Контроль (францcontrole - проверочная) - выявление, измерение и оценка знаний и умений учащихся




В дидактической литературе понятие \"контроль\", \"проверка\", \"оценивания\", \"оценка\", \"учет\" иногда употребляют как синонимы, однако их нельзя отождествлять Проверка является компонентом (средством) контроля и означает выявление и измерение уровня и качества знаний, объема работы ученика Кроме проверки, элементами контроля являются оценивания (процесс) и оценка (результат проверки) Оценки фиксируют в виде баллов в журналах, табелях успеваемости, базах данных Основой для оценки успеваемости ученика результаты контроля Учет успешности предусматривает фиксацию результатов контроля в виде оценочного суждения или числового балла с целью анализа состояния учебного процесса за определенный период, причин его неэффективного функционирования Итак, структура контроля состоит в проверке, оценке, оценки и учету.

Объектом контроля в обучении знания учащихся об основных категории, принципы, правила, факты, явления в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, их умения и навыки оперировать этими знаниями Объектом контроля ю также деятельность учащихся в обучении, их умение применять знания на практике, самостоятельно приобретать новые знания Контроль знаний учащихся всегда должен быть ориентирован на общую цель ученийня.

Основными средствами контроля является наблюдение за деятельностью ученика во время занятий, изучения продуктов учебной работы ученика, проверка знаний, умений и навыков

К основным принципам контроля знаний относятся индивидуальный характер проверки, объективность, систематичность, тематическая направленность, единство требований, оптимальность, обстоятельность

Принцип индивидуального характера контроля предусматривает проверку знаний, навыков и умений каждого ученика, оценки успешности с учетом его психологических особенностей

Принцип объективности требует оценить знания учащихся по установленным нормам и критериям

Принцип систематичности - требование к проверке и оценке успеваемости учащихся, которая предусматривает непрерывное получение учителем информации о качестве усвоения учащимися учебного материала на каждом этапе усвоения знаний (Манапоуриочный учет успеваемости)

Тематическая направленность - принцип проверки и оценки успеваемости учащихся, предполагает направленность контроля на определение знаний, умений и навыков по конкретному разделу программы

Принцип единства требований заключается в адекватном сравнительном отражении качества обучения в разных школах

Оптимальность - принцип контроля, который предусматривает научно обоснованный выбор наилучшего для конкретных условий варианта задач, форм и методов контроля и оценки результатов обучения по определенным критериям

Принцип обстоятельности заключается в учете всех проявлений учебной деятельности, установлении связи со всеми видами работы учащихся на уроке

Формы проверки: коллоквиум (беседа для выявления уровня самостоятельного усвоения новых знаний); зачет (бинарная оценка выполненных практических заданий); экзамен (дифференциальная оценка знаний); 130 контрольная работа; поурочное оценивание; тестирование; квалификационные работы (курсовые, рефераты); госэкзамен (итоговая проверка).

Методика оценки. Существует два объективных критерия оценки – знания учащегося и его умения применять их на практике. При оценивании преподаватель должен исходить из критериев:

Системность знаний – знания должны быть структурированы в сознании выпускника по схеме: основные научные понятия – основные положения следствия – приложения.

Полнота знаний определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. Полнота допускает изолированность знаний друг от друга.

Глубина знаний характеризует число осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися. Глубина знаний предполагает осознание существенных связей.

Требования к преподавателю во время оценивания:

Отношение к экзамену как к средству регулирования процесса преподавания, что делает экзамен беседой преподавателя со студентом по поводу его понимания содержания, значимости учебного материала (студент не только отвечает, но и получает определенное разъяснение сути своих ошибок и заблуждений).

Предсказуемость поведения преподавателя для студента (уверенность учащихся в получении заработанной оценки).

Заранее ознакомить студентов с требованиями к их знаниям, умениям и навыкам и строго следовать этим требованиям.

Принципиальность – твердость преподавателя, незыблемость его решения и стабильность оценок.

Подходы к оцениванию на экзамене (Б.Ц. Бадмаев):

Индивидуальный подход (личностный) – учет экзаменатором того, как вообще данный студент учился в течение семестра.

Общепедагогический подход – оценка степени правильности и полноты ответа студента соответствующему вопросу в виде осуществляемой преподавателем обратной связи по окончании высказывания учащегося; предполагает использование замечаний и уточнений ответов по каждому вопросу, если они не удовлетворили преподавателя.

Научный подход – оценивание знания вопроса студентом именно в психологическом аспекте, а не каком-либо другом (философском, педагогическом, методологическом и т.п.).

Контроль результатов обучения происходит на всех стадиях процесса обучения Особое значение он приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения этапа обучения Основная задача проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний, умений, компетенций, которые должны соответствовать образовательному стандарту

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: