Тема «Психология учебной деятельности обучающихся» (Ч.1)




Задачи-результаты:

· Систематизация знаний об учебной деятельности обучающихся и ее психологической структуре;

· Понимание и осознание сущности учебной мотивации и основных путей ее формирования у обучающихся разного возраста;

 

Подготовительный этап

1. По курсу лекций «Теоретическая педагогика», учебникам по педагогике повторите сущность понятия «учебная деятельность (учение)».

2. Перечислите основные компоненты учебной деятельности. Пользуясь общей структурной схемой деятельности, свяжите компоненты учебной деятельности в систему.

3. Ответьте на вопросы:

· Что такое «научение»? Чем научение существенно отличается от учения?

· Каковы цели учебной деятельности (объективный ценностный смысл)?

· Что такое «мотив учения»? Какие выделяют группы мотивов учения?

· Какие мотивы учения наиболее адекватны смыслу учебной деятельности?

 

Литература для подготовки к занятию

· Учебники по педагогике (различные издания)

· Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского-М.1979.

· Зимняя И.А. Педагогическая психологи. – М.2001.

· Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.1984.

· Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.1996.

· Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.1979.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

Выполнение работы

1. Перечислите условия (внешние и внутренние) организации учебной деятельности, при которых она оказывает развивающее влияние на обучающегося (как индивида, как личность, как субъекта деятельности). Ответы представьте таблицей:

 

Обучающийся развивается при соблюдении следующих условий организации учебной деятельности:
внешних – зависящих от педагога, среды внутренних – зависящих от самого обучающегося
как индивид      
как личность      
как субъект деятельности      

 

2. Расположите в предложенной схеме возможные реальные мотивы учения обучающихся: в центре – адекватные смыслу учебной деятельности, в кругах – по степени все большего несоответствия целям (смыслу) учения:

 

       
 
 
   
Старшая школа

 

 


3. Предложите методы, приемы, средства, формы организации учебной деятельности, позволяющие формировать у учащихся на уроках технологии:

· познавательные мотивы учения

 

· мотивы достижения, самореализации в учении

· широкие социальные мотивы учения

 

4. Выберите и кратко опишите одну из методик изучения мотивов учебной деятельности школьников (студентов).

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

ТЕМА «Психология учебной деятельности обучающихся» (Часть 2)

Задачи-результаты:

· Систематизация знаний о психологических механизмах и характеристиках усвоения - центрального звена учебной деятельности обучающихся.

Подготовительный этап

1. По учебным пособиям и конспектам курса «Психология человека» повторите сущность и характеристики психических познавательных процессов (восприятие, воображение, внимание, память мышление, речь) и эмоционально-волевых психических процессов (чувства, эмоции, воля).

2. По конспекту лекций курса «Педагогическая психология» или по учебным пособиям повторите понятия «учебная деятельность», «учащийся как субъект учебной деятельности», «внешняя структура учебной деятельности», «управление учебной деятельностью», «процесс усвоения».

 

Литература для подготовки к занятию

· Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. – М.1979.

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.,2001.

· Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.,1996.

· Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.1981. С.269-273.

· Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник. Глава 6.Закономерности процесса усвоения. М.1998. С.94-135.

· Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой.- М.1982.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

 

Выполнение работы

1. Существуют два основных подхода к психологическому описанию этапов (стадий) процесса усвоения знаний –

По С.Л.Рубинштейну:

· первичное ознакомление с материалом (или восприятие в широком смысле);

· осмысление учебного материала;

· закрепление;

· оперирование материалом в различных условиях, применяя на практике.

По П.Я. Гальпернину и Н.Ф.Талызиной:

· ознакомление с целью и ориентировочной основой действий;

· выполнение действия во внешне (материальной) развернутой форме;

· перевод действий во внешнюю речь (устную или письменную) с целью обобщения;

· перевод действий во «внешнюю речь про себя»;

· выполнение действия в форме внутренней речи, атоматизировано.

 

Выберите из содержания предмета «Технология» какое-нибудь конкретное знание, которое должно быть усвоено учащимися. Охарактеризуйте процесс его усвоения через описание совместных действий учителя и учащегося на уроке по одной из предложенных выше схем.

Заполните таблицу «Взаимодействие субъектов образовательного процесса на разных этапах процесса усвоения»

  Этапы усвоения   Действия учителя Психические процессы, активизируемые учителем у учащихся Действия учащегося
       
       
       
       
       

2. Подумайте, в чем могут проявиться основные качественные характеристики усвоения учащимися рассмотренного вами выше знания на уроке и после него (прочность, личностная обусловленность, обобщение /принципа, программы и способа действия/, полнота и системность знаний, действенность) и какими должны быть действия учителя на уроке, чтобы усвоение учебного материала учащимися отвечало названным характеристикам. Ответ представьте таблицей:

 

Основные характеристики усвоения Проявляются в следующих действиях учащихся Обеспечиваются следующими действиями учителя
Прочность    
Личностная обусловленность    
Обобщение (принципа, программы и способа действия)    
Полнота и системность знаний    
Действенность    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

ТЕМА «Психология педагогической деятельности»

 

Задачи-результаты:

· Систематизация знаний о структуре и психологических механизмах педагогической деятельности;

· Систематизация знаний о функциях профессиональной педагогической деятельности;

· Формирование представлений о субъектных проявлениях учителя на основе психологического анализа педагогического труда.

Подготовительный этап

 

1. Повторите блок-схему инвариантной структуры деятельности.

2. По лекциям курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Социальная психология» вспомните и запишите в тетрадь, что такое «рефлексия», в чем состоит рефлексивная природа профессионально-педагогической деятельности.

3. Найдите в учебных пособиях, лекциях характеристику понятий «педагогическая деятельность», «педагогическое общение», «свойства личности учителя», «обученность школьника», «воспитанность школьника».

4. Повторите по конспектам психолого-педагогических дисциплин понятия о целях, мотивах, предмете (содержании), методах и приемах, средствах и технологиях, продукте и результате педагогической деятельности.

5. Из конспектов лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, учебных пособий выпишите перечень функций профессиональной педагогической деятельности. Дайте их краткое определение.

 

Литература для подготовки к занятию

· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М,.2001.

· Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.,1989.

· Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – СПб.,1995.

· Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.,1990.

· Краткий психологический словарь-хрестоматия /Сост. Б.М. Петров, научн. ред. проф.К.К. Платонов.- М.1974.

· Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.1985.

· Маркова А.К. Психология труда учителя. – М,.1998.

· Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск.1994.

· Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р на/Д: Феникс, 2003.

· Словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

 

Выполнение работы

1. Составьте блок-схему структуры педагогической деятельности. Дайте определение каждому компоненту педагогической деятельности.

 

2. Осуществление педагогом функций профессиональной деятельности требует от него определенных знаний, умений и личностных качеств. Заполните таблицу, основываясь на данные Вами ранее определения каждой из функций:

 

Функции педагогической деятельности Для реализации данных функций педагогу необходимы:
профессиональные знания профессиональные умения, способности личностные качества
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

3. Заполните таблицу «Педагог как субъект педагогического труда»:

 

Стороны педагоги- ческого труда Психологический модуль для каждой стороны труда педагога
Объективно необходимые профессиональные: Психологические профессиональные характеристики:
знания умения позиции личностные качества
Процесс труда Педаго-гическая деятель-ность          
Педаго-гическое общение          
Личност-ные свойства        
Результат труда Обучен-ность учащегося            
Воспи-танность учащегося          

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: