Методы психологии труда.




Тема: «Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия»

Учебные вопросы:

1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия;

Основные проблемы психологии труда.

Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими

Методы психологии труда.

 

Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках:

Утверждение обязательности труда: "Масло само не родится", "С разговоров сыт не будешь";

Этические аспекты труда: "Трутни - горазды на плутни" (т.е. негодяи - люди достаточно неглупые…), "Праздность - мать пороков";

Важность труда в жизни человека: "На Бога уповай, а без дела не бывай";

Осуждение низкопроизводительного труда: "Три дня молол, а в полтора съел", "Пошел черных кобелей набело перемывать";

Идея индивидуального стиля деятельности: "Мастер - мастеру не указ".

 

Этап зарождения (первые годы XX века – 30-40 г).

Отечественная психология труда берет свое начало с работ знаменитого русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова, который:

предложил рефлекторную природу таких психических процессов как ощущение и восприятие в трудовых актах;

изучал рабочие движения и роль личного фактора в труде;

обосновал оптимальную продолжительность рабочего дня;

показал прогрессивное значение активного отдыха и т.д.

Его усилиями заложены основы изучения рациональной организации и проектирования трудовой деятельности.

 

Ф.Тейлор – американский инженер, предложивший анализировать труд (выделять элементы, нормировать и рационализировать труд, подбирать кадры).

 

Психотехника – (термин ввел в 1903 г. немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938), основавший в Берлине институт прикладной психологии (1906) и учредивший "Журнал прикладной психологии") – наука о труде.

 

1912 г. – набор рекрутов в американскую армию с помощью тестов «Альфа» и «Бета».

 

Индустриальная психология в Америке, Англии, Германии, а также в СССР.

 

Этап гонений и сомнений (1936 – 1950 –е).

СССР 1925 – 1936 – широкое распространение психотехники. Однако тестирование проводили часто люди не имеющие психологического образования. 1936 г. - постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», психотехника прекратила существование.

 

Германия. Термин "психотехника" широко применялся в первые годы XX века в Германии.

1942 г. психологи вступили в конфликт с нацистским режимом; Гитлер и Геринг, расформировали все психологические подразделения и отправили специалистов на фронт. Восстановление психологии труда началось в 50-х годах.

 

Англия. После второй мировой войны прогресс замедлился. Национальный институт индустриальной психологии не мог больше субсидироваться и был распущен.

 

Психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности трудящегося.

Предмет - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося и ее взаимодействие с производственной средой.

 

Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия.

 

Производственная среда - совместно работающие люди (производственное звено, бригада, производственный коллективе).

 

Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми человек постоянно взаимодействует.

 

Профессионально-значимые качества личности – качества, которые определяют успешность профессиональной деятельности.

 

Психология труда — подсистема эргономики, синтетической дисциплины, объект изучения которой — система «коллектив — человек — машина — среда».

 

Эргономика (от греч. работа и закон) — подсистема научной организации труда (НОТ), психология труда — тоже подсистема НОТ.

 

Основные проблемы (задачи) психологии труда:

1. Психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профотбора, формирования у будущих субъектов труда профессиональных способностей и призвания;

 

2. Изучение способностей людей, которые намереваются работать, уже работают (овладевают профессией, мастеров);

 

3. Изучение формирования профессиональных ЗУН с целью выявления психологических закономерностей этих процессов;

 

4. Обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий и поиска путей их профилактики и устранения;

 

5. Изучение психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности;

 

6. Изучение межличностных отношений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на человека;

 

7. Изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления рабочих и специалистов в процессе трудовой деятельности;

 

8. Приспособление технических средств производства к общим психическим свойствам работников;

 

9. Распространение накопленных психологических знаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: