IV. Русское искусство первой половины XIX века. Его связь с развитием Российского государства




Русское искусство XVIII-XIX вв. Темы семинаров

Русская культура и искусство первой трети ХVIII века. Связь с развитием Российского государства

  1. Основание и строительство Санкт-Петербурга.

· Петропавловский собор – архитектурный памятник победам России в Северной войне за выход к морю и ведущая доминанта строившегося города на Неве.

· Первые планы города. «Образцовые дома» (типовое строительство).

 

  1. Возникновение и развитие отечественной скульптуры

· Исторические истоки появления монументальной и декоративной скульптура 1-ой трети XVIII века.

· К.Расстрелли - мастер репрезентативного скульптурного портрета, запечатлевший сподвижников Петра1 и их исторические преобразования.

.

  1. Портретная живопись как ведущий жанр в русском искусстве 1-ой трети XVIII века.

· Понятие «россики» и проблема национального своеобразия русской живописи этого времени.

· Первые русские портретисты И.Никитин и А.Матвеев. Живописная «петровиана».

 

  1. Рождение гравюры.

· Назначение, техника и жанры русской гравюры. Ее наиболее крупные мастера.

 

II. Самобытность русского искусства. Середина XVIII века.

 

5. «Зрелое, пышное, русское барокко»

· Ведущие зодчие и их сооружения. Строительство Зимнего дворца «едино для славы Российской». Строительство триумфальных ворот в Москве и Петербурге.

  1. Появление демократических, гражданских тенденций в архитектуре русского классицизма.

· Основные принципы нового стиля. Развитие национальных традиций в церковном зодчестве.

· Творческое наследие И.Старова, Н.Львова, Д.Кваренги, Ю.Фельтена и др.

 

  1. Открытие в С.-Петербурге Академии «трех знатнейших художеств»

· Формирование русской национальной художественной школы.

· Создание М.В.Ломоносовым Усть-Рудицкой фабрики по производству смальты.

 

  1. Особенности русской портретной живописи середины XVIII века.

· Продолжение древнерусских основ в портретной живописи этого периода. Наследие А.П.Антропова, И.П.Аргунова, И.Я.Вишнякова.

 

III. Русская культура и искусство второй половины и конца XVIII века. Влияние западноевропейских тенденций на архитектуру, станковые и прикладные виды искусства в ХVIII веке

  1. Царские дворцово-парковые ансамбли.

· Западно-европейские мастера и их шедевры мебели и декоративно-прикладного искусства. Наборные паркеты, осветительная арматура. Мода на «китайщину». Стиль «рококо».

· Судьба архитектурно-парковых ансамблей в годы Великой Отечественной войны. Проблемы их возрождения и реставрации.

 

  1. Московская школа зодчества.

· В.И.Баженов, профессор Римской, Флорентийской и Болонской
Академий. М.Ф.Казаков – яркий представитель московской архитектурной школы.

  1. Русская скульптура второй половины и конца XVIII века

· Историко-художественная концепция деятельности Петра I в «Медном всаднике» (Э.Фальконе, М.Колло, Ф.Г.Гордеев).

· Монументально-декоративная скульптура И.П.Прокофьева, Ф.Ф.Щедрина и др. Тема «плача» в пластике И.П.Мартоса.

 

  1. Рождение новых жанров в русской живописи.

· Натюрморт как самостоятельный жанр. «Галантные сцены» дессюдепортов. Развитие «видописи».

 

  1. Академическая историческая живопись второй половины и конце XVIII века.

· Просветительские идеалы в творчестве выпускника С-Петербургской Академии художеств (а затем ее профессора) Антона Лосенко.

· Тема борьбы русского народа за безопасность своих границ в исторических полотнах Г.И.Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского в Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793 г.), «Испытание силы Яна Усмаря» (1797 г.) и др.

 

  1. Гравировальная палата Академии Наук и граверный класс С-Петербургской Академии художеств.

· «Подлинный гений в гравюре», по отзывам современников, Е.П.Чемесов. Его руководство граверным классом в Академии художеств.

· Освоение новых техник гравирования. Меццотинто.

 

  1. Новые черты портретной живописи второй половины XVIII века.

· Появление группового портрета, портрета в интерьере, на лоне природы, целых портретных серий. Усложнение композиционных структур.

· Живописные достижения европейского уровня в творчестве Д..Левицкого и Ф.Рокотова. Роль «россики».

 

 

IV. Русское искусство первой половины XIX века. Его связь с развитием Российского государства

 

16. Отечественная война 1812 года и отражение ее событий в русской культуре.

· Появление новых архитектурных форм триумфального характера (арки, колонны и др.).

· Тема военных побед в решении интерьеров, а также в живописи и графике.

 

17. Романтизм в русской культуре и искусстве

· Понятие романтизма как художественного направления. Национальное своеобразие русского романтизма, родившегося в эпоху победы над Наполеоном.

· Орест Кипренский и его портреты участников Отечественной войны 1812 года.

 

18.Академическая школа живописи.

· Влияние исторической эпохи на русскую академическую школу живописи. Особенности сюжетов, построения живописного пространства, освещения и т.д.

· Черты романтизма в монументальном историческом полотне К.П.Брюллова «Последний день Помпеи». Отзывы современников и художественных критиков.

· Работа Александра Иванова над картиной «Явление Христа народу». Его «Библейские эскизы» - новое слово в мировом религиозном искусстве.

 

  1. Возникновение бытового жанра.

· Основоположник интерьерного и бытового жанров – А.Г.Венецианов, «академик вне Академии». Проблема бидермеера.

· Связь живописи с русской литературой «натуральной школы». Иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (А.Агин, Бернадский)

· Появление социально-бытовой живописи (П.А.Федотов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: