Транспортный сектор и связь в системе мирового хозяйства




 

Транспорт и связь являются элементами мировой коммуникационной системы. В результате их функционирования не создаются овеществляемые формы богатств, но формируются условия для осуществления экономических процессов посредством перемещения в пространстве объектов, людей и информации. Услуги транспорта и связи принимают стоимостные формы; их совокупная доля в МВП оценивается в 8-11%, в том числе доля транспорта – порядка 7-9%.

В предшествующие эпохи ведущая роль в экономике и, целом, в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. К основным видам транспорта в современных условиях относятся сухопутный (в том числе, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (в том числе, морской и речной) и воздушный (или авиационный, в том числе, самолётный и вертолётный). Основными показателями объёма грузоперевозок являются тонно-километры; людей – пассажиро-километры; обобщённые показатели рассчитываются в приведенных тонно-километрах, причём в железнодорожных перевозках 1 т-км приравнивается к 1 пасс.-км, в автомобильных – 6, и в воздушных – к 12 пасс.-км. В среднем за год в мире перевозится более 1 трлн. пассажиров и порядка 100 млрд. тонн грузов. Общая протяжённость сети дорог в мире –более 34 млн км, из которых 24 млн приходится на автомобильные дороги и 1,2 млн км – на железные дороги; протяжённость трубопроводов – 1,8 млн км. Перевозки осуществляют более 10 тыс. самолётов, 40 тыс. морских судов, 200 тыс. локомотивов, 660 млн автомобилей.

Мировой объём грузооборота составляет в настоящее время примерно 50 трлн. т-км, причём основная роль принадлежит морскому транспорту, на долю которого приходится более 61% перевозки грузов в мировом хозяйстве. В течение второй половины ХХ в. эта доля постоянно росла (в 1950 г. она составляла немногим более 50%). На втором месте по грузообороту – железнодорожный транспорт, доля которого, напротив снизилась за тот же период более чем вдвое – с 31 до 15%. Удельный вес трубопроводного транспорта вырос почти в три раза и приблизился к 12%, автомобильного –также увеличился, но не столь значительно и достигает в настоящее время 9,5%. Более чем в два раза уменьшилась доля внутреннего водного транспорта – с 5,6 до 2,6%; значение воздушного и других видов транспорта в мировом грузообороте несущественно. Из стран мира по грузообороту лидируют США, Китай и Россия.

В пассажирообороте, составляющем около 19 трлн. пасс.-км, с большим отрывом лидирует автомобильный транспорт- более 80% (в том числе, на автомобилях индивидуального пользования – 62%); удельный вес железнодорожного транспорта несколько превышает 10%, а воздушного – приближается к этому показателю; доля всех видов водного транспорта вместе взятых не превышает 1% мирового пассажирооборота. При этом в международных пассажирских перевозках ведущая роль принадлежит воздушному транспорту. Ведущие страны по пассажирообороту – Япония, Китай, США, Индия, Россия и Германия.

В географической структуре мировой транспортной сети выделяются три ведущих региона: это Северная Америка, на которую приходится 30% общей протяжённости мировых путей сообщения; Западная Европа, лидирующая по густоте сети и частоте движения, и регион СНГ, занимающий первое место в мире по грузообороту сухопутных видов транспорта. Железнодорожный транспорт, хотя и уступает позиции по относительным показателям, но сохраняет ведущую роль в сухопутной перевозке твёрдых грузов (до 80% грузооборота). Протяжённость железнодорожной сети является наибольшей в крупнейших по размерам территории странах: в США - 176 тыс. км, в России – 88 (в странах СНГ – более 144 тыс. км), в Канаде – 88 тыс. км; десятками тысяч километров исчисляется также протяжённость железных дорог в Китае, Индии, Германии, Австралии, Аргентине, Франции, Бразилии. На указанные страны приходится более 50% протяжённости железных дорог мира. Плотность железнодорожной сети во многих европейских странах превышает 100 км на 1 тыс. кв. км площади; в России этот показатель – порядка 5, в среднем по странам Африки – 2,7 км на тысячу квадратных километров территории. Из 660 млн. автомобилей около 80% сконцентрировано в трёх регионах: в Северной Америке (более 260 млн), Западной Европе (порядка 200 млн. машин) и в Японии (более 50 млн.). Россия лидирует в развитии трубопроводного транспорта: на долю нашей страны приходится более половины мирового грузооборота, осуществляемого этим видом транспорта. Россия лидирует также по протяжённости электрифицированных железных дорог.

К перспективным направлениям развития мирового транспорта относятся развитие контейнерных перевозок, так называемых интермодальных перевозок, в которых участвуют два и более видов транспорта, что требует точности соблюдения графиков и ритмичности движения грузов; рост доли электрифицированных высокоскоростных железнодорожных магистралей и автомобильных дорог с твёрдым покрытием, развитие сети трубопроводов больших диаметров и др. Особое значение приобретает расширение количества трансконтинентальных контейнерных «мостов», комбинирующих согласованную транспортировку контейнеров различными видами транспорта, и создание транспортных коридоров (полимагистралей) по территории нескольких государств. По территории России проходит две важнейшие полимагистрали (из девяти европейских): Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород-Екатеринбург и Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Киев-Одесса с ответвлениями на Новороссийск и Астрахань.

Мировое хозяйство не могло бы функционировать без движения экономической информации, обеспечиваемого системами связи. С рубежа XIX-ХХ веков активно используется радио-, телефонная и телеграфная связь; в настоящее время всё большее значение приобретает волоконно-оптическая, космическая и другие современные формы связи; их важнейшими техническими разновидностями становятся радиотелефонная и Интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты. Получили распространение Интернет-магазины и Интернет-биржи; резко сократилось время передачи и обработки финансовой информации, движение которой превратилось в важнейший фактор экономической глобализации. Россия пока отстаёт от ведущих стран мира по абсолютным показателям развития современных средств связи, но опережает их по темпам прироста этих средств; это особенно относится к динамике количества пользователей мобильной радиотелефонной связи (общее число которых превысило в нашей стране 18 млн. чел.) и пользователей Интернет (более 10 млн. чел.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: