Система законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации




Особое место законодательных (представительных) органов в системе государственной власти обосновывается уровнем, масштабом полномочий и объемом компетенции законодательной ветви власти. Законодательные (представительные) органы выполняют особую роль в правотворчестве, важнейшей функцией которых является реализация в процессе законотворчества путем принятия нормативных актов в форме законов конституционного принципа демократии. На основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. Это обосновывает первичность представительных органов в механизме государственной власти.

Законодательная (представительная) ветвь власти в субъектах России обеспечивает баланс в системе разделения властей, формируя необходимую для деятельности других органов государственной власти законодательную основу, а с другой – обеспечивает гибкое проведение государственной политики посредством оценки представителями народа возможных действий власти и их социально-экономических последствий.

Конституционные основы правового статуса законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации представляют собой закрепленные в Конституции Российской Федерации исходные начала, обусловливающие и определяющие элементы (составляющие их признаки) правового статуса этих органов.

Законодательные органы являются представительными органами, которые представляют и выражают интересы народа, так как избираются гражданами РФ – народом Российской Федерации.

Граждане РФ избирают выборный представительный орган, который обладает исключительным правом принимать законодательные акты, охраняющие свободу и права человека и обеспечивать решение общественных проблем в интересах всех граждан.

В п. «г» ст. 71 Конституции Российской Федерации говорится о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, рассматриваемых в их совокупности, и к ведению Российской Федерации относится установление системы этих органов[1]. Таким образом, каждая ветвь государственной власти имеет свою систему (структуру) федеративных органов, организация и деятельность которой регулируется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №184) система законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом[2].

Системное построение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ должно соответствовать основам конституционного строя, а также общим принципам организации законодательных (представительных) органов государственной власти.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации[3].

Субъекты Российской Федерации формируют систему законодательных (представительных) органов государственной власти с иерархической соподчиненностью, структурой внутренних связей, четким определением функций и полномочий, а также механизмами взаимодействия со всеми звеньями государственного аппарата и гражданским обществом.

Во всех субъектах Российской Федерации созданы и действуют законодательные (представительные) органы государственной власти, которые имеют различные наименования, различия по своей численности и представительности, однако каждый из них выполняет важную задачу для своего региона и в целом для всего государства – обеспечивает возможность реализации прав граждан на определенном участке территории Российской Федерации.

На сегодняшний день вопросы наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ отнесены исключительно к компетенции субъекта РФ, а именно оно устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Субъекты РФ разнообразно подходят к вопросу наименования своих законодательных (представительных) органов. Так, например, среди наименований законодательных (представительных) органов субъектов РФ можно встретить следующие наименования: Дума (Московская область, Мурманская область, Курганская область); Законодательное Собрание (г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Челябинская область); Законодательная Дума (Хабаровский край, Томская область); Собрание депутатов (Архангельская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ).

В некоторых российских субъектах законодательные (представительные) органы власти имеют наименования с использованием термина «парламент», например Государственное Собрание Республики Марий Эл – Парламент Республики Марий Эл, Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, Парламент Республики Северная Осетия – Алания, Государственный Совет – Парламент Республики Татарстан.

В наименованиях некоторых региональных парламентов отражена их законодательная функция, например, Законодательное Собрание Челябинской области, Законодательная Дума Хабаровского края.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ являются одним из ключевых элементов системы органов государственной власти субъекта РФ. Они олицетворяют народное представительство, являются представительными по своей конституционной природе. Такая их сущность предопределена конституционным принципом народовластия, допускающим его представительную форму (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). С другой стороны, выступая органами народного представительства, законодательные органы аккумулируют определенную долю народного суверенитета, что легитимирует их законодательную функцию.

Таким образом, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ — это образуемый непосредственно народом, подотчетный ему и ответственный перед ним постоянно действующий высший государственный орган, осуществляющий полномочия в интересах народа Российской Федерации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: