Контроль над торговлей устанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.
Различают государственный, ведомственный и общественный контроль деятельности субъектов торговли.
Государственный контроль осуществляют следующие государственные органы:
1 Комитет государственного контроля;
2 Государственный комитет по стандартизации (центры стандартизации и метрологии (ЦСМ));
3 Министерство здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии);
4 Министерство экономики;
5 Министерство антимонопольного регулирования и торговли;
6 Министерство по налогам и сборам (налоговые инспекции);
7 Министерство финансов;
8 Министерство внутренних дел (Управление по борьбе с экономическими преступлениями);
9 Министерство по чрезвычайным ситуациям (Управление государственного пожарного надзора (инспекции));
10 Прокуратура;
11 Хозяйственный суд.
Основным государственным органом, осуществляющим контроль над торговлей в РБ, является Комитет государственного контроля. Им осуществляется проверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правил торговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контроль качества и безопасности товаров народного потребления.
Задачами госконтроля также являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящие товары или услуги (продавцы, изготовители).
Комитету госконтроля подчинены территориальные управления по областям. В их обязанности входит выполнение следующих функций:
проверка соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца,
контроль порядка применения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли,
контроль правильности пользования весовыми измерительными приборами и другим торгово-технологическим оборудованием,
принятие мер по устранению выявленных недостатков и нарушений,
выявление товаров, не соответствующих требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей, и приостановка их реализации.
Органы госконтроля имеют право:
- осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями,
- производить контрольные покупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества,
- осуществлять контроль качества товаров (услуг), проверять соблюдение правил продажи и оказания услуг, а также наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям,
- давать по просьбе продавца, потребителя заключение о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающих сомнения в соответствии их стандарту,
- получать от министерств, ведомств, предприятий, НИИ и лабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на них функций,
- составлять акты и давать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:
1) об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров,
2) о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества граждан,
3) о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения органов контроля,
- передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуск и реализацию недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей,
- выступать одной из сторон в органах суда и арбитражного суда,
- выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю) за реализацию товаров (услуг), произведенных с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Контрольные проверки правильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по их стоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдению правил торговли могут проводить штатные инспекторы госконтроля. Они действуют на основании постоянных служебных удостоверений.
Проверяющие могут сами осуществить контрольную покупку либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенного покупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.
Проверка правильности отпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцом кассового чека и передачи товаров покупателю, а в магазине самообслуживания – после получения денег кассиром-контролером. При этом купленные товары не уносят с прилавка или контрольно-кассового узла. Для перевешивания или перемеривания они могут быть перенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрации проверяемого предприятия.
Если в процессе проверки не будут установлены нарушения, то составляется справка и делается соответствующая отметка в контрольном журнале.
По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения (факты обмера, обвеса или обсчета покупателей, другие нарушения правил торговли), составляется акт в 2 экземплярах. Первый экземпляр акта остается у проверяющего. Он обязан вместе с другими материалами передать его в установленный срок руководителю органа госконтроля, по поручению которого проводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляют на предприятии для устранения выявленных нарушений.
На основании выявленных нарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административном правонарушении, который подписывается представителем органа госконтроля и нарушителем.
Продавцы, изготовители обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом органам госконтроля в установленные сроки.
Закон РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Статья 30. Приостановление (запрет) продажи товаров.
«При установлении в ходе проверки субъекта торговли, субъекта общественного питания случаев продажи товаров, не соответствующих установленным нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требованиям к качеству и безопасности товаров, продажи товаров без предусмотренных законодательством Республики Беларусь сопроводительных документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы, либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, органы, указанные в статье 29 настоящего Закона, вправе в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, вынести в отношении проверяемых субъекта торговли, субъекта общественного питания требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи таких товаров».
Закон РБ «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Статья 31. «Нарушение законодательства Республики Беларусь в области торговли и общественного питания влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь».
Ведомственный контроль работы объектов торговли осуществляется вышестоящими органами соответствующих министерств и ведомств. (В вопросе 1 говорилось, что одним из четырех признаков организационного построения торговли является ведомственный, т.е. торговую деятельность осуществляют различные министерства и ведомства.)
Общественный контроль деятельности торговых организаций осуществляют:
общественные организации потребителей, создаваемые по территориальному признаку (республиканские, областные, городские, районные);
общества (клубы, группы) потребителей (граждан) по интересам: общества автолюбителей, садоводческие и др.;
органы рабочего и общественного контроля профсоюзных организаций, трудовых коллективов предприятий, учреждений.