Устройство систем охлаждения, смазывания и вентиляции двигателей




Правила безопасного выполнения задания. Во время работы пользуйтесь рекомендуемыми съемниками, оправками и приспо­соблениями. Руководствуйтесь общими правилами безопасного выполнения практических работ.

Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, без приборов систем питания и зажигания, установленные на поворотных стендах.

Двигатель ВАЗ-2103: стандартный комплект ключей; съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспособление для установки крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспо­собление для снятия масляного фильтра; оправка для запрессов­ки и выпрессовки втулок вала привода масляного насоса; приспо­собление для установки ведомой шестерни привода масляного насоса; линейка; динамометр.

Двигатель ВАЗ-2108: стандартный набор ключей; съемник крыльчатки насоса охлаждающей жидкости; приспособление для запрессовки крыльчатки охлаждающей жидкости; приспособле­ние для снятия масляного фильтра; оправка для запрессовки саль­ника насоса охлаждающей жидкости; оправка для замены под­шипника насоса охлаждающей жидкости; индикатор; микрометр; штангенциркуль.

Последовательность выполнения задания. Повторите устройство систем охлаждения, смазывания и вентиляции двигателей. Изучи­те циркуляцию охлаждающей жидкости по плакату и найдите при­боры системы охлаждения на двигателе. Снимите с двигателя ра­диатор, вентилятор, термостат, датчик температуры охлаждаю­щей жидкости, центробежный насос охлаждающей жидкости. Раз­берите насос, изучите его устройство и внешним осмотром опре­делите его техническое состояние. Проверьте исправность термо­стата одного из двигателей. Проведите регулировку натяжения при­водного ремня.

Изучите устройство смазочной системы по плакату и найди­те приборы системы смазывания на двигателе. Снимите с дви­гателя маслоприемник, масляный насос с редукционным клапа­ном, привод насоса, масляный фильтр с перепускным клапа­ном, датчик давления масла. Разберите масляный насос, изучи­те его устройство, определите техническое состояние деталей и собе­рите его.

Изучите устройство системы вентиляции картера по плакату и найдите на двигателе элементы системы (вытяжной шланг, воз­духоочиститель, впускной трубопровод, сапун, пламегаситель, маслоотделитель и т.д.).

Насос охлаждающей жидкости и масляный насос соберите в порядке, обратном разборке, руководствуясь чертежом.

Установите снятые приборы на двигатель. При затягивании резь­бовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. На­ведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные воп­росы.

Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Раз­берите двигатель. Выверните с головки блока датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Снимите ремень привода ге­нератора и жидкостного насоса. Снимите насос. Снимите с голов­ки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и тру­бопровод отвода жидкости к отопителю. Отсоедините от термо­стата шланги и извлеките термостат.

Рис. 1.31. Снятие валика привода масляного насоса: 1 — упорный фланец; 2 болтк репления фланца; 3 — валик привода масля ного насоса; 4 — ключ

Снимите масляный фильтр, датчик давления масла, крыш­ку сапуна вентиляции картера, картер, масляный насос, фик­сатор сливной трубки маслоот­делителя. Выньте маслоотдели­тель вентиляции картера. Вынь­те из шланга пламегаситель. От­верните болты и снимите звез­дочку привода масляного насо­са. С помощью оправки, введен­ной в отверстие привода рас­пределителя зажигания, извле­ките шестерню привода масля­ного насоса. Отверните два бол­та крепления упорного флан­ца валика привода масляного насоса, снимите его и извле­ките валик привода (рис. 1.31). Разберите насос охлаждающей жидкости. Отсоедините корпус насоса от крышки (рис. 1.32). Закрепите крышку в тисках и сними­те крыльчатку с валика съемником. Снимите ступицу шкива вен­тилятора. Выверните стопорный винт и выньте подшипник с ва­ликом насоса (см. рис. 1.32).

Разберите масляный насос. Закрепите насос в тисках, отверни­те болты и снимите приемный патрубок вместе с редукционным клапаном давления масла. Снимите крышку корпуса насоса и вынь­те из корпуса валик насоса с ведущей шестерней и ведомую шес­терню.

Проверьте исправность термостата. Опустите термостат в сосуд с водой. Температуру жидкости постепенно увеличивайте (на 1° в минуту). Температура начала открытия клапана 77 — 86 °С, ход кла­пана — не менее 6 мм.

Рис. 1.32. Продольный разрез насоса охлаждающей жидко­сти:

1 —корпус; 2 —крышка; 3 —гайка крепления крышки насо­
са; 4 —вентилятор;5—ступицашкива; 6— накладка; 7— валик;
8 —шкив; 9 —стопорный винт подшипника; 10 — подшипник;

 

Рис. 1.33. Схема проверки натяжения рем­ня привода насоса: / — насос охлаждающей жидкости; 2 — ко­ленчатый вал; 3 — генератор; А — прогиб меж­ду шкивами генератора и насоса; В — прогиб между шкивами насоса и коленчатого вала

Соберите насос охлаждающей жидкости и масляный насос в порядке, обратном разборке, с соблюдением установочных раз­меров. Установите приборы и детали, снятые при разборке, на двигатель.

Проведите регулировку натяжения ремня привода насоса (рис. 1.33). При надавливании с усилием 100 Н прогиб А между шкивами генератора и насоса должен составлять 10—15 мм, а прогиб В между шкивами насоса и коленчатого вала должен со­ставлять 12—17 мм.

Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)

Болт крепления масляного картера...... 5,1 — 8,2

Шпилька крепления крышки сапуна...... 12,7 — 20,6

Болт крепления звездочки привода

масляного насоса..................................... 41,2 — 51,0

Болт крепления насоса охлаждающей

жидкости..................................................... 21,66—26,75

Гайка крепления выпускного патрубка

рубашки охлаждения................................... 15,97—22,64

4.Устройство систем подачи воздуха, питания и выпуска отработавших газов двигателей.

Правила безопасного выполнения задания. Руководствуйтесь об­щими правилами безопасного выполнения практических работ. Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108,

..Карбюраторы типа«ОЗОН»(ДАА32107-11071,ДАА321412-1107010-11) и типа «СОЛЕКС» (ДАА321053-1107010-10, ДАА321412-1107010,ДАА32108-1107010),К-151. Стандартные наборы ключей, отрезки лески дли-

ной 5—10 см. Штангенциркуль. Ключ для замковой шайбы датчи­ка уровня топлива УЗАМ-331. Весы с ценой деления 0,5 г.

Последовательность выполнения задания. В составе звена. По вторите устройство систем питания двигателей. Изучите схемь подачи воздуха и горючего, выпуска отработавших газов и найди те соответствующие приборы на двигателе. Снимите с двигател топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор. С двигател ЗМЗ-406 снимите электробензонасос, электромагнитные форсун ки, регулятор давления топлива, фильтр топливозаборника, воз­душный фильтр.

Изучите по плакату схему питания газобензиновых двигателей, найдите соответствующие приборы на газобаллонной аппаратуре. Демонтируйте редуктор-испаритель, электромагнитные клапаны отключения газа и бензина, смеситель, фильтрующий элемент.

Разберите редуктор-испаритель, изучите его устройство, опре­делите визуально техническое состояние и соберите.

Установите на место демонтированные приборы, руководству­ясь соответствующими схемами на плакатах.

Индивидуально. Разберите карбюратор и изучите его устройство. С помощью лески проверьте пути движения горючего. Соберите карбюратор в обратном порядке.

При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомен­дациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. От­ветьте на контрольные вопросы.

Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Для демонтажа бензонасоса снимите шланги с патрубков и отверните две гайки его крепления к двигателю. Обратите внимание на то| что под бензонасосом расположена теплоизоляционная простав-ка, которая уплотнена с двух сторон прокладками толщиной 0,27—' 0,33 (А); 0,7-0,8 (В) или 1,1-1,3 мм (С) (рис. 1.45).

Для демонтажа воздушного фильтра отверните гайки крепления крышки, снимите ее и фильтрующий элемент. Отверните гайки крепления корпуса к карбюратору. Отсоедините шланги и снимите' корпус с прокладкой. Обратите внимание на голубую и красную метки на крышке фильтра и стрелку на патрубке для забора возду­ха летом (при температуре выше 15 °С). Найдите патрубок для шланга подвода воздуха зимой (при температуре ниже 15 °С).

Для демонтажа карбюратора отсоедините от него тяги привода воздушной и дроссельной заслонок и возвратную пружину. Сни­мите с патрубков карбюратора шланги подвода топлива, венти­ляции картера и отбора разряжения к вакуумному регулятору (у карбюратора 21053-1107010 отсоедините провода от электромаг­нитного запорного клапана и концевого выключателя экономай­зера принудительного холостого хода, выверните винт крепления блока подогрева карбюратора и снимите его). Отверните гайки крепления карбюратора к впускной трубе и снимите его вместе с

Рис. 1.45. Схема установки и контроля привода топливного насоса:

/ — толкатель; 2 — блок; 3 — теплоизоляционная проставка; 4 — эксцентрик

нала привода; А, В, С — прокладки; d — минимальное выдвижение толкателя

при медленном проворачивании коленчатого вала

прокладкой. Закройте заглушкой отверстие впускного трубопро­вода. Установку карбюратора на двигатель выполните в обратном порядке. Затяните гайки крепления карбюратора (момент затяги­вания 12,8—15,9 Н-м).

Соберите и установите на двигатель воздушный фильтр. При установке крышки летом напротив стрелки должна быть голубая метка, а зимой — красная.

Для разборки топливного насоса отверните болт крепления крышки. Снимите крышку и фильтр, отверните винты крепления корпуса к нижней крышке и разъедините их. Выньте узел диаф­рагм и пружину. Проверьте техническое состояние насоса (целост­ность пружин, отсутствие заедания клапанов, отсутствие трещин п затвердеваний на диафрагмах).

Для установки насоса на двигатель поставьте прокладку А, за­тем — теплоизоляционную проставку. Между насосом и простав-кой установите прокладку В или С так, чтобы расстояние d (мини­мальное выдвижение толкателя при медленном проворачивании коленчатого вала) было равно 0,8—1,3 мм. Если d меньше 0,8 мм, ГО вместо прокладки В поставьте прокладку А; если больше, то поставьте прокладку С. Еще раз проверьте расстояние d и закре­пите насос.

Найдите на топливном баке пробку заливной горловины, дат­чик уровня топлива, трубку вентиляции бака.

Осмотрите редуктор-испаритель. Найдите крышки редукторов высокого и низкого давления; штуцеры подвода сжиженного газа и выхода газа, подвода и отвода теплоносителя, слива конденсата из полости высокого и низкого давления, подсоединения к за-дроссельному пространству карбюратора; винты слива конденса­та, регулирования холостого хода. Разберите редуктор-испаритель. Найдите диафрагмы разгрузочного устройства, редуктора низко­го давления, редуктора высокого давления; клапаны. Проследите каналы обратной связи, соединения полостей высокого и низко­го давления. Внешним осмотром определите техническое состоя­ние деталей и соберите редуктор.

Найдите на впускной системе двигателя газовый смеситель демонтируйте его, ознакомьтесь с конструкцией и установите ег;' на место.

Карбюратор «ОЗОН». Осмотрите карбюратор (рис. 1.49). При разборке детали карбюратора раскладывайте на столе по порядку Обратите внимание на цифровую маркировку жиклеров, трубок диффузоров; заметьте места их установки. Снимите возвратную пружину 7, расшплинтуйте и отсоедините от рычага дроссельной заслонки тягу 8, отсоедините шток 9 пневмопривода. Сожмите пружину телескопической тяги 4 и отсоедините ее от трехплечего рычага 3. Отверните пять винтов крышки карбюратора и осторож-

Рис. 1.49. Карбюратор 2107-1107010-20 (вид со стороны привода дрос­сельных заслонок): 1 — воздушная заслонка; 2 — пусковое устройство; 3 — трехплечий рычаг управ­ления воздушной заслонкой; 4 — телескопическая тяга; 5 — рычаг управления карбюратором; 6 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки второй камеры; 7 — возвратная пружина; 8 — тяга связи дроссельной заслонки первой камеры с приводом пускового устройства; 9 — шток пневмопривода; 10 — пневмопривод дроссельной заслонки второй камеры

Рис. 1.50. Детали крышки карбюратора 1205-1107010: / — регулировочный винт; 2 — крышка пускового устройства; 3 — пружина; 4 — ди афрагма; 5 — шток диафрагмы; б — корпус пускового устройства; 7 — теле­скопическая тяга; 8 — ось воздушной заслонки; 9 — воздушная заслонка; 10 — крышка карбюратора; 11 — прокладка; 12 — фильтр; 13 — пробка фильтра; 14 — седло игольчатого клапана; 15 — игольчатый клапан; 16 — ось поплавка; 17 —

поплавок; 18 — прокладка; 19 — тяга пускового устройства

но отсоедините ее от корпуса так, чтобы не повредить прокладку и поплавок. Отверните два винта крепления корпуса дроссельных заслонок. Осторожно, чтобы не повредить запрессованные в кор­пусе переходные втулки и теплоизоляционную прокладку, отсое­дините корпус дроссельных заслонок. Разберите крышку карбю­ратора (рис. 1.50). Осторожно извлеките ось поплавка и снимите поплавок. Выньте игольчатый клапан из корпуса. Снимите про­кладку 11, выверните седло 14 игольчатого клапана. Отверните пробку 13 и выньте топливный фильтр 12. Отсоедините тяги 7 и 19. Отверните два винта крепления корпуса пускового устрой­ства 6 и снимите его. Для разборки пускового устройства отверни­те три винта крепления крышки 2. Разберите корпус дроссельных часлонок (рис. 1.51). Выверните винт 14 регулировки состава смеси холостого хода, отверните винты крепления втулки 13 и снимите ее вместе с винтом 19 регулировки количества смеси холостого хода. Расконтрив гайку оси 12 дроссельной заслонки первой каме­ры, отверните гайку и снимите рычаги 1,2,4 и 27 с шайбами и втулкой 3 с оси дроссельной заслонки, а также пружину 26 и золотник 25. Отверните гайку крепления рычага 5 на оси дрос­сельной заслонки вторичной камеры и снимите рычаги 5, 7с шай-бами и пружиной. Разберите корпус карбюратора (рис. 1.52). От­верните винт крепления рычага 24 привода воздушной заслонки И снимите кронштейн 26, рычаг 24, пружину 23, тягу 25. Отвер­ните четыре винта крышки 21 ускорительного насоса и снимите крышку с рычагом и диафрагму 20 с возвратной пружиной 19.

 

Рис. 1.51. Детали корпуса дроссельных заслонок карбюратора 2105-1107010 1 — рычаг привода дроссельных заслонок; 2 — рычаг, ограничивающий откры тие дроссельной заслонки второй камеры; 3 — втулка; 4 — рычаг связи с воздуш ной заслонкой; 5 — рычаг, закрепленный на оси дроссельной заслонки второй камеры; 6 — пружина; 7 — рычаг, связанный с пневмоприводом; 8 — корпу дроссельных заслонок; 9 — возвратная пружина первой дроссельной заслонки; 10 — ось второй дроссельной заслонки; 11 — дроссельные заслонки; 12 — ось первой дроссельной заслонки; 13 — ограничительные втулки; 14 — винт регули­ровки состава смеси холостого хода; 15 — уплотнительное кольцо; 16 — проклад­ка; 17 — корпус экономайзера принудительного холостого хода; 18 — крышка экономайзера; 19 — винт регулировки количества смеси холостого хода; 20 — диафрагма экономайзера; 21 — игла экономайзера; 22 — седло иглы; 23 — кронш­тейн крепления микропереключателя; 24 — микропереключатель; 25 — золот­ник; 26 — пружина золотника; 27 — рычаг, закрепленный на оси первой

дроссельной заслонки

Выверните главные воздушные жиклеры 10 и 12, переверните корпус и, слегка постукивая по нему, вытряхните из колодцев эмульсионные трубки 11 и 13. Отверните корпус 6 жиклера пере­ходной системы, запорный клапан системы холостого хода и вынь­те их вместе с жиклерами 5 и 77. Отверните клапан-винт 9 и сни­мите распылитель 8 ускорительного насоса, выверните регулиро­вочный винт 16. Выколоткой из дерева или мягкого металла выбей­те малые диффузоры 7 и 22. Выверните главные топливные жикле­ры 14 и 75. Снимите пневмопривод дроссельной заслонки вторич­ной камеры и разберите ее (детали 7, 2, 3, 4).

Проверьте техническое состояние деталей карбюратора. Топ­ливный фильтр, поплавок, игольчатый клапан и его седла, диаф­рагмы не должны иметь повреждений. Клапан должен свободно

Рис. 1.52. Детали корпуса карбюратора 2105-1107010: / — шток пневмопривода второй дроссельной заслонки; 2 — корпус пневмо­привода; 3 — диафрагма; 4 — крышка пневмопривода; 5 — топливный жиклер переходной системы второй камеры; 6 — корпус топливного жиклера; 7 — ма­лый диффузор второй камеры; 8 — распылитель ускорительного насоса; 9 — клапан-винт ускорительного насоса; 10 — главный воздушный жиклер второй камеры; 11 — эмульсионная трубка второй камеры; 12 — главный воздушный жиклер первой камеры; 13 — эмульсионная трубка первой камеры; 14 — глав­ный топливный жиклер второй камеры; 15 — главный топливный жиклер пер­вой камеры; 16 — регулировочный винт ускорительного насоса; 77— топливный жиклер системы холостого хода; 18 — корпус ускорительного насоса; 19 — воз­вратная пружина ускорительного насоса; 20 — диафрагма ускорительного насо­са; 21 — крышка ускорительного насоса; 22 — малый диффузор первой камеры; 23 — возвратная пружина рычага; 24 — трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 25 — тяга связи с дроссельной заслонкой; 26 — кронштейн возвратной пружины дроссельных заслонок

перемещаться в гнезде, а его шарик не должен зависать. Царапи­ны на уплотняющих поверхностях не допускаются. Шарик в кла­пане-винте должен легко перемещаться. Все подвижные элементы должны перемещаться без заеданий. Масса поплавка должна со­ставлять 11 — 13 г. Игольчатый клапан должен быть герметичным.

Соберите карбюратор в последовательности, обратной разбор­ке, в соответствии с маркировкой и тарировочными данными кар­бюратора (табл. 1.3).

Отрегулируйте положение дроссельных заслонок. Максималь­ное открытие заслонки первичной камеры (13 мм) регулируйте подгибанием нижнего усика рычага связи с дроссельной заслон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: