Организация контроля работы торговых организаций




Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.

Различают государственный, ведомственный и общественный контроль деятельности субъектов торговли.

Государственный контроль осуществляют следующие государственные органы:

1 Комитет государственного контроля;

2 Государственный комитет по стандартизации (центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));

3 Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);

4 Министерство экономики;

5 Министерство антимонопольного регулирования и торговли;

6 Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);

7 Министерство финансов;

8 Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);

9 Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));

10 Прокуратура;

11 Хозяйственный суд.

Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.

Задачами госконтроля также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).

Комитету госконтроля подчинены территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:

­ проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,

­ контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,

­ контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,

­ принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,

­ выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.

Органы госконтроля имеют право:

- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,

- производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,

- осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,

- давать по просьбе продавца, потребителя заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения в соответствии их стандарту,

- получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,

- составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:

1) об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров,

2) о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан,

3) о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,

- передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,

- выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,

- выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).

Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.

Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.

Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.

Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то составляется справка и делается соответствующая отметка в контрольном журнале.

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения (факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли), составляется акт в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.

На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.

Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные сроки.

Закон РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Статья 30. Приостановление (запрет) продажи товаров.

«При установлении в ходе проверки субъекта торговли, субъекта общественного питания случаев продажи товаров, не соответствующих установленным нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требованиям к качеству и безопасности товаров, продажи товаров без предусмотренных законодательством Республики Беларусь сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы, либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, органы, указанные в статье 29 настоящего Закона, вправе в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, вынести в отношении проверяемых субъекта торговли, субъекта общественного питания требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи таких товаров».

Закон РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Статья 31. «Нарушение законодательства Республики Беларусь в области торговли и общественного питания влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь».

Ведомственный контроль работы объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств. (В вопросе 1 говорилось, что одним из четырех признаков организационного построения торговли является ведомственный, т.е. торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства.)

Общественный контроль деятельности торговых организаций осуществляют:

­ общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);

­ общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;

­ органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: