Искусство Раннего Возрождения




 

XV в. - это время зарождения новой культуры и буржуазного мировоззрения, освобожденного от средневековых устоев. Время борьбы "нового" со "старым", когда человеческая личность приобретает особое значение как реальная сила. Складывается культ всесторонне развитого человека, который лег в основу гуманизма, явления, ставшего отличительным признаком всей культуры Ренессанса. В период Кватроченто появляются первые портреты реальных людей с ярко выраженными сильными характерами.

 

Вера в человеческий разум противопоставляется средневековому спиритуализму. Человеческий ум лежит в основе понимания мира. Художественное творчество носит интеллектуальный характер, проникается духом анализа и порядка. Художники постигают этот мир научным путем - через математику, анатомию. Они учатся строить пространство в картинах за счет линейной перспективы, правильно рисовать человека, моделировать объем. Одним словом, Кватроченто - это школа, разработавшая строгую систему знаний, на основе которых в последующие столетия будет развиваться изобразительное искусство.

 

На формирование нового мировоззрения и искусства оказала влияние античность, и прежде всего идеалистическая философия Платона. Во Флоренции открываются платоновская академия, библиотека рукописей, появляются первые коллекции античных мраморов, реставрируются архитектурные памятники. Возрождение античности было необходимо для новой культуры Ренессанса.

 

С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому Медичи. Начинается век медицейской культуры.

Флорентийская школа

 

Искусство Флоренции Кватроченто можно разделить на два периода. Первый - правление олигархического правительства и приход к власти Козимо Медичи (1389-1464) - обусловлен демократическими течениями в искусстве, суровым реализмом. Второй период - время правления внука Козимо Медичи, Лоренцо Великолепного (1449-1492). В искусстве появляются аристократически-идеализированные черты.

 

В основе культуры Кватроченто лежит гуманистическое мировоззрение и научный взгляд на мир и человека. "Вне самопознания нельзя понять не только мир, но и Бога" - такова установка этой эпохи, и воплощалась она прежде всего в искусстве: Возрождение перевело идеи, первоначально выраженные в слове, в зримые художественные образы.

 

В 1401 г. цеховой организацией купцов был объявлен конкурс на скульптурное оформление бронзовых дверей баптистерия (крещальни) Флорентийского собора. В нем приняли участие архитектор Филиппо Брунеллески, сиенский скульптор Якопо делла Кверча и Лоренцо Гиберти. Темой конкурса было заявлено "Жертвоприношение Авраама". Именно на этих конкурсных работах можно проследить зарождение нового реализма в скульптуре Кватроченто. Победителем стал Гиберти, но с точки зрения новаторства рельеф Брунеллески был более радикален, чем работа Гиберти. Именно Брунеллески суждено было стать первым архитектором-реформатором, он вернул архитектуре соразмерность человеческому бытию, создав спокойное пространство, возвратив стенам, несущим и несомым конструкциям перекрытий тектонические функции. В 1404 г. Брунеллески выигрывает конкурс на создание проекта перекрытия купола Флорентийского собора. Восьмигранный купол диаметром 43 м гордо взметнулся над средневековым собором, утверждая энергию и мощь нового времени. Используя опыт готической архитектуры, Брунеллески создает сложную каркасную конструкцию двойного купола, внутреннего и внешнего, на восьми несущих ребрах и шестнадцати дополнительных, стянутых изнутри опоясывающими кольцами. Выложен купол уникальной послойной кладкой из кирпича и камня. Купол являл собой мощную модель неба, высокий символ человеческого ума и духа.

 

Следующей постройкой Брунеллески стала капелла Пацци, которая отличается ясностью и простотой конструкции, античной соразмерностью. Эти черты будут присуще архитектуре Возрождения в дальнейшем. Полностью реализовать свои новые идеи архитектор смог в строительстве Воспитательного дома (для внебрачных детей). Это было полностью светское строение, архитектурная концепция которого сочетала утилитарность и демократичность. В целом фасад здания выглядел светлым и легким. Портик Воспитательного дома произвел на современников сильное впечатление своей новизной, и Брунеллески получает заказ на перестройку старой церкви Сан-Лоренцо, где совершенно по-новому решает пространство интерьера. Во Флоренции в XV в. появляется образ светского городского дворца - палаццо - трехэтажного, выложенного из грубого камня (отсюда схожесть с крепостью), но с ясной и четкой конструкцией (Палаццо Медичи, Палаццо Руччелан).

 

Скульптором, в творчестве которого наиболее полно обозначились черты нового времени, был Донателло (1386- 1466). Он решил многие проблемы пластики и определил развитие скульптуры на целые столетия вперед. Донателло вышел из буржуазно-демократической среды и в течение всей жизни сохранял традиции строгого реализма в искусстве. В творчестве скульптора нашел воплощение новый пластический идеал героической личности. Наиболее значимые работы Донателло - статуи святых для флорентийской церкви - служат ярким примером. Так, фигура Иоанна Богослова представляет собой идеал человеческой личности интеллектуальной эпохи Кватроченто. Напряженный взгляд, твердые очертания плотно сжатых губ говорят о скрытом за внешним спокойствием мощном темпераменте. Перед нами образ мыслителя-борца, который в будущем станет прообразом "Моисея" Микеланджело для Флорентийского собора. По заказу цеха ткачей Донателло изваял статую св. Марка. В этой скульптуре он решил проблему постановки человеческой фигуры с опорой на правую ногу (левая согнута в колене). Этот принцип был известен в античности и получил развитие в работах Поликлета. Его определяют греческим словом "хиазм". В образе св. Марка Донателло реабилитирует классические идеалы телесной красоты. Фигура святого выглядит достоверно и убедительно, книга в руках указывает на то, что перед нами мыслитель. В искусство Кватроченто возвращается совершенство прекрасного обнаженного тела. Бронзовый "Давид" художника тому подтверждение. Новизна решения образа заключена его трактовке. Перед нами юноша-подросток, а не царь Израиля, умудренный старец. Сила юного Давида в его наготе, которая защищает лучше всяких доспехов. Одухотворенность переживания, наряженное состояние сосредоточенности роднит юного героя Донателло с прекрасными статуями античности.

 

Реформатором в живописи Раннего Возрождения был Мазаччо, "один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма". За свою короткую жизнь (27 лет) он сумел решить в живописи сложнейшие задачи: поместил фигуры в пространстве, прочно поставил их на землю и заставил по ней ходить, связал фигуры с пейзажем. В капелле Бранкаччи церкви Сайта Мария дель Кармине Мазаччо написал сцену изгнания Адама и Евы из рая. Это первые в истории западноевропейского искусства реально написанные и верно поставленные нагие фигуры. Там же, в капелле Бранкаччи, он написал серию фресок, посвященных жизни св. Петра. Самая гениальная по своей убедительности сцена - "Чудо со статиром", где Христос вместе со своими учениками был остановлен сборщиком податей. У Христа не было денег, и он велел Петру выловить в озере рыбу, достать из нее монету (статир) и отдать сборщику. Образы написаны с таким мощным правдоподобием, что, увидев их однажды, поверишь в реальность данного события навсегда. Каждый образ наделен психологической характеристикой, а в целом эта композиция являет собой "модель устройства мира - земного и трансцендентального, зримого и незримого, данного нам в чувствах и умопостигаемого" (Е. Медкова). Капелла Бранкаччи становится своего рода академией: здесь будут учиться, копируя Мазаччо, целые поколения мастеров вплоть до Микеланджело.

 

Стиль позднего флорентийского Кватроченто связан с эпохой правления Лоренцо Великолепного, внука Козимо Медичи. Время правления Лоренцо было непростым для Флоренции. Заговоры и восстания против тирании Медичи, с одной стороны, с другой - блистательная жизнь двора с праздниками, карнавалами, турнирами. Знаток и любитель искусства, Лоренцо сумел привлечь к себе немало художников, музыкантов, поэтов. Искусство Флоренции этого периода отмечено чертами рафинированной утонченности, элитарности. Оно предназначалось не для широкого круга зрителей, а для ценителей и знатоков, которые могут оценить изысканность формы.

 

Андреа Вероккио (1436-1488) - ученик Донателло, учитель Леонардо, живописец и скульптор. Живописные работы Вероккио незначительны; с одной из них мы еще встретимся, когда будем изучать творчество Леонардо да Винчи. Среди скульптурных работ наиболее характерной для вкусов времени стал бронзовый "Давид". Давид Вероккио - юный мальчик, полный движения, беспокойства. Он изящен, утонченно красив, как бы позирует перед зрителем, любуясь собой, в отличие от донателловского Давида, самоуглубленного и погруженного в себя.

 

Конная статуя кондотьера Коллеони, поставленная в Венеции около церкви Сан-Джованни, представляет неистового, охваченного жаждой сражения военачальника. Знаменитый командующий войсками Венецианской республики Коллеони завещал все свое имущество республике с условием, что Венеция воздвигнет ему бронзовый монумент. Для выполнения заказа был приглашен Вероккио как самый знаменитый скульптор своего времени. Памятник воплощает выражение неудержимой энергии и самоутверждение героической воли.

 

Наиболее ярким художником медицейской Флоренции следует считать великого Сандро Боттичелли (1445-1510). Вся сложность и драматичность времени конца Кватроченто нашла выражение в творчестве Боттичелли. В его искусстве невероятным образом соединились мистическая тревога Средневековья с просветленным духом античности. Его картины воздействуют гипнотически скрытым эмоциональным звучанием. По определению Б.Р. Виппера, Боттичелли не занимают ни реальная натура, ни тема, которой посвящена данная картина. Его занимает вообще не то, что происходит в картине, а то, что происходит в нем самом.

 

На протяжении нескольких лет он выполнял заказы для дома Медичи. Две наиболее прославленные свои композиции, "Рождение Венеры" и "Весну", Боттичелли посвятил Джулиано Медичи и его возлюбленной Симонетте Веспуччи, прекрасный образ которой художник включает почти во все свои живописные работы. "Рождение Венеры" - "одно из самых светлых и одновременно трагических произведений Кватроченто" (Л.М. Баткин) - навеяно содержанием поэмы Полициано "Турнир". Художник изображает обнаженную богиню Венеру (Афродиту), скользящую по поверхности моря в огромной раковине; слева дуют на нее аллегорические фигуры ветров, справа на берегу богиню встречает нимфа, чтобы покрыть ее прозрачным, затканным цветами плащом.

 

"Весна" ("Primavera") еще в большей степени, чем "Рождение Венеры", содержит в себе черты иррационализма, декоративности и трагизма. Сюжет не совсем ясен; присутствие отдельных фигур, особенно фигуры Меркурия, стоящего в левой части композиции, не поддается исчерпывающему объяснению; фигуры вообще не поставлены в какие-либо действенные отношения друг к другу. Венера в богатом наряде в центре картины, танцующие грации, Меркурий, Весна, идущая справа в сопровождении нимфы, которую ловит Зефир, - все они живут в этом фантастическом зачарованном саду среди плодов и цветов какой-то независимой друг от друга жизнью. Чертами трагизма и усталости художник наделяет лицо самой Весны.

 

Боттичелли оставил довольно большое количество рисунков, среди них знаменитую серию иллюстраций к "Божественной комедии" Данте.

 

Сандро Боттичелли стал выразителем творческих идей последнего этапа Кватроченто и трагического конца раннего флорентийского капитализма.

 

Умбрийская школа в XV в

 

Крупнейшим представителем умбрийской школы был Пьеро делла Франческа (1420-1492). Ученые, изучающие искусство Возрождения, считают, что по художественному значению он может быть поставлен в ряд лишь с Джотто и Мазаччо. Свет и колорит стали главным орудием его живописного стиля. Поистине великий колорист, он открывает в цвете необыкновенное богатство тонов и оттенков, и в этом есть своеобразное пленэрное начало. Изображения лишены жестких контуров, так свойственных художникам Кватроченто. Наиболее выдающаяся работа живописца - фресковый цикл в церкви Сан-Франческо в г. Ареццо. В десяти эпизодах-картинах рассказана история Святого Креста. Как повествуется в легенде, крест, на котором распяли Христа, был сделан из дерева, выросшего на могиле Адама из семени райского дерева познания добра и зла. Срубленное при царе Соломоне, оно служило мостиком, и пророчица царица Савская предрекла его будущую судьбу. Особым совершенством отличается эпизод "Встреча царицы Савской с царем Соломоном", в котором событие разворачивается на первом плане и движение фигур направлено как бы мимо зрителя. Величественно спокойные образы абсолютно бесстрастны, лишены всякого драматизма, в них есть какая-то метафизическая отрешенность. Совсем по-особому художник решает человеческую фигуру. Убирая контур, он мягко вписывает ее в световоздушное пространство. Одежды он рисует объемными, укрупняя складки, тем самым создавая завораживающий ритм, в котором нет ничего случайного. Мир Пьеро делла Франчески кристаллически чист и ясен, глубоко враждебен хаосу, людям на его работах неведомы страсти, аффекты - они достойны самим фактом своего существования.

 

В 1469 г. П. делла Франческа создает для правителя Урбино герцога Федериго да Монтефельтро два великолепных портрета - самого герцога и его жены Баттисты Сфорца.

Падуанская школа

 

Падуанская школа в общем развитии искусства итальянского Ренессанса занимает особое место, главным образом благодаря гениальному Андреа Мантенья (1431-1506).

 

Для художников этой школы свойственна близость к жизни со всеми ее подробностями, меньшая идеализация образов, децентрализация композиции, когда главное событие может находиться на задворках картины. Североитальянские художники уже с середины XV в. стали с деревянных досок переходить на холст, писать масляными красками, благодаря чему колорит стал отличаться сочностью красок.

 

Падуя славилась своим университетом, где была собрана прекрасная коллекция античного искусства. Мантенья любил античность с какой-то чрезмерностью, в свои композиции он часто вводил точно воспроизведенные детали античных памятников. Он глубоко чувствовал античное искусство в целом, проникаясь главным образом величием римской античности, по тем временам наиболее доступной для изучения. Характерными ранними работами художника являются его фрески в церкви Эремитани в Падуе, на которых изображена история св. Иакова; отдельные ее эпизоды Мантенья изображает так, как будто дело происходит в каком-нибудь городе Римской империи. В 1495-1500 гг. он пишет картину "Святое семейство", сюжет которой был традиционным для художников той эпохи и давал определенную свободу в выборе персонажей, окружающих Деву Марию с младенцем. Для своей работы Мантенья выбирает св. Иосифа и св. Елизавету, мать Иоанна Крестителя, также изображенного на полотне. Картина строга по композиции: крупные, словно вылепленные фигуры занимают все пространство картины, но подобное максимальное приближение к зрителю лишь подчеркивает духовное отрешение персонажей, которые окружают безмятежного младенца Христа. Они предчувствуют судьбу Спасителя, о которой говорят начертанные на свитке Иоанна Крестителя пророческие строки "Ессе agnus dei" - "Се Агнец Божий". К концу 1450-х гг. относится созданный художником алтарь для церкви Сан-Дзено в Вероне. В пределе этого алтаря Мантенья написал свое знаменитое "Распятие", ныне хранящееся в Лувре. В каменные плиты вставлены три креста, на которых висят распятые; с правой стороны воины в римском вооружении мечут жребий, разыгрывая одежды Иисуса; слева группа Марии и учениц Христа застыла, как бы окаменевшая в суровом страдании; вдали виден гористый пейзаж, город, обнесенный стенами, и скалистый кряж, сурово возносящийся в холодное голубое небо. Все в этой композиции словно оцепенело. "В этом мире, застывшем как охлажденная лава, нет ни воздуха, ни дуновенья ветра", - так точно выразил художническую концепцию Мантеньи Б.Р. Виппер.

 

В 1459 г. Мантенья был приглашен маркграфом Лодовико Гонзаго в Мантую, где он расписал фресками во дворце мантуанских маркграфов (впоследствии герцогов) "брачную комнату" (Camera degli sposi). Из этих фресок наиболее интересны композиция, изображающая самого Лодовико и его жену Варвару Бранденбургскую со свитой, и плафон свода, в котором Мантенья изобразил на фоне уходящего в бесконечность неба в смелых ракурсах фигуры, смотрящие через круговые перила вниз. Но самой мощной работой уже старого мастера стала картина "Мертвый Христос" из галереи Брера в Милане. Как и во многих других работах, Мантенья здесь показал себя великим перспективистом и смелым новатором. Он изобразил Христа в сложном ракурсе, ногами вперед в резком сокращении, от этого возникает потрясающий эффект правдоподобия и драматической экспрессии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: