верит и ни к чему не проявляет интереса. Он полностью и навсегда лишается всяких иллюзий и фантазий, следовательно, утрачивает все свои творческие возможности, весь свой élan vital [58] и всю связь с духовностью. Тогда деньги и конкуренция с коллегами становятся для него приоритетом, а все остальное проходит вместе с юношеской романтикой. У таких людей очень часто можно заметить озлобленное выражение лица. Следующий сон может послужить очень хорошей иллюстрацией того, о чем я говорю.

Очень романтичный молодой человек, дон-жуан, имевший позитивный материнский комплекс, женился и добился определенного уровня профессионализма. К сожалению, он решил вернуться вместе с женой и детьми в тот город, где жили его родители. Естественно, между невесткой и родителями мужа стали возникать ссоры. У мужчины были хорошие сексуальные отношения с женой, но их эмоциональную связь нельзя было назвать очень тесной; по существу, он совсем не знал свою жену. Он сохранил глубокие иллюзии по отношению к матери, которую вследствие своего позитивного материнского комплекса слишком идеализировал, как, впрочем, и свою жену. Попав в ситуацию, когда две женщины оказались в состоянии конфликта, он ничем не смог помочь; его очень разочаровало поведение ссорившихся женщин – ложь, злословие и аффективные взрывы; они обе перетягивали его на свою сторону и говорили ему гадости друг о друге – обычное средство, которое в таких ситуациях используют женщины. Он в буквальном смысле спустился с небес на землю и полностью закрыл на все глаза: он целиком погрузился в работу и изо всех сил старался не обращать внимания на «дерущихся кошек», которые превратили его жизнь в ад. Вместо того, чтобы время от времени прикрикнуть то на одну, то на другую, ему едва удавалось отстаивать самого себя. Когда я встретила его снова, то была совершенно потрясена произошедшей с ним переменой. Это был расстроенный, бледный мужчина, лицо которого выражало глубокое разочарование. Я спросила его, как идут дела у него на работе; он ответил, что на работе все хорошо, что ему пришлось много трудиться, и рассказал мне об этом целую историю. На уровне сознания он не чувствовал разочарования. Он считал, что такова жизнь, и ему практически удается справляться с ситуацией, но при этом он совершенно не осознавал своего эмоционального потрясения. Затем он рассказал мне свой сон, явно архетипический.

Он приезжает в странный город, где живет принц, который полюбил очень красивую женщину. Та стала кинозвездой и бросила его, и тогда он вступил в любовную связь с другой женщиной. Но очень сомнительно, что он так же сильно любит эту женщину, похоже, он по-прежнему обожает кинозвезду. На прощание принц дарит ей драгоценный камень, сделанный специально для нее, – огромный бриллиант в форме слезы. Затем сновидец вдруг оказывается на улице этого странного города и видит принца, уходящего с другой женщиной. Принц ее обнимает. На улице поток машин, и сновидец думает о том, как эта пара станет переходить улицу, но они пересекают ее без проблем, а затем попадают в городские трущобы и заходят в какой-то темный двор. После этого он видит, как с крыши соседнего дома прыгает какой-то человек с намерением напасть на принца. Но затем сновидение переключается, и сновидец видит себя лежащим на тротуаре в неудобной позе, избитым, но не мертвым; он думает о том, находится ли поблизости напавший на него человек, и кого можно позвать на помощь.

Можно заметить, что в этом сновидении архетипом puer aeternus является принц, которому сновидец больше не идентичен. Идентификация мужчины с принцем нарушается, а потому он больше не является puer aeternus, и теперь его автономным внутренним образом является принц. Можно сказать, что десять лет назад он сам был принцем, типичным пуэром, а теперь вступил в реальный мир. Он перестал идентифицировать себя с этим архетипом, и его образ, ранее представлявший собой смесь инфантильной Тени и Самости, становится чистым символом Самости. Приведенная им ассоциация заключалась в том, что принц полюбил прекрасную женщину, которая теперь стала кинозвездой и нашла свое выражение в чистой экстраверсии. Такой тип развития можно считать нормальным, а именно: одна часть Анимы побуждает мужчину жить внешней жизнью, заставляя его жениться, делать карьеру, быть вовлеченным во внешний мир, создать семью, найти квартиру и т. д. Другими словами, он становится очарованным частью собственной личности, стремящейся жить. Все складывается нормально, но у него внутри остается образ романтичного принца, который не вовлекается в эту часть жизни. Поэтому принц выбирает другую женщину, а это значит, что теперь устанавливает связь с Самостью уже другая часть его Анимы – возможно, теперь уже не экзогамный, а эндогамный ее аспект.

Часто у юношей в процессе развития Анимы уже в школе есть подруга, которую они обожают, но на которой они не могут жениться, потому что еще не достигли возраста, позволяющего вступить в брак. Впоследствии, однако, они женятся на женщине совсем другого типа. Затем, в процессе жизни, возможно, между сорока и пятьюдесятью годами, этот чарующий образ Анимы часто возвращается, выполняя, как правило, символическую функцию внутренней связи с Самостью. Этот аспект Анимы играет ту же роль, которую для Данте играла Беатриче, а именно, роль проводника к внутренней маскулинности, тогда как другой аспект Анимы побуждает мужчину к браку и внешней жизни. Поэтому можно сказать, что подобный брак является экзогамным, он обычно обуславливает вовлеченность во внешнюю жизнь, а эндогамный аспект этого образа остается во внутреннем мире личности мужчины и впоследствии становится проводником к развитию внутренней жизни и ее осознанию. Новая невеста моего разочарованного пациента могла бы стать этим экзогамным аспектом жизни, но она еще не поддается описанию, а потому остается ему неясной, и он не может уловить, что она значит.

Принц дарит кинозвезде бриллиант в форме слезы, что явно свидетельствует о печали, связанной с расставанием, а также указывает на то, что она все еще сохраняет для него высокую ценность, и расставание с ней является для него тяжелым ударом. Если бы она его не бросила, то, вероятно, он продолжал бы за нее цепляться. Хотя внешне у этого мужчины не было заметно ни глубокой грусти, ни горького разочарования, он осознал всю глубину своего разочарования жизнью в прошлом. Он ощущает предательство, связанное с тем, что теперь ему приходится быть вовлеченным в обыденную, «слишком» человеческую, земную жизнь. В какой-то мере принц, находящийся у него внутри, все еще тоскует по утраченному elan vital, увлекшему его во внешнюю жизнь и теперь иссякнувшему. Соединяясь с этой новой формой Анимы, которая обернулась к внешнему развитию, он должен пересекать дорогу, лавируя между множеством машин.

В нашей цивилизации у нас до сих пор сохраняется мнение, одобряющее молодого человека покинуть родительскую семью, чтобы создать свою собственную. В данном случае мать сопротивляется этому, но такое развитие одобряется коллективной установкой. Но когда мужчина обращается к своей внутренней жизни, темп внешней жизни работает против него. Жизнь требует: если мужчина создал семью, он должен продолжать делать карьеру, зарабатывать больше денег, добиваться более высокого социального статуса, стремиться стать начальником, потом самым главным боссом. Но в случае, о котором я рассказала, мужчина средних лет должен от всего этого отказаться и обратиться к иной сфере своей жизни. Однако эта потребность мужчины не получает поддержки: он чувствует угрожающе высокий темп и требования внешней жизни. По существу, мужчина оказывается в ситуации, когда он переработал. Он очень успешен, но, несмотря на несомненную успешность своей жизни, ему достаточно сложно увидеть раздраженное лицо пожилого человека – свое собственное.

Принц не погибает под колесами автомобилей, символизирующих работу, которой сновидец перегружен. Принц проявляет мужество и уходит в темноту городских трущоб, т. е. углубляется в чувство собственной неполноценности и человеческого страдания. Он идет навстречу своей подчиненной функции, к нищете и упадку, туда, где питаются отбросами бездомные псы, орут коты и сплетничают женщины. Городские трущобы служат воплощением скрытой жизни большого города – прекрасный образ игнорируемого бессознательного.

Словно в сказке, принц должен войти в темную сторону жизни, и тут же на архетипического принца нападает Тень-грабитель. Это указывает на опасное состояние психики сновидца, опасность, которая возникнет, если он цинично откажется от тайного стремления к осмысленной жизни. По существу, он уже начал это делать. Цинизм нападает на принца, живущего в нем, и ему грозит опасность отказаться от поиска внутренних идеалов, или внутренней истины, или того, что когда-то он считал целью и смыслом своей жизни.

Затем неожиданно сновидец оказывается в образе самого принца, беспомощно лежащего на земле. Я сказала пациенту, что, видимо, он сильно подавлен и ослаблен. В течение пяти минут он мне ничего не мог ответить – настолько велико было его удивление моим заключением. Но я сказала: «Хорошо, вы лежите на земле, сбитый с ног ситуацией, в которой вы оказались, и не знаете, что делать. Вы чувствуете себя беспомощным. Для вас лучше бы принять это состояние и попытаться исправить ситуацию. Вы можете позвать людей на помощь или найти людей, которые вас поднимут или помогут». Мои слова нашли отклик, и он это почувствовал. Сновидение действительно хотело, чтобы мужчина сначала осознал, что ничего не изменится, пока он не увидит, как сильно он разочарован жизнью и в какой глубокой депрессии он оказался.

Такова типичная ситуация, в которой пребывают люди среднего возраста. Характерна она и для пуэра, который, успешно избавившись от невроза puer aeternus, сталкивается с другого рода сложной проблемой. Так бывает всегда: стоит вам решить одну проблему и почувствовать, что что-то сделали – ждите! На очереди уже стоит следующая проблема.

Итак, мой пациент не смог вспомнить события более чем двухлетней давности, потому что бессознательное не позволило ему совершить полный оборот круга [памяти]. Он оценил события по-новому и поступил с точностью до наоборот. Мужчина был очень раздражен, услышав мою интерпретацию событий, но во всяком случае, ситуация для него прояснилась.

В описываемом сне мы также видим опасность упасть и разбиться. При этом, если вам удалось упасть, это не значит, что в вашей истории наступил счастливый финал, ведь вам надо снова встать. Падение – только одна сторона жизненного ритма. Сначала искра славы подобна звезде, падающей с небес на землю, в грязь. Однако затем звезда должна возродиться из грязи.

Теперь мы перейдем к необычной теме другого сновидения молодого человека – к звездам под ногами. Однако эту сложную тему я предпочла бы обсудить в следующий раз. Сейчас же вы можете отнестись к ней как к архаичным представлениям о земле-плоскости, а не земле-сфере. Когда-то считали, что земля похожа на блин или на какой-то другой плоский предмет круглой формы, и поэтому в расщелинах земной поверхности можно увидеть звезды под ногами. Сновидение приводит нас к выводу о том, что мир сновидца – плоский, иными словами, реальность кажется ему не сферической, а плоской, что действительно так. В его психике не существует ни математических измерений, ни полярностей, что подтверждается его поведением в различных жизненных ситуациях и в отношениях с девушками, которые он строит и разрывает, не желая о них задуматься. Естественно, что в жизни этого мужчины не хватает любого рода конфликта или полярности – его жизнь ровная и плоская.


 

Лекция 7

На прошлой лекции мы остановились на основной идее сновидения, заключающейся в том, что сновидец видит звезды под ногами. Он смотрит вниз на долину и видит, что она преобразилась, но прежде всего он обращает внимание на появившиеся в долине звезды. Я отметила, что мир сознания сновидца не сферический, а плоский. В качестве примера синхронии могу сказать, что на днях я прочитала в газетах сообщение члена парламента о том, что в Англии живут люди, до сих пор полагающие, что земля плоская. Член парламента сообщает, что получил письмо, сообщающее о существовании особого Клуба. Его участники, двадцать четыре человека, искренне полагают, что наш мир плоский! Фотография в газете подтверждает, что в представлениях этих людей земля действительно плоская. Мир моего пациента такой же формы. Иными словами, его личность не сферична, поле его сознания подобно тонкому слою льда над пропастью коллективного бессознательного. Он не создал внутри себя никакой прочной реальности. Эту картину также можно назвать иллюстрацией слабости Эго. В центре его плоского мира существует глубокая расщелина, глядя в которую он видит находящиеся под ногами звезды, как если бы он смотрел сквозь земную твердь.

Существует известное алхимическое изречение:

 

  Небеса наверху Небеса внизу Звезды наверху Звезды внизу. Все, что наверху, То и внизу. Возьми это И возрадуйся.[59]

 

Я сразу же вспомнила эту старую алхимическую пословицу, происхождение которой мы не знаем. Мы знаем только, что она заимствована из древних герметических рукописей, но нам необходимо понять значение этого текста. Как правило, звезды интерпретируют как архетипы коллективного бессознательного, как ядро на темном небосклоне психики. Мы считаем их источниками света, отдельными световыми точками, и обычно их называют богами, вкладывая в это понятие архетипическое содержание. Таков, например, Саваоф[60] – хозяин небесных сил, предводитель небесной армии. Небесное войско – это звезды, и Бог ими управляет. Затем звезды стали считать разными богами, их небесный порядок отражал скрытую структуру коллективного бессознательного. В мифологии также существуют мотивы множества глаз и множества звезд. Например, змей Аргус был многоглазым, а иногда образы мифологических чудовищ также проецировались на звездное небо.

Считалось, что Зодиак представляет собой огромного змея, пожирающего собственный хвост – Уробороса[61], изображавшегося в чешуе, покрытой звездами. В трактатах гностиков на древнем рисунке Уроборос представлен в виде черной кусающей собственный хвост змеи с головой, усыпанной звездами. Так рисунок иллюстрировал двойную природу бессознательной целостности, совмещающей в себе как низкий (греховный, темный) аспект, так и возвышенный (светлый) аспект [бессознательного], который воплощали звезды. Точно такое же изображение можно найти в алхимическом трактате о так называемых «Законах Меркурия», где содержатся рисунки, представляющие «целое в едином».

Хвост Уробороса – это физически воплощенный и таящий опасность символ конца; именно в хвосте Уробороса, в отличие от настоящей змеи, накапливается яд. Голова мифического змея – светлый, духовный аспект. Это изображение проецировалось и на небо, поскольку Уроборос всегда появлялся на границе человеческого познания. Например, в эпоху античности считали, что небосклон представляет собой огромного змея – Уробороса, на теле которого располагались знаки Зодиака. В представлениях о мире как о плоскости, океан окружает землю, образуя такую же форму, как и свернувшаяся в кольцо змея, кусающая собственный хвост. На старинных картах [«плоского» мира] Уроборос изображал самый дальний внешний круг земли; когда человек желал достичь границ своего сознания, он должен был мысленно представить себе Уробороса. Как только он приближался к отметке неизвестности, ему являлось изображение змеи, усыпанной звездами. Вы видите, в какой мере мотив звезд связан с бессознательным, особенно с коллективным бессознательным.

Так что же говорят алхимики?

 

Небеса наверху

Небеса внизу.

Звезды наверху

Звезды внизу.

Все, что наверху,

То и внизу.

Возьми это

И возрадуйся.

 

При наивном толковании этого изречения мы увидим, что оно, по-видимому, связано с двойным аспектом коллективного бессознательного, находящегося над нами и под нами, словно окружающего нас в двух различных ипостасях. Сколько раз при анализе мифологического материала и толковании сновидений люди совершают ошибку, называя сознанием то, что находится сверху, а бессознательным (Uberbewusstsein – подсознательным) – то, что находится снизу, тем самым подразумевая, что вверху находится сознание! Если в сновидении человек спускается вниз, говорят, что он погружается в бессознательное, а если поднимается вверх, то утверждают, что уровень его сознания повышается. Это поверхностные выводы, бессмысленные заблуждения.

Если посмотреть на мифологическую карту мира, то можно увидеть над собой таинственный мир, недостижимый для человека, обитель богов. На горе Олимп боги жили как вверху, так и внизу. У шумеров и в Вавилоне существовал миф о человеке, попытавшемся взобраться на небо вместе с орлами; он не смог преодолеть определенный предел и, наказанный богами, упал на землю. С такими же трудностями мифологический герой сталкивается, пытаясь добраться до богов, живущих внизу.

Итак, если быть объективными, нам следует допустить, что и над нами, и под нами существует область бессознательного. Это двойственность также свойственна в толковании символа дома: подвал часто служит воплощением особой области бессознательного – сферы влечений и инстинктов. Разные люди часто видят сновидения, свидетельствующие, что в подвале дома хранится уголь и огонь, там живут ужасные чудовища, иногда через подпол в дом проникают грабители. Однако то же самое происходит и на чердаке. Например, сумасшедший, одержимый бессознательным, рассказывает, что «в башне живут летучие мыши», летучие мыши также обитают и на чердаке. Под потолком, над нашей головой духи бряцают цепями. Поэтому темный, затянутый паутиной чердак под крышей дома так же, как и подвал, относится к области бессознательного; попадая туда, мы почти сходим с ума. Людям часто снятся воры, спускающиеся в дом по крыше, или демоны, которые, усевшись наверху, снимают с дома черепицу и т. д.

Таким образом, нам следует рассматривать верх и низ с разных точек зрения и понять, существует ли качественная разница между различными типами бессознательного – в тех случаях, когда оно представляет собой высшие структуры и в тех, когда оно воплощает низшие силы. Конечно, есть и исключения, но, как правило, верх ассоциируется с мужским началом: упорядоченностью, светом, а иногда и духовностью, а низ – с женской природой: плодородием, темнотой (но не злом, в изначальных мифологических противоположностях не существовало моральной оценки), а также с хаосом и животным миром. Высшая сфера связана с птицами и ангелами – с крылатыми существами духовного мира. Например, если во сне какой-либо образ возникает внизу, то можно ожидать его проявления на эмоциональном уровне или в качестве физического симптома, например, бессонницы, аффективного расстройства симпатической нервной системы и т. п. Довольно часто этот образ воплощается в качестве явлений синхронии, которые материализуются во внешнем мире.

Если же вторжения бессознательного происходят сверху, они принимают вид увлеченности идеей или даже одержимости, например, идеей коммунизма или фашизма. Такое «верхнее» бессознательное проникает в психику в виде архетипической идеи. Если она считается позитивной, мы говорим, что человека посетил святой дух; если же идея негативна, то она имеет отношение к крылатым демонам, летучим мышам в башне и другим неприятным летающим тварям. Как разрушительные, так и созидательные идеи такого рода обладают мощной коллективной энергией. Активные образы [сновидений], как правило, относятся к «верхнему» аспекту бессознательного, а эмоциональные, инстинктивные импульсы – к его «нижнему» уровню.

Есть, однако, и исключения. Например, в египетской мифологии, эти же самые аспекты имеют обратный смысл. Так, в сексуальной символике [у древних египтян] феминное начало воплощали небеса (верх), а маскулинность была заключена в земле (низ). Возможно, это связано с существовавшей у египтян «обратной» концепцией жизни, согласно которой основной смысл жизнь приобретает после смерти, тогда как земное существование имеет очень незначительную ценность. Например, строительство поражающих воображение пирамид непосредственно связано с жизнью после смерти – при том, что вплоть до конца эпохи синкретизма в Египте не было ни одного более-менее пригодного для проживания дома, за исключением дворца фараона. Для египтян идеи являлись конкретными и реальными, тогда как формы реальной жизни – абстрактными, а значит, маскулинными. Изучая египетскую религию, поражаешься феномену, который можно назвать идеологической конкретностью: так, например, идею бессмертия следовало реализовывать, подвергая человеческий труп химическому бальзамированию для того, чтобы он как можно дольше сохранился. Мы считаем бессмертие символическим, но в египетской мифологии, как и в магии первобытных народов, жизнь после смерти отнюдь не была отвлеченным символом, и процесс мумифицирования означал сохранение бессмертия.

Все сказанное выше свидетельствует о конкретности идей. Для древних египтян земля была [абстрактной], маскулинной, тогда как дух и идеи были конкретными, [отражающими феминность]. Несмотря на то, что подобные представления характерны для древнеегипетской цивилизации, мы находим следы похожих противоположных констелляций и в некоторых других культурах. Таким образом, сталкиваясь с понятиями верха и низа, мы должны мыслить качественными категориями и тщательно изучать контекст, избегая буквального отождествления сознания с тем, что находится наверху, и бессознательного – с тем, что находится внизу.

В статье «О природе психе»[62] Юнг сравнивает психику человека со световым спектром, на одном конце которого находится инфракрасный полюс, а на другом – ультрафиолетовый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: