Для детей, обучающихся по программам для учреждений VII вида (I—IV классы)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная область Предмет Общая занятость в неделю, ч Общеобразовательный класс, ч Класс коррекционно-пе- дагогической поддержки, ч
Класс I II III IV I II III IV I II III IV
Инвариантная часть
Общеобразователь- ные курсы Русский язык                        
Литература                        
Математика                        
Природоведение                        
Изобразительное искусство                        
Основы безопасности жизнедеятельности                        
Физкультура                        
Музыка и пение                        
Трудовая подготовка Трудовое обучение                        
Вариативная часть
Коррекционная подготовка Ознакомление с окружающим миром                        
Ритмика                        

 

Обязательные Театр                        
занятия по выбору Введение в народоведение                        
Максимальная нагрузка при 5-дневной                        
учебной неделе                          
Максимальная нагрузка при 6-дневной                        
учебной неделе                          
Индивидуальные и групповые                        
коррекционные занятия                        
  Русский язык                        
  Математика                        
  Развитие речи                        
  Логопедические                        
  занятия                        
  Развитие                        
  психомоторики и                        
  сенсорных                        
  процессов                        
  Лепка                        

ной школе осуществляется по предметам «Чтение и развитие
речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие уст-
ной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей
действительности», «Трудовое обучение», что предусмотрено как
в общеобразовательном классе (ведет учитель класса), так и в
классе коррекционно-педагогической поддержки (учитель-оли-
гофренопедагог). «Ритмика» как учебный предмет изучается деть-
ми с умственной отсталостью только в условиях класса коррек-
ционно-педагогической поддержки, что обусловлено недостаточ-
ной сформированностью у них двигательных навыков, замедлен-
ным темпом выполнения упражнений. Логопедические занятия
организует и проводит учитель-логопед, занятия ЛФК — препо-
даватель физической культуры, развитие психомоторики и сен-
сорных процессов осуществляют педагоги-психологи на индиви-
дуальных коррекционных занятиях. Факультативные занятия ва-
риативной части учебного плана вынесены вне сетки расписания.

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучае-
мые темы у учеников с разными образовательными потребностя-
ми, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения бе-
рется за основу (изложение нового материала, повторение прой-
денного, контроль знаний, умений и навыков). Если у всех уча-
щихся класса тема общая, то изучение материала ведется фрон-
тально, и дети получают знания того уровня, который определя-
ется их программой. Закрепление и отработка полученных зна-
ний, умений и навыков строятся на разном дидактическом мате-
риале, индивидуально подобранном для каждого ученика (кар-
точки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на
доске, алгоритмы). Если изучается разный программный матери-
ал и совместная работа невозможна, то в таком случае урок вы-
страивается по структуре уроков малокомплектных школ, когда
учитель сначала объясняет новый материал по типовым государ-
ственным программам, а учащиеся с психофизическими наруше-
ниями в это время выполняют самостоятельную работу, направ-
ленную на закрепление ранее изученного. Далее для закрепления
вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную
работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в разви-
тии, организует работу, предусматривающую анализ выполнен-
ного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнитель-
ное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое
чередование деятельности педагога продолжается в течение всего
урока.

При необходимости он может дополнительно использовать для
объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содер-
жания программного материала инструкционные карточки, в ко-
торых отражен алгоритм действий школьника, приведены различ-
ные задания и упражнения. Такой педагогический прием обуче-

 


ния применяется в том случае, когда учитель не в состоянии уде-
лять на уроке много времени учащимся с умственной недостаточ-
ностью и вынужден контролировать остальной класс из-за слож-
ности темы по типовой общеобразовательной программе.

 

9.3.3. Обучение в условиях классов коррекционно-педагогической

поддержки

Учащиеся с ограниченными возможностями жизнедеятельно-
сти усваивают сложные для восприятия темы по специальным
(коррекционным) образовательным программам в условиях клас-
са коррекционно-педагогической поддержки с помощью учите-
ля-дефектолога.

В такие группы учитель-дефектолог объединяет на одном уроке
учащихся, нуждающихся в специальной педагогической помощи,
из нескольких классов одной параллели. Например, в I классе вто-
рым уроком по расписанию стоит урок математики. Обучающиеся
по программе для детей с ЗПР из всех классов первой параллели
объединяются в класс коррекционно-педагогической поддержки,
в котором работает учитель-олигофренопедагог, использующий
специальные приемы и методы работы. В это время с остальными
(нормально развивающимися) учащимися занимаются учителя
образовательных классов.

В конце каждого урока дети получают домашнее задание. Если
ребенок занимался в классе коррекционно-педагогической под-
держки, то задание на дом ему дает учитель-дефектолог, если он
занимался в общеобразовательном классе, то это задание дает
учитель общего класса. В зависимости от сложности изучаемой темы,
объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фрон-
тальный характер. Задание в общеобразовательном классе сопро-
вождается единым инструктажем. Его проверка проводится по-
очередно или совместно в зависимости от сложности задания для
самостоятельной домашней работы, а выполнение оценивается с
учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам «Русский язык», «Матема-
тика», а также творческие работы (сочинения, изложения) для
обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на
уроки в классе коррекционно-педагогической поддержки или на
индивидуальные коррекционные занятия, которые предусмотре-
ны в работе учителя общеобразовательного класса. Ученики с ЗПР
изучают в условиях класса коррекционно-педагогической поддер-
жки такие учебные дисциплины, как «Математика», «Русский
язык», «Чтение», «Ознакомление с окружающим миром», «Рит-
мика». Количество часов на предметы, перенесенные в условия
таких классов, с каждым годом обучения уменьшается. Напри-
мер, в I классе соотношение тех и других занятий составляет 1: 2,


т.е. 7 в общеобразовательном классе и 14 в классе коррекционно-
педагогической поддержки. В III классе это соотношение сводится
к 3: 1, т.е. 19 в общеобразовательном классе и 6 в классе коррекци-
онно-педагогической поддержки.

Дети с умственной отсталостью в условиях классов коррекци-
онно-педагогической поддержки изучают следующие дисципли-
ны: «Математика», «Чтение и развитие речи», «Письмо и разви-
тие речи», «Трудовое обучение», «Развитие речи на основе изуче-
ния предметов и явлений окружающей действительности», «Со-
циально-бытовая ориентировка». У этих учащихся количество учеб-
ных часов в условиях класса коррекционно-педагогической под-
держки по дисциплинам «Трудовое обучение», «Социально-бы-
товая ориентировка», «История отечества» увеличивается с каж-
дым годом. По «Математике», «Письму и развитию речи» количе-
ство часов не изменяется, по «Чтению и развитию речи» умень-
шается. Например, для учащихся с нарушениями интеллекта ко-
личество учебных занятий в IV общем классе и в классе коррек-
ционно-педагогической поддержки составляет соотношение 16 к
12, а в VIII классе — уже 14 к 23.

Учебные занятия в общеобразовательном классе и классе кор-
рекционно-педагогической поддержки, а также коррекционные
занятия отражены в общешкольном расписании, в индивидуаль-
ных коррекционно-образовательных режимах, составленных спе-
циалистами консилиума для каждого ребенка.

 

9.3.4. Деятельность специалистов службы сопровождения

В общеобразовательной школе совместно с учителями общего
профиля учеников с ограниченными возможностями жизнедея-
тельности курируют учителя-дефектологи, логопеды и психоло-
ги, в чьи задачи входит следующее: медицинская коррекция; пси-
хологическое сопровождение; коррекционно-педагогическое и
общепедагогическое сопровождение; социально-педагогическое
сопровождение.

Исходя из индивидуальных особенностей детей с особыми об-
разовательными потребностями и специфики коррекционной ра-
боты с ними, можно выделить главные задачи психолого-
медик о-педагогического сопровождения.

1. Проведение комплексного психолого-медико-педагогического
исследования каждого ребенка с ограниченными возможностями
жизнедеятельности в целях выявления его соматического, соци-
ального, психологического и образовательного статуса и опреде-
ления направленности коррекционно-педагогической помощи при
осуществлении интегрированного обучения.

2. Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-об-
разовательных программ медико-психолого-педагогического со-

 


провождения детей в условиях интегрированного обучения, на-
правленных на их оздоровление, развитие, воспитание, обучение
и раскрытие личностного потенциала.

3. Оказание консультативной помощи родителям и учителям
общеобразовательных классов по вопросам воспитания и обуче-
ния этих детей, содействие их социально-педагогической интег-
рации.

4. Отслеживание дальнейшего развития и жизненного пути уча-
щихся, получивших образовательно-воспитательную и коррекци-
онно-педагогическую помощь, оказание им консультативной под-
держки, анализ эффективности проведенных мероприятий.

Согласно этому определяются и направления психолого-меди-
ко-педагогического сопровождения, которое реализуют специа-
листы общеобразовательной школы с учетом специфики своей
деятельности и функциональных обязанностей, связанных с пси-
холого-педагогической и медико-социальной поддержкой детей,
имеющих разный уровень психофизического развития.

1. Медицинское направление осуществляется врачами — педиат-
ром, психиатром и неврологом в условиях физиокабинета, фито-
бара, кабинетов ЛФК, процедурного кабинета, приемных каби-
нетов. В обязанности специалистов медицинского профиля вхо-
дит: обследование состояния соматического и психического ста-
туса ребенка; назначение (при необходимости) лечения; отсле-
живание изменений в его состоянии в процессе обучения, дози-
рование допустимой нагрузки; консультирование родителей и
педагогов по вопросам сохранения здоровья детей с отклонения-
ми в развитии.

2. Психологическое направление (кабинеты педагогов-психоло-
гов, комната релаксации для учащихся школы) реализуется педа-
гогом-психологом, владеющим методами нейропсихологическо-
го и психологического обследования детей с психофизическими
нарушениями. В его задачи входят контроль и сохранение психи-
ческого здоровья каждого ученика, интегрированного в систему
общеобразовательного класса. Эта деятельность предполагает: про-
ведение психологического обследования детей; участие в разра-
ботке и составлении индивидуальных коррекционно-образователь-
ных программ обучения и воспитания детей с ограниченными воз-
можностями жизнедеятельности в условиях семьи и школы; про-
ведение индивидуальной и подгрупповой психокоррекционной ра-
боты; динамическое психолого-педагогическое изучение учащих-
ся; консультирование родителей, а также учителей школы, вклю-
ченных в процесс обучения и воспитания детей с особенностями
в развитии.

3. Социально-педагогическое направление ведет социальный пе-
дагог, владеющий методами социально-педагогического обследо-
вания учащихся и их семей, теоретическими и практическими

 


знаниями по оказанию педагогической помощи школьникам и их
семьям в решении вопросов социализации и адаптации.

Специфика его деятельности заключается в том, что он явля-
ется координатором всех линий взаимодействия специалистов и
семьи, предусматривающих максимально эффективную помощь
ребенку с ограниченными возможностями. Он организует преем-
ственность в воздействии школы и семьи, помогает поддержанию
нормальных отношений между ребенком и семьей; участвует в
изучении учащихся, имеющих различный уровень психофизиче-
ского развития, и в составлении индивидуальных коррекционно-
образовательных программ; консультирует родителей по вопро-
сам формирования адекватного социального поведения и воспи-
тания ребенка; выявляет и корригирует социальные условия вос-
питания ребенка в семье; взаимодействует с педагогами, со спе-
циалистами служб социальной защиты, с благотворительными
организациями по вопросам оказания социальной помощи уча-
щимся школы. Он несет персональную ответственность за выпол-
нение коррекционно-образовательной программы, за соблюдение
и корректировку индивидуального коррекционно-образователь-
ного маршрута и режима. Социальный педагог организует комп-
лекс мероприятий по социальной защите учащихся с особенно-
стями в развитии; выявляет их интересы, потребности, трудности
общения со сверстниками и своевременно оказывает им соответ-
ствующую помощь.

4. Коррекционно-педагогическое направление в работе реализует
учитель-дефектолог. Он — основной специалист, проводящий и
координирующий коррекционно-педагогическое взаимодействие
с детьми, имеющими нарушения в психофизическом развитии,
руководящий их обучением в условиях социально-образователь-
ной интеграции. Он периодически проводит изучение познава-
тельной деятельности ребенка; исследует уровни усвоения раз-
личных видов деятельности и разных разделов программы, опре-
деляет возможности каждого ребенка в овладении учебным мате-
риалом; выбирает тип образовательной программы для обучения
детей; планирует (совместно с другими специалистами) и орга-
низует целенаправленную социально-педагогическую интеграцию
детей с особенностями развития в общеобразовательной школе;
координирует коррекционную психолого-педагогическую и ме-
дицинскую помощь детям; способствует полноценному интеллек-
туальному развитию учащегося на каждом возрастном этапе; кон-
сультирует других учителей и социального педагога по вопросам
организации коррекционно-педагогического процесса и взаимо-
действия между учащимися класса, помогает в отборе методики
проведения уроков в общеобразовательном классе; проводит фрон-
тальные и индивидуальные занятия с учащимися с отклонениями
в развитии.

 


Именно учитель-дефектолог отслеживает результативность ус-
воения ребенком избранной для него программы, он же ин-
формирует специалистов о необходимости ее корректировки, о
темпах прохождения учебных тем, о возможности обучения ре-
бенка только в условиях общеобразовательного класса без при-
влечения классов коррекционно-педагогической поддержки.

5. Логопедическое направление «принадлежит» учителю-логопе-
ду, в задачи которого входит выявление и устранение речевых
нарушений у детей.

Учитель-логопед периодически проводит диагностическое об-
следование речевого развития учащихся, формируя на его основе
банк коррекционных и диагностических методик; осуществляет
плановую коррекционную работу с целью поддержки ребенка в
освоении программного материала по русскому языку, чтению и
развитию речи; постоянно ведет индивидуальные занятия по пре-
одолению имеющихся речевых нарушений; участвует в разработ-
ке и реализации индивидуальных коррекционных программ для
детей с ограниченными возможностями; отслеживает динамику
речевого развития учащихся; консультирует родителей в пределах
своей компетенции.

Учитель-логопед проводит групповые, подгрупповые и инди-
видуальные коррекционные занятия, охватывающие все стороны
языкового развития учащихся, взаимодействует с другими педа-
гогами и родителями по закреплению изучаемого материала в раз-
личных видах деятельности.

 

9.3.5. Социальная интеграция, реализуемая в системе
дополнительного образования

Педагогическая работа в условиях интеграции предполагает
наряду с коррекцией психических функций, познавательного раз-
вития детей, содействие в накоплении и обогащении их социаль-
ного опыта, в становлении у них умений выстраивать межлично-
стные отношения в классе. Само по себе совместное обучение не
может в полной мере решить всех вопросов взаимодействия столь
различных детей. У каждого ребенка с психофизическими нару-
шениями складывается свой собственный опыт социальных отно-
шений. Важно воспитать в нем личностные качества, позволяю-
щие быть и оставаться индивидуумом, чувствовать ответственность
за свои действия и поведение, иметь собственную точку зрения.
Подготовка к независимому, самостоятельному образу жизни в
общеобразовательном учреждении возможна за счет вовлечения
всех учащихся в совместную внеклассную, внеурочную деятель-
ность, в которой они могут проявлять свои качества, творческие
способности, не относящиеся к образовательному процессу и не
связанные с интеллектуальной деятельностью.


Для решения этих важных вопросов в такой школе необходимо
создать систему дополнительного образования. Это может быть
музыкальная студия, в рамках которой для детей с особенностя-
ми в развитии организуются занятия хоровым пением, фолькло-
ром, народными и бальными танцами; это могут быть различные
спортивные секции (баскетбол, спортивная борьба, легкая атлети-
ка, художественная гимнастика), кружки по интересам (театраль-
ный, декоративно-прикладного творчества). Вовлечение детей в
занятия в музыкальной студии, в спортивных секциях и кружках
способствует формированию у них коммуникативных навыков,
влияет на мотивацию развивающейся личности, содействует стрем-
лению к познанию и творчеству, ориентирует на обобщение об-
ретаемого ими социального опыта. Во всем этом школьникам с
ограниченными возможностями необходима индивидуальная пси-
холого-педагогическая помощь и поддержка, которую им оказы-
вают педагоги, создавая и сохраняя атмосферу эмоционального
комфорта и психического благополучия.

Для успешной реализации процессов адаптации и социализа-
ции выбор направления дополнительного образования осуществ-
ляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ре-
бенка, с учетом пожеланий его и родителей. Добровольность вы-
бора — непременное условие, наиболее полно отвечающее его
интересам, внутренним потребностям, однако при этом следует
знать и учитывать рекомендации врача-психоневролога и врача-
педиатра.

С учетом индивидуальных способностей школьника, его заня-
тости в системах общеобразовательных, коррекционных занятий
и разных сфер дополнительного образования составляется инди-
видуальный коррекционно-образовательный маршрут, учитыва-
ющий все эти формы деятельности и связанные с ними нагрузки.

Деятельность педагогов дополнительного образования (кружок хо-
рового пения, фольклора, народных танцев, декоративно-приклад-
ного творчества и др.) направлена также на изучение компенса-
торных возможностей учащихся с ограниченными возможностями
и участие в составлении индивидуальных программ развития; вы-
явление творческих способностей учащихся, создание условий,
способствующих их развитию; проведение индивидуальных, под-
групповых коррекционных и фронтальных занятий с учащимися
общеобразовательного класса; консультирование родителей по воп-
росам формирования творческих способностей в условиях семьи.

Инструктор по физической культуре решает вопросы сохранения
и укрепления здоровья учащихся, их физического развития, пропа-
гандирует здоровый образ жизни. Его работа предусматривает прове-
дение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со
всеми учащимися общеобразовательных классов с учетом их психо-
физических возможностей и индивидуальных особенностей. Кроме

 


того, он осуществляет планирование, подготовку и проведение в
школе общих спортивных праздников; занимается коррекцией на-
рушений двигательной сферы учеников; оказывает консультативную
поддержку родителям по вопросам физического воспитания, разви-
тия и оздоровления ребенка в семье; совместно с медицинскими
работниками регулирует физические нагрузки детей.

Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми и
подростками, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр
всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом
приходится учитывать возможности индивида с особенностями
развития и соответствие им предлагаемых нагрузок. Важно как мож-
но раньше начать коррекционное воздействие, определить про-
должительность этой работы, время ее завершения и перспекти-
вы выхода ребенка с нарушениями в развитии в самостоятельную
жизнь.

Подводя итог сказанному, отметим, что одновременно с ос-
новными задачами профессиональной деятельности педагоги, осу-
ществляющие психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями, всегда предусматривают следу-
ющее: анализ ситуации развития каждого конкретного ребенка,
выявление причин школьной дезадаптации; содействие форми-
рованию положительных личностных качеств учащихся; профи-
лактика и преодоление вторичных отклонений в психическом и
социальном развитии детей; создание ситуации успеха и прогно-
зирование позитивных перспектив для ребенка и членов его се-
мьи; просвещение и поддержку родителей в вопросах обучения,
воспитания ребенка и общения с ним, а также помощь педагогам
в гармонизации отношений между членами педагогического кол-
лектива, между учителями и учащимися.

Специальные педагоги — логопеды, олигофренопедагоги, пси-
хологи и социальные педагоги — работают в единой команде с
учителями школы, а также в тесном контакте с родителями уча-
щихся, постоянно отслеживая развитие ребенка, результативность
его обучения.

Роль специалистов комплексного диагностико-консультатив-
ного и коррекционно-педагогического сопровождения учащихся
с ограниченными возможностями жизнедеятельности при их про-
хождении через многообразную систему кабинетов медико-психо-
лого-педагогического взаимодействия в условиях общеобразователь-
ной школы чрезвычайно важна. Практика убеждает, что только при
правильном и своевременном выявлении нарушений, а также при
индивидуально-дифференцированном подходе к обучению таких
детей в общеобразовательном классе достигаются успешное овла-
дение ими учебной программой и адаптация в социуме.

Рассматривая вопросы интегрированного обучения, нельзя
обойти стороной проблемы детей с нормальным типом развития.


 

Какие условия, созданные в такой школе, могут обеспечить их
собственные возможности и желание их родителей к совместному
обучению с детьми, имеющими те или иные ограничения жизне-
деятельности?

Эта проблема решаемая, однако экспериментально она глубо-
ко не исследована. Можно предположить, что этих детей также
нужно заинтересовать возможностями коррекционно-педагогиче-
ских услуг, образовательно-воспитательными и развивающими до-
стоинствами дополнительного образования.

Обобщая результаты практического внедрения различных форм
организации учебно-воспитательного процесса и работу служб
психолого-медико-педагогического сопровождения, следует отме-
тить, что образовательная и коррекционно-педагогическая помощь
учащимся с психофизическими нарушениями в условиях интег-
рированного обучения только тогда может считаться эффектив-
ной, когда достигается:

- обогащение детского кругозора, формирование обобщенных
представлений о предметах и явлениях окружающей действитель-
ности;

- повышение уровня общего развития и коррекция индивиду-
альных вторичных отклонений в развитии;

- овладение навыками социально-нравственного поведения,
обеспечивающими успешную адаптацию к школьным условиям
(осознание социальной роли ученика, выполнение определенных
обязанностей, ответственное отношение к учебе, соблюдение пра-
вил поведения на уроке, правил общения и т.д.);

- формирование учебной мотивации и учебных навыков;

- развитие личностных компонентов познавательной деятель-
ности — познавательной активности, самостоятельности, произ-
вольности психических процессов; преодоление интеллектуаль-
ной пассивности;

- укрепление соматического и психического здоровья ребенка:
предупреждение перегрузок, эмоциональных срывов;

- создание комфортного психологического климата, содейству-
ющего успешности учебной деятельности в ее фронтальной и ин-
дивидуальной формах;

- организация благоприятной социальной среды, которая обес-
печивала бы соответствующее возрасту развитие ребенка, стиму-
лировала его познавательную деятельность, коммуникативные
функции речи, активно воздействовала на формирование интел-
лектуальных и практических умений;

- постоянное и комплексное медико-психологическое сопро-
вождение, осуществляемое специалистами;

- полноценное и разнообразное учебно-методическое оснаще-
ние, необходимое для освоения образовательных программ уча-
щимися с разным уровнем психофизического развития.

 


9.3.6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический
консилиум как организатор интегрированного обучения

Развитие и образование тесно взаимосвязаны, именно поэто-
му особая значимость в интегративном подходе придается комп-
лексному индивидуальному сопровождению развития, воспита-
ния и обучения ребенка для его адаптации и дальнейшей реаби-
литации в социальном пространстве.

В современной образовательной практике существует ряд про-
блем в организации интегрированного обучения детей с ограни-
ченными возможностями жизнедеятельности в условиях общеоб-
разовательного учреждения в ситуации отсутствия квалифициро-
ванного психолого-медико-педагогического сопровождения. Среди них
особенно заметное влияние оказывают: низкий уровень диагно-
стики и несвоевременность коррекции в общеобразовательной
школе из-за недостатка квалифицированных специалистов; нере-
шенность вопросов преемственности в работе ДОУ и начальной
школы, а затем в работе учителей начального и среднего звена
школы; отсутствие контроля развития и качества усвоения учеб-
ного материала учащимися с ограниченными возможностями в
условиях интегрированного общеобразовательного класса; отсут-
ствие у учителей общеобразовательных классов специальных пе-
дагогических знаний о типологических особенностях школьников
с ЗПР, с нарушениями интеллекта, с сенсомоторными наруше-
ниями; слабая заинтересованность родителей детей с особенно-
стями в развитии в организации своевременной медицинской и
специальной педагогической помощи.

В образовательном учреждении, желающем осуществлять ин-
тегрированное образование на должном научно-методическом
уровне, необходимо создать внутришкольный психолого-медико-
педагогический консилиум, целью деятельности которого стано-
вится координация системы психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с психофизическими нарушениями в усло-
виях общеобразовательной школы. Такой консилиум представляет
собой объединение специалистов разного профиля, координиру-
ющих процессы развития, обучения и адаптации детей с ограни-
ченными возможностями и осуществляющих контроль за резуль-
тативностью этой деятельности.

Л.М.Шипицына выделяет следующие основные принципы со-
провождения, на которых основывается деятельность специали-
стов консилиума.

1. Непрерывность сопровождения — ребенок с отклонениями в
развитии испытывает потребность в получении помощи специа-
листов до тех пор, пока проблемы его обучения, развития и адап-
тации не будут решены или будет выбран оптимальный под-
ход к их решению.


2. Комплексность — этот принцип требует согласованной рабо-
ты всей команды специалистов сопровождения, имеющих общие
взгляды, понимающих сущность проблем в развитии ребенка,
владеющих методологическими основами проведения диагности-
ческой и коррекционной работы.

3. Индивидуальность сопровождения реализуется в определении
той категории детей, которая больше других нуждается в помо-
щи, в подборе соответствующих методик и приемов для оказания
специальной помощи.

4. Принцип системности прослеживается в разработке индиви-
дуальных коррекционно-образовательных программ для каждого
ученика с особенностями в развитии, поступившего в образова-
тельное учреждение, которые направлены на преодоление труд-
ностей, связанных с обучением, развитием и воспитанием этого
ребенка. В реализации индивидуальных программ принимают уча-
стие все специалисты с первого дня поступления ребенка и до
того момента, когда он сможет решать их самостоятельно или дей-
ствовать по намеченному плану.

В состав консилиума входят: руководитель — человек, имею-
щий специальное (дефектологическое) высшее педагогическое об-
разование, врач-педиатр, врач-психиатр (на договорной основе),
учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, соци-
альный педагог. На заседания консилиума приглашаются учителя
и общеобразовательных классов, и классов коррекционно-педа-
гогической поддержки, заместители директора по учебно-воспи-
тательной работе, курирующие начальное и среднее звено шко-
лы, родители учащихся (или лица, их заменяющие).

Психолого-медико-педагогический консилиум организует дея-
тельность по следующим направлениям.

Проведение скрининг-диагностики всех детей, поступивших в
школу с целью выявления потенциальной «группы риска».

Выделение из потенциальной «группы риска» тех учащихся, у
которых имеются психофизические нарушения. Проведение ин-
дивидуальной диагностики и определение сущности проблем ре-
бенка.

Разработка индивидуальных коррекционно-образовательных
программ для каждого ученика с особенностями в развитии, вы-
бор образовательного маршрута.

Последовательный контроль за реализацией программ сопро-
вождения, содействие преодолению трудностей в обучении, оп-
ределение направлений консультативной деятельности.

Отслеживание результативности психолого-медико-педагоги-
ческого сопровождения.

Каждый специалист (логопед, психолог, дефектолог, соци-
альный педагог) работает по указанным направлениям в соответ-
ствии со своей специализацией.

 


Нагрузка членов консилиума может составлять 10 — 20 ч в не-
делю, из которых выделяются часы на общую (с участием всех
специалистов) и индивидуальную диагностику (один специалист
проводит профильную диагностику), на заседания консилиума,
на коррекционную и аналитическую работу (оформление доку-
ментации), на посещение уроков и на методическую работу.

Алгоритм деятельности членов консилиума

Деятельность специалистов консилиума по индивидуальному
сопровождению детей с особенностями в развитии в условиях
общеобразовательного пространства условно предполагает несколь-
ко этапов.

1. Сбор информации о ребенке, зачисленном в школу; прове-
дение первичной диагностики соматического, психического, со-
циального здоровья.

2. Анализ полученной информации, определение количества
детей, нуждающихся в медицинской и специальной педагогиче-
ской по<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: