Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом




ВАРИАНТ 1

 


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы.

 

Десятичные приставки

 

Наимено­вание Обозначение Множитель Наимено­вание Обозначение Множитель
гига Г 109 санти с 10–2
мега М 106 милли м 10–3
кило к 103 микро мк 10–6
гекто г 102 нано н 10–9
деци д 10–1 пико п 10–12

 

 

Константы  
число p p = 3,14
ускорение свободного падения на Земле g = 10 м/с2
гравитационная постоянная G = 6,7·10–11 Н·м2/кг2
универсальная газовая постоянная R = 8,31 Дж/(моль·К)
постоянная Больцмана k = 1,38·10–23 Дж/К
постоянная Авогадро N А = 6·1023 моль–1
скорость света в вакууме с = 3·108 м/с
коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = = 9·109 Н·м2/Кл2
модуль заряда электрона (элементарный электрический заряд) e = 1,6·10–19 Кл
постоянная Планка h = 6,6·10–34 Дж·с

 

Соотношение между различными единицами
температура 0 К = – 273 °С
атомная единица массы 1 а.е.м. = 1,66×10–27 кг
1 атомная единица массы эквивалентна 931,5 МэВ
1 электронвольт 1 эВ = 1,6×10–19 Дж

 

 

Масса частиц  
электрона 9,1×10–31кг » 5,5×10–4 а.е.м.
протона 1,673×10–27 кг » 1,007 а.е.м.
нейтрона 1,675×10–27 кг » 1,008 а.е.м.

 

Плотность   подсолнечного масла 900 кг/м3
воды 1000 кг/м3 алюминия 2700 кг/м3
древесины (сосна) 400 кг/м3 железа 7800 кг/м3
керосина 800 кг/м3 ртути 13 600 кг/м3
           

 

 

Удельнаятеплоёмкость  
воды 4,2×103 Дж/(кг×К) алюминия   Дж/(кг×К)
льда 2,1×103 Дж/(кг×К) меди   Дж/(кг×К)
железа   Дж/(кг×К) чугуна   Дж/(кг×К)
свинца   Дж/(кг×К)    
         
Удельнаятеплота  
парообразования воды 2,3×106 Дж/кг
плавления свинца 2,5×104 Дж/кг
плавления льда 3,3×105 Дж/кг
                   

 

 


 

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра, число или последовательность цифр. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

 

 

1

 

 

На рисунке приведён график зависимости проекции скорости тела
от времени.

 

График зависимости от времени проекции ускорения этого тела ax
в интервале времени от 6 с до 10 с совпадает с графиком

 

 

  1)       3)    
  2)       4)    
Ответ:    
           

 

 

2

 

 

На рисунке показаны силы (в заданном масштабе), действующие на материальную точку. Модуль равнодействующей этих сил равен

 

 

 

  1)   4 Н     2)   2 Н     3)   3 Н     4)   Н  

 

Ответ:  

 

3

 

Деревянный брусок скользит по горизонтальной поверхности стола. Зависимость модуля силы трения скольжения F тр бруска по столу от массы m бруска показана на графике. Определите по данным графика коэффициент трения бруска по столу.

 

Ответ: ___________________________

 

 

4

 

Автомобиль массой 103 кг движется равномерно по мосту на высоте 5 м над землёй. Скорость автомобиля равна 10 м/с. Каков импульс автомобиля?

 

 

Ответ: ___________________________ кг ∙ м/с.

 

5

 

 

Звуковой сигнал, отразившись от препятствия, вернулся обратно к источнику через 5 с после его испускания. Каково расстояние от источника до препятствия, если скорость звука в воздухе 340 м/с?

 

Ответ: _____________ м.

 

6

 

В результате перехода искусственного спутника Земли с одной круговой орбиты на другую его центростремительное ускорение уменьшается. Как изменяются в результате этого перехода радиус орбиты спутника и его скорость движения по орбите вокруг Земли?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Радиус орбиты спутника Скорость движения спутника по орбите
   

 

 

 

7

 

 

С высоты h по наклонной плоскости из состояния покоя соскальзывает брусок массой m. Длина наклонной плоскости равна S, а коэффициент трения между бруском и плоскостью равен μ. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ   ФОРМУЛЫ
  А)   сила трения, действующая на брусок  
  Б)   время движения бруска  

 

 
  1)    
  2)    
  3)    
  4)    

 

 

Ответ: А Б
   

 

 


 

8

Если растолочь мел в мелкую пудру, высыпать её в стакан с водой и размешать, то, поместив каплю получившейся смеси под объектив микроскопа, можно увидеть, что частицы пудры движутся в капле хаотично. Чем можно объяснить такое движение частиц пудры?

 

 

  1)   диффузией молекул воды в крупинки пудры  
  2)   хаотичными ударами со стороны молекул воды  
  3)   притяжением крупинок пудры молекулами воды  
  4)   сопротивлением воды движению в ней твёрдых тел  

 

Ответ:  

 

 

9

 

На VT -диаграмме представлена зависимость объёма идеального газа от абсолютной температуры. Как изменяется давление газа при переходе из состояния 1 в состояние 2, если масса газа остаётся постоянной?

 

 

  1)   не изменяется  
  2)   увеличивается  
  3)   сначала увеличивается, потом уменьшается  
  4)   уменьшается  

 

Ответ:  

 

10

 

В керамическую чашечку (тигель) опустили электрический термометр и насыпали опилки олова. После этого тигель поместили в печь. Диаграмма изменения температуры олова с течением времени показана на рисунке. Печь при постоянном нагреве передавала олову в минуту количество теплоты, равное в среднем 500 Дж. Какое количество теплоты потребовалось для плавления олова?

 

 

Ответ: ___________________________ Дж.

 

11

 

 

Температуру холодильника тепловой машины, работающей по циклу Карно, увеличили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины и работа газа за цикл?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

КПД тепловой машины Работа газа за цикл
   

 

 

12

 

 

В цилиндре под поршнем находилось твёрдое вещество массой m. Цилиндр поместили в печь. На рисунке показан график изменения температуры t вещества по мере поглощения им количества теплоты Q. Формулы А и Б позволяют рассчитать значения физических величин, характеризующих происходящие с веществом тепловые процессы.

Установите соответствие между формулами и физическими величинами, значение которых можно рассчитать по этим формулам. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

ФОРМУЛЫ   ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
  А)    
  Б)    

 

 
  1)   удельная теплоёмкость твёрдого вещества  
  2)   удельная теплота плавления  
  3)   удельная теплота парообразования  
  4)   удельная теплоёмкость жидкости  

 

 

Ответ: А Б
   

 


 

13

 

Проволочная рамка движется в неоднородном магнитном поле в случае I со скоростью , в случае II со скоростью (см. рисунок). Плоскость рамки перпендикулярна линиям вектора магнитной индукции . В каком случае возникает ток в рамке?

 

 

1)   только в случае I  
  2)   только в случае II  
  3)   в обоих случаях  
  4)   ни в одном из случаев  

 

Ответ:  

 

 

14

 

 

Электрическая цепь, состоящая из четырёх прямолинейных проводников (1–2, 2–3, 3–4, 4–1), лежащих в горизонтальной плоскости, и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого направлен горизонтально вправо (см. рисунок, вид сверху). Куда направлена вызванная этим полем сила Ампера, действующая на проводник 1–2?

 

 

 

  1)   от наблюдателя Ä  
  2)   горизонтально влево ←  
  3)   к наблюдателю   
  4)   горизонтально вправо →  

 

Ответ:  

 

 

15

 

Комната освещается люстрой из четырёх одинаковых параллельно включённых лампочек. Расход электроэнергии за час равен 1500 кДж. Каким будет расход электроэнергии в час, если в квартире включить ещё четыре таких же параллельно соединённых лампочки?

 

Ответ: _____________ кДж

 

 

16

 

От точечного источника света S, находящегося на главной оптической оси тонкой собирающей линзы с фокусным расстоянием F на расстоянии 3 F от неё, распространяются два луча: a и b, как показано на рисунке.

 

 

В какой точке: 1, 2, 3 или 4 – пересекутся эти лучи после преломления линзой?

 

 

Ответ: в точке ___________________________.

 

 

17

 

Плоский воздушный конденсатор с диэлектриком между пластинами подключён к аккумулятору. Не отключая конденсатор от аккумулятора, диэлектрик удалили из конденсатора. Как изменятся при этом ёмкость конденсатора и разность потенциалов между его обкладками?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Ёмкость конденсатора Разность потенциалов между обкладками конденсатора
   

 

18

 

В первой экспериментальной установке положительно заряженная частица влетает в однородное магнитное поле так, что вектор её скорости перпендикулярен индукции магнитного поля (рис. 1). Во второй экспериментальной установке вектор скорости такой же частицы параллелен напряжённости электрического поля (рис. 2).

υ
 
B

 
υ

Рис. 1 Рис. 2

 

По каким траекториям движутся частицы в этих установках?

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

ДВИЖЕНИЕ ЧАСТИЦЫ   ТРАЕКТОРИЯ
  А)   в первой установке  
  Б)   во второй установке  

 

 
  1)   прямая линия  
  2)   окружность  
  3)   спираль  
  4)   парабола  

 

 

Ответ: А Б
   

 

 

19

 

В инерциальной системе отсчёта свет от неподвижного источника распространяется в вакууме со скоростью c. Источник света и зеркало движутся навстречу друг другу
с одинаковыми по модулю скоростями
(см. рисунок). Какова скорость отражённого света в инерциальной системе отсчёта, связанной с источником?

 

 

 

  1)   c + 2 u  
  2)   c  
  3)   c  
  4)   c – 2 u  

 

Ответ:  

 

 

20

 

Укажите второй продукт реакции He + Li ¾® B +?.

 

 

  1)       2)   n     3)       4)    

 

Ответ:  

 

 

21

 

Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер ртути от времени. Чему равен период полураспада этого изотопа ртути?

 

 

Ответ: _______________мин.

 

 

22

 

Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать (n – частота фотона, Е – энергия фотона, h – постоянная Планка, с – скорость света в вакууме). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

физическИЕ величинЫ ФормулЫ
А) Длина волны фотона 1)
Б) Импульс фотона 2)
    3)
    4)
А Б  
     
           

 

 


 

23

 

Конденсатор состоит из двух круглых пластин, разделённых воздушным промежутком. Необходимо экспериментально установить, зависит ли электроёмкость конденсатора от расстояния между пластинами. Какую(-ие) пару(-ы) конденсаторов нужно использовать для этой цели?

 

 

  1)   А, Б или Г       2)   только Б     3) только В     4)   только Г    
Ответ:  

 

24

 

На рисунке изображены графики зависимости мощности лампы накаливания и сопротивления её спирали от температуры. Выберите два верных утверждения, которые можно сделать, анализируя эти графики.

 

 

 

 

  1)   Напряжение на спирали лампы при подводимой мощности P = 200 Вт меньше 150 В.  
  2)   Сопротивление спирали лампы при подводимой мощности Вт равно 80 Ом.  
  3)   С уменьшением мощности, подводимой к лампе, напряжение на ней падает.  
  4)   Напряжение на лампе возрастает пропорционально подводимой к ней мощности.  
  5)   Напряжение на спирали лампы при подводимой мощности Вт равно 100 В.  

 

Ответ:    

 

Часть 2

Ответом к заданиям 25–27 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин писать не нужно.

 

 

25

 

Определите массу оболочки воздушного шара, висящего неподвижно на высоте, где плотность воздуха равна 0,9 кг/м3. Шар заполнен газом плотностью 0,8 кг/м3. Объём шара равен 600 м3.

 

 

Ответ: __________________________ кг.

 

26

 

При увеличении абсолютной температуры на 600 К средняя кинетическая энергия теплового движения молекул гелия увеличилась в 4 раза. Какова конечная температура газа?

 

 

Ответ: ___________________________ К.

 

 

27

 

Предмет расположен на горизонтальной главной оптической оси тонкой собирающей линзы. Оптическая сила линзы D = 5 дптр. Изображение предмета действительное, увеличение (отношение высоты изображения предмета к высоте самого предмета) k = 2. Найдите расстояние от изображения предмета до линзы.

 

 

Ответ: ___________________________ см.

 

 

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.


 

Для записи ответов на задания (28–32) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т. д.), а затем решение соответствующей задачи. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

 

 

28

 

 

На площадку падает зелёный свет от лазера. Лазер заменяют на другой, который генерирует красный свет. Мощность излучения, падающего на площадку, в обоих случаях одна и та же. Как меняется в результате такой замены число фотонов, падающих на площадку в единицу времени? Укажите закономерности, которые Вы использовали при обосновании своего ответа.

 

 

Полное правильное решение каждой из задач 29–32 должно содержать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.

 

29

 

Система грузов M, m 1 и m 2, показанная на рисунке, движется из состояния покоя. Поверхность стола –горизонтальная гладкая. Коэффициент трения между грузами M и m 1 равен m = 0,2. Грузы M и m 2 связаны лёгкой нерастяжимой нитью, которая скользит по блоку без трения. Пусть M = 1,2 кг, m 1 = m 2 = m. При каких значениях m грузы M и m 1 движутся как одно целое?


 

30

 

 

В калориметре находился 1 кг льда. Какой была температура льда, если после добавления в калориметр 15 г воды, имеющей температуру 20°С, в калориметре установилось тепловое равновесие при - 2°С? Теплообменом с окружающей средой и теплоёмкостью калориметра пренебречь.

 

31

 

 

Электрическая цепь состоит из источника тока и реостата. ЭДС источника = 6 В, его внутреннее сопротивление r = 2 Ом. Сопротивление реостата можно изменять в пределах от 1 Ом до 5 Ом. Чему равна максимальная мощность тока, выделяемая на реостате?

 

 

32

 

 

На поверхности воды плавает надувной плот шириной 4 м и длиной 6 м. Небо затянуто сплошным облачным покровом, полностью рассеивающим солнечный свет. Определите глубину тени под плотом. Глубиной погружения плота и рассеянием света водой пренебречь. Показатель преломления воды относительно воздуха принять равным .

 


 

Ответы

№ задания ответ № задания ответ № задания ответ № задания ответ
               
               
  0,32            
               
               
               
               
          35 или 53    

 

 

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

 

 

28

 

 

 

На площадку падает зелёный свет от лазера. Лазер заменяют на другой, который генерирует красный свет. Мощность излучения, падающего на площадку, в обоих случаях одна и та же. Как меняется в результате такой замены число фотонов, падающих на площадку в единицу времени? Укажите закономерности, которые Вы использовали при обосновании своего ответа.

 

 

 

Возможное решение
1. Увеличивается. 2. Свет, падающий на предмет, можно представить, как поток фотонов с энергией Известно, что длина волны зелёного света меньше длины волны красного света; следовательно, частота зелёного света больше, чем красного. Так как энергия фотона то энергия фотона зелёного света больше, чем красного. 3. Мощность светового излучения, падающего на площадку, где Δ t – интервал времени измерения (например, с); Δ N – число фотонов, упавших на площадку за это время. В данном случае откуда Следовательно, число фотонов увеличится

 

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае число фотонов увеличивается, п. 1), и полное верное объяснение (в данном случае п. 2–4) с указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: зависимость длины волны от цвета падающего света, выражения для мощности светового излучения и для энергии фотона)  
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются следующие недостатки. В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) ИЛИ Объяснения представлены не в полном объёме, или в них содержится один логический недочёт  
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи  
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла  

 


 

29

 

 

Система грузов M, m 1 и m 2, показанная на рисунке, движется из состояния покоя. Поверхность стола –

m
m 2
m 1
M 0
горизонтальная гладкая. Коэффициент трения между грузами M и m 1 равен m = 0,2. Грузы M и m 2 связаны лёгкой нерастяжимой нитью, которая скользит по блоку без трения. Пусть M = 1,2 кг, m 1 = m 2 = m. При каких значениях m грузы M и m 1 движутся как одно целое?

 

Возможное решение
 
x
y
 
1. Пока грузы M и m 1 движутся как одно целое, будем считать их одним телом M + m сложной формы. На рисунке показаны внешние силы, действующие на это тело и на груз m 2.

2. Будем считать систему отсчета, связанную со столом, инерциальной. Запишем второй закон Ньютона для каждого из тел в проекциях на оси Ox и Oy введенной системы координат:

Учтем, что

(нить легкая, скользит по блоку без трения),

(нить нерастяжима),

и сложим уравнения.

Получим:

, откуда .

M
m 1
3. Рассмотрим груз m 1 отдельно. Запишем для него второй закон Ньютона в проекциях на оси Ox и Oy и учтем, что груз m 1 покоится относительно груза M:

Получим:

, откуда .

Решая неравенство

относительно m, получим:

кг.

 

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: второй закон Ньютона, выражение для силы трения); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины  
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты; не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/ вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерени


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: