Естественное и искусственное освещение помещений




Таким образом, зрительная работа может способствовать возникновению зрительных расстройств, если она производится в неудовлетворительных гигиенических условиях, при неправильной посадке и особенно при неблагоприятных условиях освещения. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств. Исследования ученых-гигиенистов показали, что уровень освещенности оказывает значительное влияние на работоспособность и состояние зрительной функции. Дневной свет стимулирует работу мозга. Поэтому к организации светового режима в помещениях, в которых находятся и занимаются дети, следует подходить комплексно, с гигиенических позиций.

Условия, которые следует соблюдать, для оптимального освещения прописаны в СанПиН 2.4.1.3049-13 в главе VII «Требования к естественному и искусственному освещению помещений»:

7.1. Уровни естественного и искусственного освещения в дошкольных образовательных организациях должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

7.2. Неравномерность естественного освещения основных помещений с верхним или комбинированным естественным освещением не должна превышать 3:1. Это означает, что естественный свет должно поступать в помещения в полном объеме. Прохождению естественного освещения не должно создаваться препятствий, таких как, стоящие на подоконниках горшки с цветами, пособия, игры выше 15 см. СанПиН 2.4.1.3049-13 раздел 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

К препятствиям прохождения естественного освещения так же относится чистота оконных стекол. Не мытые стёкла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на стёклах накапливается особенно много пыли и грязи, эта цифра достигает 50%. Причём грязь накапливается как на наружной стороне стекла, так и на внутренней. В СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуется, в разделе 7.9. «Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения». Врачи рекомендуют протирать внутренние поверхности стёкол не реже 1 раза в 2-3 месяца. Наружные поверхности стёкол 2 раза в год и по мере необходимости.

7.3. Световые проемы в групповых, игровых и спальнях оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств используются шторы или жалюзи внутренние, межстекольные и наружные вертикально направленные. Материал, используемый для жалюзи, должен быть стойким к влаге, моющим и дезинфицирующим растворам.

Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами.

Конструкция регулируемых солнцезащитных устройств в исходном положении не должна уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы должны быть раздвинуты в целях обеспечения инсоляции помещения.

7.4. При одностороннем освещении глубина групповых помещений должна составлять не более 6 метров.

7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии требования к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций (Приложение N 2).

Приложение N 2

к СанПиН 2.4.1.3049-13

Требования к размещению источников искусственного освещения помещений дошкольных образовательных организаций

 

 

Помещения Система освещения Размещение светильников
Групповые (игровые), раздевальные Общее равномерное Вдоль светонесущей стены
Спальные помещения, веранды Общее равномерное + дежурное (ночное) Вдоль преимущественного размещения оборудования
Зал для музыкальных и физкультурных занятий Общее равномерное Любое

 

7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обращаем ваше внимание на то, что люминесцентные и энергосберегающие лампы являются ртутьсодержащими и требуют обязательной утилизации!

7.9. Чистка оконных стекол и светильников проводится по мере их загрязнения.

7.10. Осветительные приборы в помещениях для детей должны иметь защитную светорассеивающую арматуру.

Хотелось бы отметить, что в основных помещениях дошкольных учреждений предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп по цвету цветоизлучения: цвет белый, теплобелый, естественно – белый. Для энергосберегающих ламп: необходимо подбирать лампы большой мощности и по цвету цветоизлучения: цвет белый, теплобелый, естественно – белый.

Помимо освещенности на работоспособность существенно влияют также и другие характеристики световой обстановки в помещении: мелькающий, слепящий свет, неравномерность освещения рабочего места. Для исключения этих негативных факторов необходим правильный подбор осветительных приборов и рациональное размещение их в помещениях дошкольного учреждения.

4. Существенное влияние на состояние здоровья детей оказывает воздушно-тепловой режим помещений. От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.п.), так и риск ухудшения здоровья. Воздух в помещении во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений – антропогенных веществ. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют одним словом - «антропотоксины», то есть человеческие яды. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием СанПиН 2.4.1.3049-13 8.8. «Концентрация вредных веществ воздуха в помещениях с постоянным пребыванием детей (групповых, игровых, спальнях, залах для музыкальных и физкультурных занятий и других) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест». В течение занятия температура в помещении может повышаться на 3-4˚С, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Поэтому в СанПиН 2.4.1.3049-13 рекомендуется, в разделе 8.5. «Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться».

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.

8.7. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с требованиями к температуре воздуха и кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных организаций в разных климатических районах (Приложение N 3).

Приложение N 3

к СанПиН 2.4.1.3049-13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: