В результате воспитательной работы, проведенной в предыдущих группах, движения детей становятся более координированными. В играх, рекомендуемых для детей средней и старшей групп, увеличивается расстояние для бега, метания, высота для прыжков и лазанья; подобрав ряд игр, упражняющий в ловкости, смелости, выдержке.
Детей 5 лет уже интересует результат произведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от ловящего, влезть повыше, прыгнуть дальше и т.д. В то же время они по-прежнему любят сюжетные игры: «У медведя вобору», «Гуси-лебеди», «Самолеты» и др., с удовольствием выполняя те или иные роли (гуси стараются убежать от волка, пчелы – прогнать медведя, кошка – поймать мышку и т.д.). В процессе игры внимание воспитателя должно быть направлено на совершенствование бега, прыжков, лазанья, поэтому игры даются с постепенным усложнением движения. Так, в игре «Мыши в кладовой» дети бегают в одном направлении, а в таких, как «Карусель», – по кругу; в играх «Самолеты», «У медведя во бору» дети упражняются в быстром; беге и ловле, а в игре «Медведи я пчелы» – в быстром лазанье
Но следует помнить, что нельзя давать в игре лазанье, если дети еще не научились хорошо этого делать: обучать детей тому или иному движению надо на занятии, а затем уже использовать игру, включающую это движение. Точно так же, прежде чем вводить в игру перепрыгивание через препятствия, нужно проследить, как прыгает каждый ребенок. К игре привлекаются только те дети, которые прыгают свободно; с остальными надо предварительно поупражняться в прыжках в высоту, через веревочку.
В средней и в старшей группах воспитатель вначале рассказывает детям, как играть, кто что должен делать, а затем уже распределяются роли. В группе детей 4 лет в начале года воспитатель сам назначает кто кем будет. При этом он учитывает степень активности детей, умение быстро бегать, лазать. Роль водящего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию.
В процессе игры воспитатель отмечает успехи детей, обращает на них внимание товарищей, вселяет чувство уверенности: «Вот какой ловкий был медведь, многих ребят поймал!»
Педагог использует подвижную игру и для воспитания у детей доброжелательности, взаимопомощи и других моральных качеств. «Молодцы, ребята, – говорит он, – все дружно защищали мышку от кота, без вас ей бы не спастись!»
В процессе повседневной работы воспитатель добивается того, чтобы все дети умели выполнять разные роли в подвижных играх. Во второй половине года, при распределении ролей следует использовать считалку: вначале в тех играх, которые воспитатель проводит с детьми, в дальнейшей – при самостоятельной организации ими игры. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.
В старшей группе дети должны знать разные считалки.
Помимо сюжетных игр, в этих группах используются игры, построенные на определенном задании: «Найдя себе пару», «Найди свой цвет», «Пробеги тихо», «Школа мяча» и др. Эти игры могут проводиться и со всей группой, и с несколькими детьми.
Есть игры, которые нельзя организовать, с большим числом детей, но она очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками, (мячи, скакалки, обручи, флажки и т.д.).
Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей, к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.
Часто, кончив играть в настольную или строительную игру, ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через веревочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. Воспитатель может способствовать объединению детей в общей игре: «Кегли», «Гуси-лебеди»и др.
В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.
Особенности методики проведения подвижных игр в подготовительной к школе группе
Все дети 6–7 лет, за исключением лишь некоторых, владеют основными, движениями. Поэтому внимание воспитателя должно быть направлено на качество движений, чтобы они стали легкими, красивыми, уверенными, чтобы дети быстро ориентировались в пространстве, проявляли выдержку, смелость, находчивость.