Тема 2. Принципы коррекционной ритмики. Методы исследования состояния ритмической деятельности у детей с нарушениями в развитии.




Коррекционная ритмика строится на общедидактических и специфических принципах. Рассмотрим их.

Общедидактические принципы. Принцип систематичности предопределяет последовательность изложения материала всего курса коррекционной ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего ритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различными нарушениями. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи и т.д.).

Систематическое ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру ритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т.п.) приучает детей и взрослых к установленному щадящее-оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных ритмических занятий в организме и психмоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на ритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями. В дошкольном и взрослом возрасте, помимо этого, используются прямые инструкции по развитию активности при выполнения движения (команды, элементы соревнования, поощрения и т.п.).

Принцип наглядности в коррекционной ритмике осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом – непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность. Опосредованная наглядность вступает тогда, когда необходимо пояснить отдельные детали и механизмы движения, которые скрыты от непосредственного восприятия. Большое значение имеет взаимосвязь наглядности и образного слова, которое связано с двигательными представлениями и вызывает конкретный образ движения.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с проблемами в развитии.

Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей детей, их двигательными возможностями и степенью трудности заданий.

Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых, музыкальных заданий. Повышение требований тогда приводит к положительным результатам, когда связанные с ними нагрузки посильны детям, не превышают функциональных возможностей организма, то есть соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям.

Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса, а также уточнение реабилитационного потенциала занимающегося. Индивидуальный подход предполагает также учет типа высшей нервной деятельности, возраста, пола, двигательного статуса.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимися все более трудных новых заданий. В процессе выполнения этих упражнений расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуется произвольная и речевая моторика и т. д. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.

Специфические принципы. Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка с проблемами в развитии, сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере.Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические средства повышают общую тренированность организма.

Принцип учёта симптоматики определяет физические возможности детей, ослабленность детей с речевой патологией, наличие параличей и парезов при алалии, дизартрии; частичную или средней степени выраженности ограниченность движений детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и т. д.

Принцип комплексности предполагает связь коррекционной ритмики с другими психолого-медико-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности.

Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей с нарушениями в развитии.

Развитие коррекционной ритмики в воспитания детей с проблемами как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования — это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира. Чем более совершенны методы исследования, чем лучше владеет ими исследователь, тем успешнее научная работа» Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, интервью, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др. Рассмотрим эти методы подробнее.

Метод наблюдения

Данный метод достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь необходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учится наблюдать за организацией музыкально-ритмического процесса в детском саду в целом, за поведением, реакциями группы детей или одного ребенка и т.д. Для того чтобы наблюдение было целенаправленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.

В практике педагогических исследований используются такие виды наблюдений, как непосредственное, опосредованное, открытое и скрытое.

Непосредственное наблюдение предполагает прямое или косвенное участие педагога-исследователя в непосредственно происходящем педагогическом процессе. При этом сам исследователь становится либо его участником, либо свидетелем, либо руководителем. Разные позиции, занимаемые им во время наблюдения, позволяют ему рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, проникая в суть происходящих процессов, глубже изучать поставленные вопросы. Так, например, педагог может самостоятельно организовать и провести в дошкольном учреждении музыкально-ритмическое занятие, наблюдая за поведением детей как бы изнутри. Опосредованное (или косвенное) наблюдение. Такое наблюдение могут проводить исследователи, апробирующие в условиях дошкольного учреждения, например, новые экспериментальные программы музыкально-ритмического развития детей или специальные задания. При этом исследователь наблюдает процесс как бы со стороны и оценивает его.

Открытое наблюдение осуществляется, когда, например, педагог-исследователь открыто присутствует на музыкально-ритмическом занятии, проводимом музыкальным руководителем. При этом дети чувствуют присутствие незнакомого человека и могут вести себя более скованно, неестественно. Это следует учитывать и не оценивать детские проявления на основании только такого наблюдения.

Скрытое наблюдение. Ценность этого наблюдения состоит в том, что испытуемые не ощущают его, поэтому ведут себя естественно, раскрепощено, без напряжения. Это дает возможность получить более объективные данные об изучаемом процессе, поведении группы детей или одного ребенка и т.д. Такое наблюдение может осуществляться разными путями. Наиболее простой из них — наблюдение за деятельностью ребенка в естественных условиях, например во время проведения игр с пением. Более сложные пути — это использование телеустановок и др.

Наблюдения дают исследователю ценный материал, но при использовании этого метода на первый план выступают внешние проявления происходящих процессов без взаимосвязи с другими их элементами. Поэтому метод наблюдения следует применять в комплексе с другими методами исследования.

Проведение наблюдений требует четко продуманной организации, которая зависит от цели и задач исследования, от того, что в данный момент изучается. В связи с этим составляется план наблюдения, определяются его цель, задачи, объект, время, место, условия, длительность, ожидаемые результаты.

Во время проведения наблюдений обычно делаются протокольные записи, отражающие все, что смог увидеть наблюдатель, — выборочные, матричные (по заданной схеме). При длительных наблюдениях желательно вести дневниковые записи. Такие записи очень важны, например, при наблюдении за музыкально-ритмическим развитием ребенка в семье. Результаты наблюдений можно фиксировать не только в виде записей, но и в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При проведении наблюдений могут широко использоваться технические средства — видеозапись, магнитофонная запись, фотосъемка, киносъемка. Они позволяют фиксировать наиболее важные процессы, отдельные моменты экспериментальной работы, мимику, движения детей, их творческие проявления, особенности поведения во время проведения экспериментального занятия и т. д. Применение технических средств дает возможность получить более объективную картину происходящих процессов и подтвердить эффективность применяемых методов и приемов обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: