Правила безопасного выполнения задания. Во время работы пользуйтесь рекомендуемыми съемниками, оправками и приспособлениями. Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ.
Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, без приборов систем питания и зажигания, установленные на поворотных стендах.
Двигатель ВАЗ-2103: стандартный комплект ключей; съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспособление для установки крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспособление для снятия масляного фильтра; оправка для запрессовки и выпрессовки втулок вала привода масляного насоса; приспособление для установки ведомой шестерни привода масляного насоса; линейка; динамометр.
Двигатель ВАЗ-2108: стандартный набор ключей; съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспособление для запрессовки крыльчатки охлаждающей жидкости; приспособление для снятия масляного фильтра; оправка для запрессовки сальника насоса охлаждающей жидкости; оправка для замены подшипника насоса охлаждающей жидкости; индикатор; микрометр; штангенциркуль.
Последовательность выполнения задания. Повторите устройство систем охлаждения, смазывания и вентиляции двигателей. Изучите циркуляцию охлаждающей жидкости по плакату и найдите приборы системы охлаждения на двигателе. Снимите с двигателя радиатор, вентилятор, термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, центробежный насос охлаждающей жидкости. Разберите насос, изучите его устройство и внешним осмотром определите его техническое состояние. Проверьте исправность термостата одного из двигателей. Проведите регулировку натяжения приводного ремня.
Изучите устройство смазочной системы по плакату и найдите приборы системы смазывания на двигателе. Снимите с двигателя маслоприемник, масляный насос с редукционным клапаном, привод насоса, масляный фильтр с перепускным клапаном, датчик давления масла. Разберите масляный насос, изучите его устройство, определите техническое состояние деталей и соберите его.
Изучите устройство системы вентиляции картера по плакату и найдите на двигателе элементы системы (вытяжной шланг, воздухоочиститель, впускной трубопровод, сапун, пламегаситель, маслоотделитель и т.д.).
Насос охлаждающей жидкости и масляный насос соберите в порядке, обратном разборке, руководствуясь чертежом.
Установите снятые приборы на двигатель. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные вопросы.
Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Разберите двигатель. Выверните с головки блока датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Снимите ремень привода генератора и жидкостного насоса. Снимите насос. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю. Отсоедините от термостата шланги и извлеките термостат.
Рис. 1.31. Снятие валика привода масляного насоса: 1 — упорный фланец; 2 болтк репления фланца; 3 — валик привода масля ного насоса; 4 — ключ |
Снимите масляный фильтр, датчик давления масла, крышку сапуна вентиляции картера, картер, масляный насос, фиксатор сливной трубки маслоотделителя. Выньте маслоотделитель вентиляции картера. Выньте из шланга пламегаситель. Отверните болты и снимите звездочку привода масляного насоса. С помощью оправки, введенной в отверстие привода распределителя зажигания, извлеките шестерню привода масляного насоса. Отверните два болта крепления упорного фланца валика привода масляного насоса, снимите его и извлеките валик привода (рис. 1.31). Разберите насос охлаждающей жидкости. Отсоедините корпус насоса от крышки (рис. 1.32). Закрепите крышку в тисках и снимите крыльчатку с валика съемником. Снимите ступицу шкива вентилятора. Выверните стопорный винт и выньте подшипник с валиком насоса (см. рис. 1.32).
Разберите масляный насос. Закрепите насос в тисках, отверните болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла. Снимите крышку корпуса насоса и выньте из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шестерню.
Проверьте исправность термостата. Опустите термостат в сосуд с водой. Температуру жидкости постепенно увеличивайте (на 1° в минуту). Температура начала открытия клапана 77 — 86 °С, ход клапана — не менее 6 мм.
Рис. 1.32. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости:
1 —корпус; 2 —крышка; 3 —гайка крепления крышки насо
са; 4 —вентилятор;5—ступицашкива; 6— накладка; 7— валик;
8 —шкив; 9 —стопорный винт подшипника; 10 — подшипник;
Рис. 1.33. Схема проверки натяжения ремня привода насоса: / — насос охлаждающей жидкости; 2 — коленчатый вал; 3 — генератор; А — прогиб между шкивами генератора и насоса; В — прогиб между шкивами насоса и коленчатого вала
Соберите насос охлаждающей жидкости и масляный насос в порядке, обратном разборке, с соблюдением установочных размеров. Установите приборы и детали, снятые при разборке, на двигатель.
Проведите регулировку натяжения ремня привода насоса (рис. 1.33). При надавливании с усилием 100 Н прогиб А между шкивами генератора и насоса должен составлять 10—15 мм, а прогиб В между шкивами насоса и коленчатого вала должен составлять 12—17 мм.
Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)
Болт крепления масляного картера...... 5,1 — 8,2
Шпилька крепления крышки сапуна...... 12,7 — 20,6
Болт крепления звездочки привода
масляного насоса..................................... 41,2 — 51,0
Болт крепления насоса охлаждающей
жидкости..................................................... 21,66—26,75
Гайка крепления выпускного патрубка
рубашки охлаждения................................... 15,97—22,64
4.Устройство систем подачи воздуха, питания и выпуска отработавших газов двигателей.
Правила безопасного выполнения задания. Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ. Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108,
..Карбюраторы типа«ОЗОН»(ДАА32107-11071,ДАА321412-1107010-11) и типа «СОЛЕКС» (ДАА321053-1107010-10, ДАА321412-1107010,ДАА32108-1107010),К-151. Стандартные наборы ключей, отрезки лески дли-
ной 5—10 см. Штангенциркуль. Ключ для замковой шайбы датчика уровня топлива УЗАМ-331. Весы с ценой деления 0,5 г.
Последовательность выполнения задания. В составе звена. По вторите устройство систем питания двигателей. Изучите схемь подачи воздуха и горючего, выпуска отработавших газов и найди те соответствующие приборы на двигателе. Снимите с двигател топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор. С двигател ЗМЗ-406 снимите электробензонасос, электромагнитные форсун ки, регулятор давления топлива, фильтр топливозаборника, воздушный фильтр.
Изучите по плакату схему питания газобензиновых двигателей, найдите соответствующие приборы на газобаллонной аппаратуре. Демонтируйте редуктор-испаритель, электромагнитные клапаны отключения газа и бензина, смеситель, фильтрующий элемент.
Разберите редуктор-испаритель, изучите его устройство, определите визуально техническое состояние и соберите.
Установите на место демонтированные приборы, руководствуясь соответствующими схемами на плакатах.
Индивидуально. Разберите карбюратор и изучите его устройство. С помощью лески проверьте пути движения горючего. Соберите карбюратор в обратном порядке.
При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные вопросы.
Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Для демонтажа бензонасоса снимите шланги с патрубков и отверните две гайки его крепления к двигателю. Обратите внимание на то| что под бензонасосом расположена теплоизоляционная простав-ка, которая уплотнена с двух сторон прокладками толщиной 0,27—' 0,33 (А); 0,7-0,8 (В) или 1,1-1,3 мм (С) (рис. 1.45).
Для демонтажа воздушного фильтра отверните гайки крепления крышки, снимите ее и фильтрующий элемент. Отверните гайки крепления корпуса к карбюратору. Отсоедините шланги и снимите' корпус с прокладкой. Обратите внимание на голубую и красную метки на крышке фильтра и стрелку на патрубке для забора воздуха летом (при температуре выше 15 °С). Найдите патрубок для шланга подвода воздуха зимой (при температуре ниже 15 °С).
Для демонтажа карбюратора отсоедините от него тяги привода воздушной и дроссельной заслонок и возвратную пружину. Снимите с патрубков карбюратора шланги подвода топлива, вентиляции картера и отбора разряжения к вакуумному регулятору (у карбюратора 21053-1107010 отсоедините провода от электромагнитного запорного клапана и концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода, выверните винт крепления блока подогрева карбюратора и снимите его). Отверните гайки крепления карбюратора к впускной трубе и снимите его вместе с
Рис. 1.45. Схема установки и контроля привода топливного насоса:
/ — толкатель; 2 — блок; 3 — теплоизоляционная проставка; 4 — эксцентрик
нала привода; А, В, С — прокладки; d — минимальное выдвижение толкателя
при медленном проворачивании коленчатого вала
прокладкой. Закройте заглушкой отверстие впускного трубопровода. Установку карбюратора на двигатель выполните в обратном порядке. Затяните гайки крепления карбюратора (момент затягивания 12,8—15,9 Н-м).
Соберите и установите на двигатель воздушный фильтр. При установке крышки летом напротив стрелки должна быть голубая метка, а зимой — красная.
Для разборки топливного насоса отверните болт крепления крышки. Снимите крышку и фильтр, отверните винты крепления корпуса к нижней крышке и разъедините их. Выньте узел диафрагм и пружину. Проверьте техническое состояние насоса (целостность пружин, отсутствие заедания клапанов, отсутствие трещин п затвердеваний на диафрагмах).
Для установки насоса на двигатель поставьте прокладку А, затем — теплоизоляционную проставку. Между насосом и простав-кой установите прокладку В или С так, чтобы расстояние d (минимальное выдвижение толкателя при медленном проворачивании коленчатого вала) было равно 0,8—1,3 мм. Если d меньше 0,8 мм, ГО вместо прокладки В поставьте прокладку А; если больше, то поставьте прокладку С. Еще раз проверьте расстояние d и закрепите насос.
Найдите на топливном баке пробку заливной горловины, датчик уровня топлива, трубку вентиляции бака.
Осмотрите редуктор-испаритель. Найдите крышки редукторов высокого и низкого давления; штуцеры подвода сжиженного газа и выхода газа, подвода и отвода теплоносителя, слива конденсата из полости высокого и низкого давления, подсоединения к за-дроссельному пространству карбюратора; винты слива конденсата, регулирования холостого хода. Разберите редуктор-испаритель. Найдите диафрагмы разгрузочного устройства, редуктора низкого давления, редуктора высокого давления; клапаны. Проследите каналы обратной связи, соединения полостей высокого и низкого давления. Внешним осмотром определите техническое состояние деталей и соберите редуктор.
Найдите на впускной системе двигателя газовый смеситель демонтируйте его, ознакомьтесь с конструкцией и установите ег;' на место.
Карбюратор «ОЗОН». Осмотрите карбюратор (рис. 1.49). При разборке детали карбюратора раскладывайте на столе по порядку Обратите внимание на цифровую маркировку жиклеров, трубок диффузоров; заметьте места их установки. Снимите возвратную пружину 7, расшплинтуйте и отсоедините от рычага дроссельной заслонки тягу 8, отсоедините шток 9 пневмопривода. Сожмите пружину телескопической тяги 4 и отсоедините ее от трехплечего рычага 3. Отверните пять винтов крышки карбюратора и осторож-
Рис. 1.49. Карбюратор 2107-1107010-20 (вид со стороны привода дроссельных заслонок): 1 — воздушная заслонка; 2 — пусковое устройство; 3 — трехплечий рычаг управления воздушной заслонкой; 4 — телескопическая тяга; 5 — рычаг управления карбюратором; 6 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 7 — возвратная пружина; 8 — тяга связи дроссельной заслонки первой камеры с приводом пускового устройства; 9 — шток пневмопривода; 10 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры
Рис. 1.50. Детали крышки карбюратора 1205-1107010: / — регулировочный винт; 2 — крышка пускового устройства; 3 — пружина; 4 — ди афрагма; 5 — шток диафрагмы; б — корпус пускового устройства; 7 — телескопическая тяга; 8 — ось воздушной заслонки; 9 — воздушная заслонка; 10 — крышка карбюратора; 11 — прокладка; 12 — фильтр; 13 — пробка фильтра; 14 — седло игольчатого клапана; 15 — игольчатый клапан; 16 — ось поплавка; 17 —
поплавок; 18 — прокладка; 19 — тяга пускового устройства
но отсоедините ее от корпуса так, чтобы не повредить прокладку и поплавок. Отверните два винта крепления корпуса дроссельных заслонок. Осторожно, чтобы не повредить запрессованные в корпусе переходные втулки и теплоизоляционную прокладку, отсоедините корпус дроссельных заслонок. Разберите крышку карбюратора (рис. 1.50). Осторожно извлеките ось поплавка и снимите поплавок. Выньте игольчатый клапан из корпуса. Снимите прокладку 11, выверните седло 14 игольчатого клапана. Отверните пробку 13 и выньте топливный фильтр 12. Отсоедините тяги 7 и 19. Отверните два винта крепления корпуса пускового устройства 6 и снимите его. Для разборки пускового устройства отверните три винта крепления крышки 2. Разберите корпус дроссельных часлонок (рис. 1.51). Выверните винт 14 регулировки состава смеси холостого хода, отверните винты крепления втулки 13 и снимите ее вместе с винтом 19 регулировки количества смеси холостого хода. Расконтрив гайку оси 12 дроссельной заслонки первой камеры, отверните гайку и снимите рычаги 1,2,4 и 27 с шайбами и втулкой 3 с оси дроссельной заслонки, а также пружину 26 и золотник 25. Отверните гайку крепления рычага 5 на оси дроссельной заслонки вторичной камеры и снимите рычаги 5, 7с шай-бами и пружиной. Разберите корпус карбюратора (рис. 1.52). Отверните винт крепления рычага 24 привода воздушной заслонки И снимите кронштейн 26, рычаг 24, пружину 23, тягу 25. Отверните четыре винта крышки 21 ускорительного насоса и снимите крышку с рычагом и диафрагму 20 с возвратной пружиной 19.
Рис. 1.51. Детали корпуса дроссельных заслонок карбюратора 2105-1107010 1 — рычаг привода дроссельных заслонок; 2 — рычаг, ограничивающий откры тие дроссельной заслонки второй камеры; 3 — втулка; 4 — рычаг связи с воздуш ной заслонкой; 5 — рычаг, закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры; 6 — пружина; 7 — рычаг, связанный с пневмоприводом; 8 — корпу дроссельных заслонок; 9 — возвратная пружина первой дроссельной заслонки; 10 — ось второй дроссельной заслонки; 11 — дроссельные заслонки; 12 — ось первой дроссельной заслонки; 13 — ограничительные втулки; 14 — винт регулировки состава смеси холостого хода; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — прокладка; 17 — корпус экономайзера принудительного холостого хода; 18 — крышка экономайзера; 19 — винт регулировки количества смеси холостого хода; 20 — диафрагма экономайзера; 21 — игла экономайзера; 22 — седло иглы; 23 — кронштейн крепления микропереключателя; 24 — микропереключатель; 25 — золотник; 26 — пружина золотника; 27 — рычаг, закрепленный на оси первой
дроссельной заслонки
Выверните главные воздушные жиклеры 10 и 12, переверните корпус и, слегка постукивая по нему, вытряхните из колодцев эмульсионные трубки 11 и 13. Отверните корпус 6 жиклера переходной системы, запорный клапан системы холостого хода и выньте их вместе с жиклерами 5 и 77. Отверните клапан-винт 9 и снимите распылитель 8 ускорительного насоса, выверните регулировочный винт 16. Выколоткой из дерева или мягкого металла выбейте малые диффузоры 7 и 22. Выверните главные топливные жиклеры 14 и 75. Снимите пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры и разберите ее (детали 7, 2, 3, 4).
Проверьте техническое состояние деталей карбюратора. Топливный фильтр, поплавок, игольчатый клапан и его седла, диафрагмы не должны иметь повреждений. Клапан должен свободно
Рис. 1.52. Детали корпуса карбюратора 2105-1107010: / — шток пневмопривода второй дроссельной заслонки; 2 — корпус пневмопривода; 3 — диафрагма; 4 — крышка пневмопривода; 5 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 6 — корпус топливного жиклера; 7 — малый диффузор второй камеры; 8 — распылитель ускорительного насоса; 9 — клапан-винт ускорительного насоса; 10 — главный воздушный жиклер второй камеры; 11 — эмульсионная трубка второй камеры; 12 — главный воздушный жиклер первой камеры; 13 — эмульсионная трубка первой камеры; 14 — главный топливный жиклер второй камеры; 15 — главный топливный жиклер первой камеры; 16 — регулировочный винт ускорительного насоса; 77— топливный жиклер системы холостого хода; 18 — корпус ускорительного насоса; 19 — возвратная пружина ускорительного насоса; 20 — диафрагма ускорительного насоса; 21 — крышка ускорительного насоса; 22 — малый диффузор первой камеры; 23 — возвратная пружина рычага; 24 — трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 25 — тяга связи с дроссельной заслонкой; 26 — кронштейн возвратной пружины дроссельных заслонок
перемещаться в гнезде, а его шарик не должен зависать. Царапины на уплотняющих поверхностях не допускаются. Шарик в клапане-винте должен легко перемещаться. Все подвижные элементы должны перемещаться без заеданий. Масса поплавка должна составлять 11 — 13 г. Игольчатый клапан должен быть герметичным.
Соберите карбюратор в последовательности, обратной разборке, в соответствии с маркировкой и тарировочными данными карбюратора (табл. 1.3).
Отрегулируйте положение дроссельных заслонок. Максимальное открытие заслонки первичной камеры (13 мм) регулируйте подгибанием нижнего усика рычага связи с дроссельной заслон